№
п/п
|
Тема урока
|
Цели и задачи.
|
Элементы содержания. Термины и понятия.
|
Оборудование
|
Виды деятельности учащихся.
|
Дата прове- дения.
|
1
|
Россия – наша Родина.
|
Формирование чувства гордости за свою Родину;
образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, националь-
ностей, религий;
уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.
|
Понятия: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн”
|
Государственный флаг России; Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Конституция России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни “С чего начинается Родина”.
|
Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
2.
|
Что такое светская этика?
|
Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков;
- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.
|
«Мораль», «этика», «нравственность», «светская этика», «религиозная этика».
Этика как наука, которая изучает мораль (правила поведения), она рассматривает поступки людей с точки зрения добра и зла.
Мораль как правила поведения, которые регулируют поведение людей, помогают разобраться в том, как поступать в жизни правильно.
|
Карточки с иллюстрациями для игры «Правильно – неправильно».
|
Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
3.
|
Мораль и культура
|
Уяснить, почему культуру называют второй природой;
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
|
Культура как совокупность достижений человечества (то, что создано человеком).
Материальная культура – предметы человеческого труда.
Духовная культура как знания, идеи, традиции и обычаи, нормы и правила.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», диск DVD: мультфильм по мотивам украинской сказки «Соломенный бычок» (производство «Союзмультфильм», 1954г., режиссер О. Ходатаева (10 мин. 28 сек.)
|
Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
4
|
Особенности морали
|
Уяснить особенности морали, кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе;
- воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков.
|
«Мораль», «нравственность», «Конституция».
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г.
|
Комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
5
|
Добро и зло
|
Познакомить учащихся с понятиями: «добро», «зло», с проявлениями этих явлений в жизни;
- уяснить, почему нужно стремиться к добру.
|
Добро и зло как основные этические понятия.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., раздаточный материал: карточки с текстом (рассказ-миниатюра В.А. Сухомлинского «Кусок хлеба»).
|
Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
6
|
Добро и зло
|
Познакомить учащихся с тем, как менялись представления о добре и зле в ходе истории;
- развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
|
Добро, зло, гуманность.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедиапроектор, компьютер, картина-презентация с изображением сказочных героев.
|
Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации
|
|
7
|
Добродетель и порок
|
познакомить учащихся с понятиями добродетель, порок;
- развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила;
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление.
|
Добро, зло, добродетель, порок.
Добродетель – положительное качество человека: умение делать добро; стремление творить добро, быть похожим на нравственную личность (дружелюбие, вежливость, честность, ответственность, способность сопереживать и т.д.)
Порок – недостаток человека, свойство характера, которое позорит его (лживость, хвастовство, зазнайство, лень, грубость и т.д.)
|
Учебное пособие «Основы светской этики»
|
Комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
|
|
8
|
Добродетели и пороки
|
Развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила;
- способствовать умению отстаивать свою точку зрения.
|
Добродетель, порок, чувство собственного достоинства.
Добродетель – способность во всем поступать наилучшим образом. Аристотель.
|
Диск DVD: мультфильм по мотивам русской народной сказки «Недодел и передел» (производство «Союзмультфильм», режиссер Е.Сокольский(7 мин. 30 сек.), серия «мульти-пульти» панорама 27), компьютер.
|
Комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
9
|
Свобода и моральный выбор человека
|
Познакомить учащихся с понятиями свобода, моральный выбор, моральный конфликт;
- развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
|
Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора.
Моральный конфликт.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», DVD «Бабушкины сказки» мультфильм «Дудочка и кувшинчик» (режиссер М.Громов).
|
Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации
|
|
10
|
Свобода и ответственность
|
Познакомить учащихся с понятиями ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения
ответственности;
|
Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
11
|
Моральный долг
|
Познакомить учащихся с понятиями моральный долг, моральная обязанность.
|
Моральный долг. Моральная обязанность.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990г., стр.286 (рассказ «Несмелый мальчик»).
|
Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
12
|
Справедливость
|
Познакомить учащихся с понятиями справедливость, моральные правила справедливого человека.
