№
|
Дата
план
|
Дата
факт
|
Тема урока
|
Характеристика
деятельности
|
Виды
контроля.
|
Домашнее
задание
|
1.
|
03.09
|
|
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества .
|
Рецептивная:
чтение вводной статьи учебника;
репродуктивная: пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы репродуктивного характера;
продуктивная творческая: составление плана статьи «К читателям»; работа со словарем .
|
Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее учение». Составить план статьи. Составить план статьи учебника .
|
Подготовить пересказ учебной статьи по плану.
Подобрать пословицы и поговорки о книге и чтении. Объяснить пословицы об учении (задание 2, стр. 6).
|
2 –
3
|
05.09
06.09
|
|
Русский фольклор. Малые жанры .
|
Рецептивная:
чтение статьи учебника;
репродуктивная: «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная творческая:
создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров .
|
Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор?
Как помогает понять разницу ме-жду посло-вицей и по-говоркой пословица «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку .
|
Подготовиться к конкурсу на знание пословиц, поговорок, загадок: подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам .
|
4.
|
09.09
|
|
Детский фольклор
|
Продуктивная творческая:
создание считалок, небылиц, загадок;
исследовательская: анализ текстов всех жанров детского фольклора.
|
Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку
|
Придумать свою небылицу, опираясь на знание основ-ного ее закона (абсурдная ко-мическая игра в невозможное).
|
5 - 6
|
10.09
12.09
|
|
Сказка как
особый
жанр
фольклора .
|
Рецептивная:
чтение статьи учебника;
репродуктивная: ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов;
поисковая:
сопоставление текстов с иллюстрациями
|
|
|
Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: по-чему и вол-шебные сказки, и сказки бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок.
|
Подготовить сказывание сказки, используя «Секреты мастерства сказителей» (сказки на выбор: «Пузырь», «Соломинка и Лапоть», «Лиса и Журавль» и др.)
|
7
|
16.09
|
|
«Царевна- лягушка» - встреча с волшебной сказкой
|
Рецептивная:
чтение сказки; репродуктивная: выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование;
поисковая: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки
|
Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя ска-зочного ге-роя»
|
Подготовить сказывание сказки с ис-пользованием сказочных особенностей (зачин, устойчивые сказочные выражения, постоянные эпитеты и др.)
|
8 –
|
17.09
|
|
«Царевна- лягушка» - сказка о мудрости и красоте
|
Рецептивная:
наблюдение над языком сказки;
репродуктивная: пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана- царевича);
продуктивная творческая: чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях;
поисковая: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки
|
Составить план харак-теристики главных ге-роев
|
Приготовить:
1) выразительное чтение эпизода «Василиса Премудрая на пиру»;
2) рассказ о Василисе Премудрой или Иване- царевиче (на выбор), ис-пользовать в ходе переска-за высказыва-ние
М. Горького о главных героях (учебник)
|
9
|
19.09
|
|
РР «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
|
Знать: признаки волшебной и героической сказок.
Понимать: отношение народа к героям сказки.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок
|
Составление плана сказки
|
Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с. 37)
|
10 -11
|
23.09
24.09
|
|
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская
шинель»
|
Репродуктивная: осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; продуктивная, творческая:
чтение по ролям;
исследовательская: сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками.
|
Анализ ска-зок по груп-пам: «Жена- спорщица»,«Горшок», «Барин и мужик»
|
Подготовить вопросы для конкурса на знание народ-ных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев,
Л. Толстой,
В. Аникин)
|
12
|
26.09
|
|
Урок вне-классного чтения.
Мои любимые сказки
|
Продуктивная, творческая: художественное рассказывание (или сказывание) сказок, устное словесное рисо-вание, конкурс на знатока народной сказки, устный рассказ о сказочниках, собирателях сказок
|
Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстра-ций к сказкам
|
Подготовить свой собствен-ный сборник сказок, дать ему название, включить в него сказки разных видов, оформить об-ложку, нари-совать иллю-страции
|
13
|
30.09
|
|
Урок развития речи.
