Главная страница

Конспект открытого урока по теме «Функциональные стили речи»


Скачать 51.44 Kb.
Название Конспект открытого урока по теме «Функциональные стили речи»
Дата 05.03.2016
Размер 51.44 Kb.
Тип Конспект




Конспект открытого урока
по теме «Функциональные стили речи» в 11 классе

Проведён на районном семинаре учителей русского языка и литературы 25 октября 2011года

Учитель - Гейко Раиса Петровна


Цели: актуализация знаний учащихся о функциональных стилях и сфере их употребления, совершенствование навыков анализа текста, подготовка к ЕГЭ

(задания А1, А 13-14, часть С);

развитие творческих способностей;

воспитание патриотизма и внимательного отношения к языку.

Методическая цель: формирование речевой компетенции, подготовка

к ЕГЭ путём применения эффективных форм и методов работы.

Оборудование: презентация, каточки, оценочная карта урока.
Ход урока

1.Организационный момент. Здравия желаю, милостивые государи и государыни! - Ребята, вас ничего не смущает в таком приветствии?

Поскольку язык, как знаковая система, может претерпевать изменения в зависимости от сферы использования или функции, мы должны опираться на речевую ситуацию, учитывать сферу употребления, тему и цель высказывания.

-Что же позволит нам правильно отобрать и использовать языковые средства, наиболее пригодные в конкретной ситуации?

-Стили речи. О них мы и поговорим сегодня.

- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок? Просмотрите свои задания-карточки и сформулируйте цели нашего урока.
2. Проверка домашнего задания

  • Сгруппировать слова по типу стилистической окраски (книжная, разговорная, нейтральная).

  • Ахнуть, взыскание, забота, книга, огорошить, усыновитель, плохой, окошко, злющий, огонь, картошка, хапать, лингвистика, читать, увековечить, ксенофобия, ходатайство.

  • Укажите, в каких стилях употребляются книжные слова.

  • Объяснить лексическое значение слов огорошить, ксенофобия.

  • Поставить ударение в последнем слове.


3.Терминологический диктант. Просмотрите карточку №1, озаглавьте запись. (Основные понятия стилистики) Запишите слова под мою диктов ку.

  • Ст..листика, функц..ональные стили, л..т..ратурный язык, ст..листические сре..тва языка, ст..листическая (о,а)краска, ст..листическая с..ч..таемость, ст..листическая норма, ст..листическая оши..ка.

  • Объясните правописание пропущенных букв.


4. Беседа о стилях речи (схема на слайде), сообщения учащихся.

5. Выполнение теста. Карточка №2

1.Вставить пропущенные слова

А. В научном стиле речи обычно … средства художественной выразительности.

Б. Неподготовленность, непринуждённость, неполнота выражений – особенности … стиля.

В. Для художественного стиля характерно единство коммуникативной и … функций.

Г. Воздействие на мысли и чувства адресата – цель … стиля.

2. Отметьте ошибочное утверждение

А. Нейтрально окрашенные слова могут употребляться в текстах любых функциональных стилей.

Б.Употребление просторечных слов в книжных стилях является стилистической ошибкой.

В. Воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образа – цель публицистического стиля.

Г. Отвлечённость, конкретность, обобщённость, объективность - особенности научного стиля.
6.Проверка теста (слайд)
7 Устная работа. Определить стили речи, обосновать своё мнение. (Можно пользоваться таблицей, в которой обобщены сведения учебника о функциональных стилях речи.) Пополняем копилку справочных материалов к ЕГЭ
А. Я, Александр Ефимович Екимцев, родился 30 августа 1929 года в селе Акуличи Брянской области. Окончил школу, служил на Дальнем Востоке. После демобилизации поступил в Московский институт культуры. С 1960 года живу и работю в Ставрополе. Первая подборка моих стихов появилась в журнале «Мурзилка» в 1962 году…
Б. Светает быстро. В тёплом доме тишина. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света. И брёвна загораются, как слоистый янтарь. Восходит весёлое солнце. Г. Паустовский
В.Понятие стиля тесно связано с понятием речевая ситуация (о чём? где? с кем? зачем? говорят). Правильные ответы на эти вопросы помогут определить, где этот текст может быть использован: в средствах массовой информации, в художественном произведении, в учебнике или научной монографии. Таким образом, сфера применения, задачи, типы речи, лексические особенности - ведущие стилевые черты.
Г. Я люблю своё село, хотя в нём нет особенных красот. Здесь часто дует прнизывающий ветер. А летом такая жарища, что и нос страшно высунуть на улицу. Зато весной какой аромат акаций и сирени! А как хороши поля золотой пшенички! Так и ахнешь, ослепнув от блеска золотых просторов!
Д. Что такое патриотизм? Страстное желание видеть свою землю свободной? Мужество? Да. Но не только это. Тогда патриотизм проявлялся бы лишь в грозное время. А вмитные дни разве не патриот каждый из нас?

Впрочем, нет, не любой. Тот, кто не чтит память героев, для кого военные и тудовые награды просто игрушки, тот вряд ли сам станет когда-нибудь героем, того нельзя назвать патриотом. Значит, скажешь ты, мой читатель, патриотизм - это мужество, бесстрашие, уважение к подвигам, совершённым во имя Родины и народа? Да. Но опять-таки не только это. С. Михалков
8.Коль мы заговорили о патриотизме, как тут не вспомнить нашу недавнюю поездку в город-герой Волгоград. Давайте вспомним, где мы побывали. Смотрим фото и видео.

Минутка релаксации
А теперь выполним творческое задание в группах.

1 группа составит отчёт о поездке.

2 группа - репортаж с Мамаева кургана.

3группа- монолог экскурсантки своей подруге.
9. Проверка текстов. Определение стиля

10. Выводы. Наш язык так богат, что об одном и том же можно рассказать по-разному. Важно только научиться пользоваться его богатством.
11. А теперь попрошу вас оценить урок, используя высказывания различных стилей речи (от каждой группы).
12. Домашнее задание. Повторить материал о функциональных стилях речи (таблица). Составить объяснительную записку юношам, отсутствовавшим на соревнованиях допризывной молодёжи, или написать текст об осени с использованием средств художественной выразительности.

Приложение

Оценочная карта урока




Этап урока

Самооценка

1.

Домашнее задание




2.

Терминологический диктант.




3.

Работа по теории, сообщение (подчеркнуть)




4.

Тест




5.

Практическое задание (определение стиля текста)




6.

Творческое задание ( составление текста определённого. стиля)