Главная страница

Метод «шесть шляп»


Скачать 147.81 Kb.
Название Метод «шесть шляп»
Дата 23.02.2016
Размер 147.81 Kb.
Тип Документы

МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП»

Метод позволяет последовательно рассмотреть отдельно каждый из шести аспектов любой сложной проблемы с последующим обобщением результатов по каждому направлению. Такой подход дает возмож­ность временно абстрагироваться от взаимосвязей всех аспектов, для того чтобы исследовать каждый из них более глубоко и основательно.

Исследователь определенного аспекта проблемы символически «надевает шля­пу» своего цвета, свидетельствующую о том, что он (в данный момент) специалист именно по этому конкретному аспекту проблемы.

Функции и исследовательские задачи каждой Шляпы

Белая Шляпа. Основное качество этого члена команды — беспристрастность. Его задача — регистрировать факты, не оценивая их. Если исполняющий эту роль делает сообщение для команды, то он четко перечисляет факты, цифры, события, определяя их номера и последовательность. После его доклада команда должна ответить на вопрос: «Что мы имеем на данный момент?» Во время жаркой дискус­сии он может охладить пыл спорщиков, сказав: «Если я вас правильно понял, мы имеем следующие факты: во-первых, данная ситуация вызывает сильные эмоцио­нальные переживания; во-вторых...»

Обычно роль Белой Шляпы берет на себя лидер команды.

Черная Шляпа. Основное качество — критический настрой. Черная Шляпа оценивает риски и выявляет слабые места в работе команды. Черная Шляпа до­кладывает команде о негативных фактах, цифрах, событиях, рисках, негативных перспективах, просчетах в работе команды. Выслушав его доклад, команда пони­мает «что у нас плохого». В процессе группового обсуждения, когда команда со­брала «поле идей» для решения определенной проблемы, Черная Шляпа активно участвует в оценке идей. Важно понимать, что задача Черной Шляпы не просто критиковать или «приземлять» членов своей команды, а грамотно и аргументиро­ванно указывать соратникам на общие слабые места.

Желтая Шляпа. Основное качество — способность активизировать положи­тельное мышление. Его задача — напоминать членам команды о сильных сторо­нах, находить «плюсы» в любой ситуации и проблеме. Доклад Желтой Шляпы от­ражает положительные стороны ситуации, позволяет команде по-новому взглянуть на имеющиеся ресурсы, помогает выявить дополнительные возможности. Опира­ясь на сообщения Желтой Шляпы, команда отвечает на вопрос «Что у нас хоро­шего?». В ходе групповой дискуссии Желтая Шляпа занимает миротворческую позицию, призывая коллег посмотреть на проблему с другой стороны. Желтая Шля­па использует такие речевые обороты: «Посмотрите, в этом решении (событии, ситуации) есть множество "плюсов"», «От этого нам будет такая польза...» и т. д. Важно помнить, что роль Желтой Шляпы вовсе не предполагает проявление без­граничного оптимизма: каждое заявление о выгоде или «плюсе» должно подкреп­ляться серьезными аргументами. Главная задача Желтой Шляпы — видеть положи­тельную перспективу любого сценария решения проблемы.

Красная Шляпа. Основное качество — проявление эмоциональности, непо­средственности и раскрепощенности. В этой роли член команды может себе по­зволить не опираться на факты, быть голословным и субъективным. Допустимо позволить себе рассуждать по-житейски, говорить о своих чувствах: опасениях, ожиданиях, отношении к происходящему. Красная Шляпа всегда непосред­ственен и эмоционально честен. Его главная задача в процессе групповой дис­куссии — слушать свой внутренний голос, интуицию и докладывать команде о своих ощущениях. Речевые обороты Красной Шляпы могут быть такими: «Я вас слушаю, и мне почему-то неспокойно, а не слишком ли мы...», «Мне кажется, что это нам принесет одну головную боль...», «Ой, у меня даже сердце зашлось от предвкушения...», «Вот это мне нравится!», «Прошу слова — у меня уже "наболе­ло"!», «Боюсь, что это...». Роль Красной Шляпы дает возможность команде уви­деть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, которые больше не будут ме­шать работе.

Зеленая Шляпа. Основное качество — проявление нестандартного творчес­кого мышления, ориентированного на успех. Его главная задача — искать реше­ния проблемы, как традиционные, так и инновационные. Данная роль очень ответственная, и ее должен взять на себя человек, обладающий потенциалом генератора новых идей. В контексте групповой дискуссии Зеленая Шляпа предлагает новые, нестандартные подходы к решению проблемы. Причем его задача не ограничивается одним вариантом — требуется предложить команде несколь­ко решений.

