|
Конспект образовательной деятельности по ориентировке на микроплоскости
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Начальная школа – детский сад IV вида № 144»
Конспект образовательной деятельности
по ориентировке на микроплоскости
на тему: «Прогулка в волшебный лес»
для детей старшей группы с нарушениями зрения.
Разработала:
учитель-дефектолог
Телицына Ю.В.
г. Дзержинск
2011г.
Образовательные задачи.
-Учить выделять пространственное положение объекта в группе предметов;
-Продолжать учить находить предметы в названных направлениях микропространства (слева направо, справа налево);
-Продолжать учить активно, использовать в речи пространственные предлоги и термины: середина, справа, слева, за, перед;
-Закреплять умение располагать предметы в разных направлениях пространства с точкой отсчета от себя;
-Активизировать словарь: лиса, волк, еж, медведь, справа, слева, в середине, за, перед, между.
Коррекционно-развивающие задачи.
-Учить анализировать взаимоположения объектов;
-Развивать навыки ориентировки на листе, в клетке, на фланелеграфе;
-Развивать пространственное мышление;
-Развивать мелкую моторику;
-Активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взора;
-Тренировать зрительное внимание
Воспитательные задачи.
-Воспитывать интерес к самостоятельному выполнению заданий;
-Прививать навыки самоконтроля.
Демонстрационный материал.
-Макет «Лес»;
-Набор плоскостных изображений животных: лиса, заяц, волк, медведь, ежик для макета;
-Плоскостные изображения для фланелеграфа: елка, лиса, заяц, волк, медведь, ежик;
-Мольберт.
Раздаточный материал.
-Ряд, клетка с изображением диких животных: лиса, заяц, волк, медведь, ежик;
-Карточка с разным взаимоположением диких животных;
-Плоскостные изображения животных (лиса, заяц, волк, медведь, ежик) для фланелеграфа;
-Лабиринт;
-Фланелеграф;
-Фломастер, фишки, фоновый экран, подставка.
Дифференциация учебного материала с учетом психофизических возможностей и состояния зрения детей.
- посадка по остроте зрения (от 0,1 единицы до 0,4 – 1-й стол, от 0,4 единиц – 2-й, 3-й стол);
- левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога;
Для детей с высоким (+) и средним (-) уровнем освоения содержания программы:
- вопросы проблемно-поискового характера;
- ответы распространенным предложением;
- анализ взаимоположения животных без дополнительных вопросов;
- выделение пространственных положений – впереди, сзади, между.
Для детей с низким уровнем (0):
- вопросы репродуктивного характера;
- ответы словом, простым предложением, повторение за другими;
- анализ взаимоположения животных по вопросам;
-выделение пространственных положений – слева, справа.
Методы и приемы.
- проблемно-игровая ситуация;
- вопросы поискового характера;
- упражнения;
- беседа;
- образец;
- контроль;
- оценка;
- поощрение;
- обобщение.
Пропедевтическая работа.
Дидактические игры и упражнения:
- на ориентировку в микропространстве «Составь узор из геометрических фигур», «Что изменилось»;
-на определение своего местоположения среди других детей и предметов «Встань так, чтобы справа от тебя был стол», «За кем ты стоишь?»;
- «Лабиринт».
Индивидуальная работа.
-Лере, оказать словесную помощь в оценке взаимоположения животных.
-Глебу, оказать практическую помощь в прохождении «лабиринта».
Ход занятия
Деятельность учителя-дефектолога
|
Дифф. подход
|
Деятельность детей
|
Организационный момент.
-Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в волшебный лес. Вы согласны отправиться со мной?
Попасть в лес, мы сможем, если дважды откроем ворота.
Пальчиковая игра «Ворота»
На пригорке лес стоит
Ну, а к лесу путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В лес ребят всех приглашаем. (Повторить 2 раза).
Основная часть.
Выставляет макет леса с плоскостным изображением диких животных деревьев.
