Ставропольский край, Апанасенковский район, с.Воздвиженское Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рекомендовано: Утверждаю:
Зам. директора по ВР Директор МКОУ СОШ № 9
Чмутова Л.В.______ с. Воздвиженское
«___»___________20__г. ___________Теслицкая О.А.
«____»_________20__ г.
Протокол №___ от______
Программа курса
«Наши истоки»
Составитель программы:
Учитель музыки
2 квалификационная
категория
Воронкова Ю. В.
Срок реализации – 3 года
Возраст обучающихся– 9 -11 лет
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности, любви к Родине, народу, истории и фольклору своей страны.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребёнок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Данная программа знакомит школьников с историей, традициями, культурой, бытом казаков; охватывает литературный, фольклорный, исторический материал; помогает формировать личность, способную к успешной социализации; создаёт обогащённую духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на ложках, детских музыкальных инструментах (ДМИ) и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности.
Школьный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Базой патриотического воспитания является умственное, нравственное, эстетическое воспитание маленького человека. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечении духовной и интеллектуальной пищи, в которой он нуждается.
Поэтому именно музыка как действенное средство занимает приоритетное место в воспитании патриотических чувств.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями.
Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребёнком - школьником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.
Традиционная народная культура – явление, сложное по своему составу. Её важнейшей составляющей является фольклор, к которой современные исследователи относят не только образцы устного художественного творчества (песни, сказки, пословицы и поговорки, и т.д.), но и явления их контекста: обряды и ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и отдыха, социальные и нравственные нормы и др. Таким образом, трудно выделить какую-либо сферу жизни человека, которая не была бы в большей или меньшей степени связана с фольклором и традиционной культурой.
Фольклор и традиционная культура реализуют множество функций в жизни общества. Среди них наиболее важны познавательная, социализирующая, воспитательная, коммуникативная, консолидирующая. Восстановление механизма традиционной культуры может способствовать оздоровлению многих сторон современной жизни.
Цель программы:
создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям казачества.
Задачи программы:
Обучающие:
расширение музыкального кругозора детей, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
знакомство с лучшими образцами музыкальных произведений военно-патриотического характера;
расширение знаний о традициях и исторических событиях своей Родины;
обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
сформирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание);
дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения.
Развивающие:
развитие чувства сопричастности к Отечеству, к своему народу, интереса к его прошлому и настоящему;
развитие способностей учащихся осмысливать процессы возрождения казачества и проблемы казачьего движения на основе исторического анализа их уникальности;
развитие интереса и уважения к истории казачества;
стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края;
развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувство ритма.
Воспитывающие:
воспитание бережного отношения к историческому наследию народов на примере истории казачества;
воспитание любви к историческому и культурному прошлому своего народа, родной земле, городу, семье, родному дому;
формирование таких черт характера как милосердие, справедливость, доброта, честность, трудолюбие;
воспитание музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых школьников.
Познавательные:
создание условий для развития интереса и стремления к самоанализу и саморазвитию;
развитие у учащихся системы знаний о методах научной и учебной деятельности;
создание условий для раскрытия потенциальных, научных и творческих возможностей личности, для развития аналитических способностей, воображения и образного мышления.
Художественно-эстетические:
воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат;
выявление творческой направленности учащихся.
Здоровьесберегающие:
Гражданско-патриотические:
создание условий для развития патриотизма, интернационализма;
создание условий для формирования гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
воспитание уважительного отношения к Российской армии;
воспитание гражданственности учащихся на примере народного казачьего фольклора и искусства.
Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей 9-11 лет.
Первый год обучения программы рассчитан на 34 часа (теория- 14 , практика -20), нагрузка - 1 раз в неделю по 45 мин.
Второй год обучения 34 часа (теория- 12,5, практика-21,5), нагрузка - 1 раз в неделю по 45 мин.
Третий год обучения 34 часа (теория- 6,5, практика-27,5), нагрузка -1 раз в неделю по 45 мин.
Наполняемость групп 15 человек.
Формы организации учебно-воспитательной работы:
Основная форма обучения – учебное занятие.
Дополнительными формами занятий являются:
беседа;
прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений профессиональных певцов и детских вокальных коллективов;
посещение концертных залов, музеев, театров с последующим обсуждением с учащимися;
концертные выступления и гастрольные поездки;
рассматривание подлинных русских народных инструментов;
слушание народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов;
рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;
экскурсии;
организация фотовыставок;
изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
Формами организации познавательной деятельности являются:
групповая;
индивидуальная;
фронтальная.
