|
Час научных открытий
Учитель начальных классов
МОУ «Красногорская средняя
общеобразовательная школа № 1»
Звениговского района
Республики Марий Эл
Антонова Тамара Викторовна,
высшей квалификационной категории,
Заслуженный работник народного образования Республики Марий Эл
Конспект открытого классного часа на тему:
«Час научных открытий»
Класс: 4
Цель: формировать у обучающихся интерес к исследовательской деятельности, саморегуляцию, самоорганизацию и ЗОЖ, ответственность, уважительное отношение к окружающим и иной точке зрения, коммуникативность.
Формирование УУД:
Личностные:
- уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- сочувствовать другим людям, сопереживать.
Коммуникативные:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к решению в совместной деятельности.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на классном часе;
- учиться высказывать свою версию.. Познавательные:
- ориентироваться в условных обозначениях;
- делать выводы;
- извлекать информацию из схем;
Оборудование:
На доске иллюстрация портрета девочки, по обе стороны которого трафарет детских ладошек: фотографии из школьного музея, словарь С.И. Ожегова, предметы для опытов, портреты ученых, схема «Экология»,система самооценки «Лист самоконтроля», 4 модели школьного звонка, 24 цветных колокольчика (по количеству детей), газета «Взгляд», лист ватмана – «Молния», 4 кружка, в центре которых написано: «Управляющая» - вопросы; « Секретариат» - мысли, идеи, предложения;«Информация» - выпускает «Молнию»,«Эксперты»-решение, рекомендации, памятки.
Форма проведения: дискуссия.
Структура классного часа:
1. Подготовка к дискуссии;
1.1.Актуализация знаний и постановка воспитательной проблемы;
2. Мотивация к деятельности.
3. Формирование проблемы.
4. Исследование научных закономерностей.
4.1Выделение главного компонента науки.
4.2Решение проблемы.
4.3Рекомендации;
5. Итоги.
6. Игра «Открытия на ладошках»
7. Самооценка.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Подготовка к дискуссии.
1.1.Актуализация знаний и постановка воспитательной проблемы.
-Над какой общей проблемой мы работаем на классных часах? (ответы детей)
Вывод: Каким должен быть выпускник начальной школы, чтобы приносить пользу родным?
-Будьте внимательны и активны, так как в конце классного часа мы проведем итоги и игру «Знания на ладошках», во время которой вы должны будете, не повторяясь, сказать, как вы поняли тему: «Час научных открытий» и оценить классный час.
Проведем мы его в форме дискуссии. Это латинское слово означает подробное исследование вопроса, спор по правилам для того, чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему – в данном случае – проблему класса подготовки ко Дню науки – школьной научно-практической конференции.
У участников дискуссии есть особые правила – ИКТ.
Правило поднятой руки – говорить можно с разрешения учителя или ведущего, подняв руку.
Закон един: все слушают, когда говорит один.
Дается не более 2 минут для выступления – говорить нужно четко, ясно, понятно, логично, по факту, идейно (словарная работа) – признак развитого интеллекта – то, что сейчас предоставляется невозможным, в дальнейшем может оказаться интересным и полезным.
Правило честного человека: уважается честность, а не упрямство.
Заучивание правила: Если не прав, сознайся. Если прав, не задавайся.
Участники дискуссии делятся на 4 пресс-группы. (Заранее разделить детей на группы и соответственно до классного часа рассадить их за сдвоенные столы по группам). У них свои обязанности (на столах кружки с обязанностями).
1 группа – управляющая, задает вопросы.
2 группа –секретариат, дает ценные мысли, идеи, предложения.
3 группа – информационная, редколлегия – выпускает «Молнию», фиксирует и вывешивает обобщенную информацию с самооценкой детей.
4 группа – эксперты, аналитики – обобщает идеи, вырабатывает решение, рекомендации, памятки.
2. Мотивация к деятельности.
