Главная страница

Час научных открытий


Скачать 88.07 Kb.
Название Час научных открытий
Дата 04.03.2016
Размер 88.07 Kb.
Тип Конспект

Учитель начальных классов
МОУ «Красногорская средняя
общеобразовательная школа № 1»
Звениговского района
Республики Марий Эл

Антонова Тамара Викторовна,

высшей квалификационной категории,

Заслуженный работник народного образования Республики Марий Эл
Конспект открытого классного часа на тему:

«Час научных открытий»

Класс: 4

Цель: формировать у обучающихся интерес к исследовательской деятельности, саморегуляцию, самоорганизацию и ЗОЖ, ответственность, уважительное отношение к окружающим и иной точке зрения, коммуникативность.

Формирование УУД:

Личностные:

- уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

- сочувствовать другим людям, сопереживать.

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на классном часе;

- учиться высказывать свою версию.. Познавательные:

- ориентироваться в условных обозначениях;

- делать выводы;

- извлекать информацию из схем;

Оборудование:

На доске иллюстрация портрета девочки, по обе стороны которого трафарет детских ладошек: фотографии из школьного музея, словарь С.И. Ожегова, предметы для опытов, портреты ученых, схема «Экология»,система самооценки «Лист самоконтроля», 4 модели школьного звонка, 24 цветных колокольчика (по количеству детей), газета «Взгляд», лист ватмана – «Молния», 4 кружка, в центре которых написано: «Управляющая» - вопросы; « Секретариат» - мысли, идеи, предложения;«Информация» - выпускает «Молнию»,«Эксперты»-решение, рекомендации, памятки.
Форма проведения: дискуссия.

Структура классного часа:

1. Подготовка к дискуссии;

1.1.Актуализация знаний и постановка воспитательной проблемы;

2. Мотивация к деятельности.

3. Формирование проблемы.

4. Исследование научных закономерностей.

4.1Выделение главного компонента науки.

4.2Решение проблемы.

4.3Рекомендации;

5. Итоги.

6. Игра «Открытия на ладошках»

7. Самооценка.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Подготовка к дискуссии.


1.1.Актуализация знаний и постановка воспитательной проблемы.

-Над какой общей проблемой мы работаем на классных часах? (ответы детей)

Вывод: Каким должен быть выпускник начальной школы, чтобы приносить пользу родным?

-Будьте внимательны и активны, так как в конце классного часа мы проведем итоги и игру «Знания на ладошках», во время которой вы должны будете, не повторяясь, сказать, как вы поняли тему: «Час научных открытий» и оценить классный час.

Проведем мы его в форме дискуссии. Это латинское слово означает подробное исследование вопроса, спор по правилам для того, чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему – в данном случае – проблему класса подготовки ко Дню науки – школьной научно-практической конференции.

У участников дискуссии есть особые правила – ИКТ.

Правило поднятой руки – говорить можно с разрешения учителя или ведущего, подняв руку.

Закон един: все слушают, когда говорит один.

Дается не более 2 минут для выступления – говорить нужно четко, ясно, понятно, логично, по факту, идейно (словарная работа) – признак развитого интеллекта – то, что сейчас предоставляется невозможным, в дальнейшем может оказаться интересным и полезным.

Правило честного человека: уважается честность, а не упрямство.

Заучивание правила: Если не прав, сознайся. Если прав, не задавайся.

Участники дискуссии делятся на 4 пресс-группы. (Заранее разделить детей на группы и соответственно до классного часа рассадить их за сдвоенные столы по группам). У них свои обязанности (на столах кружки с обязанностями).

1 группа – управляющая, задает вопросы.

2 группа –секретариат, дает ценные мысли, идеи, предложения.

3 группа – информационная, редколлегия – выпускает «Молнию», фиксирует и вывешивает обобщенную информацию с самооценкой детей.

4 группа – эксперты, аналитики – обобщает идеи, вырабатывает решение, рекомендации, памятки.

2. Мотивация к деятельности.