-Мы с вами очутились в волшебном лесу. Вот и первая полянка. Подойдите, посмотрите на нее внимательно и расскажите, что увидели и где это находится. «Посмотри и расскажи».
-Расскажите, что видите на полянке?
- Что еще увидели?
-Где находится волк?
-А, где лиса?
Молодцы, хорошо.
Вставайте ребята, идем дальше.
Вот другая полянка, садитесь. «Послушай и скажи».
Перед вами карточки размеченные в клетку. В каждой клетке, картинки животных.
- Расскажите, какое животное находится слева, в первой клеточке?
Кто находится справа во второй клеточке?
- Кто находится справа в третьей клеточке?
А кто слева, в третьей клеточке находится?
-Ребята, как вы думаете, почему в третьей клеточке справа и слева находится одно и то же животное?
Правильно.
На следующей полянке фотографии животных. Проходите, на ковер, садитесь. Найдите среди 4 фотографий, 2 одинаковые и отметьте их фишками.
-Кто изображен на твоих фотографиях?
-Почему отметил фишками именно эти фотографии?
Молодцы.
А теперь немножко отдохнем. Все вставай
Физкультминутка зрительно-динамическая.
Теперь друг к другу повернитесь,
И широко соседу улыбнитесь.
Теперь немного поморгайте
Поочередно каждым глазом помигайте
Теперь опять немного поморгайте
Глаза закройте просто, отдыхайте.
А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы
Откройте широко.
Где ж очутились мы?
Мы пришли в волшебный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Поможет нам вернуться обратно «Лабиринт». Проходите, садитесь за стол (проверить посадку). Положите перед собой лабиринт, возьмите карандаши. Карандаш держим тремя пальцами.
Вот мы и вернулись в детский сад.
Вам понравилась прогулка?
Давайте составим картинку про волшебный лес на фланелеграфе. Картинки для фланелеграфа лежат на подносе.
«Волшебный лес».
Медведя положите справа. Ежика – слева. Елочку положите в середину. Зайчика – перед елочкой. Волка – между ежом и медведем.
Самоконтроль.
-А теперь проверьте, правильно ли у вас получилось?
Выставляет готовую картинку.
Кто ошибся, исправляйтесь.
Хорошо.
Итог.
А сейчас, закройте глазки и вспомните, чем мы сегодня занимались?
-Какие задания были самыми интересными? Какие задания были трудными?
Мне очень понравилось гулять с вами по волшебному лесу.
Вы молодцы.
Садитесь на ковер, на среднюю полоску, релаксация «Ежик».
Ежик съежился, свернулся,
Развернулся, потянулся.
1, 2, 3, 4, 5…
Ежик съежился опять.
|
+ - 0
+ - 0
+
-
0
+ - 0
0
- 0
-
+
+ -
+
+ - 0
+ - 0
+ - 0
+ - 0
+ - 0
+ - 0
|
Стоят.
Слушают.
Ответы детей.
Стоят полукругом около мольберта.
Отвечают
Волк стоит перед елочкой.
Лиса стоит справа от елочки.
Идут.
Садятся за столы.
Слушают.
В первой клеточке слева находится заяц.
Во второй клеточке справа – лиса.
В третьей клеточке справа – медведь.
В третьей клеточке слева – медведь.
Отвечают.
Садятся на ковер.
Отвечают.
Отвечают.
Поворачиваются друг к другу, улыбаются
Закрывают и открывают оба глаза разом
Закрывают то правый, то левый
Закрывают и открывают оба глаза разом
Закрывают глаза
Зажмуривают глаза на 3-5 сек
Широко открывают глаза.
Ходят по кругу
Разводят руками
Руки отводят в указанную сторону и смотрят
Прыжки
Руки на поясе, наклоны в стороны, приседают, прячась.
Садятся за стол.
Выполняют задания
Сверяют с образцом.
Исправляют, если ошиблись.
Отвечают.
Сидя согнуть ноги в коленях, обхватить их руками, нос в колени.
Выпрямить ноги и руки, вверх.
Свернуться в «клубочек».
|
|
|
|