-У каждого человека в глубине души спрятаны серебряные разноцветные колокольчики. Но надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном для того, чтобы мир стал светлым и радостным. А путь к этим колокольчикам проходит через школьные звонки, которые ежедневно подаются в школе для открытия новых научных знаний, исследований.
Такие 4 больших звонка есть в каждой группе, а у каждого участника дискуссии 1 маленький разноцветный колокольчик, на котором вы запишете одним словом то новое, что узнаете на классном часе.
3. Формирование проблемы.
-Итак, начинаем.
1 группа – ваши вопросы:
-Что такое наука?
-Экология – это наука?
-К чему и как мы должны стремиться?
4. Исследование научных закономерностей
4.1. Ответы на 1 вопрос:
-Как вы понимаете это слово?
-Для чего нужна наука?
-Где её применяют? Используют? В какой отрасли?
-О каких научных открытиях вы знаете?
-Есть ли такие отрасли, где наука не используется, не применяется?
-Как вы думаете, наука – это хорошо или плохо?
2 группа – вывод:
-Что было до…(научных открытий)? ИКТ.
Наука – это система знаний
Исследование.
-А теперь прочитайте значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и скажите, есть ли наше определение в его определении? (Да)
ИКТ. 1. Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. (Естественные, гуманитарные науки).
2.То, что поучает, дает опыт, урок».
С.И. Ожегов
-А что мы с вами еще узнаем по этому научному определению? (Ответы детей).
Вывод:
-О чем наука? (О закономерностях развития).
-Чего? (Природы, общества и мышления, отдельных отраслей таких знаний).
-А второе значение? (То, что поучает, дает ответ)
-А экология это наука?
-Да (комплексная) ИКТ-схема:
Экология
«ойкос»-дом,»логос»-наука.
Зоология БотаникаЧеловек География
2 группа-вывод-как вы думаете,какой компонент из этой схемы главенствует сегодня на классном часе? (человек!)
4.2.- К чему и как должен стремиться ученик? Это проблема нашего класса? (Ответы детей).
-Как мы называем людей науки?
-Ученый –много знает, образованный,
Наученный чему-нибудь, выделяется своей ученостью, специалист в какой-нибудь отрасли науки.
-А каких ученых вы знаете? (М.В. Ломоносов, Пржевальский, С.И. Ожегов, Мичурин, Королев, и др. )
-В нашей школе училась очень старательная девочка Коптина Аня (показ фотографии из школьного музея).Закончив школу, она получила образование биотехнолога,7 месяцев стажировалась в Америке, год в Германии. Сейчас она кандидат технических наук, преподает в ПГТУ Республики Марий Эл.
-Можно ли ее назвать ученым? (Да)
-А как вы думаете- почему?
-Кто из вас хотел бы стать ученым?
Поднимите колокольчики.
-А что для этого нужно делать?
(Развивать ум , мышление).- Как вы понимаете определения С. И. Ожегова, что такое мышление? «Мышление- высшая ступень познания- процесс отражения объективной действительности в представлениях,суждениях, понятиях».
«Познание –приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира .Совокупность знаний в какой-нибудь области».
«Мыслить-работой мысли,ума сопоставлять данные опыта и обобщать поэнанное».
«Мыслитель-человек, обладающий даром глубокого ,оригинального мышления». (Ответы на пос-тавленный вопрос».
-Какие научные открытия вы бы хотели сделать ,приобрести? А какой опыт вы бы могли показать сейчас? (Дети показывают опыты:
1).Раскрытие моделированного бумажного цветка на поверхности половины стакана воды.
2). Поднятие сырого яйца в стакане соленой воды.
3).Изображение вулкана при помощи соды и уксуса.
-А можно ли что-то открыть научное без знаний?
-Кто думает по- другому?
Пересказ заметки из газеты «Взгляд» о том, как 3-е подростков п. Красногорского (Суганов Ев., Сысоев Ев., Сысоев Ив.) попали в больницу , потому что не зная законов химии, физики, не соблюдая правил техники безопасности, обожгли себе руки, готовя зажигательную смесь в бутылке.Нужно так делать? (Нет).