Создание
волшебной
сказки «Сказка для самых маленьких»
|
Продуктивная, творческая:
создание сочинения - сказки
|
Написание чернового варианта сказки
|
Оформить сказку письменно
|
14 - 15
|
1.10
3.10
|
|
Из «Повести временных лет»
«Подвиг отрока киевлянина и
хитрость
воеводы
Претича»
|
Рецептивная:
чтение статьи
учебника, чтение
художественного текста и его полноценное восприятие;
репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям, составление цитатного плана;
поисковая: сопоставление текста с репродукцией картин
А. Иванова
|
Чтение по
ролям.
Составление
цитатного
плана
|
Пересказ по цитатному плану .
|
16- 17
|
7.10
8.10
|
|
М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»
|
Рецептивная:
чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи
«Роды и жанры литературы»;
репродуктивная: ответы на вопросы;
продуктивная
творческая: выразительное чтение стихотворения
|
Подготовить
рассуждение:
согласны ли вы с тем, что
псевдоуче-ниям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопос-тавил житейский, практический опыт человека?
|
Подготовить
сообщение о Ломоносове,
выразитель-ное чтение стихотворе-ния, ответить на вопрос: «Почему А.С.Пушкин назвал Ло-моносова «первым на-шим универ-ситетом»?
Инд. задание:
подготовить сообщение о
баснописцах (Эзопе, Ла-фонтене и др.)
|
18
|
10.10
|
|
Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр
|
Рецептивная:
чтение статьи учебника «Русские басни»; продуктивная творческая: выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, прочитанных са-мостоятельно или изученных в начальной школе;
исследовательская: сравнение басни и сказки
|
Чтение по ролям. Вик-торина на знание басен И.А. Крылова
|
Прочитать прозаический пересказ
Л.Н.Толс-тым басен Эзопа («Отец и сыновья», «Царь и рубашка», «Рыбак и рыбка», «Лев и мышь
|
|
19
|
14.10
|
|
И.А.Крылов. Слово о
баснописце. Басня «Волк и Ягненок»
|
Рецептивная:
чтение статьи учебника о Крылове, ответы на вопросы по статье, чтение басни;
репродуктивная: наблюдение над речью Ягненка и Вол-ка; продуктивная, творческая:
чтение в лицах, составление плана рассказа о баснописце;
поисковая: со-поставление текста басни с иллюстрациями А. Лаптева
|
План рассказа о баснописце. Устное словесное рисование (как произошла встреча Волка и Ягненка). Какие выражения басни могут исполь-зоваться в различных ситуациях?
|
Подготовить чтение басни в лицах, сообщение о Крылове (ответить на вопрос: «Почему именно басни заняли основное место в творчестве Крылова?»). Нарисовать иллюстрации к басне «Волк и Ягненок»
|
20-
21
|
15.10
17.10
|
|
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», Свинья под Дубом» .
И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»
|
Рецептивная:
чтение басен; продуктивная, творческая: устное словесное рисование, инсценирование;
поисковая: комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией («Свинья под Дубом» - худ. Г.Куприянова; «Ворона и Лисица» - худ. Е.Рачева);
исследовательская: анализ текста, сопос-тавление с басней Эзопа «Ворон и Лисица
|
Инсцениро-ванное чте-ние; чтение наизусть.
|
Выразительное чтение басен (одну из них наизусть).
Нарисовать иллюстрации к басне «Свинья под Дубом». Рас-сказать, как бы вы изобразили ситуацию, о которой пове-ствует И.А.Крылов. Индвид.зада-ние: сопоста-вить русскую народную сказку «Ворона и Лисица» с басней
Крылова .
|
22
|
21.10
|
|
В.А. Жуковский
« Кубок»
|
Рецептивная:
чтение статьи о поэте, чтение баллады, полноценное ее вос-приятие; репродуктивная: от-веты на вопросы;
продуктивная, творческая: чтение по ролям, выразительное чтение
|
Устное словесное рисование
|
Выразительное чтение баллады. Подготовить сообщение о поэте
|
23 –
24
|
22.10
24.10
|
|
В.А. Жуков
ский -
сказочник.
Сказка
«Спящая
царевна»
|
Рецептивная:
чтение сказки,
восприятие художественного
произведения;
репродуктив
ная: ответы на
вопросы;
поисковая: установление ассоциативных
связей с произведениями
живописи;
исследователь
ская: сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт
|
Составле-ние
таблицы
«Сходство и
различие
русской народной сказки
и литера-турной». Доказать, что про-изведение
Жуковского -
сказка.
|
Выразительное
чтение сказки
«Спящая ца-ревна». Прочитать сказку
А.С.Пушкина
«Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях».
|
25 - 26
|
28.10
29.10
|
|
Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворе-ние «Няне».
Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог).
|
Рецептивная:
чтение и полноценное восприятие художественного текста;
продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование
|
Найти эпи-теты, сравнения, метафоры и определить, как они пе-редают впе-чатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение
|
Подготовить рассказ о по-эте, опираясь на статью учебника и книги, про-читанные са-мостоятель-но. Вырази-тельное чте-ние стихо-творения наизусть
|
27- 28
|
31.10
11.11
|
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи бога-тырях».
Борьба добрых и злых
сил.
|
Рецептивная:
чтение эпизодов, восприятие художественного текста;
репродуктивная: осмысление сюжета, событий,
характеров, выборочный пересказ эпизодов; продуктивная, творческая: устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение;
исследовательская: сопоставление сказок со сходным сюжетом
|
Составле-ние
сравнитель
ной харак-теристики мачехи и падчерицы, царицы-матери.
Выбороч-ный
пересказ эпизодов
|
Подготовить
художествен-ный пересказ
эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравив-шемуся
эпизоду
|
29
|
12.11
|
|
Урок разви-тия речи.
Стихотворная и прозаичес-кая речь. Ритм, рифма, строфа .
|
Рецептивная:
чтение статьи учебника;
репродуктивная: ответы на вопросы;
продуктивная, творческая: выр
азительное чтение
|
Ответить на вопрос: чем стихотвор-ная речь
отличается от прозаичес-кой? Составле-ние стихотвор-ных строк по за- данным рифмам (бу-риме
|
Выполнить практическую работу: определить вид рифмовки и размер в указанных
отрывках.
|
30 –
31
|
14.11
18.11
|
|
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
|
Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие;
репродуктивная: от-веты на вопросы; продуктивная, творческая: вырази-тельное чтение;
поисковая: установление ассоциативных связей с иллюстрацией .
|
Выразитель-ное чтение эпизодов сказок; составление проблемных вопросов.
Поиск примеров художественной условности в сказках.
|
Подготовить пересказ событий сказки от лица Черной курицы.
Прочитать сказку Вс.Гаршина; передать содержание от лица «маленькой травки».
|
32
|
19.11
|
|
Вс.Гаршин «Attаleа Princeps».
|
Выборочное чтение; ответы на вопросы, дискуссия; установление ассоциативных связей
|
Поиск примеров художественной условности в сказках.
|
Подготовить выразительное чтение стихотв. «Бородино»; инд. Сообщение о детстве М.Ю.Лермонтова
|
33
|
21.11
|
|
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
|
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
|
Создание иллюстраций к стихотворению.
|
Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».
|
34 - 35
|
25.11
26.11
|
|
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
|
Выразительное чтение, словарная работа, анализ текста. Подбор цитатных примеров , иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись».
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы
|
Чтение наизусть, словесное рисование.
|
Самостоят. Прочитать сказку «Ашик Кериб»; приготовить отзыв.
|
36
|
28.11
|
|
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
|
Отзывы о сказке Лермонтова «Ашик_Кериб».
Сообщения о писателе.
Инсценирование (выразительное чтение)фрагментов повестей Н. В. Гоголя.
|
Презентация и защита собственных иллюстраций
|
«Заколдованное место» читать; приготовить пересказ эпизода.
|
37
|
02.12
|
|
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, сочетание светлого и мрачного.
|
Выразительное чтение и пересказ. Анализ реальных и фантастических эпизодов повестей; составление проблемных вопросов. Работа со словарём литературоведческих терминов.
|
Ответ на проблемный вопрос.
Словесное рисование.
|
Прочитать к уроку вн.чтения
«Ночь перед Рождеством»; приготовить вопросы.
|
38 - 39
|
03.12
05.12
|
|
Вн. чт. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни.
Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
|
Выразительное чтение эпизодов, пересказ.
Характеристика и нравственная оценка героев.
Различные виды пересказов.
Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
|
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «фантастика», «художественная условность».
|
Подготовить индив. сообщение и презентацию о детстве Н.А.Некрасова; выризит чтение «На Волге».
|
40.
|
09.12
|
|
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
|
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета поэте.
