|
Роль религии в жизни общества
Тема урока: Роль религии в жизни общества.
Цели урока:
1. Дидактическая: подвести учащихся к осознанному пониманию роли религии в современном мире, т.е. развить представление о ее значении в возрождении духовной культуры, толерантности, оздоровления человека и общества.
2. Воспитательная.
2.1. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
2.2. Воспитание самостоятельности, активной жизненной позиции, умений слушать и уважать мнение товарища.
3. Развивающая.
3.1. Развитие интереса к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации.
3.2. Формирование коммуникативных навыков, лаконичного и четкого изложения своих мыслей.
3.3. Развитие умений, анализировать информацию, выделять главное, сравнивать.
4. Методическая.
4.1. Продемонстрировать возможность применения проблемной лекции с элементами визуализации.
Используемое оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.
2. Фрагмент фильма Николая Досталя «Штрафбат» (сцена «Благословение перед боем»).
3. Видеоклип на музыку И. Талькова «Россия».
4. Презентация к уроку.
5. Раздаточный материал: текстовой материал (заповеди буддизма и христианства).
6. Электронно-образовательный ресурс по теме «Мировые религии» (тренажер на повторение и закрепление).
Ход урока:
- Добрый день, уважаемые ребята и гости нашего урока! Сегодня у нас необычный урок – урок по истории религии.
Я приглашаю вас принять активное участие в рассмотрении темы «Роль религии в жизни общества».
Цель нашего урока: Сегодня мы должны определить функции религии в жизни общества.
Актуализация знаний:
1. Фронтальный опрос:
* На каких дисциплинах школьного курса мы раньше встречались с понятием религия?
* Что такое, на ваш взгляд, религия?
* Какие религии известны человечеству?
* Почему отдельные религии называют мировыми?
2. Повторение и закрепление пройденного с помощью тренажера «мировые религии» - ЭОР
Изучение нового материала
1.
? – Определите источник цитат?
«Употребляй лишь добрые слова»
«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним»
«Не судите, да не судимы будете»
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»
«Поистине, Бог любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям».
После высказываний предположений на экране появляется правильный ответ.
«Употребляй лишь добрые слова» - Типитака
«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» - Коран
«Не судите, да не судимы будете» - Библия
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» - Библия
«Поистине, Бог любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям» - Коран
? – Чему учат эти слова?
? – Какие качества приветствуют в человеке?
- Проанализируйте и сравните заповеди христианства и буддизма.
В христианстве существует 10 основных заповедей, в соответствии с которыми должен жить человек. Записанные на каменных скрижалях, они даны были Богом Моисею на горе Синай. 1. Я - Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
2. Не сотвори себе кумира.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Чти день субботу, чтобы святить его. 6 дней работай, а 7 отдыхай.
5. Почитай отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (не сплетничай).
10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (не завидуй).
Десять заповедей Буддизма
Сущность буддийской практики - доброе и любящее сердце. Мы должны воспринимать окружающих с теплом и нежностью и непрестанно культивировать любовь к ним.
10 заповедей буддизма - это 10 добродетелей, которые совершаются телом, речью и умом.
10 добродетелей - это несовершение 10 недобродетелей, которые перечислены ниже: 1. Защищай чужую жизнь.
2. Не укради, уважай чужую собственность и практикуй щедрости.
3. Не прелюбодействуй и будь верен своему спутнику жизни.
4. Не лги и будь честным и искренним.
5. Не клевещи.
6. Не говори грубо.
7. Не трать время на пустую болтовню или сплетню.
8. Не будь жадным.
9. Не причиняй кому-либо вред.
10. Ложные взгляды - верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.
? - Чего больше в заповедях: сходства или различия?
? - Куда ведут заповеди человека?
Далее учащиеся совместно с учителем делают вывод о том, что ни одна из мировых религий не учит дурному.
? – Какова цель этих заповедей?
? – Сформулируйте первую функцию религии. (РЕГУЛЯТИВНАЯ)
2.
? – В какие минуты жизни человек обращается к религии?
Просмотр фрагмента фильма «Штрафбат».
? – Почему советские солдаты, в большинстве неверующие, обратились к священнику?
После обсуждения увиденного учитель делает вывод:
- УТЕШИТЕЛЬНО-КОМПЕНСАТОРНАЯ функция религии проявляется в том, что она снимает социальное душевное напряжение, компенсирует бессилие людей к изменениям объективных условий.
_ Вспомните последнего солдата. С каким вопросом обратился он к священнику? Каков был ответ?
? – какое качество воспитывает религия?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
3.
? - Что такое человек? Какие ассоциации у вас возникают со словом человек? Ведь мы видим лишь только внешнее его выражение, его физическое тело.
- Человек приходит в это мир не только, чтобы есть, пить, спать. Мы наделены разумом – чтобы думать; чувствами – чтобы любить, радоваться, мечтать. Иначе говоря, человек живет не только физической, но и духовной жизнью.
- А что у него внутри, что движет его поступками, действиями? Каков его внутренний мир? Почему каждый из нас в однотипных ситуациях поступает по-разному?
? - Считаете ли вы себя верующим человеком?
- Любой человек, даже если он не совершает религиозных обрядов и не считает себя приверженцем какого-либо религиозного учения, все равно в той или иной мере следует, пусть бессознательно, не задумываясь, нормам той религии, которую исповедовали его предки, или той, которая распространена в его окружении. Это касается и еды, и семейных отношений, и представлений о добре и зле. Такая «автоматическая» зависимость от религиозной традиции во многом определяет наше мировоззрение. Мы поступаем, действуем в соответствии с идеалами, ценностями, выработанными в обществе. Нравственные нормы формируются на протяжении веков под влиянием многих факторов, значительным из которых является религия.
? – А что может случиться с обществом, которое отвергнет многовековые ценности, отречется от религии, которую исповедовали их предки?
Просмотр видеоклипа «Россия» в исполнении И.Талькова.
- Начало 20-го века… В первые десятилетия Россию сотрясают войны и революции. Страна из нравственно здоровой превращается в разрушенную, убогую, со страдающим, униженным и разоренным народом. Новая власть. Новая политика. Новая идеология. Бога нет, веры нет, громить церкви, священники – враги… И началась вакханалия бездуховности.
-Религия выполняет МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ функцию. Она не только формирует картину мира, но и несет смыслополагание, целеполагание для человека.
4. Работа с материалом учебника. Стр.351-352
- С какими ещё функциями религии знакомит вас учебник?
- Приведите примеры из истории России когда религия выступала фактором интеграции.
5. Работа с источником – Тимоненко Ю.Н. «Культурология».
?- Используя текст, назовите основные функции церкви.
Итог:
- На мой взгляд, очень важно отметить, как к религии относится ученый мир. Общеизвестны факты, что Ньютон, Пастер, Павлов и др. не видели противоречий между религией и естествознанием.
О значении веры для учёного говорил Эйнштейн, Чижевский, Циолковский и многие другие ученые. И даже знаменитый физик Макс Борн, говоря о пропасти, в которую катится цивилизация, подчёркивал, что только религиозные идеи могут вернуть здоровье обществу!
Наука стала проникать в те области, которые раньше были сферой религии. Например, в современной психологии обсуждаются проблемы бессмертия духа... Признается факт существования души, и даже определен её вес.
- Обоснуйте роль религии в современном мире?
Роль религии велика, и она способна обеспечить:
- духовный рост человека;
- оздоровить его душу, тело и окружающую среду;
- воспитать толерантность, стать объединяющим началом в обществе.
Д/з.
Работа с источником стр.357-358 П.33
|
|
|