|
Дети сидят вокруг столика, на котором стоит подсвечник с незажженными свечами
Задачи:
• Воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.
Дети сидят вокруг столика, на котором стоит подсвечник с незажженными свечами.
Музыкальный руководитель:
Ребята, сегодня я пригласила вас на необычный вечер классической музыки. Мы будем слушать волшебную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
( Показ портрета П. И. Чайковского)
У него много написано произведений, и вы уже слушали некоторые из них
Но мне хотелось бы, чтоб вы запомнили, и, услышав по телевизору, или по радио сразу узнавали.
Для детей у П. И. Чайковского создан специальный « Детский альбом,» в котором собраны музыкальные пьесы для детей - это такие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили очень давно, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевизора, а там более компьютера. Ездили они на лошадях. Играли с деревянными игрушками.
А написал он свой « Детский альбом» для своего племянника Володи. Однажды Петр Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Петр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл легких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют его пьесы из «Детского альбома» и если вы пойдете в музыкальную школу, тоже будете играть.
Музыка П. И. Чайковского известна не только у нас в России, но и всему миру.
И вот сегодня она будет звучать для вас.
Я открываю «волшебный» альбом, и тихие звуки затрепетали, как
маленький огонек свечи. Это « Утренняя молитва». Вслушайтесь в
тишину этих звуков. И вы услышите голос. Может быть, и не
один, а сразу несколько. Это голоса, которые звучат в душе человека
(ведь не зря мелодию называют « душой музыки»). И от того, какой
из них заговорил, зависит наш внешний облик, наше настроение.
(Дети исполняют «Утреннюю молитву» на стихи Виктора Лунина)
«Утренняя молитва»
Господи Боже! Грешных спаси:
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло
И чтобы весеннее солнце взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу Тебя, отогрей.
Прошу, Боже мой!
А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем? (оловянные солдатики)
( показ иллюстрации оловянных солдатиков)
Давайте вспомним, как ходят оловянные солдатики. Они двигают руками или крутят головой? Давайте встанем и промаршируем, как оловянные солдатики, но сначала скажите: Сколько частей в музыке П. И. Чайковского « Марш оловянных солдатиков?» Мы с вами уже слушали это произведение. Правильно, две части одинаковые, для солдатиков, а средняя часть - для командира- барабанщика.
Марш оловянных солдатиков
(мальчики маршируют с флажками и затем садятся.)
( Вносится кукла, качаю на руках)
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»
Что вы делаете, когда болеете? ( Стонут, плачут)
Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал
« Болезнь куклы»
П.И.Чайковский,
Вы даже услышите, как слезки капают, а называется она « Болезнь куклы»
Какая музыка по характеру?
А, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело? (ответы детей)
Тихо, тихо, тишина,
кукла бедная больна,
просит музыки она
Спойте, что ей нравится,
и она поправится.
Кто хочет развеселить куклу? ( отдаю девочке куклу, она ее качает )
Давайте споем песенку про манную кашу, чтоб куколка лучше ела кашу, а не конфеты, и тогда у нее не будет болеть животик. 2
« ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ»
слова и музыка Л. Абелян (Журнал »Музыкальный руководитель»№2-2004г).
Ну вот, куколка и поправилась. ( Стук в дверь)
Кто-то к нам в гости пришел. ( Вношу другую куклу)
Вот и новая кукла пришла.
Как вы думаете, какое настроение теперь у кукол?
П. И. Чайковский написал пьесу, называется « Новая кукла»
Как вы думаете, какая музыка будет музыка по характеру?
Сейчас мы послушаем эту пьеску, называется « Новая кукла»
а девочки покажут как радуются куклы (отдаю девочкам куклы)
« НОВАЯ КУКЛА»
Теперь куклы пусть посидят и послушают вместе с вами музыку
П. И. Чайковского.
Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в ваш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, голубом.
И раздвинуться вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется « Сладкая греза». Греза- это мечта.
Вы умеете мечтать? Давайте сейчас помечтаем вместе о чем – ни будь приятном, красивом, хорошем и в этом нам поможет музыка.
Сидите спокойно, я зажигаю свечи. Можно смотреть на огонь и представлять, можно закрыть глаза слушать и мечтать.
Потом мне расскажите, о чем хорошем вы мечтали
( зажигаю свечи, выключается свет.)
« СЛАДКАЯ ГРЕЗА»
Помечтали? Теперь расскажите, о чем же вы мечтали?
П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев.
Сейчас мы послушаем одну из них, и вы догадаетесь про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам подскажет, на кого из сказочных героев она похожа.
« БАБА – ЯГА»
( В конце пьесы, забегает Баба- Яга и начинает прыгать и скакать.)
Баба- Яга:
- Это моя музыка! Я под нее танцую!
Музыкальный руководитель:
- Ну вот. Баба- Яга, не дала даже детям пофантазировать, подумать. Прискакала сюда. Раскричалась « Моя музыка, моя музыка!» (передразнивает) Все равно слушают ее все.
Ребята, догадались? Чья это музыка? Как называется?
Правильно! Эта пьеса так и называется « Баба- Яга»
Музыкальный руководитель:
- Бабка- Яга, а ты нашу музыку послушай.
Написал ее тоже П. И. Чайковский, она красивая, плавная и под нее тоже можно танцевать. Ребята сейчас тебе покажут, как можно танцевать.
Что ребята, покажем, как мы умеем красиво танцевать вальс?
Баба- Яга:
- Да куда вам? Лучше меня никто не танцует!
Музыкальный руководитель:
- А вот это мы сейчас посмотрим!
« ВАЛЬС» с вуалью
( Дети танцуют вальс, Баба-Яга присоединяется к ним и танцует)
Баба-Яга:
Мне понравилось так красиво танцевать и музыка такая нежная, - прямо воздушная! Теперь я под нее всегда буду танцевать. А кто же сочинил ее, я уже забыла? ( Дети говорят фамилию композитора )
Баба- Яга:
- Спасибо. ( Доходит до двери, останавливается.)
- Ой, еще раз повторите, какой композитор сочинил этот вальс?
( Идет и повторяет) Чайковский, Чайковский, все, запомнила! Спасибо!
До свидания.
Музыкальный руководитель:
- Вот мы, ребята, и побывали в мире волшебной и красивой музыки композитора П. И. Чайковского.
Какая пьеса вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
А теперь вам задание.
Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась.
Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я должна отгадать какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?
На этом наш вечер закончен, встретимся завтра.
|
|
|