Главная страница

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы


Скачать 71.29 Kb.
Название Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Дата 06.03.2016
Размер 71.29 Kb.
Тип Документы

Формирование универсальных учебных действий

на уроках русского языка и литературы
Следует все изучать не для школы, а для жизни, чтобы ничто по выходе из школы не улетело на ветер.
Ян Амос Коменский

С первого сентября 2015 года Федеральный Государственный Образовательный стандарт придет в основную школу. А вместе с ним и новые требования к структуре урока, его содержанию, форме, учительской компетентности.

Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся [1, с.2].

Почему именно сейчас возникла необходимость во главу угла процесса обучения поставить формирование универсальных учебных действий, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института? Чем прежняя система образования не устраивает современное общество? Не будем уходить в далекое прошлое, заглянем лишь на двадцать – тридцать лет назад. По меркам истории, это совсем немного. Образование в Советском Союзе было качественным, фундаментальным. Школа давала ученикам большой объем знаний, умений и навыков. Институты выпускали высококвалифицированных специалистов. И все было хорошо. Но в девяностые годы в связи с экономическими и политическими преобразованиями в нашей стране многие дипломированные специалисты оказались попросту выброшенными на улицу. Закрылись заводы и фабрики – не нужны стали инженеры. И багаж знаний остался лежать мертвым грузом. Кто-то смог переучиться, приспособиться, но были и такие, которые так и не нашли свою нишу в новом обществе. Сегодняшнее, информационное общество запрашивает не квалифицированного исполнителя, а человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.  Функции УУД включают: 

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. 

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Выделяют четыре вида универсальных учебных действий:

  • личностные, обеспечивающие готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования;

  • регулятивные, главная функция которых - организация учащимися своей учебной деятельности;

  • познавательные, включающие общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем;

  • коммуникативные, способствующие формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе [2, с.23-34].

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Предметам «Русский язык» и «Литература» принадлежит одна из первых ролей, хотя бы потому, что в учебном плане на их изучение отводится больше времени, чем, скажем, на изучение истории или географии.

Вводно-мотивационный этап урока, на мой взгляд, является плодородной почвой для формирования всех видов универсальных учебных действий. Формируя познавательные универсальные учебные действия, на уроках русского языка использую игру «Четвертый лишний», где задуманное «лишнее» слово или предложение помогает определить тему занятия. Перейти к новому бывает удобно после знакомства со словарным словом. Предложенный ученикам материал для сравнения, помещенный в 2-3 группы, в результате анализа также помогает определить тему урока. Часто материал для наблюдения в начале урока содержит орфограммы, пунктограммы, признаки, о которых шла речь на предыдущих занятиях, и помогает не только перейти к теме урока, но и еще раз закрепить изученный ранее материал.

На уроках литературы определить тему занятия помогают эпиграфы, высказывания о творчестве писателя его современников или литературоведов, отрывки из произведений, о которых пойдет речь, темы сочинений или интересный факт из биографии художника слова.

Работая над формированием регулятивных учебных действий, на данном этапе урока мы вместе с учениками стараемся определить, для чего нам необходимо изучить тот или иной материал. Обычно ребята отвечают, что это поможет им повысить свою грамотность, стать интересным собеседником, подготовиться к контрольной работе или сдать экзамен, расширить кругозор.

На этапе изучения нового материала формирую коммуникативные универсальные учебные действия, используя разные формы деятельности. Порою, мы всем классом решаем поставленную задачу, отвечая на проблемные вопросы. Использую также групповые формы работы над исследованием материала. Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия, позволяет дать эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики [урок русского языка по теме «Слитное и раздельное написание «НЕ» с причастиями»].

Познавательные универсальные учебные действия, выражающиеся в умении находить информацию в разных источниках, перерабатывать ее на данном этапе чаще реализуется на уроках литературы. Ребятам очень нравится готовить сообщения о биографии писателей или об истории создания произведения, его жизни в других видах искусства.

На уроках по синтаксису и пунктуации в 8 - 9 классах, кроме учебной темы, формулирую и содержательную, подбирая однотематический языковой материал для всех этапов занятия: «Спорт», «Живопись», «Театр» и др. Здесь мне на помощь приходят ученики, выполняя небольшие индивидуальные или групповые проекты [урок русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»].

По возможности на уроках литературы реализую межпредметные связи. Привлекаю к анализу произведений музыкальные, живописные и киноматериалы. Формируя познавательные универсальные учебные действия, мы сопоставляем чувства писателя или поэта с чувствами музыканта или художника, пытаемся проникнуть в творческий замысел писателя и режиссера [урок литературы по теме «Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым»].

Развитию коммуникативных универсальных учебных действий способствует применение проектных форм деятельности. На уроках русского языка на этапах закрепления материала и контроля знаний использую такие мини-проекты: «Карточка соседу», лингвистическая сказка.

На уроках литературы традиционными стали следующие задания: иллюстрация фрагмента произведения, инсценировка отрывка, создание викторины или кроссворда по изученному материалу.

Способствует бесконфликтному общению, умению сотрудничать уроки-зачеты в игровой форме, которые провожу после изучения больших разделов из курса литературы [урок-зачет по литературе XIX века].

Развитию личностных и регулятивных учебных действий на данном этапе помогает взаимоконтроль, самопроверка по контрольной карте, поиск преднамеренных ошибок. Важное место определяю разноуровневым заданиям репродуктивного, творческого, аналитического характера. Учащиеся имеют возможность выбрать для себя посильное упражнение и при необходимости получить помощь учителя или товарища-консультанта.

Взаимоконтроль чаще всего использую на уроках литературы при опросе стихотворений наизусть. Право выслушать своего товарища и оценить может получить любой ученик, отлично подготовившийся к данному уроку. Ребята с удовольствием выполняют возложенную на них задачу. На этапе рефлексии мы с ребятами стараемся не только соотнести результат работы с поставленной целью и выразить, что удалось и что не удалось сделать на уроке, но и внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения. Мы видим, что работа над формированием универсальных учебных действий изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в вуз или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста. Список литературы

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. С. 2

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. С. 23-34