|
«Кто такие птицы»
Проект урока
Фамилия, имя, отчество: Рогова Елена Ивановна (учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «СОШ № 29»)
Город: Астрахань
Конспект урока: окружающего мира
Тема: «Кто такие птицы».
Учебное пособие, авторы, класс: - Плешаков А.А. « Окружающий мир», учебник 1 класс, М.:
Просвещение, 2012. Ч. 1.
- Плешаков А.А. « Окружающий мир», рабочая тетрадь 1 класс,
М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А.А. «От земли до неба: Атлас-определитель», М.:
Просвещение, 2010. - 128 с.
Целевые установки на достижение результатов:
-
Личностных: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование уважительного отношения к иному мнению.
Предметных: учить распознавать представителей животного мира; сформировать у детей первоначальное представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
Метапредметных:
познавательные УУД: познакомить с птицами и их отличительными признаками, показать их многообразие и красоту, учить распознавать птиц среди других представителей животного мира с помощью атласа - определителя.
регулятивные УУД: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
-
коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе, умение общаться, управлять своим поведением и поведением партнера, принимать решение и обосновывать его.
личностные УУД: растить гражданина своей страны; воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; учить высказывать свое мнение и уважать мнение других.
Тип урока: комбинированный урок
Содержание
|
Вопросы и задания, направленные
на формирование
универсальных учебных действий
|
Формируемые
универсальные
учебные действия
|
I.Организационный этап
- Вот уже звенит звонок.
Собери же ты дружок.
Аккуратно, по порядку,
Книги, ручки и тетрадки.
- Я очень рада вас видеть, я желаю вам добра, успехов на уроке. Давайте повернемся друг к другу и пожелаем удачи.
- Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу.
Поможет нам упражнение «Локотки».
По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону). 5-6 раз. По условному сигналу – например, колокольчик - ребята «здороваются локотками» со всеми участниками своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества.
|
- Вот уже звенит звонок.
Собери же ты дружок.
Аккуратно, по порядку,
Книги, ручки и тетрадки.
- Я очень рада вас видеть, я желаю вам добра, успехов на уроке. Давайте повернемся друг к другу и пожелаем удачи.
- Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу.
Поможет нам упражнение «Локотки».
По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону). 5-6 раз. По условному сигналу – например, колокольчик - ребята «здороваются локотками» со всеми участниками своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества.
|
Коммуникативные: установление эмоционального контакта, уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им
|
II.Этап повторения изученного
- Несколько уроков мы знакомились с царством животных. Сегодня продолжается наше новое увлекательное путешествие.
Встаньте около своих мест. Мы снова отправляемся в царство животных. Ваша задача разгадать фотографии-загадки: если на фото животное – делаете прыжок, если это не животное – хлопок.
Давайте поможем муравью Вопросику разобраться с этой нелёгкой задачей.
Похвалить тех, кто не ошибался. Если были хлопки, учитель сообщает ребятам, что все, кого они видели – животные.
- Ребята, давайте вспомним, какие группы животных мы уже знаем? (насекомые, рыбы)
- Назовите их отличительные признаки?
Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали… …рыб
К ним относятся…… …акула, окунь, сом…
Отличительными признаками рыб являются… …чешуя, дышат с помощью жабр…
Молодцы.
|
Ребятам демонстрируются фотографии «Животные».
Если на фото животное – дети делают прыжок, если это не животное – хлопок.
- Ребята, давайте вспомним, какие группы животных мы уже знаем? (насекомые, рыбы)
- Назовите их отличительные признаки?
Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали… …рыб
К ним относятся…… …акула, окунь, сом…
Отличительными признаками рыб являются… …чешуя, дышат с помощью жабр…
|
Познавательные: умение распознавать объекты, развитие внимания
Познавательные: умение отвечать на поставленные вопросы
|
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Игра «Найди лишнее».
- Посмотрите на фото.
Определите, какое животное «лишнее» и почему.
- Пингвин – птица. Остальные – рыбы.
Целеполагание
Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу «Животные».
|
Игра «Найди лишнее».
- Посмотрите на фото.
Определите, какое животное «лишнее» и почему.
- Пингвин – птица. Остальные – рыбы.
Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу «Животные».
|
Регулятивные: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
|
IV. Этап актуализации знаний
- Птицы. Что вы о них знаете?
- Дети называют признаки птиц.
(Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках)
|
- Птицы. Что вы о них знаете?
- Дети называют признаки птиц.
(Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках)
|
Актуализация знаний
|
V. Этап изучения новых знаний.
Практическая работа учащихся.
- Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами.
- Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение».
На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины.
Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Мудрая Черепаха и муравей Вопросик будут внимательно следить за вашими ответами. Приготовились.
Дети взяли пластины 2 цветов.
Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая цветную пластину: синий – да, красный – нет.
- Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц?
- Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев.
- Откройте учебник на с. 24.
