|
Урок это не только «основная форма организации учебного процесса»
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он засушенный
цветок».
Сухомлинский В. А.
Для многих учителей начальных классов, в том числе и для меня, урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее обучение.
Современной наукой установлено, что именно в первом классе дети наиболее «открыты», и не только для новых знаний, но и для личностных контактов. Особенно это наблюдается у детей с проблемами в развитии. Дети данной группы приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро утомляются. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих познавательный интерес, использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций, игровых драматизаций, моделирование реальных ситуаций. Для развития познавательного интереса учащихся в своей практике использую нетрадиционные формы работы.
Подробно остановлюсь на нетрадиционных уроках. Нетрадиционные уроки в начальных классах занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. На таких уроках представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, но и занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, мажорный тон, субъект – субъектные отношения. Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:
Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно не часто.
Не всегда содержание материала темы может быть представлено в нетрадиционной форме.
Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.
Все содержание учебного предмета не может быть представлено в нетрадиционной форме.
Цели, решаемые на данных уроках:
Обобщение знаний по предметам, развитие интеллекта.
-
Совершенствование коллективных форм работы, поддержание интереса к изучаемому материалу на уроках.
Воспитание самостоятельности.
На нетрадиционных уроках создаются условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности, рефлексии и т. д. Учитель выступает не только как главное действующее лицо, но еще и как понимающий, сопереживающий помощник.
Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание, средства его представления совершенно необычны. По моему мнению, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Хочу выделить «ключевые» моменты, которые помогают мне создать увлекательный урок. Но, чтобы они принесли пользу, надо знать, в какой клеточке урока, что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным.
Демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
Помогать в формулировании и уточнении целей и задач.
Организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога, саморефлексию достигнутого и действий детей.
Не нарушать единство логической структуры урока.
Исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Я убеждена, что один из эффективных способов подготовки нестандартного урока – «разборка» его на детали, чтобы стали видны и понятны плюсы и минусы взаимодействия всех частей. Но прежде, чем разобрать, нужно определиться в том, что принимается за главное.
Выбрать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из большого количества информации мне помогает следующая классификация уроков на нетрадиционной основе.
Классификация.
Основания
|
Цели
|
Формы
|
Измененные способы организации
|
Развитие осмысленного отношения к знаниям
|
Защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча
|
Опора на фантазию
|
Становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала
|
Урок – сказка, урок – творчество, уроки изобретательства, урок – отчет, «удивительное – рядом», урок – сюрприз, урок – подарок от Хоттабыча
|
Имитация каких-либо занятий или видов работ
|
Расширение кругозора
|
Экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое, путешествие по стране, поездка на поезде и т. д.
|
Состязательно-игровая основа
|
Стимулирование познавательного интереса
|
Урок – игра, урок – КВН, «Что? где? когда?», урок – эстафета, конкурс, соревнование, урок – журнал, урок – викторина
|
Трансформация стандартных способов организации
|
Развитие нестандартных умений учебной работы
|
Парный опрос, экспресс-опрос, урок – экзамен
|
Аналогия с организованными событиями
|
Приобщение к активным формам внешкольной жизни.
|
Урок – аукцион, урок – футбольный матч, урок – кроссворд, урок – памятка
|
Оригинальная организация учебного процесса
|
Становление способностей к учебному обобщению, сопереживанию
|
Урок – дидактическая игра, урок – интервью, уроки с использованием активных форм общения, мозговая атака
|
Предложенные в таблице основания и есть то главное, что поясняется через цели и реализуется в конкретных формах.
Все цели в классификации направлены на учеников, но помогают мне организовать непрерывную учебную деятельность. Некоторые формы повторяют друг друга, но все они разные. Поэтому разным становится и смысл урока, и его оформление.
Понять главное в нетрадиционном уроке мне помогают следующие творческие принципы:
Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока.
Поддержка альтернативности, множественности мнений.
Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждение к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
-
«Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
Использование оценки в качестве формирующего. (а не только результирующего) инструмента.
Помимо принципов весьма значительными считаю периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.
Подготовительный период.
В нем активное участие принимают и учитель и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляю только я, то во втором случае в значительной степени задействованы дети. Они делятся на группы (экипажи, команды), получают определенные задания: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, викторин, изготовление дидактического материала и др.
Собственно урок.
1 этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставлю проблемы, выясняю степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаю ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитываю отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.
2 этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации мыслительной деятельности.