Обучения по программе "Наши истоки" предусматривает овладение воспитанниками знаний о жизни, быте и культурных традициях донских казаков на основе казачьего фольклора (сказок, пословиц, поговорок).
Особенностью образовательной программы "Наши истоки" является её интегрированность. Занятия проводятся не только в самом образовательном учреждении, но и предусматривают выход за его пределы: в сельский клуб культуры, в библиотеки, на экскурсии и др. Сам воспитанник учится мыслить масштабно: стремится участвовать в различных мероприятиях, может делать самостоятельные выводы. Особенностью программы является и её региональный компонент.
Контроль за освоением, обучающимися образовательной программы осуществляется поэтапно.
Назначение контроля:
1 этап - предварительный: выявление первоначального уровня знаний;
2 этап - промежуточный: корректирование и управление образовательным процессом;
3 этап - итоговый: определение успешности и эффективности реализации программы.
В конце каждой темы также осуществляется тематический контроль.
Методы контроля:
беседа;
тестирование;
творческая работа ребёнка;
экспертная оценка.
Знания и умения детей определяются по активности освоения материала во время самих занятий и при проведении мероприятий различного уровня.
Ожидаемые результаты программы
К концу I года обучения дети должны знать:
Казачьи сказки;
Народные попевки, прибаутки, колыбельные;
Приемы игры на 2-х ложках.
Учащиеся должны уметь:
рассказать о казачьей сказке, определить ее тему;
использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
петь народные попевки, прибаутки, колыбельные;
слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;
петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
К концу 2 года обучения дети должны знать:
народные попевки, прибаутки, колыбельные песни для самостоятельного исполнения;
особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто);
особенности исторического пути казачества, его роль в истории России;
приемы игры на 3-х ложках.
Учащиеся должны уметь:
петь хором с инструментальным сопровождением и без него;
правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально;
петь легким звуком песни подвижного характера плавно-напевного характера;
обыгрывать попевки, прибаутки, колыбельные с игрушками, друг с другом;
играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х и 3-х ложках и других музыкальных инструментах.
К концу 3 года обучения дети должны знать:
жанры кубанских песен - походные, шуточные, плясовые;
песенный репертуар линейных казаков (старинные, шуточные песни);
особенности голосоведения кубанских песен (распевы);
роль православия в жизни казаков;
особенности казачьей культуры;
взаимосвязь казачьей культуры с культурой края и культурой русского народа.
Учащиеся должны уметь:
чисто интонировать песни, различные по характеру;
правильно выполнять распевание, характерное для кубанских песен;
выразительно, эмоционально исполнять песни линейных казаков (старинные, шуточные песни);
выполнять танцевально-игровые элементы к исполняемым песням;
инсценировать знакомые кубанские песни;
слышать и понимать музыкальное произведения – его основную тему;
петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле;
применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х и 3-х ложках и других музыкальных инструментах.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№ п/п
|
Содержание
|
Количество часов
|
Всего
|
Теорет.
|
Практ.
|
1-4
|
Вводное занятие. Народная культура.Казачий фольклор.
|
4
|
4
|
-
|
5-8
|
«Казачьи сказки».
«Ложки деревянные, как музыкальный инструмент».
«Строение ложки».
«Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек».
|
4
|
2
|
2
|
9-12
|
«Пословицы и поговорки».
Обучение игре на детских музыкальных инструментах (ДМИ).
|
4
|
1
|
3
|
13-16
|
«Казачьи песни».
Обучение игре на ДМИ.
|
4
|
1
|
3
|
17-20
|
«Казачий костюм».
«Погремушка как музыкальный инструмент».
«Разновидности погремушек». «Тембр.
«Разно тембровые погремушки».
Обучение игре на ДМИ.
|
4
|
1
|
3
|
21-24
|
«Казачьи сказки».
«Бубен. Строение бубна».
«Разновидности бубнов».
Обучение игре на ДМИ.
|
4
|
1
|
3
|
25-28
|
«Казачьи ремесла».
Обучение игре на ДМИ.
|
4
|
1
|
3
|
29-31
|
«Обычаи казаков».
