|
Конспект семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №994
КОНСПЕКТ
семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения
ТЕМА: «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».
Разработали:
Педагог-психолог Шеина А.В.
Учитель-дефектолог Беляева О.С
Учитель-логопед Орлова Л.Д.
.
Москва
2012
Тема: «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».
Цель: Освещение наиболее острых проблем, возникающих в процессе взаимодействия специалистов дошкольных образовательных учреждений и семей воспитанников.
Задачи:
-
Обратить внимание педагогов и воспитателей на вопросы, которые вызывают наибольшие затруднения, но требуют скорого и компетентного решения.
Увидеть возникающие проблемы с разных углов, разобраться и понять позицию родителей.
Подумать над путями, возможными вариантами решения проблем взаимодействия ДОУ и семьи.
Материалы: проектор, 2 ватмана А1, цветные карандаши, фломастеры.
Участники: педагоги, воспитатели, старшая медицинская сестра, помощники воспитателей.
Ход семинара:
Выступление учителя-дефектолога Беляевой О.С. со статьей Алексеевой Е.А. «Особенности взаимодействия с семьями детей с ограниченными возможностями».
Система дифференцированного обучения, активно развивавшаяся в СССР в 60-80-е годы прошлого века, предполагала, что вопросами воспитания детей в условиях специального сада и школы должны заниматься специалисты, семья самоустранялась от воспитательного процесса, снимая с себя ответственность за его результат. Такая позиция со стороны родителей может объясняться травмой психоэмоциональной сферы, полученной ввиду рождения неполноценного ребенка. Если говорить откровенно, то родители такого ребенка на подсознательном уровне до конца не принимают его, либо не признают его дефект. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больного ребенка.
Другая сторона медали – общественное мнение и негативный стереотип восприятия инвалидов социумом. Исторически сложилось так, что такие дети помещались в специальные учреждения интернатного типа, дома ребенка и лишались тем самым какой-либо возможности взаимодействия с окружающим миром. Семья, не отказавшаяся от ребенка-инвалида после его рождения сужает круг своего общения, отрезая или отодвигая прежние дружеские и даже родственные связи. Происходит замыкание на своей проблеме и преодолении многочисленных трудностей.
Наряду с этим, происходит деформация представлений о себе, снижение самооценки и уровня агрессии и требований, предъявляемых педагогам, воспитателям, людям на улице, обществу в целом.
Можно привести множество живых примеров тому, насколько родители не знакомы с собственными детьми, ошибочно трактуя их истинные намерения и потребности.
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА с ОГРАНИЧЕСННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ:
- сложность установления доверительного общения, контакта;
- сложность демонстрации профессионализма и осведомленности в вопросах воспитания детей с данным дефектом;
- сложность в привлечении к совместной работе и выполнению рекомендаций;
- серьезная просветительская работа с семьями и детьми общего развития, по изменению их мнения и восприятия ситуации сложившейся в образовании в связи с переходом на интегрированные формы обучения;
- сложность в оказании коррекционных мероприятий;
- сложности при организации пролонгации консультаций.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, предопределяющая детерминанта дальнейшего психофизического и социального развития. Родители, снимающие с себя ответственность за работу над ребенком с психофизическими недостатками не способны обеспечить оптимальные внутрисемейные условия для последующего формирования успешного социально-культурного статуса своего ребенка. Задача специалистов дошкольных учреждений и школ – помочь родителям увидеть сложившуюся ситуацию со стороны, захотеть изменений, ну и конечно помогать и направлять (осуществлять сопровождение) на всех этапах работы по изменению этой ситуации.
Специалист, берущий на себя ответственность за работу с такими семьями должен давать себе отчет в том, что придется постоянно на деле доказывать свою компетентность, искреннюю заинтересованность и стремление помочь.
Проведение командной психологической игры педагогом-психологом
Шеиной А.В. «Комфортная среда развития ребенка глазами семьи и педагога».
Участники семинара делятся на 2 команды: одна – родители, вторая – специалисты ДОУ. Родители рисуют проект: «Каким я хочу видеть ДОУ». Педагоги рисуют проект: «Какой мы представляем семью». На выполнение задания выделяется 5 минут, затем команды защищают свои проекты, вносят дополнения, предложения, затем за круглым столом обсуждают спорные моменты.
Подведение итогов встречи учителем-логопедом Орловой Л.Д. с презентацией «Традиционные и современные формы взаимодействия семьи и ДОУ».
|
|
|