Главная страница

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс Учитель русского языка и литературы Кормашова Надежда Сергеевна д. Бегуницы


Скачать 440.03 Kb.
Название Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс Учитель русского языка и литературы Кормашова Надежда Сергеевна д. Бегуницы
Дата 26.02.2016
Размер 440.03 Kb.
Тип Календарно-тематическое планирование

Ленинградская область

Волосовский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бегуницкая средняя общеобразовательная школа»

Приложение №1.

Календарно-тематическое планирование

по литературе

5 класс

Учитель русского языка и литературы

Кормашова Надежда Сергеевна

д. Бегуницы

2013- 2014 учебный год
Календарно – тематическое планирование уроков литературы.





Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Характеристика

деятельности

Виды

контроля.

Домашнее

задание

1.

03.09




Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества .


Рецептивная:

чтение вводной статьи учебника;

репродуктивная: пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы репродуктивного характера;

продуктивная творческая: составление плана статьи «К читателям»; работа со словарем .

Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее учение». Составить план статьи. Составить план статьи учебника .


Подготовить пересказ учебной статьи по плану.

Подобрать пословицы и поговорки о книге и чтении. Объяснить пословицы об учении (задание 2, стр. 6).

2 –

3

05.09
06.09




Русский фольклор. Малые жанры .


Рецептивная:

чтение статьи учебника;

репродуктивная: «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная творческая:

создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров .

Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор?

Как помогает понять разницу ме-жду посло-вицей и по-говоркой пословица «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку .

Подготовиться к конкурсу на знание пословиц, поговорок, загадок: подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам .


4.

09.09




Детский фольклор

Продуктивная творческая:

создание считалок, небылиц, загадок;

исследовательская: анализ текстов всех жанров детского фольклора.

Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку


Придумать свою небылицу, опираясь на знание основ-ного ее закона (абсурдная ко-мическая игра в невозможное).


5 - 6

10.09
12.09




Сказка как

особый

жанр

фольклора .

Рецептивная:

чтение статьи учебника;

репродуктивная: ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов;

поисковая:

сопоставление текстов с иллюстрациями







Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: по-чему и вол-шебные сказки, и сказки бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок.


Подготовить сказывание сказки, используя «Секреты мастерства сказителей» (сказки на выбор: «Пузырь», «Соломинка и Лапоть», «Лиса и Журавль» и др.)


7

16.09




«Царевна- лягушка» - встреча с волшебной сказкой


Рецептивная:

чтение сказки; репродуктивная: выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование;

поисковая: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя ска-зочного ге-роя»


Подготовить сказывание сказки с ис-пользованием сказочных особенностей (зачин, устойчивые сказочные выражения, постоянные эпитеты и др.)


8 –


17.09




«Царевна- лягушка» - сказка о мудрости и красоте


Рецептивная:

наблюдение над языком сказки;

репродуктивная: пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана- царевича);

продуктивная творческая: чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях;

поисковая: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

Составить план харак-теристики главных ге-роев


Приготовить:

1) выразительное чтение эпизода «Василиса Премудрая на пиру»;

2) рассказ о Василисе Премудрой или Иване- царевиче (на выбор), ис-пользовать в ходе переска-за высказыва-ние

М. Горького о главных героях (учебник)

9

19.09




РР «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Знать: признаки волшебной и героической сказок.

Понимать: отношение народа к героям сказки.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок


Составление плана сказки

Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с. 37)

10 -11

23.09

24.09




Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская

шинель»

Репродуктивная: осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; продуктивная, творческая:

чтение по ролям;

исследовательская: сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками.

Анализ ска-зок по груп-пам: «Жена- спорщица»,«Горшок», «Барин и мужик»


Подготовить вопросы для конкурса на знание народ-ных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев,

Л. Толстой,

В. Аникин)

12

26.09




Урок вне-классного чтения.

Мои любимые сказки

Продуктивная, творческая: художественное рассказывание (или сказывание) сказок, устное словесное рисо-вание, конкурс на знатока народной сказки, устный рассказ о сказочниках, собирателях сказок


Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстра-ций к сказкам


Подготовить свой собствен-ный сборник сказок, дать ему название, включить в него сказки разных видов, оформить об-ложку, нари-совать иллю-страции


13

30.09




Урок развития речи.

