Главная страница

Семинара по литературе в 11 классе «Образ праведника в рассказе А. Кабакова «Перекрёсток»


Скачать 84.96 Kb.
Название Семинара по литературе в 11 классе «Образ праведника в рассказе А. Кабакова «Перекрёсток»
Дата 11.02.2016
Размер 84.96 Kb.
Тип Семинар

Подготовила:

Некрасова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 с. Бешпагир

Грачёвского района Ставропольского края





Конспект урока-семинара по литературе в 11 классе
«Образ праведника в рассказе А. Кабакова «Перекрёсток»

Цели и задачи урока:

  1. Выяснить лексическое значение слова «праведник»;

  2. раскрыть содержание концепции праведничества в русской литера туре на материале произведений Н. Лескова, А. Чехова, А. Солженицына;

  3. рассмотреть образ современного праведника на материале текста рассказа

А. Кабакова «Перекрёсток»;

  1. воспитание учащихся на основе вечных истин, составляющих основу жизни.


Оборудование: мультимедийная система, презентация выступления творческих групп, созданная учащимися при подготовке к уроку.

Эпиграф к уроку:
Все мы жили рядом с ней и не поняли,

что есть она тот самый праведник,

без которого, по пословице, не стоит село…

Ни город…

Ни вся земля наша…”

А.И. Солженицын

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Упреждающее домашнее задание по группам:

  • Найти в различных словарях значение слова «праведник», сопоставить, сделать выводы;

  • Раскрыть содержание концепции праведничества в русской литера туре на материале произведений Н. Лескова, А. Чехова, А.Солженицына)


III. Введение в тему (Вступительное слово учителя)

Не каждый писатель берется за тему праведников, потому что жизнь праведника, жизнь по божьим законам, с одной стороны слишком проста и однообразна, а с другой стороны так насыщена и наполнена каждодневным служением людям и богу, что понимание праведника трудно донести до читателя.

Окружающие часто не понимают праведника, насмехаются над ним. Праведник чаще всего бывает одинок, его почти никто не поддерживает, над ним смеются, но он ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни. О них мы узнаем не только из книг, но и из истории России. Вспомним, например, о митрополите Филиппе Колычеве, который был задушен Малютой Скуратовым в 1568 г. за то, что призывал Ивана Грозного убояться суда Божия. Святой Филипп, взывая к совести царя, в одной из своих проповедей сказал: «Во всем мире можно встретить милосердие, а на Руси нет сострадания даже к невинным и к правым». Иными словами, праведник жертвует собой ради других людей. Можно сказать, что праведник – нравственная основа любого государства. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своей жизни.

Сегодня на уроке мы проследим с вами, как раскрывается концепция праведничества в русской литературе на материале произведений Н. Лескова, А. Чехова, А. Солженицына и нашего современника А. Кабакова.

Для этого мы разделились на творческие группы, которые подготовили к сегодняшнему уроку выступление по творчеству писателей, презентацию к своему сообщению по теме.
IV. Проверка домашнего задания (по группам)
Праведники… Как вы считаете, кого можно назвать праведником?

Давайте обратимся к словарям. (Сообщение 1 группы)
Праведник:

  1. Словарь рус. яз. С.И. Ожегова:

Человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов

2) Православный энциклопедический словарь:

Святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии.

  1. Толковый словарь живого великорусского языка” В. Даля:

"Праведный, оправданный житием, правдивый на деле, безгрешный... Праведник, -ница, праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник... -ничество, состоянье праведника, спасенье”.

Вывод. Авторы словарных статей обращают наше внимание на внутренний мир человека, его отношение к людям, жизнь по Божьим законам.

Давайте вспомним, в каких произведениях русской литературы мы встречались с образом праведника.