-Раскрытие второго понятия науки,по С. И.Ожегову, используя пословицы: «Пусть этот случай будет тебе наукой.Вперед тебе наука.»
Вывод- 3-я группа- К чему же мы должны стремиться?(Показ «Молнии» с использованием схемы «Листа самоконтроля» детей «По дорогам знаний к успеху мы идем!»(Дороги- критерии самооценки: организация рабочего места и т.д.,общение, поведение, внимание,учеба,ЗОЖ,ответственность).
-С чем мы успешно справляемся? А на что следует обратить внимание? Какая проблема решена не полностью?
4.3. –Какую рекомендацию приготовила для нас 4 пресс-группа?(Памятку).Прочитайте и скажите-Какое интересное новое открытие вы сделали для себя и к каким выводам вы пришли? (Дети самостоятельно читают памятку).
«Помните!»
Добивается успехов не тот,ктосчитает,что он сделал лучше из того, что мог, а тот кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то большему.
Делайте больше,чем можете: «Если вы устали, пройдите еще одну милю», -говорят американцы.Это касается всех сфер жизни.
Успех лриходит к тем, кто не концентрируется на неудачах, а идет дальше.Когда вы концентрируетесь на неудачах, вы притягиваете их к себе.
Когда вы концентрируетесь на успехах, вы притягиваете успех.Человек способен достигнуть всего,во что он может поверить. Это ключ к той силе разума, которая обращает идеи в реальность.Главное-верить в себя,в собственные силы.
А главное-действовать,идти вперед, выбирать главное для себя и сосредоточиться на этом! Успехов!
-Выделение открытий из памятки:
1. Добивается успехов тот, кто стремится к чему-то большему.
2. делайте больше,чем можете.
3.Притягивайте успех, сосредотачиваясь на успехах.
4.Главное- верить в свои силы и в себя.
5.Действовать, идти вперед, выбрав главное и сосредоточившись! Успехов!
5. Подведение итогов.
6. Игра «Открытия на ладошках».- Сделайте записи на своих маленьких колокольчиках о тех открытиях,которые вы сделали на классном часе, и прикрепите их к большому школьному звонку-колокольчику, с которого вы и все дети начинают путешествие по стране Знаний, Открытий.
Сейчас выйдите к доске, прикрепите на газету «Молнию» большие звонки с маленькими колокольчиками и образуйте круг для игры «Знания на ладошках».
Дети стоят в круге, сделав руки в стороны так, чтобы ладонь левой руки лежала поверх ладони правой руки соседа. Круг должен быть замкнутым.
Ребята используют слова считалочки, во время которой передают слова по теме из ладошки в ладошку:
-Мы найдем слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу , на потолке,
На носу, и на руке.
Вы не слышали такого?
Ничего, играем в слово.
Ведущий: -Ищем слово по теме классного часа.
Передав слово- открытие, написанное на колокольчике, ученик ладонью левой руки дотрагивается до ладони правой руки соседа.
После игры подводятся итоги.
7. Самооценка.
-Как бы вы оценили свое участие на классном часе?(Я считаю…Я думаю…)
-Почему? Что запомнилось?
Школьные критерии балловой оценки классного часа: 7-очень понравилось; 6-понравилось; 5-неплохо; 4-средне; 3-ниже среднего; 2-не понравилось:1- очень не понравилось.
Все обучающиеся оценили свое участие на классном часе на 7 баллов.
Задание: вместе с родителями приготовить опыты к научно-практической конференции.
Литература:
1.Акимушкин И. Батискаф. Издательство «Малыш»,Москва, 1989.
2.Материалы школьного музея.
3.Путешествие в Экоград. Экологическое воспитание в начальной школе.- Йошкар-Ола: Педагогическая иниациатива,2005.
4.Шпагин М.В. Что было до… Издательство «Детская литература», 1989.
|
|
|