Создание

волшебной

сказки «Сказка для самых маленьких»

Продуктивная, творческая:

создание сочинения - сказки

Написание чернового варианта сказки


Оформить сказку письменно


14 - 15

1.10
3.10




Из «Повести временных лет»

«Подвиг отрока киевлянина и

хитрость

воеводы

Претича»

Рецептивная:

чтение статьи

учебника, чтение

художественного текста и его полноценное восприятие;

репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям, составление цитатного плана;

поисковая: сопоставление текста с репродукцией картин

А. Иванова

Чтение по

ролям.

Составление

цитатного

плана

Пересказ по цитатному плану .

16- 17

7.10

8.10




М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»


Рецептивная:

чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи

«Роды и жанры литературы»;

репродуктивная: ответы на вопросы;

продуктивная

творческая: выразительное чтение стихотворения

Подготовить

рассуждение:

согласны ли вы с тем, что

псевдоуче-ниям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопос-тавил житейский, практический опыт человека?

Подготовить

сообщение о Ломоносове,

выразитель-ное чтение стихотворе-ния, ответить на вопрос: «Почему А.С.Пушкин назвал Ло-моносова «первым на-шим универ-ситетом»?

Инд. задание:

подготовить сообщение о

баснописцах (Эзопе, Ла-фонтене и др.)

18

10.10




Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр


Рецептивная:

чтение статьи учебника «Русские басни»; продуктивная творческая: выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, прочитанных са-мостоятельно или изученных в начальной школе;

исследовательская: сравнение басни и сказки

Чтение по ролям. Вик-торина на знание басен И.А. Крылова


Прочитать прозаический пересказ

Л.Н.Толс-тым басен Эзопа («Отец и сыновья», «Царь и рубашка», «Рыбак и рыбка», «Лев и мышь




19

14.10




И.А.Крылов. Слово о

баснописце. Басня «Волк и Ягненок»


Рецептивная:

чтение статьи учебника о Крылове, ответы на вопросы по статье, чтение басни;

репродуктивная: наблюдение над речью Ягненка и Вол-ка; продуктивная, творческая:

чтение в лицах, составление плана рассказа о баснописце;

поисковая: со-поставление текста басни с иллюстрациями А. Лаптева

План рассказа о баснописце. Устное словесное рисование (как произошла встреча Волка и Ягненка). Какие выражения басни могут исполь-зоваться в различных ситуациях?


Подготовить чтение басни в лицах, сообщение о Крылове (ответить на вопрос: «Почему именно басни заняли основное место в творчестве Крылова?»). Нарисовать иллюстрации к басне «Волк и Ягненок»


20-

21

15.10
17.10




И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», Свинья под Дубом» .

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»


Рецептивная:

чтение басен; продуктивная, творческая: устное словесное рисование, инсценирование;

поисковая: комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией («Свинья под Дубом» - худ. Г.Куприянова; «Ворона и Лисица» - худ. Е.Рачева);

исследовательская: анализ текста, сопос-тавление с басней Эзопа «Ворон и Лисица

Инсцениро-ванное чте-ние; чтение наизусть.


Выразительное чтение басен (одну из них наизусть).

Нарисовать иллюстрации к басне «Свинья под Дубом». Рас-сказать, как бы вы изобразили ситуацию, о которой пове-ствует И.А.Крылов. Индвид.зада-ние: сопоста-вить русскую народную сказку «Ворона и Лисица» с басней

Крылова .


22

21.10




В.А. Жуковский

« Кубок»

Рецептивная:

чтение статьи о поэте, чтение баллады, полноценное ее вос-приятие; репродуктивная: от-веты на вопросы;

продуктивная, творческая: чтение по ролям, выразительное чтение

Устное словесное рисование

Выразительное чтение баллады. Подготовить сообщение о поэте


23 –

24

22.10
24.10




В.А. Жуков

ский -

сказочник.