Творческая группа №2. Тема праведничества по произведениям Н. С. Лескова (“Очарованный странник”, “Человек на часах”)
Вывод учащихся: Лесков верит в силу народа. Его герой - “праведник” не потому, что способен на “чудо”, не потому, что возвышается над людьми, отгородившись от них, а потому, что вместе с ними в трудную минуту. В образах праведников Лесков воплотил христианскую концепцию человека. Человек устроен Богом так, что изначально способен постигать Божественную истину, различать добро и зло, пользу и вред, красоту и безобразие.
Творческая группа №3. Тема праведничества по произведениям А. П. Чехова. (Рассказы “Святой ночью”, “Студент”, “На страстной неделе”,повести “В овраге”, “Степь”)
Вывод учащихся: Проанализировав данные произведения, мы видим, что художественное воплощение праведничества в творчестве Чехова показывает трудность, невозможность сориентироваться в мире без Бога, без веры. Писатель через литературные произведения даёт понять, что “настоящую правду нельзя найти только в том случае, если из системы жизненного ориентирования исключён “Бог живого человека”. Чехов не ставил человеческую праведность в прямую и необходимую зависимость от принадлежности к Православной Церкви. Герои Чехова не только знают настоящую правду, но и стараются жить согласно этой правде. Тексты творений писателя объективно показывают и его религиозные сомнения, и веру, которая открывается через образы праведников.
Творческая группа №4. Тема праведничества в рассказе А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.
Вывод учащихся: Главная героиня рассказа праведница Матрёна - нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, “смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души”. С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, её связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании истины, духовности, убеждён в необходимости ставить “вечные вопросы” и искать на них ответ.

V. Практическая работа (Анализ прослушанных сообщений) Мини-дискуссия:
Прослушав сообщения групп учащихся, мы проследили, как писатели раскрывают концепцию праведничества в литературе.
- Какие черты характера русского человека “помогают” ему стать праведником?

Русский человек добр, терпелив, смирен, трудолюбив, деловит, естественен в поведении, непритязателен, неприхотлив, вынослив. Эти черты национального характера и психологии как бы изначально предполагают его к тому, чтобы вести праведный образ жизни.
Итак, праведник – это тот, в ком воплотился высокий этический идеал русского народа, совпадающий по основным “параметрам” с идеалом христианским. Праведность – это способность жить, “не солгав, не слукавив, не осудив и пристрастного врага”.
- В чем же главная заслуга праведников?

В том, что они сберегают духовность, которая необходима нашему обществу, общечеловеческие ценности.
- Кто же создал эти ценности и нужны ли они сегодня?

Ответы учащихся.
VI. Анализ рассказа А.Кабакова «Перекрёсток»

- Давайте посмотрим, каким изображает А. Кабаков в рассказе «Перекрёсток» нашего современника. Какие традиции не только русской, но и зарубежной литературы он продолжает?

(Традиции святочного рассказа (рождественский вечер, чудесная встреча). Вспомним «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Рождественскими истории» Ч.Диккенса, рассказы А.Куприна «Чудесный доктор» и «Тапёр»)
Задание по группам, выводы – в рабочие листы, время на ответы – 10-15 минут.
Рабочий лист №1.

Образ главного героя.

  1. Каким мы видим гласного героя в начале рассказа? Чем он отличается от окружающих? (Необычный человек: не хам, не пьёт. «не пробует дури», милосердный, подаёт нищим, верит в Бога, ходит в церковь. Максим от природы очень добрый, личные проблемы его лишь заботят, чужие же глубоко удручают. Каждый раз, видя человека, вынужденного побираться, он ставит себя на его место и всегда подает милостыню. И каждый раз задумывается о несправедливости и жестокости этой жизни ).




  1. Охарактеризуйте его душевное состояние во время ожидания в «пробке». (Заглушает двигатель автомобиля, чтобы «не загрязнять без нужды и так нечистый воздух родного города», погружается в себя, страдает)




  1. Проанализируйте его поведение при встрече с нищей женщиной. (Без раздумий отдаёт все деньги из бумажника, не думая о себе. «Если что, у Ирки стрельну до завтра…»




  1. Что изменилось в его жизни после этой встречи? Почему? (Никогда больше не произносит слово «блин». Это «грубое и бессмысленное слово» - эвфемизм – по мнению автора, недопустимо)


Рабочий лист №2.

Образ нищей девушки.

