|
Постановка целей и задач
Выбор темы «Развитие личности школьника через интегрированный урок» закономерен и актуален. Многие ученики обладают широким кругозором, так как, кроме чтения художественной литературы, увлекаются изучением истории, музыки, живописи и других дисциплин. Но, обладая бессвязными знаниями, становятся в тупик, встречаясь с совокупностью явлений в их живой связи. Поэтому считаем главной для себя задачей помочь ребятам объединить все эти знания в единое целое. За основу берем тот факт, что все школьные предметы обладают своеобразным интеграционным потенциалом и что порой успешное изучение одного предмета зависит у них от наличия знаний и умений по другому предмету. Изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно, так как мир един, пронизан бесчисленными внутренними связями, и нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В программе многих школьных дисциплин много перекрестков: совпадающих тем, общих проблем и вопросов.
Опыт актуален и перспективен, так как решает противоречия, стоящие перед современной школой и конкретно перед учителем истории, МХК.
Новизна разработки проявляется в комплексной системе обучения, помогающей связывать явления, действительно встречающиеся в жизни, в изучении этих явлений в их сложности и взаимодействии, в изучении соотношений между явлениями. Основным методом обучения является при этом репродуктивно - рационализаторский.
Постановка целей и задач
Помочь ученикам осуществить эту нелегкую работу является главной целью методики интегрированного обучения. Благодаря этой методике в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.
В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одной и той же намеченной цели. Чтобы достичь её, надо решить следующие задачи: установить тесные контакты с преподавателями других предметов и познакомиться с программами по этим курсам.
Интеллектуальная игра по истории древнего мира и истории Санкт – Петербурга
на тему:
«От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»
Здесь Нил – словно улыбка,
Там лента, ласкающая скалы.
А дальше зеркало, в котором уже 5 тыс. лет колышутся отражения, все тех же древних камней
Ален Блотьер
О дивный град! О чудо света!
Тебя волшебник созидал!
Кто воспоет тебя достойно,
О град великого Петра,
Великолепный, дивно - стройный
Восточных вымыслов игра
В. Романовский
Ход урока:
1. Мы проводим интеллектуальную игру по истории и истории города.
Почему выбрана эта тема?
Сегодня играют 2 команды: команда 5 –а класса называется «Петербуржцы», команда 5 –б – « Египтяне».
Оценивание игры команд проходит по следующим критериям:
Общеучебные умения и навыки:
1. Внешний вид команды
( эмблемы, символы)
2. Умение выступать публично ( мимика, эмоции, жесты)
3. Культура речи
( грамотность, оптимальный темп, громкость, внятность)
4.Умение работать в команде, активность каждого участника игры.
5. Дополнения к ответам соперников.
Итак, мы начинаем игру.
1 вопрос к. « Петербуржцы»:
- Расскажите о географическом положении и климатических условиях Древнего Египта.
1 вопрос к. «Египтяне»
-Расскажите о роли Нила в жизни египтян.
2 вопрос
-работа над понятиями (кроссворд)
3 вопрос
Расположите в хронологической последовательности события:
Походы фараона Тутмоса III;
Царь Южного царства подчинил Северный Египет;
Преобразования фараона Эхнатона и царицы Нефертити;
Царствование фараона Тутанхамона;
Начало использования египтянами боевых колесниц;
Около 40 государств появилось на берегах Нила.
7. Строительство пирамиды Хеопса
4 вопрос:
Религия зародилась во времена первобытнообщинных отношений. египтяне верили во многих богов, которых изображали в облике людей со звериными, птичьими, змеиными головами.
Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся египтянами.
А- -н –бог солнца
А- - п – бог тьмы
Г- б – бог земли
Н - т – богиня неба
Т - т – бог мудрости
Слово Жюри.
1.Найдите ошибки:
1 команда. Один петербургский школьник утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.
- Когда я попал в эту страну,- рассказывал он друзьям, - то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд…
Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег .В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…
- Перестань выдумывать, прервали рассказчика слушатели, ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток ошибок. Какие ошибки допустил ученик?
2 команда. А в Египте, в г.Фивы египетский ученик рассказывал о своем путешествии в Россию в, г. Санкт _ Петербург
«В Петербурге проживают сфинксы из египетского города Фивы. Спокойно возлежат они на пристани у Академии наук на Петровской набережной. Сфинксы словно в зеркале отражаются друг в друге: одинаково величественные позы, невозмутимые лица. На прохожих смотрят глаза фараона Тутанхамона.
Пристань на Петровской набережной прекрасное украшение Невы. Загадочные сфинксы и таинственные грифоны, удивительные светильники и необычная лестница - вот уж по истине «восточных вымыслов игра» архитектор набережной А.Захаров.»
В египетских школах и петербургских ученики решают задачи:
Сохранилось несколько древнеегипетских задачников по математике, написанных на папирусе. Вот одна из задач:
Было 7 домов, в каждом 7 кошек, каждая кошка съела 7 мышей, каждая мышь съела 7 колосков, каждый колос может дать 7 мер зерна.
Найдите сумму общего числа домов, мышей, колосьев и мер зерна.
2. Знаете ли вы мифы?
Некоторые из них дошли до наших дней в виде сказок, легенд. Оказывается в нашем городе древнеегипетские мифы можно прочитать на фасаде петербургских домов.
Следующее задание – продолжи миф
1. команда «Египтяне»
Продолжи миф. О какой богине идет речь? Где в Петербурге можно встретить ее изображение?
Стал бог Солнца старым и дряхлым. Кости его превратились в серебро, золотом стали его руки и ногти, а волосы окрасились в цвет лазури. И вот перестали люди боятся старого, когда-то всемогущего бога.
2. команда «Петербуржцы»
«Я скрывала его, прятала его из –за страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: « Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»
3. Сравнение.
1. «Египтяне»
Сфинксы в Гизе и на Египетском мосту.
2. «Петербуржцы»
Пирамида Хеопса и пирамида в Царском селе.
Подведение итогов.
1. Египтяне и петербуржцы были прекрасными поэтами, писателями. Давайте и мы приобщимся к поэтическому перу и составим синквейн.
Слова: Египет и Петербург
2. Возвращаемся к эпиграфу и объясняем слова.
Подведение итогов игры и выставление оценок.
|
|
|