Сказка

«Спящая

царевна»

Рецептивная:

чтение сказки,

восприятие художественного

произведения;

репродуктив

ная: ответы на

вопросы;

поисковая: установление ассоциативных

связей с произведениями

живописи;

исследователь

ская: сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

Составле-ние

таблицы

«Сходство и

различие

русской народной сказки

и литера-турной». Доказать, что про-изведение

Жуковского -

сказка.

Выразительное

чтение сказки

«Спящая ца-ревна». Прочитать сказку

А.С.Пушкина

«Сказка о

мертвой царевне и о семи богатырях».

25 - 26

28.10

29.10




Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворе-ние «Няне».

Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог).


Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие художественного текста;

продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование

Найти эпи-теты, сравнения, метафоры и определить, как они пе-редают впе-чатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение


Подготовить рассказ о по-эте, опираясь на статью учебника и книги, про-читанные са-мостоятель-но. Вырази-тельное чте-ние стихо-творения наизусть


27- 28

31.10
11.11




А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи бога-тырях».

Борьба добрых и злых

сил.

Рецептивная:

чтение эпизодов, восприятие художественного текста;

репродуктивная: осмысление сюжета, событий,

характеров, выборочный пересказ эпизодов; продуктивная, творческая: устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение;

исследовательская: сопоставление сказок со сходным сюжетом

Составле-ние

сравнитель

ной харак-теристики мачехи и падчерицы, царицы-матери.

Выбороч-ный

пересказ эпизодов

Подготовить

художествен-ный пересказ

эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравив-шемуся

эпизоду

29

12.11




Урок разви-тия речи.

Стихотворная и прозаичес-кая речь. Ритм, рифма, строфа .


Рецептивная:

чтение статьи учебника;

репродуктивная: ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: выр

азительное чтение

Ответить на вопрос: чем стихотвор-ная речь

отличается от прозаичес-кой? Составле-ние стихотвор-ных строк по за- данным рифмам (бу-риме



Выполнить практическую работу: определить вид рифмовки и размер в указанных

отрывках.

30 –
31

14.11

18.11




Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».


Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие;

репродуктивная: от-веты на вопросы; продуктивная, творческая: вырази-тельное чтение;

поисковая: установление ассоциативных связей с иллюстрацией .

Выразитель-ное чтение эпизодов сказок; составление проблемных вопросов.

Поиск примеров художественной условности в сказках.


Подготовить пересказ событий сказки от лица Черной курицы.

Прочитать сказку Вс.Гаршина; передать содержание от лица «маленькой травки».

32

19.11




Вс.Гаршин «Attаleа Princeps».

Выборочное чтение; ответы на вопросы, дискуссия; установление ассоциативных связей

Поиск примеров художественной условности в сказках.


Подготовить выразительное чтение стихотв. «Бородино»; инд. Сообщение о детстве М.Ю.Лермонтова

33

21.11




Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к исто­рии России).

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

Создание иллюстраций к стихотворению.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».

34 - 35

25.11
26.11




«Бородино» отклик на 25-летнюю годовщину Бородин­ского сражения (1837).

Мастерство Лермонтова в создании ба­тальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.


Выразительное чтение, словарная работа, анализ текста. Подбор цитатных примеров , иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «мета­фора», «звукопись».

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы

Чтение наизусть, словесное рисование.

Самостоят. Прочитать сказку «Ашик Кериб»; приготовить отзыв.

36

28.11




Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

Отзывы о сказке Лермонтова «Ашик_Кериб».

Сообщения о писателе.

Инсценирование (выразительное чтение)фрагментов повестей Н. В. Гоголя.


Презентация и защита собственных иллюстраций

«Заколдованное место» читать; приготовить пересказ эпизода.

37

02.12




«Заколдованное место» повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, сочетание светлого и мрачного.

Выразительное чтение и пересказ. Анализ реальных и фантастических эпизо­дов повестей; составление проблемных вопросов. Работа со словарём литературоведческих терминов.


Ответ на проблемный вопрос.

Словесное рисование.

Прочитать к уроку вн.чтения

«Ночь перед Рождеством»; приготовить вопросы.