Выразительное чтение отрывка «На Волге», сравнительная работа с репродукцией картины и.Репина «бурлаки на Волге»; словарная работа. Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета
|
Устное сообщение о поэте.
Сравнительный анализ двух произведений искусства.
|
Выучить наизусть отрывок из стихотворения
|
41
|
10.12
|
|
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.
|
Восприятие и выразительное чтение; ролевое чтение произведения; текстовый анализ.
|
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».
|
Выразит. Чтение «Крестьянские дети», ответы на вопросы; подобрать фотоиллюстрации.
|
42
|
12.12
|
|
Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
|
Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём
|
Создание собственных иллюстраций
|
Выразит. Читать «Мороз,Красный нос»; придумать и обосновать своё название отрывку; отв. На вопросы 1-4.
|
43
|
16.12
|
|
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
|
Восприятие и выразительное чтение произведений; ответы на вопросы, обсуждение заголовков.
|
Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
|
Выучить наизусть отрывок из поэмы.
|
44
|
17.12
|
|
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
|
Чтение наизусть.
Устный рассказ о писателе. Презентация.
Знакомство с историей рассказа «Муму».
|
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж».
|
Читать рассказ «Муму»
|
45 - 46
|
19.12
23.12
|
|
Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.
|
Чтение и анализ эпизодов; анализ портретных и пейзажных эпизодов повести.
|
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.
|
Отобрать материал и приготовить рассказ «Дружба Герасима и Муму»
|
47 - 48
|
24.12
|
|
Образ Герасима.
Духовные и нравственные качества Герасима.
|
Выборочный пересказ; чтение эпизодов; обсуждение проблемных вопросов.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
|
Письменная характеристика Герасима.
|
Ответы на вопросы учебника 1,5,9,12 стр. 241-242
|
49.
|
26.12
|
|
РР Написание классного сочинения по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
|
Различные виды пересказов. Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев.
|
Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
Каковы друзья и враги Герасима?
В чём вина и в чём беда барыни?
|
Дописать сочинение.
|
50
|
13.01
|
|
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
|
Рассказ о поэте; выразительное чтение и прослушивание стихотворения по фонохрестоматии.
Анализ стихотворения по плану анализа лирики
|
Выразительное чтение стихотворения; создание словесной иллюстрации.
|
Выучить стихотворение «Весенний дождь» наизусть.
|
51
|
14.01
|
|
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
|
Устный рассказ о писателе. Знакомство с исторической основой рассказа «Кавказский пленник» (индивидуальное сообщение).
|
Подбор цитат по заданной теме.
|
Стр. 249 – 258 перечитать; вопр. 3-4 стр. 275; пересказ, близкий к тексту и ответ на проблемный вопрос 5 стр.275.
|
52
|
16.01
|
|
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, Жилин и Дина.
|
Работа со словарем литературоведческих терминов. Выразительное чтение, сбор материалов для характеристики персонажей.
|
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение».
|
Дочитать произведение; вопр. № 7-8; сравнительная таблица «Жилин и Костылин»
|
53
|
20.01
|
|
«Кавказский пленник». Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
|
Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
|
Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
Каковы друзья и враги пленного Жилина?
Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
|
Индив. сообщение об А.П.Чехове; выразит.ролевое чтение рассказа «Хирургия», отв. На вопр. 1-4 стр. 283 - 284
Отв. На вопрос: Можно ли считать этот рассказ юмористическим?
|
54 - 55
|
21.01
|
|
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Комизм ситуации.
|
Устный рассказ о писателе.
Работа со словарем литературоведческих терминов.
Ролевое чтение.
Анализ сюжета, характеристика персонажей.
|
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика».