- развить умение принимать решение, исходя из определенного морально правила.
|
Справедливость как моральное правило, регулирующее отношение между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
13
|
Альтруизм и эгоизм
|
Познакомить учащихся с понятиями альтруизм и эгоизм;
- способствовать умению отстаивать свою точку зрения.
|
Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоим.
Альтруизм как нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков .Эгоизм – действия, направленные на удовлетворение личных интересов.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Игра, устный творческий рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
14
|
Дружба
|
Познакомить учащихся с тем, какие отношения существуют между людьми, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношения.
|
Дружба. Черты дружбы: избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
15
|
Что значит быть моральным?
|
Познакомить учащихся с тем, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?»
|
Люди сами определяют. Что такое добро и зло.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
|
|
16
|
Творческие проекты учащихся
|
Подготовить творческие проекты учащихся
|
Понятия, изученные на предыдущих уроках.
|
Учебное пособие «Основы светской этики».
|
Оформление и корректировка творческих проектов учащихся.
|
|
17
|
Подведение итогов
|
Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков;
- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.
|
Понятия, изученные на предыдущих уроках.
|
Презентация работы курса «ОСЭ», творческие проекты учащихся.
|
Выступление обучающихся со своими творческими работами.
|
|
18
|
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
|
Уяснить, в чем состоит значение семьи для человека;
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
|
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Понятия рода и семьи.
Возникновение родов.
Нравственные отношения в роде.
Семья как основа моральных устоев человека.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., рассказ «Письмо к внуку», стр. 132).
|
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
19
|
Нравственный поступок
|
Познакомить учащихся с понятиями поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.
|
Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
20
|
Золотое правило нравственности
|
Научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
|
Золотое правило нравственности.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
21
|
Стыд, вина и извинение
|
Познакомить учащихся с понятиями стыд, чувство вины.
Научить, когда принято извиняться.
|
Стыд – тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.
Вина – переживания человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед собой.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
22
|
Честь и достоинство
|
Познакомить учащихся с понятиями честь и достоинство, как проявляются честь и достоинство в повседневной жизни.
Научить, как развить в себе достоинство и честь.
|
Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.
Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.
Достоинство - морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
|
|
23
|
Совесть
|
Познакомить учащихся с понятием совесть;
развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
|
Совесть. Различие понятий «совесть» и «стыд».
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
24
|
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
|
Познакомить учащихся с понятием нравственные материалы, правилами честного поединка;
развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
|
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
25
|
Джентльмен и леди
|
Познакомить учащихся с тем, кто такие рыцари, настоящие леди;
-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
|
Кто такие рыцари, джентльмены и леди.
Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
26
|
Образцы нравственности в культуре Отечества
|
Познакомить учащихся с нормами-образцами нравственного поведения в культуре России;
-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
|
Нравственность. Культура.
Патриот. Защитник Отечества.
Труженик. Коллективист.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
27
|
Этикет
|
Уяснить, какие правила этикета должен знать каждый;
-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
|
Что такое этикет. Об одежде и этикете. О значении речи для этикета.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
28
|
Семейные праздники
|
Уяснить, когда и как появились праздники, какое значение имеют праздники;
-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
|
Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники.Что такое подарок и как его выбирать.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
29
|
Жизнь человека – высшая нравственная ценность
|
Уяснить понятия жизненные ценности, высшая ценность;
-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
|
Высшая ценность для человека – его жизнь.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
30
|
Любовь и уважение к Отечеству
|
Подвести итоги изученного курса, вспомнить изученные понятия, в ходе беседы уяснить , что любовь – основа нашей жизни, это служение; отечество – это все мы.
|
С чего начинается Родина? Она начинается с нашей любви , с того, что мы готовы сделать ради неё.
|
Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка к оформлению творческих проектов .
|
|
31- 32
|
Подготовка творческих проектов
|
Подготовить творческие проекты учащихся
|
Понятия, изученные на предыдущих уроках.
|
Учебное пособие «Основы светской этики».
|
Оформление и корректировка творческих проектов учащихся.
|
|
34
|
Итоговое занятие
|
Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков;
- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.
|
Понятия, изученные на предыдущих уроках.
|
Презентация работы курса «ОСЭ», творческие проекты учащихся.
|
Презентация творческих проектов
(народное творчество, стихи, песни, кухня ит.д.)
|
|