|
Дошкольников. Советы логопеда для родителей
ОНР И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовила: учитель-логопед МАДОУ д/с № 87
«Кораблик» г. Белгорода
Дубенцова В.В.
Одной из актуальных проблем логопедии является общее недоразвитие речи (ОНР).
ОНР - сложное речевое расстройство, при котором имеет место системное нарушений всех компонентов речевой деятельности у детей при нормальном состоянии слуха и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.). Следует отметить, что ОНР может наблюдаться на фоне рассеянной органической симптоматики или минимальной мозговой дисфункции (ММД, такой диагноз ставит врач-невропатолог детской поликлиники). У этой группы детей наблюдаются двигательная расторможенность, отвлекаемость, повышенная утомляемость. При неосложнённом варианте ОНР у детей не выражены нарушения нервно-психической деятельности, отсутствуют поражения нервной системы. В анамнезе, как правило, отмечается недоношенность, соматическая ослабленность ребёнка. Дети с ОНР отличаются неустойчивостью внимания, сниженной вербальной памятью и сниженной продуктивностью запоминания. Всё это ведёт к неумению включаться в игровую и учебную деятельность. Кроме того, диагноз ОНР накладывает свой отпечаток и на уровень развития пространственных представлений у дошкольников. Формирование представлений ребёнка о ведущей руке, о частях тела происходит позже, чем у детей без речевой патологии.
Особенности пространственных представлений у дошкольников с ОНР:
- трудности в понимании предлогов, наречий, которые отражают пространственные отношения ( на столе, под столом, за столом);
- трудности в складывании разрезных картинок, пазлов;
- трудности в конструировании по образцу из счётных палочек и спичек;
- трудности в рисовании (примитивность рисунка, небольшое количество деталей в рисунке );
- трудности в использовании прилагательных «длинный-короткий», «высокий-низкий», дети заменяют их словами большой, маленький;
- трудности в запоздалом формировании схемы собственного тела и дальнейшей ориентировки тела в пространстве (не могут правильно показать правую руку, левое ухо, не могут правой рукой достать левое ухо и т.д.);
- сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа.
Для формирования пространственных представлений выделяются основные базовые направления работы с детьми:
1. Обучение дошкольников ориентировке в схеме собственного тела.
2. Обучение дошкольников ориентировке в окружающем пространстве.
3. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.
4. Обучение дошкольников ориентировке на плоскости.
Дидактические игры и упражнения для формирования пространственных представлений у дошкольников:
1. Дидактическое упр-е с мячом (по команде поднять «вверх» и опустить «вниз» мяч).
2. Д/ игра «Где же зайка?» Дети отвечают: на столе, на шкафу, под столом…
3. Д/ игра «Что впереди, что сзади?» Предложить детям перечислить предметы, которые расположены впереди них, сзади них.
4. Д/ игра «Что справа, что слева». Предложить детям перечислить предметы, которые расположены справа от них, затем слева от них.
5. Д/ игра «Ботинки». Определить правый и левый ботинки.
6. Д/ игра «Рукавички». Найти рукавичку, которая одевается на правую ручку, затем на левую ручку.
7. Д/ игра «Ладошки». Сделать отпечатки ладошек. Найти правые ладошки, левые ладошки.
|
|
|