|
Ключевые компетенции
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков учащимся. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В период перехода от постиндустриального общества к информационному происходит смена парадигмы образования. В информационном обществе в роли ведущих требований при оценке уровня подготовки выпускников выступают ключевые компетентности. Под компетентностью понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе.
Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Из многообразия современных методов обучения, как ведущие предлагаются интерактивные. Данные методы, как ни какие другие, способствует формированию практически всех ключевых компетенций у учащихся. Доминирование интерактивных методов в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь их преобладание.
Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:
познавательную;
коммуникативно-развивающую;
социально-ориентационную.
И позволяет:
реализовать субъектный подход в организации учебной деятельности;
формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
-
усилить мотивацию к изучению предмета;
создать благоприятную атмосферу на уроке;
исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет различий в стилях познания;
поисковые и исследовательские методы;
игровые методы.
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Структура интерактивного урока
Этап урока
|
% времени
|
Методическая цель
|
Примерные методики
|
1 этап
Мотивация
|
5 %
|
Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы
|
“Блицопрос”
“Микрофон”
“Мозговой штурм”
|
2 этап
Оглашение темы и задач
|
5%
|
Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока
|
Через эпиграф, слово, название
|
3 этап
Получение необходимой информации
|
5%
|
Инструктаж учащихся для выполнения задания
|
Презентация домашнего задания
Ознакомление с раздаточным материалом
Мини-лекция
|
4 этап
Интерактивное задание
|
60%
|
Практическое усвоение материала
|
“Аквариум”
“Пресс”
“Карусель”
Стимуляция
Дебаты
Семинар
“Снежный ком”
“Микрофон”
“Защита проекта”
Работа в малых группах
|
5 этап
Подведение итогов
|
25%
|
Обсуждение
с целью закрепления материала
|
“Большой круг”
“Неожиданное предложение”
“Снежный ком”
“Творческое задание”
“Проект”
“Пресс”
|
Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока можно продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.
Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Тренинги
Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.
Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций (Fallstudie) и работу в группах.
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)
оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);
в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);
учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
Этапы проведения интерактивных форм.
Разминка
Объединение в группы
Организация учебной деятельности учащихся в группе
Подведение итогов
Презентация групповых решений
Рефлексия
Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми.
Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы.
Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора.
Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:
-
усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Участники малых групп работают, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает настольную игру, выполнение письменных или графических работ. Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы.
Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.
Организация групповой деятельности
Компоненты деятельности
|
Функции группы, ведущие к успешной деятельности
|
Решение задач
|
Оказание поддержки
|
Роли членов группы
|
Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др.
|
Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель.
|
Содержание деятельности
|
Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка.
|
Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей.
|
Результат
|
Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели.
|
Укрепление взаимной приязни членов группыи их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели.
|
В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:
изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;
дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе;
совмещать первый путь со вторым.
Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:
в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы;
каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;
критикуются идеи, а не личности;
-
цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Учитель не вмешивается в работу малых групп, но ни на минуту не теряет контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя, которая обеспечивает его соучастие, понимание состояния аудитории. Результатами наблюдений могут стать лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения.
Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен бояться заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения.
Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.
|
|
|