  1. Опишите героиню. Что в ней необычного? («Стоит в одной длинной полотняной рубахе явно на голое тело и босиком в снегу», робкая, не похожа на попрошаек, «с мирным выражением очень тёмных и длинных, как хороший виноград, глаз»; «снег вокруг маленьких женских ступней растаял до асфальта»)




  1. Почему она не взяла деньги? (Она больше всего нуждалась в участии, милосердии)




  1. Кого символизируют эта женщина с ребёнком? (Богородицу с младенцем (растаявший снег у её ног, светлый нимб у ребёнка, звезда в зените, колокольный звон. Её явление как проверка человечества на сохранность доброты, человеколюбия, способности поделиться последним).



Рабочий лист №3.

Роль пейзажа в рассказе.

  1. Какое настроение вызывает у нас пейзаж в начале рассказа? (Тоска, отчаяние, уверенность в том, что сама природа выступает против человека)

  2. Какова роль пейзажа в лирическом отступлении? (Волшебная красота меняет мироощущение человека, радует душу. «Оперный снегопад», «многоцветное зарево», «таинственная подсветка плывущих в небе домов»)

  3. Роль пейзажа в конце рассказа. (Чудесное превращение: прекратился снегопад, засверкала невиданно крупная звезда в зените – христианский мотив – рождественская звезда)


Рабочий лист №4.

Авторская позиция.

  1. Имеет ли значение в жизни Максима встреча с нищенкой? Была ли встреча реальной или «привиделось во время короткого сна в пробке»? Почему? (Для Максима особого значения не имеет, была ли реальной эта встреча, или нет. Он не оценивает её как чудо, показывающее расположение высших сил. После этой встречи он поставил свечку просто так, не с прошением о чем-то).




  1. Можно ли назвать Максима праведником? Почему? (Поступки Максима – поступки настоящего праведника. Легко отдавать крохи, когда имеешь миллионы, ещё и кричать об этом на всех углах, рекламируя себя, демонстративно ходить в церковь, создавая имидж. Он же делает добро не «потому что модно», а по велению сердца, чувствуя себя неловко, когда его дающим милостыню видят знакомые, вера же — дело личное, не терпящее шума и показухи. Он редкий человек, один из этих «трёх праведников», без которых немыслимо существование человечества).




  1. Каково значение послесловия в раскрытии авторской позиции? («Только одно изменилось в его жизни после запомнившегося рождественского вечера – он никогда больше не произносит слова «блин»» - так заканчивает свой рассказ автор. Почему же Максим совсем перестал произносить так часто употребляемое в различных ситуациях слово?.. Возможно, из-за полного духовного очищения своей личности. Он и так был человеком хорошим, но после этого случая (или сна) возрос духовно, и слово, заменяющее нам банальный мат, больше не могло найти своего места в его душе. «Чего мы и всем нам желаем»).




  1. Каков смысл названия рассказа «Перекрёсток»? («Перекрёсток» - название не случайное, символическое. Это место, на котором человек совершает выбор, определяя свой путь, дальнейшую жизнь. Вспомним перекрёсток в русских народных сказках, Соню Мармеладову, которая оправляет Раскольникова на перекрёсток поклониться людям, признаться в преступлении и снять груз со своей души. Для Максима перекрёсток – это выбор: стать таким, как все или измениться в лучшую сторону).



VIi. Подведение итогов урока.

Сделайте вывод: о чем заставляет нас задуматься автор и в чём убеждает?

(А.Кабаков убеждает читателя, что, несмотря на бездуховность, цинизм и приземлённость, окружающие нас, праведники всё-таки остались. Причём праведником быть очень не просто, ведь нужно думать не только о себе любимом, отдавать частицу себя, не требуя ничего взамен. Автор показывает нам, как происходит чудо человеческой доброты, участия, и тогда «…вовремя переключаются и дают ему проезд светофоры, нет уже никаких пробок, а водители никогда не вылезают на жёлтый, уступают друг другу дорогу и не ругают друг друга из-за закрытых стёкол козлами и ещё хуже».)
Руководители групп выставляют оценки членам своей группы.
Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Что значит быть праведником?»