-У каждого человека в глубине души спрятаны серебряные разноцветные колокольчики. Но надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном для того, чтобы мир стал светлым и радостным. А путь к этим колокольчикам проходит через школьные звонки, которые ежедневно подаются в школе для открытия новых научных знаний, исследований.

Такие 4 больших звонка есть в каждой группе, а у каждого участника дискуссии 1 маленький разноцветный колокольчик, на котором вы запишете одним словом то новое, что узнаете на классном часе.
3. Формирование проблемы.

-Итак, начинаем.

1 группа – ваши вопросы:

-Что такое наука?

-Экология – это наука?

-К чему и как мы должны стремиться?
4. Исследование научных закономерностей

4.1. Ответы на 1 вопрос:

-Как вы понимаете это слово?

-Для чего нужна наука?

-Где её применяют? Используют? В какой отрасли?

-О каких научных открытиях вы знаете?

-Есть ли такие отрасли, где наука не используется, не применяется?

-Как вы думаете, наука – это хорошо или плохо?

2 группа – вывод:

-Что было до…(научных открытий)? ИКТ.

Наука – это система знаний

Исследование.

-А теперь прочитайте значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и скажите, есть ли наше определение в его определении? (Да)

ИКТ. 1. Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. (Естественные, гуманитарные науки).

2.То, что поучает, дает опыт, урок».

С.И. Ожегов

-А что мы с вами еще узнаем по этому научному определению? (Ответы детей).

Вывод:

-О чем наука? (О закономерностях развития).

-Чего? (Природы, общества и мышления, отдельных отраслей таких знаний).

-А второе значение? (То, что поучает, дает ответ)

-А экология это наука?

-Да (комплексная) ИКТ-схема:
Экология

«ойкос»-дом,»логос»-наука.
Зоология БотаникаЧеловек География

2 группа-вывод-как вы думаете,какой компонент из этой схемы главенствует сегодня на классном часе? (человек!)

4.2.- К чему и как должен стремиться ученик? Это проблема нашего класса? (Ответы детей).

-Как мы называем людей науки?

-Ученый –много знает, образованный,

Наученный чему-нибудь, выделяется своей ученостью, специалист в какой-нибудь отрасли науки.

-А каких ученых вы знаете? (М.В. Ломоносов, Пржевальский, С.И. Ожегов, Мичурин, Королев, и др. )

-В нашей школе училась очень старательная девочка Коптина Аня (показ фотографии из школьного музея).Закончив школу, она получила образование биотехнолога,7 месяцев стажировалась в Америке, год в Германии. Сейчас она кандидат технических наук, преподает в ПГТУ Республики Марий Эл.

-Можно ли ее назвать ученым? (Да)

-А как вы думаете- почему?

-Кто из вас хотел бы стать ученым?

Поднимите колокольчики.

-А что для этого нужно делать?

(Развивать ум , мышление).- Как вы понимаете определения С. И. Ожегова, что такое мышление? «Мышление- высшая ступень познания- процесс отражения объективной действительности в представлениях,суждениях, понятиях».

«Познание –приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира .Совокупность знаний в какой-нибудь области».

«Мыслить-работой мысли,ума сопоставлять данные опыта и обобщать поэнанное».

«Мыслитель-человек, обладающий даром глубокого ,оригинального мышления». (Ответы на пос-тавленный вопрос».

-Какие научные открытия вы бы хотели сделать ,приобрести? А какой опыт вы бы могли показать сейчас? (Дети показывают опыты:

1).Раскрытие моделированного бумажного цветка на поверхности половины стакана воды.

2). Поднятие сырого яйца в стакане соленой воды.

3).Изображение вулкана при помощи соды и уксуса.

-А можно ли что-то открыть научное без знаний?

-Кто думает по- другому?

Пересказ заметки из газеты «Взгляд» о том, как 3-е подростков п. Красногорского (Суганов Ев., Сысоев Ев., Сысоев Ив.) попали в больницу , потому что не зная законов химии, физики, не соблюдая правил техники безопасности, обожгли себе руки, готовя зажигательную смесь в бутылке.Нужно так делать? (Нет).