Синяя Шляпа. Основное качество — проявление философского отношения к ситуации. Он размышляет: «А зачем нам эта проблема дана? Чему нас должен научить опыт ее решения? Благодаря решению этой проблемы выйдет ли команда, фирма, клиент на новый уровень своего личного, социального или духовного развития?» В контексте групповой дискуссии он часто напоминает соратникам, что решаемая проблема является проявлением более общих механизмов и про­блем. По окончании обсуждения он задает команде вопрос: «А чему нас эта ситу­ация научила?» Синяя Шляпа внимательно следит за соблюдением ценностей ко­манды и может выступать с инициативой внесения изменений и дополнений в ее программу.

Шесть шляп, или Наследство старого Мастера

Игра основана на идеях американского исследователя творческого мышления Эдварда Де Боно. Он сформулировал основные принципы его развития:

  1. выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;

  2. развитие способности к отказу от прежнего опыта решения аналогичных задач;

  3. развитие способности к видению различных аспектов одного явления;

  4. развитие способности к выделению и осознанию основного противоречия в проблеме;

  5. развитие способности к «объединению противоположностей» и использо­вание данного ресурса для решения задачи.

Кроме того, Э. Де Боно разработал метод обучения «эффективно мыслить» и назвал его «Шесть шляп мышления». Надевая по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.

Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освобо­диться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».

Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.

Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные сто­роны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.

Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы.

Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, впи­сывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действую­щих во Вселенной...

Участники игры делятся на шесть групп и размещаются в комнате на достаточ­ном расстоянии друг от друга. Убедившись, что все удобно устроились, ведущий рассказывает Притчу о старом шляпнике.

ПРИТЧА О СТАРОМ ШЛЯПНИКЕ

Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрас­ную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и вооду­шевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.

Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и... шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.

— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.

Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.

— Странно, — размышляли сыновья, — последний заказ мастера должен был бы доро­го стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе?

И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

— Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхити­тельна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.

— А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!

— А я, пожалуй, выберу желтую, — сказал третий сын. — В наших краях так мало сол­нечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, пода­рит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, — счастлив.

— Пусть моей шляпой станет красная! — воскликнул четвертый сын. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!

— Зеленая шляпа так оригинальна! — заметил пятый сын. — Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

— Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора... — задумался шестой сын, — надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они забот­ливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каж­дый в свою сторону.

Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чув­ству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастер­ской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая исто­рию своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья ди­вились таким переменам, но слушали с большим уважением.

Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которы­ми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гро­тесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными граж­данами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предуп­реждать ошибочные решения местного бургомистра.

Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказыва­ется, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радует­ся восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.

Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бро­сал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпни­ка стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствитель­ности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Облада­тель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства...

Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча раз­ложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаме­нитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает ин­тервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки... Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, пре­красно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожидан­но, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Круп­нейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.

И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходи­ли к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника...

И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И за­хотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы пере­ходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...

«Итак, дорогие друзья, — говорит ведущий, — мы с вами сейчас переносимся в мастерс­кую старого Мастера, становимся его сыновьями. Нам предстоит разделить отцовское наследство. Прошу вас быстро посовещаться внутри команды и сказать о своем реше­нии. Торопитесь, самые быстрые могут взять шляпу, которую вы для себя выбрали».

Если у ведущего заранее заготовлены разноцветные шляпы, он раздает их ко­мандам, согласно заявкам. Бывает, что две или три команды выбрали одну шля­пу—в этом случае им придется договориться между собой. После того, как шляпы распределены между группами, ведущий дает задание.

Можно дополнять задания игры ситуациями, с которыми команда столкнется на практике. Время выполнения задания зависит от сложности задачи. Первую игру со шляпами имеет смысл посвятить переписыванию известной сказки. Это прекрасная тренировка. Приведем пример переписывания сказки «Репка».

Версия Белой шляпы

В хозяйстве «Последствия Октября», в центральной усадьбе проживает семья И. В. Пупыркина, который, по словам соседей, занимается выведением новых видов овощных культур. Лицензии на данный вид деятельности г. И. В. Пупыркин не имеет.

Первого мая 2001 года г. И. Пупыркин начал эксперимент по выращиванию выведенной им репы пупырчатой. Данный сорт репы получил латинское название «Репус пупыргигантикус». Товар не сертифицирован.