«Металлофон.
Строение металлофона».
Обучение игре на ДМИ.
|
3
|
1
|
2
|
32-33
|
«Казачьи сказки».
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
34
|
Итоговое занятие.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Итого:
|
34
|
13
|
21
|
Содержание:
Занятие (1-4) Вводное занятие. Народная культура. Казачий фольклор.
Знакомство с народными промыслами. Знакомство детей с приемами игры на ложках. Знакомство с традициями народной культуры. Приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
Занятие (5-8) Казачьи сказки, строение ложек. Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек.
Знакомства со сказками. Казачья сказка "Казак и лиса". Казачье трудолюбие и находчивость в сказке. Любовь к Родине казака в сказке "Митяй - казак бесстрашный". Казачья сказка "Казак Чигин". Комментирование сказки. Патриотизм казаков в сказке "Казак Чигин". Описание ложки: расписные, деревянные, металлические, большие, маленькие, пластмассовые. Беседа о строении ложки: палочка-ручка, пяточка. Как извлекается звук.
Практическая часть.
Слушание звучание различных ложек. Знакомство с игрой на деревянных ложках. Показ приемов игры на ложках. Учить детей правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» знакомство с приемами игры на ложках.
Занятие (9-12) Пословицы и поговорки. Обучение игре на ДМИ.
Знакомство с пословицами, Пословицы и поговорки донских казаков. Пословицы и поговорки о казачьей дружбе. Пословицы и поговорки о любви казака к Отечеству. Пословицы и поговорки о верном служении казака своему Отечеству. Пословицы и поговорки о казачьем добрососедстве. Казачьи пословицы и поговорки об атамане. Пословицы и поговорки о верном друге - коне. Казачьи пословицы и поговорки о доброте. Пословицы о казачьей семье.
Практическая часть.
Знакомство детей с приемами игры на ложках, освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных и казачьих песен. Просмотр видеозаписей.
Занятие (13-16) Казачьи песни. Обучение игре на ДМИ.
Знакомство с разными жанрами казачьей песни.
Практическая часть.
Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук, разучивание казачьих песен.
Занятие (17-20) Казачий костюм. Погремушка как музыкальный инструмент.
Народная одежда, одежда казаков. Народная одежда - мастерство народа. Русская народная одежда - основа казачьей одежды. Одежда казаков. Мужская казачья одежда. Строение и устройство погремушки: ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек.
Практическая часть.
Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др., в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек. Знакомство с приемами игры на погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу). Освоение техники игры, ритмическая тренировка, работа над музыкальным произведением, освоение основных приемов звукоизвлечения.
Занятие (21-24) Казачьи сказки. Бубен. Строение бубна, разновидности бубнов. Обучение игре на ДМИ.
Знакомство со сказками. Казачья сказка "Глупец и жеребец". Жадность и глупость в сказке. Казачья сказка "Митяй - казак бесстрашный". Комментированное чтение сказки. Рассказ об устройстве бубна: корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики. Беседа о разных видах бубнов: малые, средние, большие концертные, с бубенчиками и без бубенчиков. Определение на слух звучания различных бубнов, показ. Беседа о зависимости громкости звука, извлекаемого бубном, от его размера, количества бубенчиков и силы удара.
Практическая часть.
Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой. Работа над музыкальным произведением.
Занятие (25-28) Казачьи ремёсла. Обучение игре на ДМИ.
Казачьи ремесла. Станичные ремесла в старину и современные профессии казаков. Умелые корзинщики. Замечательные гончары. Донские мельники. Хлеборобы - золотые руки. Трудолюбивые бахчевники.
Практическая часть
Освоение основных приемов звукоизвлечения; развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения; работа над музыкальным произведением.
Занятие (29-31) Обычаи казаков, металлофон, строение металлофона. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (ДМИ).
Обычаи, обряды и праздники казаков. Крещение. Масленица. Пасха. Троица. Покров. Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек.
Практическая часть.
Знакомство с игрой на металлофоне. Учить: самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.
Занятие (32-33) Казачьи сказки. Обучение игры на ДМИ.
Знакомство со сказками, Казачья сказка "Черная коровушка и Аннушка". Комментирование сказки. Доброта и трудолюбие казаков в сказке "Черная коровушка и Аннушка". Казачья сказка "Кот и лиса". Хитрость в сказке.
