|
Консолидация и координация деятельности образовательного учреждения, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании
Консолидация и координация деятельности образовательного учреждения, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании
"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" А.С. Макаренко
В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица [Приложение 1].
Хотя, конечно, здесь необходимо, на мой взгляд, учитывать два существенных обстоятельства: 1) возможности семьи объективно ограничены; 2) современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка. Однако важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Закон четко определяет участников образовательного процесса: это ребенок, образовательное учреждение и семья (родители). Семья и школа должны объединиться в противостоянии всем негативным факторам. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют человека о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Хочу отметить, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Ведь, духовно-нравственное воспитание – это развитие основных (собственно человеческих) способностей: нравственной - состоящей в различении добра и зла; эстетической, состоящей в различении прекрасного и безобразного и религиозной, состоящей в различении истинного и ложного - является первостепенной задачей (часто, на мой взгляд, нереализуемой или стихийно реализуемой современной семьей). Но оно и средство преодоления разобщенности: между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и образовательным учреждением, между человеком и традиционной культурой. О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил НИИ семьи и воспитания. В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания [Приложение 2]. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. Нужно сказать, что пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне.
В 1928 году Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...».
К сожалению, сегодня ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе.
Причины такой несостоятельности известны, хотя и нуждаются в более глубоком дополнительном анализе:
- это утрата традиционного для нашей культуры понимания воспитания (семейного воспитания, в первую очередь), жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми;
- это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека;
-поразительная неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;
-современное социокультурное окружение;
-скудость общественного опыта освоения традиций религиозного воспитания;
-ориентация в формировании содержания и выборе форм духовно-нравственного воспитания на архаические, не всегда созвучные с особенностями восприятия в современном социокультурном контексте;
-отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь в духовно-нравственном воспитании современных детей, какие условия являются необходимыми для успешного решения этих задач;
- отсутствие представлений о прямой зависимости процесса становления духовной сферы детей, формирования содействующей духовно-нравственному становлению среды ОУ и семьи от внутренней духовной жизни педагогов и родителей;
Сегодня всем очевидно, с одной стороны, объединение усилий семьи и учреждений образования в создании единого воспитательно-образовательного пространства для развития личности ребенка, а, с другой стороны, - неготовность, как семьи, так и системы образования к удовлетворению этой социально-педагогической потребности.
В связи с этим перед школой стоят следующие задачи:
просветительская (научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми);
консультативная (совместные психолого-педагогические поиски методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков);
коммуникативная (обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры).
Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери — подобие не только потому, что рождены от них, а более потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них.
Ребенок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, к сожалению, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью.
А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских традициях мы можем. Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, учителя понимают, что на каком-то этапе мы теряем тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей? Невозможно вырастить духовно-богатую личность, не воспитывая духа настоящих патриотов, не воспитывая уважения к своим корням, традициям.
В апреле-мае ежегодно у нас в школе и классах проходят мероприятия в честь Дня Победы: конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся» в начальных классах, конкурс инсценированной песни среди 5-8 классов, операция «Письмо ветерану» в 9-11 классах . Надо сказать, что в целом дети адекватно, доброжелательно воспринимают и наши песни о войне, и стихотворения, и подобные встречи.
На классных часах обсуждаю с детьми самые разные темы, в том числе жизненные и семейные ценности, взаимоотношения детей и родителей. Назову лишь некоторые из них: «В кругу друзей», «Мы родились на подольской земле»; «Когда начинаются ссоры»; «И жизнь, и слезы, и любовь»; «Дорогой мой человек»; «Не обижай меня». Такое общение ориентировано на собственный жизненный опыт ребенка, родителя и педагога. Получается доверительный разговор, к примеру, о семейных традициях, о важности заботы, согласия, уважения к старшим, ответственности за доброе имя семьи.
В общем мы, учителя, ориентируем ребят и родителей на доброе отношение друг к другу, к родным и близким, к своей малой родине, к труду, обязанностям. И, конечно же, очень важны совместные семейные увлечения - поездки, походы, занятия техникой, музыкой.
Литература:
1. Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.
2. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 2003.
3. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
4. Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1999.
5. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 2003. - №6.
Приложение 1
Факторы, влияющие на духовно-нравственное развитие ребенка
Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%;
средств массовой информации - 30%;
школы - 20%;
улицы - 10%.
Приложение 2
Проблемы семейного воспитания (было предложено 32 проблемы)
Выполняя задание,
- 80,2% респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей;
- 55,4% опрошенных отметили значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей;
- 53% - недостаточное знание членами семьи друг друга;
- 53,3% - отсутствие возможности контролировать поведение детей.
|
|
|