Анализ эпизода.
|
Выразительное чтение стихотворений стр. 287 – 291; устная иллюстрация к стихотворению по выбору.
|
56
|
|
|
Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф. И. Тютчев. А. Н. Плещеев. И. С. Никитин.
|
Выразительное чтение стихотворений; выявление изобразительных языковых средств: эпитетов, метафор, сравнений и др.Устное словесное рисование.
|
Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.
|
Выразительное чтение стихотворений стр. 292 – 298; заучивание наизусть (по выбору)
|
57
|
|
|
Поэты XIX века о Родине и родной природе А. Н. Майков. И. 3. Суриков.
|
Выразительное чтение наизусть; сравнительный анализ стихотворений; устное иллюстрирование; работа с репродукциями русских художников-пейзажистов.
|
Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.
|
Стр. 299, задания № 3-4
|
58
|
|
|
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое к рассказе.
|
Устный рассказ о писателе найденных дополнительных материалов; выразительное чтение рассказа; обсуждение репродукции картины Г.Мясоедова «Косцы»
|
Устный рассказ о писателе.
|
Выполнить задания №2-3 стр. 9
|
59
|
|
|
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое к рассказе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
|
Обучение анализу эпизода-рассказа.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор».
|
Участие в коллективном диалоге.
Составление и написание сочинения-миниатюры.
|
Читать рассказ И.А.Бунина «Подснежник», объяснить смысл названия; подготовить краткий пересказ.
|
60
|
|
|
Вн. чт.Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
|
Восприятие и выразительное чтение рассказа; краткий пересказ.
|
Объяснить
символику названия произведения.
|
Читать «В дурном обществе» гл. 1-3; отв. Объяснить смысл названий глав.
|
61
|
|
|
Владимир Галактонович Короленко. Краткий рассказ о писателе. История рассказа «В дурном обществе».
|
Устный рассказ о писателе. Знакомство с историей создания произведения. Выразительное чтение эпизодов, обсуждение; объяснение смысла названий глав.
|
Подбор цитатных примеров.
|
Чит. Гл. 4-6; подробное описание портретов Маруси и Валека. Сравнительная характеристика Сони и Маруси.
|
62
|
|
|
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города.
|
Выразительное чтение повести.
Участие в коллективном диалоге.
Выборочный пересказ.
|
Сравнительная характеристика Сони и Маруси (изложение).
|
Чтение гл. 7-8; придумать свой финал рассказа и обосновать его.
|
63
|
|
|
«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
|
Участие в коллективном диалоге. Чтение финала произведения и озвучивание своего варианта. Обсуждение.
Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.
|
Участие в коллективном диалоге.
Письменный ответ на проблемный вопрос.
|
Вопросы и задания на стр. 45 № 4, 5 7,8
|
64
|
|
|
РР Подготовка к написанию сочинения.
|
Беседа, обсуждение проблемных вопросов:
Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?
Почему у Маруси и Сони два разных детства?
|
Составление устного к письменного ответа на проблемный вопрос.
|
Написание домашнего сочинения.
|
65
|
|
|
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом...»
|
Выразительное чтение, анализ стихотворения по алгоритму.
|
Выразительное чтение стихотворений; устное иллюстрирование.
|
Выучить наизусть одно из стихотворений; задание №1 стр.50
|
66
|
|
|
С.А.Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями..» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России.
|
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Анализ текста стихотворения.
|
Чтение наизусть. Задание №1 (сравнительный анализ тональности стихотворений).
|
Задания №6, 8 стр.51
|
67
|
|
|
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. Особенности жанра сказа.
|
Знакомство с биографической справкой. Выявление признаков сказового повествования. Выборочное чтение.
|
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. Создание собственных иллюстраций.
|
Прочитать сказ; подготовить сказывание сказа; отв. На вопр. 3, 4, 5 стр.63
|
68
|
|
|
Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, трудолюбие и талант главного героя.
|
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров; словарная работа.
|
Пересказ эпизода; характеристика Степана.
|
Задания №6,7,10; защита собственных иллюстраций.
|
69
|
|
|
Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка».
Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
|
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика»; пересказ; защита собственных иллюстраций.
|
Письменный ответ на проблемный вопрос.
|
Задания № 12, 13, 14 (анализ иллюстраций палехских мастеров).
|
|
|
|
|
|
|
|
70
|
|
|
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.«Теплый хлеб».
|
Устный рассказ о писателе. Чтение рассказа и формулировка проблем, поднимаемых писателем.
|
Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.
|
Придумать собственное название к сказке; составить характеристику Фильки.
|
71 - 72
|
|
|
Константин Георгиевич Паустовский.
«Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
|
Чтение рассказа и анализ содержания.
Обсуждение поступков героев.
Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.
