|
Конспект урока одна и две буквы н в наречиях на -о и Е. Фио безкоровайная Ирина Викторовна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Одна и две буквы Н в наречиях на –О и – Е.
|
ФИО Безкоровайная Ирина Викторовна
|
|
|
Место работы МАОУ СОШ №3 станица Брюховецкая
|
|
|
Должность учитель
|
|
|
Предмет русский язык и литература
|
|
|
Класс 7
|
|
|
Тема и номер урока в теме №
|
|
|
Базовый учебник «Русский язык 7 класс» (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов)
|
|
Цель и задачи урока
Цель: Знакомство с одной и двумя буквами Н в наречиях на –О и -Е
Задачи:
- обучающие:
1) познакомить учащихся с условиями выбора правописания Н и НН в суффиксах наречий на –О и –Е;
2) повторить написание Н и НН в прилагательных и причастиях;
3) Р.р. обучать конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями;
-развивающие:
1) развивать умение последовательно излагать свои мысли, используя учебную терминологию;
2) развивать умение обобщать изученный материал;
-воспитательные:
1) воспитание навыков самоконтроля, развитие самостоятельности и творчества;
2) воспитывать бережное отношение к языку, правильно и грамотно звучащей речи.
Урок первичного восприятия (изучение нового материала)
-
Формы работы учащихся: групповые и индивидуальные, тестирование, наблюдение языковых явлений, работа с учебником, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, интернет-ресурсы, мультимедийная установка.
Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.
№
|
Этап урока
|
Содержание
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Время (в минутах)
|
1
|
Оргмомент
|
|
Организация учащихся, проверка готовности к уроку.
|
Подготовка к уроку
|
2
|
2
|
Повторение
|
Повторение сведений о написание Н и НН в прилагательных и причастиях. Тест.
|
Опрос учащихся
|
Выполнение тестов
|
5
|
3
|
Объяснение нового материала
|
Наблюдение, беседа.
|
Объяснение нового материала
|
Ответы на вопросы, чтение для развития речевой деятельности
|
8
|
4
|
Закрепление
|
Закрепление умений составлять предложения с наречиями на –О и -Е
|
Определяет степень освоенности нового материала
|
Р. р. составление предложений с данными словами
|
5
|
4.2.
|
Коллективная работа
|
ЭУМ Закрепление умений применять изученное правило
|
Определяет ЭУМ П-типа, (при наличии вариативных ЭУМ определяет их индивидуально для каждого учащегося)
|
Анализ условий задания и правильная постановка вопросов по его условию
|
5
|
4.3.
|
Выполнение заданий учащимися
|
ЭУМ Закрепление умений подбирать синонимы с Н и НН
|
Анализирует результаты выполнения учащимися заданий
|
Самостоятельное выполнение задания
|
5
|
5
|
Выводы по уроку
|
Беседа
|
Определяет ЭУМ К-типа, (при наличии вариативных ЭУМ опреде ляет их инди видуально для каждого учащегося)
|
Ответы на поставленные вопросы
|
3
|
6
|
Выполнение учащимися контрольного задания
|
тесты
|
Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность
|
Самостоятельное выполнение задания
|
5
|
7
|
Домашнее задание
|
Выводы по уроку
|
Формулирует выводы. Выставление отметок. Комментарий домашнего задания.
|
Фиксируют выводы
|
2
|
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1
|
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях
|
Информационный
|
Тесты
|
http://www.fcior.edu.ru/card/23804/pravopisanie-n-i-nn-v-prichastiyah-i-otglagolnyh-prilagatelnyh.html
|
2
|
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях
|
Информационный
|
Тесты
|
http://www.fcior.edu.ru/card/23569/pravopisanie-n-i-nn-v-prichastiyah-i-otglagolnyh-prilagatelnyh.html
|
3
|
Н и НН в суффиксах наречий
|
Информационный
|
тесты
|
http://www/fcior.edu.ru/card/5689/pravopisanie-narechiy-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-narechiyami-na-o-e-pristavki-ne-i-ni-otrica.html
|
Русский язык. 7 класс.
Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.
Цели: Знакомство с одной и двумя буквами Н в наречиях на –О и -Е
Задачи:
- обучающие:
1) познакомить учащихся с условиями выбора правописания Н и НН в суффиксах наречий на –О и –Е;
2) повторить написание Н и НН в прилагательных и причастиях;
3) Р.р. обучать конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями;
-развивающие:
1) развивать умение последовательно излагать свои мысли, используя учебную терминологию;
2) развивать умение обобщать изученный материал
-воспитательные:
1) воспитание навыков самоконтроля, развитие самостоятельности и творчества;
2) воспитывать бережное отношение к языку, правильно и грамотно звучащей речи.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, интернет-ресурсы, мультимедийная установка.
