ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВОМ НАБОРА «ПЕРТРА»
В статье рассматриваются актуальные проблемы развития сенсорных функций у детей с общим недоразвитием речи; автор представляет методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Пертра» для сенсорного развития дошкольников.
При оценке готовности детей к школе и при исследовании их трудностей обучения не всегда уделяют достаточно внимания анализу сенсорного развития. Нередко можно услышать или прочитать, что зрительные функции развиваются в раннем детстве и их недоразвитие встречается редко.
При работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) достаточно часто наблюдается ограничение или ухудшение способностей при выполнении заданий, требующих сенсорных навыков.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, А. Плеханов, О. М. Морозова, М. Манасеина и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие [2].
Э. Г. Пилюгина считает, что представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др. [4]
Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина отмечают, что познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности. [5].
А. Н. Лебедева считает, что важным фактором сенсорного развития является также эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем [3].
Таким образом, сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
М. Крулехт, Э. Онищенко отмечают, что усвоение дошкольником сенсорных эталонов осуществляется в условиях новых видов его деятельности и специального обучения. Несмотря на то, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в развитии восприятия ребенка особое место занимают аппликация, рисование, лепка, конструирование, т. е. продуктивная деятельность. Овладевая ею, дошкольник не только знакомится с разнообразными свойствами используемых материалов, но и сопоставляет свойства, устанавливает связи, отношения между элементами включенных в действие объектов [4].
Как отмечает Н. В. Белкина, на протяжении дошкольного детства складывается три основных вида перцептивных действий: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия.
При нормальном развитии ребенка восприятие в дошкольном возрасте становиться более произвольным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Принято считать, что общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Однако в исследованиях психических функций детей с ОНР обнаружены специфические особенности их интеллектуального развития.
Как показывают исследования Н. В. Белкина, у детей с ОНР наблюдается значительное своеобразие высших психических функций: формирование любого уровня зрительного отражения нарушено (зрительные образы у таких детей обеднены, часто деформированные и неустойчивые). Воспитанники логопедической группы с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, часто «упускают» важные детали, не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности [2].
И. Т. Власенко констатирует факт отличия зрительных представлений дошкольников-логопатов от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии предметов в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Многочисленные исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, оно не формируется без специального обучения [2].
Несмотря на то, что специальных исследований развития восприятия изображений у детей с ОНР не проводилось, во многих работах имеются указания на существенные трудности, которые испытывают эти дети при восприятии наглядного материала. Это выражается в слабом понимании третьего измерения в картине (глубины пространства), экспрессивных жестов и движений, мимики, пантомимики, а также у детей данной категории отмечается замедленность, фрагментарность, узость объема, недостаточная дифференцированность восприятия, трудности установления пространственных отношений, логических связей между предметами, схематизм зрительных образов. Все это снижает эффективность применения картины в качестве одного из ведущих наглядных средств [5].
Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия у детей логопедической группы ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, определения их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит (несформированность) интегративного взаимодействия этих функций [3].
Таким образом, недостаточное развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования, усложняет восприятие изобразительных действия и т. д.
Следует отметить, что дети дошкольного возраста с ОНР испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением. Не требуя от детей специального запоминания и употребления соответствующих названий, необходимо, однако, всякий раз исправлять допущенную ребенком ошибку. Эффективен прием, когда то или иное понятие связывают в представлении малыша с реальным предметом для которого данный признак является характерным (любой предмет округлой формы – «мяч», прямоугольный брусок – «кирпичик», треугольная призма – «крыша», предмет красного цвета – «ягодка», «помидор», желтого – «цыпленок», «лимон», оранжевого – «апельсин» и т. п.) [4].
Наиболее доступны для ребенка с нарушением речи жизни задания на выполнение предметных действий.
Задачами обучения являются фиксация внимания детей на сенсорных свойствах предметов, формирование простейших приемов установления тождества и различия однородных объектов по величине, форме, цвету. Дидактическим материалом при этом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветовых тонов. Ребенок одновременно оперирует с предметами двух разновидностей. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, форма, цвет.
На следующем этапе целью обучения является выработка у детей умения соотносить разнородные предметы по одному из сенсорных свойств.
З. Е. Агранович отмечает, что интересным типом заданий являются также задания на изображение различных предметов с помощью мозаики. Элементами красной мозаики дети обозначают «флажки», «грибочки», зеленой – «елочки», белой – «курочек», «гусей» и пр. Включение заданий, направленных на сенсорное воспитание, в различные виды деятельности (предметную, изобразительную, элементарную продуктивную) позволяет с наибольшей полнотой и глубиной формировать у ребенка восприятие окружающей действительности [2].
Игровой комплект «Пертра» является как средство психологического развития и коррекции.
Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т. д.).
В процессе восприятия всегда присутствуют также двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при исследовании конкретных предметов, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т. д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приобретением навыков исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.
Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов наборов «Пертра» вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность [1].
Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствует обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи, что так необходимо ребенку с ОНР.
Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации о его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.
Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма.
При работе с образцом какого-либо узора формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно исследовать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный, алгоритм действий.
В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия, направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине.
Таким образом, отметим, что формы и методы сенсорного воспитания различные. Основными приемами сенсорного воспитания является использование методических пособий в игровой деятельности.
Список литературы:
Игровой комплект «ПЕРТРА» набор психолога / методическое рекомендация. – М. : Институт новых технологий, 2010. – 60с.
Лабуцкой, А. К. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов / А. К. Лабуцкой. – М. : Академия, 2012. – 63 с.
Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство–пресс, 2011. – 385 с.
Фотекова, Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР / Т. А. Фотекова // Дефектология. – 2012. – 236 с.
Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2012. – 320 с.
|