38 - 39

03.12

05.12




Вн. чт. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни.

Герои повести. Фольклорные мотивы в создании об­разов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Выразительное чтение эпизодов, пересказ.

Характеристика и нравственная оценка героев.

Различные виды пересказов.

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих раз­личные формы выражения авторской позиции.


Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тия «юмор», «фантастика», «художественная условность».


Подготовить индив. сообщение и презентацию о детстве Н.А.Некрасова; выризит чтение «На Волге».

40.

09.12




Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).


Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета поэте.

Выразительное чтение отрывка «На Волге», сравнительная работа с репродукцией картины и.Репина «бурлаки на Волге»; словарная работа. Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета

Устное сообщение о поэте.

Сравнительный анализ двух произведений искусства.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения

41

10.12




Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.

Восприятие и выразительное чтение; ролевое чтение произведения; текстовый анализ.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тие «эпитет».


Выразит. Чтение «Крестьянские дети», ответы на вопросы; подобрать фотоиллюстрации.

42

12.12




Мир детства — короткая пора в жизни крестьяни­на. Речевая характеристика персонажей.


Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём


Создание собственных иллюстраций

Выразит. Читать «Мороз,Красный нос»; придумать и обосновать своё название отрывку; отв. На вопросы 1-4.

43

16.12




«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из по­эмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.


Восприятие и выразительное чтение произведений; ответы на вопросы, обсуждение заголовков.

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих раз­личные формы выражения авторской позиции.


Выучить наизусть отрывок из поэмы.

44

17.12




Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).


Чтение наизусть.

Устный рассказ о писателе. Презентация.

Знакомство с историей рассказа «Муму».


Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тия «портрет», «пейзаж».

Читать рассказ «Муму»

45 - 46

19.12

23.12




Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Чтение и анализ эпизодов; анализ портретных и пейзажных эпизодов повести.


Устное рецензирование выразительного чтения одно­классников, чтения актеров.


Отобрать материал и приготовить рассказ «Дружба Герасима и Муму»

47 - 48

24.12




Образ Герасима.

Духовные и нравственные качества Герасима.

Выборочный пересказ; чтение эпизодов; обсуждение проблемных вопросов.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.


Письменная характеристика Герасима.

Ответы на вопросы учебника 1,5,9,12 стр. 241-242

49.

26.12




РР Написание классного сочинения по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Различные виды пересказов. Составление плана характеристики героя и сравни­тельной характеристики героев.


  1. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

  2. Каковы друзья и враги Герасима?

  3. В чём вина и в чём беда барыни?




Дописать сочинение.

50

13.01




Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Рассказ о поэте; выразительное чтение и прослушивание стихотворения по фонохрестоматии.

Анализ стихотворения по плану анализа лирики

Выразительное чтение стихотворения; создание словесной иллюстрации.

Выучить стихотворение «Весенний дождь» наизусть.

51

14.01




Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

Устный рассказ о писателе. Знакомство с исторической основой рассказа «Кавказский пленник» (индивидуальное сообщение).


Подбор цитат по заданной теме.


Стр. 249 – 258 перечитать; вопр. 3-4 стр. 275; пересказ, близкий к тексту и ответ на проблемный вопрос 5 стр.275.

52

16.01




«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость на­циональной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, Жилин и Дина.

Работа со словарем литературоведческих терминов. Выразительное чтение, сбор материалов для характеристики персонажей.


Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тия «сюжет», «сравнение».


Дочитать произведение; вопр. № 7-8; сравнительная таблица «Жилин и Костылин»

53

20.01




«Кавказский пленник». Душевная бли­зость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманисти­ческих идеалов.


Составление устного и письменного ответа на про­блемный вопрос.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каковы друзья и враги пленного Жилина?

Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

Индив. сообщение об А.П.Чехове; выразит.ролевое чтение рассказа «Хирургия», отв. На вопр. 1-4 стр. 283 - 284

Отв. На вопрос: Можно ли считать этот рассказ юмористическим?

54 - 55

21.01




Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (дет­ство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Комизм ситуации.

Устный рассказ о писателе.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Ролевое чтение.

Анализ сюжета, характеристика персонажей.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика».

