|
Учебником, определить границы знания и «незнания»
РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ЯЗЫК И ЕГО ЕДИНИЦЫ
Цель деятельности учителя
|
Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»
|
Тип урока
|
Урок объяснения нового материала
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
|
Методы и формы обучения
|
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
|
Образовательные ресурсы
|
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://www.intergu.ru
|
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.htm l
http://festival.1september.ru/subjects
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
|
|
Оборудование
|
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
|
Наглядно-демонстрационный материал
|
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
|
Основные понятия
|
Речь, речевая ситуация, языковые единицы
|
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Этапы урока
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
|
Деятельность учителя
|
Осуществля-емая деятельность учащихся
|
Формы органи-
зации взаимо-действия
|
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
|
Промежу-точный контроль
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1. Мотива-ция (само-определе-ние) к учебной деятель-ности
|
Эмоциональная, психологиче-ская и мотива-ционная подго-товка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала. Слово учителя о значе-нии языка, речи
|
– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно и письменно. И всё это благодаря языку.
Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет:
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый, подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом»
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
|
Фрон-тальная
|
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия
|
Листы обратной связи
|
2. Актуа-лизация знаний и пробное учебное действие
|
Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Игра-соревнование. Дидактическое задание.
|
– Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Например: От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева плетёт. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.)
Р а б о т а в г р у п п а х над пословицами о языке, собранными В.В. Далем.
Д и д а к т и ч е с к о е з а д а н и е. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.
Без языка и колокол нем.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Хорошую речь хорошо и слушать.
В чужой беседе всяк ума купит.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся
|
Вспоминают пословицы о языке, речи, слове, одну записывают в тетрадь. Задают вопросы, отвечают на вопросы других
|
Группо-вая
|
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
Устные ответы
|
3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния
|
Обсуждение результатов предыдущего этапа
|
– Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?
|
Обдумывают ответы на просы
|
Группо-вая
|
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникатив-ные:
Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
|
|
Просмотр мультимедийной презентации «Роль языка в жизни общества»
|
– Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми.
Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.
– Умеете ли вы пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними
|
Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистичес-кие термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов
|
Фрон-тальная
|
Устные ответы
|
Знакомство с учебными пособиями по предмету. Просмотр оглавления
|
– Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым?
Обращает внимание на теоретические сведения, опорные материалы, правила для заучивания задачи, упражнения по развитию речи и коммуникативных умений, материал для самостоятельных наблюдений и др., на Приложение к учебнику (словарики, памятки, репродукции картин, образцы разбора). Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться. Организует работу с параграфом 3 «Читаем учебник»
|
Слушают учителя, рассматривают учебник – обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками, дифференцирующими материал в учебнике
|
Группо-вая
|
Листы обратной связи. Уточ-няющие вопросы
|
Физкультминут-ка
|
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
|
Выполняют элементарные физические упражнения
|
Фрон-тальная
|
Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье
|
|
4. Целепо-лагание и постро-ение проекта выхода из затруд-нения
|
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности
|
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
Упр. 3 позволит осмыслить ключевое значение слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность показать ученикам особенности устного и письменного общения (упр. 4, 5), подчеркнуть универсальность, силу обобщения языка (упр. 6), обнаружить, что язык – средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 1).
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы
|
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
|
Индиви-дуальная, группо-вая
|
Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуникатив-ные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность
|
|
5. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реали-зации построен-ного проекта
|
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов
|
– К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?
– О какой стороне языка мы ещё не говорили?
Объясняет важность орфографически грамотного письма. Проводит беседу «Что мы будем делать, чтобы хорошо знать русский язык?».
– Письменная форма речи занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а решающий показатель уровня культуры письма – степень грамотности. Важность орфографической грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом
|
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассни-ками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи
|
Фрон-тальная
|
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах
|
Устные ответы
|
6. Первич-ное закрепле-ние с коммен-тировани-ем во внешней речи
|
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирую-щих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах
|
Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупился бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянчского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». (М.В. Ломоносов.)
«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». (А.П. Сумароков.)
«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса». (Н.М. Карамзин.)
|
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
|
Индиви-дуальная, группо-вая
|
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
Устные ответы
|
7. Само-стоятель-ная работа с само-
проверкой по эталону
|
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения
|
«…Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем». (А.И. Герцен.)
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». (В.Г. Белинский.)
«Перед вами громада – русский язык». (Н.В. Гоголь.)
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…». (А.И. Куприн)
|
Самостоятель-но выполняют упражнения разного уровня сложности
|
Индиви-дуальная
|
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)
|
Письмен-ная работа
|
8. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние
|
Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
|
– Для чего людям нужен язык? Речь?
Подведем итог наблюдениям: язык и речь нужны во всех областях жизни человека – чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших…
Познакомимся с советами учебника о том, как учиться читать и слушать (с. 8-9)
|
Участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы
|
Фрон-тальная
|
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследователь-ских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
Оцени-вание работы учащихся на уроке
|
9. Рефлек-сия учеб-ной деятель-ности на уроке (итог урока)
|
Заключительная беседа по вопросам
|
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Писатель А.Н. Толстой говорил: «Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений
|
Индиви-
дуальная
|
Листы обратной связи
|
|
|
|