Главная страница

«Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей» Учитель: Пятницкова Т. С


Скачать 131.36 Kb.
Название «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей» Учитель: Пятницкова Т. С
Дата 24.02.2016
Размер 131.36 Kb.
Тип Документы


Педвсеобуч для родителей

Тема: «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей»

Учитель: Пятницкова Т.С.

2012 год
«Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

Уроки этики поведения для детей и родителей»

  1. Вступительное слово

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого готовы на всё, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и

педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д. Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

-Какие качества характера присущи культурному человеку?

-Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях ещё не

раскрыли?

2. Уроки этикета для родителей и младших школьников.

В переводе с французского языка слово «этикет» означает ярлык, этикетка, его второе значения - строго установленный порядок поведения и формы обхождения. В русский язык понятие «этикет» стало входить в начале XVIII в. В то время светский этикет распространялся только на общение людей дворянского сословия. В отношениях к «простым» людям со стороны господствующего класса было дозволено всё. У крестьян и ремесленников существовали свои собственные правила, сообразные их образу жизни,

соотносимые с их представлениями о ценности человека. Главной из этих ценностей выступал труд, который позволял кормить себя, свою семью, поэтому уважение ко всему, что создано трудом, было естественным для такого человека. «Культ» отца, главы семьи, принимался всеми как должное и соответственно сыновья стояли перед отцом без шапки, относились с почтением, раньше его за стол никто не садился, есть не начинал, словом не перечил. Побои отца и мужа считались правомерными явлениями:

он - старший, глава семьи, бьёт - значит учит. Кусок хлеба ценился дорого, и выбросить его считалось великим грехом.

Идеалом женской красоты издавна была физически и нравственно здоровая девушка, спорая в любой работе, способная рожать детей, вести домашнее хозяйство, к тому же весёлая, терпеливая и бережливая. Во все времена ценились целомудрие, верность, семейное благополучие.

В тяжёлые годы овдовевшим семьям крестьяне помогали «всем миром».

В праздник они наряжались в лучшие одежды, ходили поздравлять друг друга с гостинцами, сладостями, подарками, соблюдая обряды и традиции общения. Дети были непосредственными участниками действа, поэтому о специальном воспитании речь не шла. Ребята принимали во всем участие вместе с родителями. Усвоение норм поведения детьми шло само собой, в процессе перенимания опыта старших.

Противоречивость социального прогресса всегда выражалась в борьбе нового со старым. Правила вежливости и культурного поведения также не избежали этого. Некоторые из них пережили своё время и были одобрены новыми поколениями как необходимые правила регулирования человеческих отношений. Они существуют и в наше время (приветствие, прощание, посещение гостей, преподнесение подарков, поведение в храме и т.д.)

Культура внешности - один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто человек (ребёнок) кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром, весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, криво улыбаются, капризно вытягивают губы и т.п. Взрослым и детям в отношении друг к другу следует говорить, что это плохо, некрасиво, что при таком гримасничестве ребёнок становится непохожим на себя. Такое поведение следует предупреждать и запрещать, чтобы у детей были открытые лица, живые приветливые глаза, красоту которых подчёркивают мимика и жесты, выработанные хорошим воспитанием. Известно, что глаза - зеркало души человека.

Многое о культуре внешности могут рассказать походка и осанка. Втянутая в плечи голова говорит о неуверенности школьника. Сутулость и шаркать ногами, как и активно двигать бедрами, семенить и подпрыгивать при каждом шаге неприлично. Ребёнок должен понять, что походка и осанка красят человека и их при желании можно скорректировать.

Умение красиво одеваться - тоже элемент культуры внешности. Ребята должны чётко усвоить, что только та одежда хороша, которая соответствует обстановке: в школе - школьная форма (если принято); дома - домашняя одежда, на прогулке - может быть спортивная, на торжестве - праздничная одежда и т.п. Современная одежда удобная и разнообразная: выходная и повседневная, спортивная и специальная. Между этими категориями всё более стираются границы, однако дети обязаны знать, что в школу необходимо приходить в рабочей одежде.

Иногда, собираясь в гости, целесообразно устраивать демонстрацию моделей. Пусть дети наденут все свои наряды, пройдутся по комнате, посмотрятся в зеркало. При этом взрослые прокомментируют каждый из ансамблей и определят, какой из них уместнее в данном случае. Затем можно поменяться ролями: мама демонстрирует свои наряды, а дочь комментирует и помогает ей определиться в выборе ( в том числе

с причёсками).