Практическая часть.
Освоение основных приемов звукоизвлечения; развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения; работа над музыкальным произведением.
Занятие (34) Итоговое занятие.
Отчетный концерт по проведенной работе. Подведение итогов. Награждение. Вручение заданий на летний период.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п
|
Содержание
|
Количество часов
|
Всего
|
Теорет.
|
Практ.
|
1-2
|
Отношение к женщине у казаков.
|
2
|
1
|
1
|
3-6
|
Быт и культура казаков. Колыбельные.
Обучение игре на ДМИ.
|
4
|
1
|
3
|
7-8
|
Казачьи свадьбы. Малые формы фольклора: попевки, прибаутки, колыбельные песни.
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
1
|
1
|
9- 10
|
Походные песни кубанских казаков.
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
1
|
1
|
11 -13
|
Старинные песни линейных казаков.
Обучение игре на ДМИ.
|
3
|
1
|
1
|
14- 16
|
Шуточные плясовые песни линейных казаков.
Обучение игре на ДМИ.
|
3
|
1
|
3
|
17-18
|
Жанры кубанской песни (обобщающее занятие.)
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
1
|
1
|
19-21
|
Дом для казака. Народные музыкальные игры с использованием имитации образов животных.
Обучение игре на ДМИ.
|
3
|
1
|
2
|
22-23
|
Семья – идеал народной педагогики. Воспитание девочек, мальчиков. Подвижные казачьи музыкальные игры.
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
1
|
1
|
24
|
Особенности труда и быта, традиции родного края.
Веселые музыканты.
Обучение игре на ДМИ.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
25-26
|
Весенние заклички, припевки.
Казачья горница.
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
1
|
1
|
27-28
|
Веснянки.
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
29-30
|
Казачьи игры и хороводы.
Казачья свадьба в эстетическом и нравственном аспектах.
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
31 -34
|
Подготовка к фольклорному
Празднику «Солнышко, выгляни».
|
4
|
1
|
3
|
|
Итого:
|
34
|
12,5
|
21,5
|
Содержание:
Занятие (1-2) Отношение к женщине у казаков.
Краткий обзор изученного материала. Режим работы объединения. Инструкция по технике безопасности и правила поведения в классе. Женщина хранительница семейного очага. Боевые подвиги женщин.
Практическая часть.
Знакомство с простейшими народными полевками: «Дождик», «Андрей-воробей», «Заинька». Прослушивание и исполнение русских народных прибауток. Проверка чувства ритма, чувства динамики, реакции на начало и конец мелодии.
Занятие (3-6) Быт и культура казаков. Колыбельные.
Казак-труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудия труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др. Знакомство с особенностями колыбельных песен. Разучивание и исполнение народных колыбельных песен: «Танечка, баю-бай», «У кота-воркота», «Солнце за море ушло». Обыгрывание колыбельных песен с куклами.
Знакомство с игрой «Разбудим Таню».
Практическая часть.
Исполнение детьми и взрослыми, знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения.
Занятие (7-8) Казачьи свадьбы. Малые формы фольклора: попевки, прибаутки, колыбельные песни.
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий. Выборочное повторение материала.
Практическая часть.
Знакомство детей с приемами игры на 3 ложках. Казачьи свадьбы. Малые формы фольклора: попевки, прибаутки, колыбельные песни. Выборочное повторение материала. Повторение строения бубна. Разновидности бубнов. Беседа о коротких и длинных звуках. Графическое изображение. Прохлопывание попевок. Графическое изображение на фланелеграфе. Пропевание песенок. Определение на слух коротких и длинных звуков.
Занятие (9-10) Походные песни кубанских казаков. Обучение игре на ДМИ.
Знакомство с походными песнями «За Кубанью огонь горит», «На заре казак коня поил».
Практическая часть.
Слушание и разучивание песен. Импровизация танцевально-игровых элементов к походным песням. Освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи казачьих песен. Просмотр видеозаписей, работа над музыкальным произведением.
Занятие (11-13) Старинные песни линейных казаков. Обучение игре на ДМИ.
Знакомство с песнями линейных казаков.
Практическая часть.
Знакомство с песнями «Кабы мне, вороного коня», «Уходили казаки за кордон». Слушание и разучивание песен «Кубанские казаки», «Во Кубанской во станице». Музыкальные инсценировки песен «Кубанские казаки», «Во Кубанской во станице».
