Муниципальное казённое образовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
Москаленская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
646070 Омская область, р.п. Москаленки, ул. 4 Северная, 40, тел. (381 -74)2-12-87
Одно из главных условий взаимопонимания между родителями и детьми - возможность ребенка чувствовать поддержку своих родителей и знать, что они его принимают вне зависимости от того, хорошо он себя ведет или плохо, что родители его просто любят таким, какой он есть.
Родительское собрание
Взаимоотношения родителей и детей
«Единственная настоящая роскошь —
это роскошь человеческого общения».
|
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети, есть одна общая проблема: отношения взрослых и детей.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах: (расшифровывать)
-гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-
-открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
Разные учёные, изучающие сферу детско-родительских отношений, выделяют шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их.
В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
4.Родители постоянно недовольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
-
6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.
Общение вообще, а в семье в частности — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности. Общение — это главное условие для развития и жизни человека.
Каким вы видите общение с вашими детьми? Какие встречаются трудности? Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс!
И всё-таки мы взаимодействуем каким-то образом с детьми. Но как мы общаемся?
Психологи выделяют несколько стилей общения.
Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. Поскольку тон общения повышенный, назидания, потакания, все члены семьи принимают участие, очень категоричны, никаких обсуждений, не создана благоприятная обстановка для разговора и как правило результат, проблема не решается.
Либеральный стиль.
Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. При принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком. В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми. Иногда общение имеет хаотический характер, управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Индифферентный стиль
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.
Авторитетный стиль, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Как вы думаете, каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными? (Заслушивание мнений родителей.)
поощрения
|
наказания
|
Похвала (Выражение радости и благодарности)
Развлечения (совместные прогулки) газеты, рисунки детей)
Восхищение
Сравнение почитаемым авторитетом
Проявление уважения
Ласка (добрые слова и прикосновения)
|
Лишение удовольствий
Запрет на приятную деятельность
Смена дружеского тона на строгий
|
И самое главное: никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
Сейчас мы с вами много говорили об общении; все эти приёмы относятся к вербальному (или словесному) общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но в общении огромную роль играет и невербальное общение.
Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности.
Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И в сегодняшнем разговоре мне не хотелось бы ставить точку. Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».
Время быстротечно. Вспомните, давно ли вы вели за ручку своего ребёнка в первый класс? А как быстро время пролетело! Часто ли вы разговаривали с ребёнком не только о том, какие он получил оценки, но и том, что они изучали на уроке, с кем из ребят он дружит, что ценит в друзьях, кому доверяет или не доверяет, почему?
А ведь наши дети очень нуждаются в подобных разговорах. А если он получил двойку, замечание? Порицание? А что стоит за этим? Что ребёнок слышит? Что ещё можно ожидать? Ты опять? А ведь можно сказать: «Ну что же. Ты сегодня не справился с заданием. Давай разберёмся, у тебя всё получится!» Поддержка – это великое дело.
Особенно это касается наших детей, которые находятся в сложных жизненных ситуациях. Для них каждое тёплое слово – это поддержка, вера в успех. Надо видеть, как меняется выражение лица, как вспыхивают искорки в глазах, когда мы говорим добрые слова в адрес детей, когда хвалим их за малейший успех. С каким удовольствием ребята вместе с Ларисой Петровной готовили новогодние игрушки на районную ёлку, рисовали газеты и слышали от неё и от других учителей слова восхищения их фантазией, умением делать необычные игрушки. А снежный городок! Их труд не остался незамеченным. Они были награждены грамотами и получили новогодние подарки. Мы стараемся их хвалить за каждый самый маленький успех, а если ругаем, то не унижая, а объясняя, почему мы недовольны их поступком. Хотелось бы, чтобы и дома детей чаще хвалили, ведь что-нибудь они делают хорошо. Ребёнок должен быть уверен, что его любят, потому что он есть. Его можно поругать за какой-то проступок, хотя иногда можно слышать, особенно от молодых мамочек: «Уходи, я тебя не люблю, ты не собираешь игрушки (разбил что-то). Ребёнок чувствует себя отверженным, постепенно он идёт туда, где его либо признают, либо боятся.
Родителям раздаются памятки.
Родительский дневник
Помните!
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
Обращая внимание на их ошибки, делайте это в косвенной форме
Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.
Создайте доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Делайте так, чтобы было приятно исполнить то, что вы хотите.
Уважаемые родители, коллеги общайтесь и будьте счастливы.
Педагог-психолог О.В. Коростина
|