Анализ эпизода.

Выразительное чтение стихотворений стр. 287 – 291; устная иллюстрация к стихотворению по выбору.

56







Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф. И. Тютчев. А. Н. Плещеев. И. С. Никитин.

Выразительное чтение стихотворений; выявление изобразительных языковых средств: эпитетов, метафор, сравнений и др.Устное словесное рисование.

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.


Выразительное чтение стихотворений стр. 292 – 298; заучивание наизусть (по выбору)

57







Поэты XIX века о Родине и родной природе А. Н. Май­ков. И. 3. Суриков.

Выразительное чтение наизусть; сравнительный анализ стихотворений; устное иллюстрирование; работа с репродукциями русских художников-пейзажистов.

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.


Стр. 299, задания № 3-4

58







Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое к рассказе.

Устный рассказ о писателе найденных дополнительных материалов; выразительное чтение рассказа; обсуждение репродукции картины Г.Мясоедова «Косцы»


Устный рассказ о писателе.


Выполнить задания №2-3 стр. 9

59







«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое к рассказе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Обучение анализу эпизода-рассказа.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор».

Участие в коллективном диалоге.

Составление и написание сочинения-миниатюры.


Читать рассказ И.А.Бунина «Подснежник», объяснить смысл названия; подготовить краткий пересказ.

60







Вн. чт.Рассказ «Подснеж­ник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Восприятие и выразительное чтение рассказа; краткий пересказ.

Объяснить

символику названия произведения.

Читать «В дурном обществе» гл. 1-3; отв. Объяснить смысл названий глав.

61







Владимир Галактонович Короленко. Краткий рассказ о писателе. История рассказа «В дурном обществе».

Устный рассказ о писателе. Знакомство с историей создания произведения. Выразительное чтение эпизодов, обсуждение; объяснение смысла названий глав.


Подбор цитатных примеров.

Чит. Гл. 4-6; подробное описание портретов Маруси и Валека. Сравнительная характеристика Сони и Маруси.

62







«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города.

Выразительное чтение повести.

Участие в коллективном диалоге.

Выборочный пересказ.

Сравнительная характеристика Сони и Маруси (изложение).

Чтение гл. 7-8; придумать свой финал рассказа и обосновать его.

63







«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.


Участие в коллективном диалоге. Чтение финала произведения и озвучивание своего варианта. Обсуждение.

Анализ портретных характеристик героев и определе­ние их роли в повести.


Участие в коллективном диалоге.

Письменный ответ на проблемный вопрос.


Вопросы и задания на стр. 45 № 4, 5 7,8

64







РР Подготовка к написанию сочинения.

Беседа, обсуждение проблемных вопросов:

  1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

  2. Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

  3. Почему у Маруси и Сони два разных детства?




Составление устного к письменного ответа на про­блемный вопрос.

Написание домашнего сочинения.

65







Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом...»

Выразительное чтение, анализ стихотворения по алгоритму.

Выразительное чтение стихотворений; устное иллюстрирование.

Выучить наизусть одно из стихотворений; задание №1 стр.50

66







С.А.Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями..» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России.

Устное рецензирование выразительного чтения одно­классников, чтения актёров. Анализ текста стихотворения.


Чтение наизусть. Задание №1 (сравнительный анализ тональности стихотворений).

Задания №6, 8 стр.51

67







Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. Особенности жанра сказа.

Знакомство с биографической справкой. Выявление признаков сказового повествования. Выборочное чтение.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. Создание собственных иллюстраций.

Прочитать сказ; подготовить сказывание сказа; отв. На вопр. 3, 4, 5 стр.63

68







Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в ска­зе. Честность, трудолюбие и талант глав­ного героя.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров; словарная работа.

Пересказ эпизода; характеристика Степана.

Задания №6,7,10; защита собственных иллюстраций.

69







Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка».

Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.


Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тия «реальность» и «фантастика»; пересказ; защита собственных иллюстраций.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Задания № 12, 13, 14 (анализ иллюстраций палехских мастеров).






















70







Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.«Теплый хлеб».

Устный рассказ о писателе. Чтение рассказа и формулировка проблем, поднимаемых писателем.


Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.


Придумать собственное название к сказке; составить характеристику Фильки.

71 - 72







Константин Георгиевич Паустовский.

«Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.


Чтение рассказа и анализ содержания.

Обсуждение поступков героев.

Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.

Рассказ о случае из жизни животного.


Устное высказывание по теме (устное сочинение).

Подготовиться к изложению «Заяц вывел деда из огня».

73







Р/Р Подробное изложение «Спасение деда Лариона».

Составление плана, написание изложения.

Изложение эпизода.

Ролевое чтение сказки «Двенадцать месяцев».

74







Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».


Выразительное чтение сказки по ролям. Выявление отличий пьесы-сказки от простой литературной сказки.

Составление характеристики персонажей по группам (рекомендаций для актёров).

Ролевое чтение сказки; инсценирова-ние отрывков по группам.

75 - 76







«Двенадцать месяцев» пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра нал злом

Инсценирование, обсуждение игры одноклассников.

Рецензирование; составление – описание декораций к сказке.

Написать отзыв о сказке «Двенадцать месяцев».

77







Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писа­теле. Рассказ «Никита».

Знакомство с биографической справкой о писателе. Чтение рассказа. Составление образа фантастического воображаемого мира ребёнка.

Составление образа «Мир детства».

Дочитать рассказ; выявить реальное и фантастическое в рассказе. Отв. На вопр. 1 – 5 стр. 112

78







«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой.

Пересказ эпизодов; обсуждение роли фантастики в рассказе; обсуждение проблематики рассказа .

Ответ на итоговый проблемный вопрос.

Сообщение о В.П.Астафьеве; читать «Васюткино озеро»; собрать материал о Васютке.

79







Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. История создания рассказа «Васюткино озеро».

Знакомство с биографической справкой о писателе. Рассказ об истории написания рассказа, выразительное чтение, обмен первыми впечатлениями.

Участие в диалоге, обмен мнениями.

Дочитать рассказ, приготовить рассказ о ночёвках Васютки в тайге. Подготовить собственные иллюстрации к рассказу.

80







«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к при­роде и её понимание.

Выборочный пересказ; выразительное чтение; характеристика Васютки; защита собственных иллюстраций к рассказу.

Характеристика героя рассказа.

Выполнение заданий учебника стр. 140 – 141 № 8, 9, 10

81







«Открытие» Васюткой нового озера. Становление ха­рактера юного героя.

Обсуждение рассказа; рассказы из собственного опыта (истории, которые происходили в лесу). Выполнение заданий из рубрики «Обогащайте свою речь».

Истории из собственного опыта; сопоставление опыта Васютки и своего.

Подготовиться к зачёту по теме.

82.







Р/Р Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Какой изображена русская природа в творче­стве С. А. Есенина, П. П. Бажова,

К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

  1. Какие поступки сверстников вызывают моё восхи­щение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Пла­тонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?





Написание письменного ответа на один из вопросов.




Индив. сообщения об А.Т.Твардовском; К.С.Симонове; выразительное чтение стихотворений.

Подготовить одно из стихотворений о Великой Отечественной войне наизусть (самостоятельный выбор).

83







«Ради жизни на земле.,.».

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на ла­фете...».

Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.

Выразительное чтение наизусть.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Чтение наизусть, обоснование выбора стихотворения.

Заучивание стихотворения наизусть по выбору.

84







А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Выразительное чтение; обсуждение; устное словесное рисование; чтение наизусть; лексическая работа.

Чтение наизусть.

Задания по группам (сообщение о поэте, выразительное чтение стихотворения; анализ образной системы и языковых особенностей). Создание иллюстраций.

85 - 86







Русские поэты XX века о Родине и родной природе. (Поэзия И.А.Бунина; Д.Б.Кедрина, А.А.Прокофьева, Н.М.Рубцова, Дона_Аминадо).


Рассказ о поэтах; выразительное подготовленное чтение стихотворений; анализ образной системы и языковых особенностей (по группам). Защита иллюстраций.

Отчёты групп о проделанной работе.

Заучивание стихотворения наизусть (по выбору).