Пусть дети конструируют одежду для кукол на бумаге, готовят из ткани, наряжают их. Взрослым следует принимать участие в обсуждении этих нарядов, делать акцент на том, что красиво, гармонично. Это будет способствовать совершенствованию представлений детей о красоте внешнего облика.

Иногда девочки младшего школьного возраста стремятся к украшению внешности: начинают носить дешевые колечки, цепочки, серёжки. Следует рассказывать детям, что красиво и некрасиво, уместно и неуместно, о вкусе и безвкусице. Важно с раннего возраста формировать у них чувство меры во всём.

Для этого следует приводить примеры из литературы (С.Маршак «Медведя лет пяти-шести учили как себя вести», А. Барто «Медвежонок - невежа», Л. Осеева «Волшебное слово»), из сказок. Границы приличного и неприличного должны быть известны ребятам с детства (например: до минимума следует сводить в общественных местах проявление таких физиологических процессов, как кашель, чихание и т.п.)

Начинать формировать культуру внешности необходимо с элементарной

аккуратности и чистоплотности, соблюдения санитарно- гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности, как правило, ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотворения самого себя». Необходимо вести работу так, чтобы младший школьник осознал, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли...»

Личное обаяние человека проявляется и в умении говорить, разговаривать. Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником. Это касается и общения с детьми.

В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. В этом проявляется торжество авторитета родителей. Всем необходимо помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение. Желательно каждый день в семье начинать с приветствия друг друга. Хорошо, если пожелание доброго утра сопровождается физическим контактом. Взрослому следует соблюдать

этикетные формы приветствия: «Доброе утро!» Детям разрешается приветствовать проще: «Привет, бабуля!», «Здравствуй, мама!» Перед сном обязательно каждому из семьи пожелать «спокойной ночи» и поцеловать. Многие психологи считают, что это делает ребёнка сильнее.

Непременным условием воспитания у детей культуры общения является

формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости от общения. Необходимым условием формирования культуры общения, нормального развития ребёнка является потребность в любви. Эта потребность удовлетворяется, когда ребёнку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, которая является существенной чертой внешнего облика, и, конечно же, в прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе...»

Потребность в общении, духовном контакте, когда «душа с душою говорит», эмоционально обогащает людей, развивает их лучшие человеческие качества. Как важна эта потребность в наше время взаимного отчуждения, разобщенности и недоверия!

Главным средством общения является язык, речь, слово. Культура речи - ещё одна составляющая культура поведения и в справочной литературе

рассматривается как владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, грамматики, словоупотребления и др.) По тому, как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитанности.

Выработке культуры речи у младшего школьника могут помочь игры типа «Волшебные слова». Пусть ребёнок сосчитает (запишет), сколько раз и кому

в день он сказал такие слова. Вечером можно подвести итог. Детям можно давать специальные задания, например: составить «Азбуку хороших слов». Начинаем с буквы «а». Пусть ребёнок назовёт все хорошие слова на эту букву, а взрослые запишут (аккуратный, ароматный, авторитетный, активный, ангельский и т.д.) Так можно поработать со словами на все буквы алфавита или найти в литературе правила речевого поведения, пословицы, поговорки и т.п.

Записная книжка ребёнка тоже может иметь прямое отношение к культуре, языку, творчеству. Пусть он записывает умные высказывания писателей, поэтов, близких ему людей, свои, подслушанные и услышанные.Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает в себя и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Следует помнить и о внешней стороне разговора. Воспитанный человек никогда не позволит себе сидя разговаривать с окружающими, если они стоят.

Устная речь неразрывна с жестами, однако необходимо следить, чтобы

эта жестикуляция не была энергичной. Детям можно на примере продемонстрировать,

к чему это может привести.

Не менее важен и тон в разговоре. Одно и то нее слово звучит по- разному, если сказать его с разной интонацией. Обидеть ребёнка можно повысив на него голос.

Чаще следует обращать детей к слушанию себя. Для этого полезно читать вместе вслух стихи, прозу, обогащать свой словарный запас и словарь ребёнка фразами речевого этикета типа: прошу простить..., мне неловко..., виноват... Дело, конечно, не в количестве сказанных «волшебных слов», а в том, чтобы никогда не забывать о добром слове для другого человека.

Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться сдетства. Самое элементарное, что необходимо усвоить как взрослым, так и детям: кулак, ругань, перечисление недостатков собеседника аргументами в споре не являются. Ругаться взрослым при детях вообще недопустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие.

Хождение в гости - особый аспект культуры. Взрослым необходимо помнить: чтобы сформировался определённый навык поведения, нужны упражнения. Для этого каждый из родителей может использовать естественные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие ребёнка к нравственным поступкам, позволяющие ему на практике овладевать правилами культуры поведения.

Кроме того, необходимо привлекать детей к сервировке стола. Желательно,чтобы действия сопровождались речью т.е. взрослый должен проговаривать: что, для чего и где кладётся. Проговаривание действий позволяет ребёнку включить не только зрительную, но и слуховую память. Хорошо, если в семье закрепилась традиция: в последний рабочий день и в последующие выходные полностью сервировать стол.

У детей вырабатывается привычка, и впоследствии они сами успешно справляются.

Сервировать стол к чаепитию несложно и под силу самим ребятам.

Составной частью бытовой культуры являются умения рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и своё жилище. Для младшего школьного возраста это можно сделать в виде творческого задания: у тебя достаточно материальных средств и надо оборудовать свою комнату. Можно попросить, чтобы это для начала он сделал на листе бумаги. Это детям очень нравится. Родители в первую очередь обязаны сформировать у детей представление о том, что обстановка в жилище должна быть простой, удобной, здоровой, должны воспитывать стремление к комфорту.

Культура быта включает в себя и умение рационально использовать время. С детства родителям необходимо воспитывать у ребёнка привычку к постоянному учёту времени ( сколько времени сегодня гулял, сколько смотрел телевизор, сколько затратил на подготовку уроков) и к планированию его. Ребёнок должен представлять, как он проведёт своё свободное время. Однако в этом ему надо помочь, т.е. подсказать способы. Таким способом может быть записная книжка, где ребёнок фиксирует дела на завтра. Вечером путём зачеркивания он подводит итог сделанного. Это оправдывается тем, что у ребят не всегда хватает умения и терпения доводить все дела до конца.

Желательно ежедневно вместе с детьми организовать самоотчёты

(что сделано за день, что не сделано).

При организации работы по осознанию экономии времени необходимо, чтобы дети усвоили самое главное: отношение к своему и чужому времени как к большой ценности является одним из показателей культуры поведения, признаком воспитанного человека.

Однако бывают случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их. Причин этому несколько.

> Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил - причина простая и легко устранимая.

>Некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их выполнять.

Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением.

>Иногда ребёнок знает правила поведения, как их выполнять, но... не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у него волевого усилия в достижении чего-то.

>Часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в общественных местах, в транспорте. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства,

а всем образом, укладом жизни, отношениями, существующими в семье.

Если отец в течение всей жизни приносит маме в праздник цветы, не забывает поздравить в юбилейные даты и подарить что - нибудь красивое и приятное, уходя на работу и возвращаясь с неё, нежно целует мать, ребёнок будет делать то же самое по отношению к своей матери и матери своих детей.

Грубость детей в отношении родителей в большинстве случаев происходит

потому, что бестактность и грубость царили в отношениях между ними самими.

АНКЕТА для учеников 1

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом

списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те

действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-«

Громко кричать

Драться

Перебивать в разговоре другого человека

Списывать с чужой тетради во время контрольной

Задавать неуместные вопросы

Свистеть

Ругаться

Жадничать

Сплетничать

Ябедничать

Врать

Навязываться в друзья

Не обращать внимания, если кого-то обижают

Молчать, если кто-то совершил плохой поступок

Приставать к людям с расспросами

Завидовать кому-то

Жаловаться на кого бы то ни было

Быть равнодушным к чужой беде


АНКЕТА для учеников 2

Продолжите предложения:

1 . Добрый человек - это тот, который

2. Злой человек - это тот, который

3. Честный человек - это тот, который

4.Правдивый человек - это тот, который

5. Жестокий человек - это тот, который

6. Грубый человек - это тот, который

АНКЕТА для учеников 3

Из приведённых ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся:

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный,

заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда,

насмешник, жалобщик, непоседа.

Памятка для родителей

- Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь

по отношению к вам самим.

- Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой

вашего ребёнка.

- Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

- Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и

человечности вашему ребёнку.

- Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот

момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.

- Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его

проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.

- Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!