Согласно предположениям исследователя, данный сорт репы растет в два раза быстрее обычных сортов, а его урожайность в три-четыре раза выше, чем у имею­щихся аналогов.

Пятнадцатого июня 2001 года г. Пупыркин приступил к сбору урожая. Репа дала такой большой урожай, что семья Пупыркиных, состоящая из трех человек и двух домашних животных, не справилась с его уборкой.

После рассмотрения запроса г. И. Пупыркина правление хозяйства выделило ему репоуборочный комбайн системы «Грызун». С помощью репоуборочного ком­байна урожай был убран силами семейной бригады Пупыркиных.

Версия Черной шляпы

В одной заброшенной деревне, в которой и было-то два полуразрушенных дома, жили-были дед да баба. Были они старые и хворые. В хозяйстве остались у них только облезлые да хромые кот с собакою, да мышь немощная. И вот, когда все были уже при смерти от недоедания, приехала из города внучка. Вся продвинутая такая: губы накрашены, пахнет дорогим парфюмом, в то время, когда родные де­душка и бабушка помирают с голоду! У бабы с дедом глаза заблестели — надежда появилась, что внучка их накормит. Но не тут-то было! Внучка тут и говорит:

— Благотворительностью заниматься сейчас невыгодно! Вы и так на свою пен­сию у меня треть налогов забираете, а еще говорите, что есть нечего! «Чтобы на­кормить голодного, не надо ему давать рыбу, надо научить его ловить рыбу!» — так говорят умные люди!

— Деточка! — взмолились дед с бабкой. — Да нам рыбу-то и есть нечем — зу­бов-то нет! Нам бы хоть репку вареную покушать, — просят старые.

— Нечего вам тут хандрить, да придуриваться, — отвечает внучка, — чай, не в загазованном городе живете, а на свежем воздухе! Вот вам семя репки — новый сорт, французский, голландского развеса. Посадите — вырастет. Если не отрави­тесь, семенами потом торговать будем.

Хорошо, на ту пору уже снег сошел, земля, вроде, отогрелась. Пошел дед в огород, посадил семечко.

Сидят дед с бабкой в избе неделю, другую, третью... И видят, небо все хмурит­ся, да хмурится, солнца не видно, а дождь не идет. Решил дед все-таки из дома выйти, посмотреть, что за погоды во дворе стоят такие хмурые.

Вышел дед на улицу — солнце светит. А под окном гигантская репа вымахала! В два раза больше самого деда вместе с бабкой, если их друг на дружку поста­вить! Вот что свет загораживало.

Дед и не пробовал даже вытаскивать ее из земли. Подошел так пару раз, но­жичком по кусочку отрезал, бабка сварила, они наконец поели.

На ту пору внучка опять приехала, смотрит на репу — слюни текут. Так и за­хлебнулась в слюне-то. А бабка с дедом еще долго ту репу отрезали, да варили, делились с собакой, кошкой и мышью. Только все сильно сокрушались, что наслед­ников у них нет, не на кого семена репкины оставить...

Версия Желтой шляпы

В одной процветающей чудесной стране жила-была пара любящих друг друга, уже немолодых людей. За свою жизнь они принесли много добра: родили и воспи­тали детей — теперь те в городе живут, пользу людям приносят, построили краси­вый прочный дом — он еще и правнукам служить будет, защищали окружающую природу, помогали животным.

Несмотря на почтенный возраст, они не тратили свое время на просмотр «мыльных опер» или на обсуждение сплетен и политических новостей. Все свободное время они посвятили выведению и выращиванию новых сортов фруктов и овощей. С одной сто­роны, это приносило им дополнительный доход, а с другой — им нравился сам процесс селекции. Общее дело объединяло их и укрепляло их чувства к друг другу.

Однажды, собравшись вечером у телевизора, их дети, живущие в городе, уви­дели репортаж о вручении государственной премии родителям. Те стояли рядом с гигантской репой, которая заняла первое место на выставке достижений сельско­го хозяйства.

Премиальные деньги принесли большую пользу: внучка была отправлена на обучение в Гарвардский университет, а сами супруги наконец смогли осуществить давнюю мечту — отправились в кругосветное путешествие вместе со своими любимыми животными.

Версия Красной шляпы

— Вот жизнь, елки-палки, крестьянская, — сокрушенно сплюнул дед и раздра­женно пнул ком грязи. — И семян-то приличных не купить! Одна репа осталась, — уже печально закончил он и обессилено присел на бревно.