Рассказ о случае из жизни животного.
|
Устное высказывание по теме (устное сочинение).
|
Подготовиться к изложению «Заяц вывел деда из огня».
|
73
|
|
|
Р/Р Подробное изложение «Спасение деда Лариона».
|
Составление плана, написание изложения.
|
Изложение эпизода.
|
Ролевое чтение сказки «Двенадцать месяцев».
|
74
|
|
|
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
|
Выразительное чтение сказки по ролям. Выявление отличий пьесы-сказки от простой литературной сказки.
|
Составление характеристики персонажей по группам (рекомендаций для актёров).
|
Ролевое чтение сказки; инсценирова-ние отрывков по группам.
|
75 - 76
|
|
|
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра нал злом
|
Инсценирование, обсуждение игры одноклассников.
|
Рецензирование; составление – описание декораций к сказке.
|
Написать отзыв о сказке «Двенадцать месяцев».
|
77
|
|
|
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита».
|
Знакомство с биографической справкой о писателе. Чтение рассказа. Составление образа фантастического воображаемого мира ребёнка.
|
Составление образа «Мир детства».
|
Дочитать рассказ; выявить реальное и фантастическое в рассказе. Отв. На вопр. 1 – 5 стр. 112
|
78
|
|
|
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой.
|
Пересказ эпизодов; обсуждение роли фантастики в рассказе; обсуждение проблематики рассказа .
|
Ответ на итоговый проблемный вопрос.
|
Сообщение о В.П.Астафьеве; читать «Васюткино озеро»; собрать материал о Васютке.
|
79
|
|
|
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. История создания рассказа «Васюткино озеро».
|
Знакомство с биографической справкой о писателе. Рассказ об истории написания рассказа, выразительное чтение, обмен первыми впечатлениями.
|
Участие в диалоге, обмен мнениями.
|
Дочитать рассказ, приготовить рассказ о ночёвках Васютки в тайге. Подготовить собственные иллюстрации к рассказу.
|
80
|
|
|
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание.
|
Выборочный пересказ; выразительное чтение; характеристика Васютки; защита собственных иллюстраций к рассказу.
|
Характеристика героя рассказа.
|
Выполнение заданий учебника стр. 140 – 141 № 8, 9, 10
|
81
|
|
|
«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя.
|
Обсуждение рассказа; рассказы из собственного опыта (истории, которые происходили в лесу). Выполнение заданий из рубрики «Обогащайте свою речь».
|
Истории из собственного опыта; сопоставление опыта Васютки и своего.
|
Подготовиться к зачёту по теме.
|
82.
|
|
|
Р/Р Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова,
К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)?
Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?
|
Написание письменного ответа на один из вопросов.
|
|
Индив. сообщения об А.Т.Твардовском; К.С.Симонове; выразительное чтение стихотворений.
Подготовить одно из стихотворений о Великой Отечественной войне наизусть (самостоятельный выбор).
|
83
|
|
|
«Ради жизни на земле.,.».
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...».
|
Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.
Выразительное чтение наизусть.
Сопоставительный анализ стихотворений.
|
Чтение наизусть, обоснование выбора стихотворения.
|
Заучивание стихотворения наизусть по выбору.
|
84
|
|
|
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
|
Выразительное чтение; обсуждение; устное словесное рисование; чтение наизусть; лексическая работа.
|
Чтение наизусть.
|
Задания по группам (сообщение о поэте, выразительное чтение стихотворения; анализ образной системы и языковых особенностей). Создание иллюстраций.
|
85 - 86
|
|
|
Русские поэты XX века о Родине и родной природе. (Поэзия И.А.Бунина; Д.Б.Кедрина, А.А.Прокофьева, Н.М.Рубцова, Дона_Аминадо).
|
Рассказ о поэтах; выразительное подготовленное чтение стихотворений; анализ образной системы и языковых особенностей (по группам). Защита иллюстраций.
|
Отчёты групп о проделанной работе.
|
Заучивание стихотворения наизусть (по выбору).
|
87
|
|
|
Саша Чёрный. «Кавказский пленник».
|
Работа со словарём литературоведческих терминов. Чтение «со стопами» и обсуждение рассказа; составление проблемных вопросов и обмен вопросами в группах.
|
Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».
|
Отв. На вопр. Стр. 173 № 1; чтение рассказа «Игорь – Робинзон»
|
88
|
|
|
Саша Чёрный «Игорь-Робинзон».
|
Краткий пересказ, текстовый анализ; обсуждение смысла названия и идеи произведения.
|
Создание собственных иллюстраций
|
Придумать забавную историю или игру на основе прочитанного.
