Главная страница

Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося


Скачать 44.5 Kb.
Название Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося
Дата 25.02.2016
Размер 44.5 Kb.
Тип Документы

Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося

Сегодня важнейшей концептуальной идеей, которая возвращает воспитание из сферы идеологии в русло науки о человеке, является идея саморазвития. Человек – это существо, которое саморазвивается, самоопределяется и самореализуется. Поэтому моя работа, как классного руководителя, очень тесно переплетается с проблемой «Личностно ориентированная образовательная среда гимназии как условие индивидуального развития и самореализации учащегося», над которой работает наша гимназия.

В своей работе я опираюсь на личностно ориентированные воспитательный технологии, которые разрабатал украинский академик И.Д. Бех, на технологию саморазвития личности Г.К. Селевко и его курс «Самосовершенствование личности». Таким образом, забота об индивидуальном развитии ребенка, о максимальном проявлении личностных особенностей учащихся, выявление их индивидуальных способностей в рамках групповой деятельности, создание условий для реализации учащихся являются приоритетным направлением в моей работе. В ходе работы мною накоплен определенный опыт, которым я бы хотела поделиться.

В соответствии с компетентностным подходом в современном образовании свою работу я планирую таким образом, чтобы помочь учащимся выработать жизненные компетентности, содействующие самореализации личности.Для этого, начиная с 5 - го класса, работаю с учащимися над развитием у них: самопознания (5 класс), самовоспитания (6 класс), самообучения (7 класс), самоутверждения (8 класс), самоопределения (9 класс), саморегуляции (10 класс) и самореализации (11 класс). Более подробно остановлюсь на формах, методах и моделях организации такой работы с учащимися класса.

В начале учебного года учащиеся по желанию разбиваются на группы для совместной работы в течение года. Каждая группа в первую неделю сентября обсуждает планы на учебный год: какое мероприятие хотелось бы провести в классе, на какую экскурсию отправиться на каникулах, какой классный час провести. Затем, на первом классном собрании, которое проводим уже на второй неделе сентября, представители от каждой группы вносят свои предложения, которые я учитываю при составлении плана воспитательной работы(см. План воспитательной работы). Совместно с учащимися обговариваем темы классных часов и классных собраний, мероприятий, которые будут проводится в классе, в соответствии с планом общегимназических мероприятий.

Большое значение в создании условий для реализации личности учащихся имеет работа классного самоуправления. Каждый учащийся класса, желающий быть старостой, составляет свою программу и представляет ее ученикам класса. Дети выбирают старостой того ученика, чья программа понравилась больше, кто ярче и убедительнее представил себя. Например Радченко Кристина представила проект развития 10-а касса на 2010-11 учебный год, успешно защитила его и стала старостой класса. Также каждая комиссия (культмассовая, санитарно – хозяйственная, дисциплинарная, учебная, трудовая, библиотечная) выбирает своего руководителя, составляют планы на семестр. Этот вид работы формирует активную жизненную позицию учащегося, развивает коммуникативную, поликультурную компетенции.

В 8 классе учащиеся начинают работу по созданию «Портфолио ученика».

Этот вид работы помогает определиться с дальнейшим профилем обучения, выявляет профильные интересы и наклонности ученика, учит презентовать себя.

Совместно с психологом гимназии в 9 классе провидился ряд тестов, которые выявили учащихся с устойчивыми профильными интересами например, ученица Свиридюк Настя серьезно увлекается журналистикой, возглавляет редакцию классной стенгазеты «Вести 10-А», является членом гимназического пресс – центра и т.д.)

В старшем школьном возрасте формируется мировоззрение, вырабатываются определенные жизненные планы, гражданская позиция. Этому способствует система классных часов, проводимых в соответствии с Национальной программой воспитания. Для того, чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них было желание участвовать в его подготовке и проведении, темы классных часов на месяц вывешиваются в классном уголке и каждая группа или отдельный ученик, по желанию, выбирают понравившеюся тему и готовят классный час. Классные часы проходят в форме викторин, интерактивных или ролевых игр, тренингов, зашиты проектов и т.п. Самыми популярными темами классных часов стали такие: «Создание формулы толерантности», «Глава государства на один день», «Сигарета – не конфета!», «Правила здорового питания».

Один раз в месяц проводится классный час в соответствии с программой самосовершенствования личности Г.К. Селевко. В 10 классе – это курс «Управляй собой!», который помогает старшеклассникам регулировать свое поведение, управлять своим развитием, жить в согласии с самим собой и окружающей средой. Комплекс упражнений и тестов повышает веру в собственные возможности, вооружает против обмана и манипуляций, помогает выйти из стресса, конструктивно разрешить любую конфликтную ситуацию.

Велика роль классного руководителя в реализации творческих способностей учащихся. Традиционными мероприятиями в классе стали: «Мисс класса», « Мы – талантливые», «А, ну – ка, девушки!», «Рыцари среди нас», «День Святого Валентина», «День именинника», «Дружба народов Крыма», интеллектуальная игра «Самый умный». Победительница конкурса «Мисс класса» представляет класс на гимназическом конкурсе «Мисс Осень»,(Радченко Кристина в этом учебном году представляла класс), лучший номер художественной самодеятельности класс выставляет на общешкольный концерт, посвященный дню рождения К.А. Тренева, имя которого носит наша гимназия. Учащиеся класса составляют основу гимназических команд «Математик – лингвист», «ЮИД», «Юные пожарные», «За здоровый образ жизни!», которые представляют гимназию в городских конкурсах.

Многие учащиеся класса являются участниками и победителями предметных олимпиад, кандидатами и действительными членами МАН. Коллектив 10 – А класса на протяжении многих лет является победителем различных гимназических соревнований и конкурсов.

Работая с классом, я постоянно отслеживаю эффективность применяемых форм и методов воспитания с помощью различных методик, тестов, мониторинга учебных достижений. Все они показывают положительную динамику.

Таким образом, роль классного руководителя в самореализации личности учащегося очень велика. Ведь если классный руководитель – это и помощник, и советник, и образец для подражания – то ему несомненно удастся создать благоприятные условия для развития ребенка. Я считаю, что настоящее становление личности возможно тогда, когда воспитанник освоит искусство жизни в коллективе, но при этом останется индивидуальностью, останется самим собой, и это поможет ему реализовать себя в дальнейшей взрослой жизни.

Надеюсь, что материалы, представленные в данной работе, помогут учителям, которые только ступили на этот непростой путь – путь классного руководства. Очень важно, чтобы учитель помнил, что «классное руководство – это не обязанность, это бесконечное творчество».