3 этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, он как бы растворяется в каждом из предшествующих этапов. Считаю, что при анализе данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и общение учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Огромное разнообразие нетрадиционных уроков, использование учителями всевозможных методов и форм обучения вызвано большой свободой выбора так называемых парадигм образования.
Независимо от того, в какой парадигме работает учитель: традиционной, развивающей, личностно-ориентированной, он обязательно начинает урок.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу. Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности. То, что определяется как технологии индивидуальной и личностной поддержки, разработанные в зарубежных и отечественных исследованиях по гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман).
Индивидуальная поддержка – это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и осознание собственной ответственности за детскую жизнь. Здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Все средства поддержки. используемые на уроке делятся на две группы:
1 группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование содержания игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогическое общение.
2 группа средств предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа работы. Особую роль в индивидуальной поддержке имеют ситуации успеха, создание условий для самореализации личности, повышение статуса ученика, значительность его личных достижений в решении общих задач. Стараюсь на уроках поддерживать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. По моему мнению, не менее важно поддержать ученика в его стремлении преодолеть самого себя, свою робость, застенчивость, зависть к успехам других ребят, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно важно поддержать волю ученика, его способность к саморегуляции.
Личностная педагогическая поддержка состоит в совместном определении его интересов, целей и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в своем развитии.
Вот некоторые рекомендации, которые могут быть использованы как основа настройки учителя на педагогическую поддержку при подготовке оргмомента урока.
С самого начала урока демонстрируйте детям свое полное доверие.
Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребенком в отдельности.
Исходите из того, что у ученика есть внутренняя мотивация к учению.
Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
Цели данного этапа: психологический настрой учащихся, обеспечение комфортной обстановки на уроке.
Приведу примеры.
- Создадим хорошее дружелюбное настроение:
Улыбнитесь друг другу, садитесь!
- Ребята, вы хорошо отдохнули, набрались сил. Пожелайте себе успехов. Закройте глаза. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно.
- Я буду внимательным!
Я буду думать, думать, думать!
Буду догадлив, старателен!
Пожелайте и мне удачи, ведь мне нужно провести для вас интересный урок!
Девиз урока: «Ученику – удача, учителю – радость»
Философы утверждают, что все во Вселенной построено на ритме. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритмы позволяют лучше усваивать изучаемый материал.
В своей работе использую следующее рифмованное начало уроков:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок
Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день –
Всегда, везде, на занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку «пять»
Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
За работу, в добрый час!
И так, друзья, внимание –
Ведь прозвенел урок,
Садитесь поудобней –
Начнем скорей урок!
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Где играют дружно,
Считают умело
Там и сказке можно
Появиться смело.
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке –
Книжка. ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
А теперь – аукцион,
Подведет итоги он
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.
Начало урока:
с элементами театрализации;
с эпиграфа к уроку;
-
с высказываний выдающихся людей, относящихся к теме урока;
с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.
Из классификации нестандартных уроков я выбрала для себя наиболее значимые основания: опора на фантазию, состязательно – игровая, имитационная, оригинальная организация учебного материала.
Игры, путешествия – это яркая, эмоциональная игровая форма работы. Она имеет свои отличительные особенности:
наличие карты игры – путешествия;
в карте игры – путешествия отмечаются все остановки, на которых предстоит побывать участникам путешествия;
определяется транспорт, на котором будут путешествовать дети (самолет, ракета, велосипед, машина и т. д.);
перемещение со станции на станцию может сопровождаться музыкальными заставками, игровыми конкурсами, стихами;
в путешествие в обязательном порядке включаются элементы ролевой игры (распределение ролей, форма или отдельные ее элементы);
путешествие обычно заканчивается в том же месте, откуда оно началось.
Игра – путешествие может включать в себя музыку, танцы, элементы театрализации, познавательные конкурсы и т.д.
Такой урок позволяет разнообразить виды работы, найти каждому ученику занятие по душе.
Кроме того, материал таких уроков расширяет кругозор учащихся.
Тематика: В цирке, плывем в гости(к Робинзону, к Айболиту), в страну сказок, в страну Мульти-Пульти, путешествие на ковре – самолете, путешествие по городу Здоровейску, спасательная экспедиция, путешествие в страну Сочиняйка, путешествие в гости к Мудрой Книге, путешествие в страну Берендея, игра – марафон «Веселый поезд» и другие.
Методика проведения нетрадиционных уроков в начальных классах в основном зависит от творческого подхода учителя.
На опыте убедилась, что данные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав материал по предмету, который подлежит пройти с учениками, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.
|
|
|