— Что делать, и на том спасибо при наших-то пенсиях, — примирительно вор­ковала бабка.

— Да ты что, старая, этого негодяя агронома задумала защищать, — в гневе заорал дед. — Это он все лучшие семена захапал, а нам неходовую репу подсу­нул! — и дед с чувством сломал подвернувшуюся под руки ветку.

— Ничего, ничего, ты посади, может, вырастет, — сказала бабка, смахнув, пока никто не видит, скорбную слезу.

Долго ли коротко ли, выросла репка, да такая огромная, что и солнца не ви­дать.

— Ого! — только и смог сказать дед, удивленно почесывая затылок.

— Вот бог послал, так послал! — радостно залепетала бабка. — Услышал наши молитвы, — и слезы радости полились из глаз бабки.

— А этот агроном, ничего, парень толковый, — романтично протянула внучка, но так, чтобы ее никто не услышал.

— Нашли, чему радоваться, не мясо же выросло, — разочарованным хором тявкнули и мяукнули Жучка и Мурка.

— Репка, конечно, не сыр, но есть можно, — загадочно пискнула мышь, урча брюхом.

Все вместе, ведомые каждый своим ожиданием, они вытащили репку. И радо­вались урожаю, как дети.

Версия Зеленой шляпы

Когда у деда на огороде выросла невиданных размеров репка, встал вопрос: как ее выкапывать и использовать. Дед, а о нем нужно сказать, что он был заслу­женный изобретатель и рационализатор, собрал свое семейство для проведения «мозгового штурма».

— Итак, — начал он, когда его жена, внучка, собака, кот и белая мышь были в сборе, — перед нами стоит серьезная, но приятная проблема. Урожай выведенной тобой, внучка, репы, показал жизнеспособность этого сорта! Поздравляю! Он превзошел все ожидания. Но что будем делать? Предлагаю создать поле идей по проблеме — как выкопать репку. Высказывайтесь, пожалуйста!

— Предлагаю пригласить Ваньку из соседнего села с бригадой, — потупившись сказала внучка.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— А я предлагаю отрезать от репки по кусочку, пока не кончится, — сказала бабка, потирая руки.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— Предлагаю наброситься на нее всем вместе с разбегу, — протявкала поро­дистая Жучка.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— А я считаю, что ее надо поливать молоком, чтобы корни захлебнулись и сами отсоединились от земли, тут мы репку и поймаем, — мяукнул кот, облизываясь.

— Отлично, записываю, — отреагировал дед.

— А я, — пискнула белая мышь, — могу подточить корешок репки, если вы обес­печите меры безопасности.

— Замечательно, — сказал дед. — А теперь проведем оценку и отбор...

Так, продемонстрировав навыки ситуационного анализа, семья вытащила реп­ку. Потом также творчески они подошли и к проблеме ее использования.

На рынок поступили новые консервы из репы, которые принесли семье нема­лые доходы.

Версия Синей шляпы

Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Захотел он вытянуть ее, да не смог один. Ему потребовалась помощь всей семьи, включая даже, на первый взгляд, бесполезного и вредного персонажа. Имеется в виду, конечно, мышь. В чем смысл произошедшего не только для отдельно взятой крестьянской семьи, а для человеческого пути?

Иногда плоды наших трудов неожиданно велики. Но не надо стремиться пожи­нать их в одиночку, необходимо делиться. С другой стороны, сколько же нужно труда вложить, чтобы выросла репка, да еще большая-пребольшая? За этой про­стой метафорой скрывается колоссальный объем внутренней работы, которую делает человек, идущий своим Путем... Никто не видит этого труда, многие дума­ют, что это так просто — вырастить репку! А вы попробуйте! Нет, не каждый на это способен. Здесь, по-видимому, имеется конфликт между творцом и потребителем. Дед, посадивший репку, — творец. Потребитель — тот, кто над ним смеется. Поду­маешь, мол, репка! Но нет — репка это, конечно, не колбаса, но очень полезный продукт. Кстати, если посмотреть состав полезных веществ в колбасе и репке, кто выиграет?

Поэтому дед — дальновидный, заботливый хозяин. Он не станет выращивать продукт, вредный для потенциального потребителя, он — подвижник здорового образа жизни!

Перед началом первой игры со шляпами ведущий может познакомить участни­ков игры с этими (или иными) версиями, чтобы облегчить понимание задачи.