Ход урока.
1. Оргмомент. Организация учащихся по подготовке к уроку.
2. Повторение. Повторение сведений о написании Н и НН в прилагательных и причастиях (слайд 1) http://www.fcior.edu.ru/card/23804/pravopisanie-n-i-nn-v-prichastiyah-i-otglagolnyh- prilagatelnyh.html
Тест.(Слайд 2) prilagatelnyh.htmlhttp://www.fcior.edu.ru/card/23569/pravopisanie-n-i-nn-v-prichastiyah-i-otglagolnyh-prilagatelnyh.html
Объяснение новой темы с целью познакомить учащихся с написанием Н и НН в наречиях на –О и –Е; формирование представления о Н и НН в наречиях на –О и –Е.
1).Чтение и наблюдение записанных на доске пар слов:
Обдуманный - обдуманно;
Восторженный – восторженно;
Искусный - искусно
Интересный – интересно.
2.) Беседа:
- Слова каких частей речи записаны в левом и правом столбиках?
- Каким способом образованы данные наречия?
- Чем обусловлено употребление одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е?
3). Чтение материала учебника с последующим ответом на вопрос:
- Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречиях Н и НН?
Следует отличать наречия от кратких страдательных причастий среднего рода.
Запись на доске:
Зрители слушали удивлённо. Собрание удивлено сообщением.
- На какие вопросы отвечают одинаково звучащие слова в первом и втором предложениях?
- Какими членами предложения являются эти слова?
- От каких частей речи зависят?
Вывод: в первом предложении удивленно – наречие образа действия, вопрос (как?) задаётся от глагола, является обстоятельством; во втором предложении удивлено – краткое причастие, является сказуемым.
Закрепление темы.
Р.р. Составьте предложения со следующими словами:
Обоснованно – обосновано; сдержанно – сдержано; сосредоточенно –сосредоточено; Обеспеченно – обеспечено.
2) Коллективная работа. Выполнение упражнения учебника на доске. Цель: умение применять изученное правило.
3) Самостоятельная работа. Цель: умение подобрать к наречиям синонимы, в которых пишутся НН и Н.
Спокойно, тревожно, невнимательно, быстро, смело, напрасно.
(Синонимы: безмятежно, беспокойно, рассеянно, мгновенно, бесстрашно, бесполезно).
5. Выводы по уроку. Беседа.
- От чего зависит употребление одной и двух Н в наречиях на –О и –Е?
- Как отличить краткое причастие в предложении от наречий на –О и –Е? .
Наречия, оканчивающиеся на -о, в основном образовались суффиксальным способом от имён прилагательных и причастий: красивый (цвет) - (рисовать) красиво, ветреный (человек) - (поступать) ветрено, взволнованный (ребёнок) - (отвечать) взвалнованно.
В суффиксе таких наречий пишется одна буква Н, если они образованы от прилагательных с одной Н, и пишется НН, если они образованы от прилагательных и страдательных причастий с НН, например: ветреный человек - поступать ветрено, путаный ответ - отвечать путано, запутанный ответ - отвечать запутанно.
Такие наречия на -о в предложении омофоны кратких страдательных причастий или отглагольных прилагательных среднего рода, где в суффиксе пишется одна или две буквы Н.
Проверка - вопросы от главного слова в словосочетании к наречию или причастию. Наречия отвечают на вопросы как?, каким образом?, которые ставятся в основном от глагола, а краткие причастия и прилагательные среднего рода отвечают на вопрос каково?, который ставится от существительного. Сравните:
1. Ученик отвечал (как?, каким образом?) запутанно. - Наречие, образовалось от причастия запутанный
2. Ученик отвечал (как?, каким образом?) сбивчиво и путано. - Наречие, образовалось от отглагольного прилагательного путаный
3. Моё дело (каково?) запутано (чем?) следствием. - Краткое причастие: есть зависимое слово
4. Моё дело (каково?) сложно и запутанно. - Краткое отглагольное прилагательное: нет зависимых слов и не подразумевается производитель действия - существительное или местоимение в творительном падеже
6. Контроль полученных знаний. Контрольный тест (слайд 3). Правописание наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О –Е.Приставки НЕ и НИ отрицательных наречий. Н/НН в наречиях на О (Е). К3
7. Домашнее задание. Комментирование домашнего задания
1) Выучить правило. Выполнить упр. учебника.
2) Образовать от данных прилагательных наречия, объяснив условия выбора Н/НН в наречиях на –О и –Е (торжественный, ценный, памятный, естественный, честный, полезный, естественный).
3) Р.р. Составить предложения, используя образованные наречия, графически обозначить изученную орфограмму.
Выставление отметок.
|
|
|