Занятие (14-16) Шуточные плясовые песни линейных казаков.
Знакомство с шуточными песнями линейных казаков.
Практическая часть.
Прослушивание песен «Ты ждешь Лизовета», «Варенички». Прослушивание и разучивание песен «На горе-то калина», Импровизация танцевально-игровых элементов к шуточным песням. Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах определенными приемами
Занятие (17-18) Жанры кубанской песни (обобщающее занятие).
Знакомство с жанрами казачьей музыки (лирические, походные, строевые, бытовые и т. д)
Практическая часть.
Эмоционально-выразительное исполнение ранее изученных песен. Повторение и закрепление на знакомом материале различных приемов игры. Сольное исполнение отдельных партий.
Занятие (19-21) Дом для казака, народные музыкальные игры с использованием имитации образов животных.
Беседа о средствах выразительности музыки (характер, темп и т.д.) Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
Практическая часть
Прослушивание игровых песенок и разучивание их. Проведение русских народных игр и коррекционно-двигательных упражнений, основанных на имитации образов животных: «В огород на грядки», «Кот-мурлыка ходит», «Селезенька утку ловит».
Занятие (22-23) Семья – идеал народной педагогики. Воспитание девочек, мальчиков. Подвижные казачьи музыкальные игры.
Понятие «казачья семья». Члены семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Отношение к родителям и старшим. Пословицы о семье.
Практическая часть.
Знакомство с подвижными музыкальными играми: «Прилетела совушка». Разучивание песенного материала и проведение игр. Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах определенными приемами.
Занятие (24) Особенности труда и быта, традиции родного края. Обучение игре на ДМИ.
Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Особенности труда и быта. Знакомство с праздниками обрядами. Беседа о приходе весны и о быте казаков, связанными с этим временем года.
Практическая часть.
Распределение инструментов в зависимости от изобразительного характера песни. Разучивание партии каждого инструмента. Соединение всех в ансамбль. Работа над своевременным вступлением каждого инструмента и окончанием звучания. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения приемов игры на всех инструментах, Повторение всех ранее выученных.
Занятие (25-26) Весенние заклички, припевки. Казачья горница.
Знакомство с песенкой-закличкой «Солнышко-ведрышко». Дом для казака, пословицы о доме.
Практическая часть.
Разучивание текста, мелодии, выполнение музыкально-ритмических движений. Разучивание весенних припевок: «Кулик из-за моря», «Жучик-крючик паучок».
Занятие (27-28) Веснянки.
Знакомство с праздниками и обрядами весеннего цикла. Народные традиции, приметы. Ознакомление с праздником «Веснянка».
Практическая часть.
Слушание и разучивание песенок-веснянок «Жавороночки, прилетите», «Ау, ау, аукаем» Эмоциональное обыгрывание веснянок. Повторение и закрепление на знакомом материале различных приемов игры. Сольное исполнение отдельных партий. Прохлопывание попевок.
Занятие (29-30) Казачьи игры и хороводы. Казачья свадьба в эстетическом и нравственном аспектах.
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.
Практическая часть.
Знакомство и разучивание хоровода-диалога «Ты Весна-красна». Знакомство с песенным материалом и разучивание подвижной игры «Уж ты, рыбка, рыбка-окунечек». Выполнение музыкально-ритмических движений, сопровождающих игру и хоровод. Выбор соответствующих музыкальных инструментов. Исполнение по подгруппам оркестра и движений.
Занятие (31-34) Подготовка к фольклорному празднику «Солнышко, выгляни».
Закрепление весенних песен, игр, закличек, хороводов на тему весны. Работа над эмоциональным исполнением.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п
|
Содержание
|
Количество часов
|
Всего
|
Теоретич.
|
Практ.
|
1 -4
|
Обряды и праздники казаков.
Обучение игре на ДМИ.
|
4
|
1
|
3
|
5-6
|
«На стыке веков». Колыбельные песни.
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
7-8
|
Разучивание казачьих песен.
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
-
|
2
|
9-13
|
Народные музыкальные игры-забавы.
Обучение игре на ДМИ.
|
5
|
1
|
4
|
14
|
Вышивка у казаков. «Веселые музыканты».
Обучение игре на ДМИ.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
15 18
|
Колядки.
Обучение игре на ДМИ.
|
4
|
1
|
3
|
19-22
|
Народные зимние песенки, игры.
