Главная страница

Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии


Скачать 59.27 Kb.
Название Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии
Дата 20.02.2016
Размер 59.27 Kb.
Тип Результаты тестирования

Тема : Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

Цели:

  1. Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя, результаты тестирования детей и анкетирования родителей;

  2. Помочь родителям выявить причины агрессии детей и найти способ ее преодоления.

Участники: родители детей класса, учитель, школьный психолог.

Подготовительный этап:

Тестирование детей с помощью методики «Несуществующее животное».

Ход мероприятия

  1. Выступление школьного психолога по теме собрания.

Очевидно, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная агрессивность. Мы поэтому должны ожидать ее проявление и даже рассчитывать на нее. Детская агрессивность, несомненно, подвергнет тяжелому испытанию наше терпение и создаст напряженность в отношениях с ребенком.

Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.

Разумеется, нам нужно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам. Для этого необходимо понять ее природу и происхождение. Нет сомнения, что агрессия обнаруживается очень рано. Каждый может убедиться в этом на собственном родительском опыте. В отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста: малышу что – то не позволяют или в чем –то отказывают, вот это и раздражает его. Из всех живых существ на земле дети, самые ранимые, их легче всего обидеть или обмануть. Их физиологические потребности проявляются с такой же силой, как и у самого крохотного живого существа. Однако должно пройти немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельно удовлетворять их. Иными словами, младенчество и детство делятся довольно долго.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от нас, родителей, причем положение его не меняется в течение многих лет. Даже если наши заботы о нем совершенно непроизвольны ( что, в целом, далеко не так), мы, взрослые, в силу целого ряда различных причин, порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Мы не в силах избежать подобных поступков, и мало проку от нашего намерения не делать этого. Мы стараемся по мере возможности помочь ребенку освоить в окружающем мире, но малыш все равно чувствует себя подавленным его огромностью. Должно пройти 2 года, прежде чем он сможет дотянуться до дверной ручки – лишь затем, чтобы убедиться, что у него не хватает сил повернуть ее. Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и неумение контролировать их усложняют жизнь ребенка. Возникшие одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной

причиной гнева и раздражения.

Одним словом, ребенку часто приходится страдать от огорчений. Нет такого дня, чтобы его порыв или какое-либо желание не были подавлены. И, плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянному, гневному протесту. Вот так и рождается агрессивность, отсюда она и проистекает. Агрессивная реакция по своей сути – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия, и возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Все это совершенно нормально и, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, и другие проявления ухода от действительности.

В жизни немало ситуаций, которые вынуждают человека бороться. Нам нравятся люди, презирающие опасность, преодолевающие опасность, преодолевающие препятствия, упорные в достижении цели и, наконец, те, кто любит соревноваться. Однако с агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие и даже убийство. Вот почему речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничить и контролировать ее, а также поощрять ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в вашем ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Обычно выраженная агрессивность отличает как раз тех людей, которые удивляют своих родителей неожиданными, пусть и нечастыми, проявлениями уважения, послушания, привязанности, когда хотят получить прощение,- это их способ добиться любви.

Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка. И из этого заключает, что у детей вообще нет оснований быть агрессивными. Мы любим своих детей. Это верно, но далеко не все проявляют нашу любовь столь очевидно, чтобы малыши почувствовали ее. Ребенок, например, не ощущает нашу нежность, когда мы энергично отмываем ему уши. Кроме того, столь же верно. Что он вызывает у нас не только любовь, но и досаду, раздражение, сожаление, нетерпение и даже отчаяние. Эти чувства мы бессознательно проявляем куда более драматично и убедительно, нежели нашу любовь,- для многих родителей это «стало правилом поведения. Вот почему. Если ребенок видит в нас «злыдней», которые более или менее регулярно подавляют его, мешают жить, препятствуют удовлетворению его желаний, он непременно делается злым и агрессивным.

Тут могут быть разные ситуации. Если агрессивность проявляется в первые 2 или 3 года жизни ребенка, он будет изливать е непосредственно на нас. И так будет продолжаться в течение еще нескольких лет. Он будет плакать, кричать, намеренно не слушаться, а иногда даже попытаться ударить нас, своих родителей. Все это совершенно нормально. Если же он был чересчур избалован или заласкан в первые 3 или 4 года, его психологическое развитие окажется замедленным; и тогда всякое изменение нашего отношения к нему начнет стимулировать агрессивные действия, которые он тоже выплеснет на нас. Но если его возмущение постоянно подавляется, оно накапливается и проявляется нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в иные формы.

Называется подобный феномен «перенесение», это одна из самых обычных примет агрессивности. Вот пример: ребенок. Которому мать не дает карамельку, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто излить свою злость на мать и «переносит» гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. Но чаще всего дети открыто проявляют свое возмущение родителям, а потом долго страдают от своего поступка. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом прежде всего потому, что они взрослые, пользуются реальным авторитетом и у них больше возможностей настоять на своем. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний. Он сам огорчен из-за своего агрессивного поведения, у него рождаются чувства вины и даже боязни утратить любовь и заботу родителей. Эта боязнь в свою очередь тоже может развить агрессивность - возникает порочный круг: ребенок чувствует себя подавленным не только родителями, но также собственными чувствами вины и страха. И его агрессивность теперь уже будет направлена и на всякие другие объекты.

Негативная сторона этой стадии развития состоит в том, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок. Он в ссоре с родителями, теряет друзей.

Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Не надо забывать, что когда мы имеем дело с ребенком такого типа, одно лишь ласковое слово может снять его озлобленность. Нужно, чтобы он чувствовал себя желанным и любимым, даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей. Нет нужды говорить, что было бы очень полезно понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключать их.

Психологический практикум для родителей

Повсюду на планете бесчинствует агрессивная энергия. Каждый день эта энергия, неуловимая и бессмысленная, причиняет много горя. Каждый день уменьшаются права людей на физическую и психическую безопасность и выживание.

Кроме того, множество людей невольно направляют эту агрессию против самих себя, вызывая, по свидетельству медицины, сердечные заболевания, ожирение, ревматические заболевания. Та же агрессивная энергия, как оказывается, - один из определяющих факторов различных психических отклонений: отдельных форм депрессии, чувства вины, навязчивых и параноидных синдромов.

Что делать, чтобы ваш ребенок не был агрессивен

  • Определите все семейные проблемы

  • Нормализуйте семейные отношения

  • Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок все и подражает вам

  • Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, и любите со всеми его недостатками

  • Попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло

  • Дайте понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный

  • Научите его общению со сверстниками

  • Старайтесь предотвращать агрессивные реакции

  • Никогда не внушайте ребенку, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует его низкую самооценку и затрудняет общение с внешним миром

  • Никогда не используйте агрессивные меры воспитания (шлепки, угрозы, угол, ремень).

  • Не позволяйте ребенку даже нарочно стрелять в людей игрушечным пистолетом

  • Никогда не подчеркивайте и не напоминайте, что кто – то лучше его

  • Не оскорбляйте достоинство ребенка грубым словом

  • Если нет видимых причин для агрессии ребенка, то обратитесь к психоневрологу или психологу.

Литература:

Мастер – класс учителя начальных классов

М.: Планета, 2011.-464с.-(Уроки мастерства)