87







Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

Работа со словарём литературоведческих терминов. Чтение «со стопами» и обсуждение рассказа; составление проблемных вопросов и обмен вопросами в группах.


Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстри­рующих понятие «юмор».


Отв. На вопр. Стр. 173 № 1; чтение рассказа «Игорь – Робинзон»

88







Саша Чёрный «Игорь-Робинзон».

Краткий пересказ, текстовый анализ; обсуждение смысла названия и идеи произведения.

Создание собственных иллюстраций

Придумать забавную историю или игру на основе прочитанного.

Самостоятельно прочит. И прослушать песню Ю.Кима; объяснить, чем создаётся комический эффект.

89







ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Жанр баллады.


Поиск сведений о зарубежных писателях. Знакомство с жанром баллады и выявление черт баллады в произведении. Выразительное чтение, устное словесное рисование.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».


Заучить отрывок из баллады наизусть, создать иллюстрацию.

90







Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо».

Рассказ о писателе и истории романа. Знакомство с жанром приключенческого романа, выборочное чтение; работа с иллюстрациями.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Прочитать предложенные главы и составить по ним викторину.

Пересказать самый занимательный с вашей точки зрения эпизод из романа.

91 –

92







«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя.
Вн.чт. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе.

Разные виды пересказа, выборочное чтение;

Характеристика Робинзона Крузо; определение идеи произведения.
Сопоставление романа с другими произведениями на данную тему.

Формулировка идеи произведения.

Составление характеристики Робинзона Крузо.

Пересказ эпизода; подбор произведений данной тематики, аннотация к ним.

Инд. Сообщение о Х.-К. Андерсене. Перечитать «Снежную королеву»

93







Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Киноурок.

Сообщение о писателе и просмотр эпизодов из кинофильма о сказочнике.

Составление письменного высказывания на тему: «Для меня Андерсен – это…»

Задания по группам:

1) Создание презентации к сказке.

2) Создание портретов героев.

3) Написание автобиографий от лица героев (Кай, Герда, разбойница).

94 –
95







«Снежная королева». Символический смысл фантастиче­ских образов.
Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. По­мощники Герды.
Победа добра, любви и дружбы.


Презентации к сказке и их обсуждение. Обсуждение работ художников – портретистов.

Зачитывание и обсуждение биографий литературных героев.

Выборочное чтение и пересказ.

Защита проектов.

Подробный пересказ любимого фрагмента сказки.

Сочинение-миниатюра «Мой любимый герой сказки «Снежная королева».

96







Жорж Санд. «О чём говорят цветы».

Рассказ о писательнице. Выразительное чтение и обсуждение на основе заданий учебника.

Инсценированное чтение сказки.

Индив. сообщение о Марке Твене;

Прочитать главу 1-2; подготовить пересказ.

97







Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Кто такой Том?

Сообщение о писателе Марке Твене. Просмотр и озвучивание первой части фильма о Томе Сойере.


Письменное высказывание – характеристика литературного героя.

Самостоятельно прочитать следующие главы, подготовить пересказ эпизода (по выбору).

98







«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба маль­чиков.

Разные виды пересказов; сравнительная характеристика героев.

Пересказ эпизода.

Самостоятельно прочитать следующие главы, подготовить пересказ эпизода (по выбору).

99







Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Различные виды пересказов, устное словесное рисование; ответы на вопросы.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?

  2. Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?

Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?

Прочитать «Сказание о Кише» Дж.Лондона; сформулировать идею произведения.

100







Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише»

Знакомство с биографией писателя; чтение рассказа; составление проблемных вопросов и их обсуждение.

Выявление элементов легенды в рассказе.

Дочитать рассказ, приготовить краткий пересказ. Составить письменную характеристику Киша и иллюстрацию к рассказу.

101







Смелость, мужество, смекалка Киша как залог победы над жизненными трудностями..


Краткий пересказ, характеристика героя; демонстрация рисунков к рассказу.

Создание устного памятника Кишу.

Отзыв о самом запомнившемся произведении и презентация к нему.

102







Итоговый урок.

Наши любимые герои и произведения.


Демонстрация и защита презентаций.




Рекомендации для чтения летом.