-Раскрытие второго понятия науки,по С. И.Ожегову, используя пословицы: «Пусть этот случай будет тебе наукой.Вперед тебе наука.»

Вывод- 3-я группа- К чему же мы должны стремиться?(Показ «Молнии» с использованием схемы «Листа самоконтроля» детей «По дорогам знаний к успеху мы идем!»(Дороги- критерии самооценки: организация рабочего места и т.д.,общение, поведение, внимание,учеба,ЗОЖ,ответственность).

-С чем мы успешно справляемся? А на что следует обратить внимание? Какая проблема решена не полностью?

4.3. –Какую рекомендацию приготовила для нас 4 пресс-группа?(Памятку).Прочитайте и скажите-Какое интересное новое открытие вы сделали для себя и к каким выводам вы пришли? (Дети самостоятельно читают памятку).

«Помните!»

Добивается успехов не тот,ктосчитает,что он сделал лучше из того, что мог, а тот кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то большему.

Делайте больше,чем можете: «Если вы устали, пройдите еще одну милю», -говорят американцы.Это касается всех сфер жизни.

Успех лриходит к тем, кто не концентрируется на неудачах, а идет дальше.Когда вы концентрируетесь на неудачах, вы притягиваете их к себе.

Когда вы концентрируетесь на успехах, вы притягиваете успех.Человек способен достигнуть всего,во что он может поверить. Это ключ к той силе разума, которая обращает идеи в реальность.Главное-верить в себя,в собственные силы.

А главное-действовать,идти вперед, выбирать главное для себя и сосредоточиться на этом! Успехов!

-Выделение открытий из памятки:

1. Добивается успехов тот, кто стремится к чему-то большему.

2. делайте больше,чем можете.

3.Притягивайте успех, сосредотачиваясь на успехах.

4.Главное- верить в свои силы и в себя.

5.Действовать, идти вперед, выбрав главное и сосредоточившись! Успехов!
5. Подведение итогов.
6. Игра «Открытия на ладошках».- Сделайте записи на своих маленьких колокольчиках о тех открытиях,которые вы сделали на классном часе, и прикрепите их к большому школьному звонку-колокольчику, с которого вы и все дети начинают путешествие по стране Знаний, Открытий.

Сейчас выйдите к доске, прикрепите на газету «Молнию» большие звонки с маленькими колокольчиками и образуйте круг для игры «Знания на ладошках».

Дети стоят в круге, сделав руки в стороны так, чтобы ладонь левой руки лежала поверх ладони правой руки соседа. Круг должен быть замкнутым.

Ребята используют слова считалочки, во время которой передают слова по теме из ладошки в ладошку:

-Мы найдем слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу , на потолке,

На носу, и на руке.

Вы не слышали такого?

Ничего, играем в слово.

Ведущий: -Ищем слово по теме классного часа.

Передав слово- открытие, написанное на колокольчике, ученик ладонью левой руки дотрагивается до ладони правой руки соседа.

После игры подводятся итоги.
7. Самооценка.

-Как бы вы оценили свое участие на классном часе?(Я считаю…Я думаю…)

-Почему? Что запомнилось?

Школьные критерии балловой оценки классного часа: 7-очень понравилось; 6-понравилось; 5-неплохо; 4-средне; 3-ниже среднего; 2-не понравилось:1- очень не понравилось.

Все обучающиеся оценили свое участие на классном часе на 7 баллов.

Задание: вместе с родителями приготовить опыты к научно-практической конференции.
Литература:
1.Акимушкин И. Батискаф. Издательство «Малыш»,Москва, 1989.

2.Материалы школьного музея.

3.Путешествие в Экоград. Экологическое воспитание в начальной школе.- Йошкар-Ола: Педагогическая иниациатива,2005.

4.Шпагин М.В. Что было до… Издательство «Детская литература», 1989.