Самостоятельно прочит. И прослушать песню Ю.Кима; объяснить, чем создаётся комический эффект.
|
89
|
|
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мёд». Жанр баллады.
|
Поиск сведений о зарубежных писателях. Знакомство с жанром баллады и выявление черт баллады в произведении. Выразительное чтение, устное словесное рисование.
|
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».
|
Заучить отрывок из баллады наизусть, создать иллюстрацию.
|
90
|
|
|
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо».
|
Рассказ о писателе и истории романа. Знакомство с жанром приключенческого романа, выборочное чтение; работа с иллюстрациями.
|
Письменный ответ на проблемный вопрос.
|
Прочитать предложенные главы и составить по ним викторину.
Пересказать самый занимательный с вашей точки зрения эпизод из романа.
|
91 –
92
|
|
|
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя.
Вн.чт. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе.
|
Разные виды пересказа, выборочное чтение;
Характеристика Робинзона Крузо; определение идеи произведения.
Сопоставление романа с другими произведениями на данную тему.
|
Формулировка идеи произведения.
Составление характеристики Робинзона Крузо.
|
Пересказ эпизода; подбор произведений данной тематики, аннотация к ним.
Инд. Сообщение о Х.-К. Андерсене. Перечитать «Снежную королеву»
|
93
|
|
|
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Киноурок.
|
Сообщение о писателе и просмотр эпизодов из кинофильма о сказочнике.
|
Составление письменного высказывания на тему: «Для меня Андерсен – это…»
|
Задания по группам:
1) Создание презентации к сказке.
2) Создание портретов героев.
3) Написание автобиографий от лица героев (Кай, Герда, разбойница).
|
94 –
95
|
|
|
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов.
Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды.
Победа добра, любви и дружбы.
|
Презентации к сказке и их обсуждение. Обсуждение работ художников – портретистов.
Зачитывание и обсуждение биографий литературных героев.
Выборочное чтение и пересказ.
|
Защита проектов.
|
Подробный пересказ любимого фрагмента сказки.
Сочинение-миниатюра «Мой любимый герой сказки «Снежная королева».
|
96
|
|
|
Жорж Санд. «О чём говорят цветы».
|
Рассказ о писательнице. Выразительное чтение и обсуждение на основе заданий учебника.
|
Инсценированное чтение сказки.
|
Индив. сообщение о Марке Твене;
Прочитать главу 1-2; подготовить пересказ.
|
97
|
|
|
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Кто такой Том?
|
Сообщение о писателе Марке Твене. Просмотр и озвучивание первой части фильма о Томе Сойере.
|
Письменное высказывание – характеристика литературного героя.
|
Самостоятельно прочитать следующие главы, подготовить пересказ эпизода (по выбору).
|
98
|
|
|
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.
|
Разные виды пересказов; сравнительная характеристика героев.
|
Пересказ эпизода.
|
Самостоятельно прочитать следующие главы, подготовить пересказ эпизода (по выбору).
|
99
|
|
|
Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
|
Различные виды пересказов, устное словесное рисование; ответы на вопросы.
|
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?
Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?
Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?
|
Прочитать «Сказание о Кише» Дж.Лондона; сформулировать идею произведения.
|
100
|
|
|
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише»
|
Знакомство с биографией писателя; чтение рассказа; составление проблемных вопросов и их обсуждение.
|
Выявление элементов легенды в рассказе.
|
Дочитать рассказ, приготовить краткий пересказ. Составить письменную характеристику Киша и иллюстрацию к рассказу.
|
101
|
|
|
Смелость, мужество, смекалка Киша как залог победы над жизненными трудностями..
|
Краткий пересказ, характеристика героя; демонстрация рисунков к рассказу.
|
Создание устного памятника Кишу.
|
Отзыв о самом запомнившемся произведении и презентация к нему.
|
102
|
|
|
Итоговый урок.
Наши любимые герои и произведения.
|
Демонстрация и защита презентаций.
|
|
Рекомендации для чтения летом.
|