Проверим правильность нашего вывода.
- Находят в учебнике вывод.
Один учащийся зачитывает его вслух.
Молодцы, вы справились с заданием.
- Сейчас я предлагаю вам творческое задание.
Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.
- Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её.
|
- Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами.
- Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение».
На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Мудрая Черепаха и муравей Вопросик будут внимательно следить за вашими ответами. Приготовились.
Дети взяли пластины 2 цветов.
Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая цветную пластину: синий – да, красный – нет.
- Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц?
- Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев.
- Откройте учебник на с. 24.
Проверим правильность нашего вывода.
- Находят в учебнике вывод.
Один учащийся зачитывает его вслух.
Молодцы, вы справились с заданием.
- Сейчас я предлагаю вам творческое задание.
Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.
- Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её.
|
Познавательные: знакомство с птицами и их отличительными признаками.
Регулятивные:
умение наблюдать, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.
Выявление существенных признаков.
Сопоставление фактов.
Коммуникативные: умение договориться, правильно сгруппироваться.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Умение доказать свою точку зрения.
Умение строить речевое высказывание в устной речи.
Умение передавать свои мысли с помощью движений.
Развитие творческого потенциала.
|
VI. Этап применения изученного.
Практическая работа учащихся.
- Ребята, где можно встретить птиц?
- Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…
- Сейчас каждая группа получит конверт с заданием
(фотографии птиц и цветная закладка).
Его выполнить вам поможет «Атлас- определитель».
Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 4 разных цвета.
Задание (все задания вводятся учителем постепенно):
Рассмотрите фотографии птиц, вложенные в конверт.
Названия каких птиц вы можете назвать самостоятельно?
Как вы думаете, что может объединять в данную группу этих птиц?
Откройте атлас-определитель (по цветной закладке), прочитайте название темы – проверьте своё предположение.
Найдите на странице атласа птиц, изображённых на ваших фотографиях; прочитайте названия (для читающих).
Рассмотрите птиц. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями.
На страничке атласа, там, где текст, есть выделенные слова – это названия птиц. Попробуйте найти их.
*Попробуйте прочитать для ребят информацию, о любой из ваших птиц. (Если есть читающие ребята).
Представитель каждой группы должен познакомить класс со своей группой птиц. (Название, что их объединяет, где можно встретить, интересные особенности…)
|
- Достают из конверта фото птиц, определяют названия.
Хищники, живут у воды, ласточки…
Сравнивают предположения с темой статьи в атласе.
Сопоставляют фото и картинку в атласе.
Проговаривают то, что видят.
Просмотровое чтение.
Умеющие читать ребята читают текст о птице для своей группы.
Команда сама выбирает своего представителя, который рассказывает о своих птицах.
|
Регулятивные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Извлечение необходимой информации.
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: поиск нужной информации в учебнике,
атласе – определителе.
|
VII. Этап контроля и самоконтроля.
- Проверим, как вы усвоили тему урока.
Откройте «Тесты» на с. 13.
(Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)
- Обменяйтесь тетрадями с соседом.
Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -)
- Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту?
|
Работают в тестовых тетрадях.
(Кто такие птицы?)
Взаимопроверка.
Могут высказать несогласие с проверкой работы.
Должны это обосновать.
|
Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, высказывают своё мнение.
|
VIII. Этап коррекции
- Ребята, взгляните на фотографии. Что их объединяет?
- Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
- О чём заставляет задуматься это стихотворение?
- Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их.
- Какие важные вопросы затрагивает?
- Дети высказывают свои мысли.
- Как вы можете помочь птицам?
- Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …
- Сделаем доброе дело:
дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.
|
- Ребята, взгляните на фотографии. Что их объединяет?
- Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
- О чём заставляет задуматься это стихотворение?
- Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их.
- Какие важные вопросы затрагивает?
- Дети высказывают свои мысли.
- Как вы можете помочь птицам?
- Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …
- Сделаем доброе дело:
дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.
|
Умение нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
|
IX. Этап подведения итогов занятия.
-Подведём итог нашей работе.
Скажите, кто же такие птицы?
- Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки.
- Мы вернулись к нашей таблице.
- С какой группой животных мы познакомились сегодня?
- Какая отличительная особенность у этих животных?
- Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали.
(Дети называют, а учитель записывает виртуальным фломастером названия в таблицу.)
|
-Подведём итог нашей работе.
Скажите, кто же такие птицы?
- Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки.
- Мы вернулись к нашей таблице.
- С какой группой животных мы познакомились сегодня?
- Какая отличительная особенность у этих животных.
Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем.
|
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
|
X. Этап сопоставления знаний до и после урока.
- Посмотрим на облака.
- Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?
- Дети анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия.
|
- Посмотрим на облака.
- Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?
- Дети анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия.
|
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.
|
XI. Этап рефлексии.
Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П).
|
Работа детей со шкалами самооценки.
|
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.
|
|
|
|