Обучение игре на ДМИ.
|
4
|
-
|
4
|
23-24
|
Подготовка к празднику «Пришла коляда, накануне Рождества».
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
25-26
|
Походные песни кубанских казаков.
Обучение игре на ДМИ.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
27-29
|
Старинные песни линейных казаков.
Обучение игре на ДМИ.
|
3
|
0,5
|
2,5
|
30-33
|
Шуточные, плясовые песни линейных казаков.
Обучение игре на ДМИ.
|
4
|
1
|
3
|
34
|
Жанры кубанской песни.
Обучение игре на ДМИ.
|
1
|
-
|
1
|
|
Итого:
|
34
|
6,5
|
27,5
|
Содержание:
Занятие (1-4) Обряды и праздники казаков.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного казачества. Рождество Богородицы. Воздвижение Креста Господня. Рождество Христово. Богоявление (Крещение Господне). Сретение Господне.
Практическая часть.
Прослушивание и разучивание народных попевок: «Лиса», «Ходит зайка по саду», «Солнышко», «Сорока». Знакомство и исполнение русских народных прибауток «Ой, ребята, та-ра-ра», «Андрей-воробей». Разучивание и проведение прибаутки-игры «Ворон».
Занятие (5-6) На стыке веков. Колыбельные песни.
Народные колыбельные песни как традиционный и очень весомый фольклорный жанр. Старинные колыбельные. Народные и композиторские колыбельные. Герои колыбельных песен.
Практическая часть.
Повторение ранее изученных колыбельных песен: «Танечка, баю-бай», «Солнце за море ушло». Прослушивание и разучивание колыбельных песен: «Котя-котенька», «Как у серого кота», «Ай, баюшки, баюшки». Обыгрывание колыбельных песен с игрушками. Музыкально-творческое задание -придумать слова и сочинить мелодию колыбельной песни.
Занятие (7-8) Разучивание казачьих песен.
Практическая часть.
Выборочное повторение материала. Работа над эмоционально-выразительным исполнением. Разучивание новой пьесы. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание всех партий. Работать над одновременным вступлением и окончанием игры.
Занятие (9-13) Народные музыкальные игры-забавы.
Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Разновидности игр. Влияние игры на воспитания казака.
Практическая часть.
Прослушивание и разучивание музыкальных игр: «Вася-утеночек». «Мы умеем быстро бегать», «Кот-мурлыка ходит». Повторение знакомых игр: «В огород на грядки», «Прилетела совушка», «Я посею конопель».
Занятие (14) Вышивка у казаков. «Веселые музыканты».
Практическая часть.
Закрепление игры на деревянных русских народных инструментах.
Повторение и закрепление на знакомом материале различных приемов игры. Сольное исполнение отдельных партий.
Занятие (15-18) Колядки.
Колядки – обрядовые песни. Знакомство с песенками-колядками.
Практическая часть.
Разучивание «Святый вечер» - старинная казачья песня: «Уродилась Коляда», «Уж ты, курка, не пой». Прослушивание колядок «У нас на Кубани», «Щедрый вечер». Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах определенными приемами.
Занятие (19-22) Народные зимние песенки, игры.
Виды игр. Обрядовые игры.
Практическая часть.
Слушание и разучивание зимних народных песен «Зимушка, зимушка к нам пришла», «Зима студливая, зима морозная». Разучивание зимних игр: «Морозко и дети», «Зайцы и волки». Слушание музыкальных произведений. Выбор соответствующих музыкальных инструментов. Исполнение по подгруппам оркестра и движений.
Занятие (23-24) Подготовка к празднику «Пришла коляда,
накануне Рождества».
Знакомство с праздниками и обрядами. Народные традиции приметы.
Практическая часть.
Закрепление зимних народных песенок, колядок, игр. Работа над эмоциональным исполнением.
Занятие (25-26) Походные песни кубанских казаков.
Знакомство с жанрами походных песен.
Практическая часть.
Знакомство с походной песней «Ой вы други казаченьки». Слушание и разучивание песен «На заре казак коня поил», «За Кубанью огонь горит».
Повторение песен «У Кубань-реки», «Казачья папаха». Импровизация танцевально-игровых элементов к походным песням. Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах определенными приемами.
Занятие (27-29) Старинные песни линейных казаков.
Знакомство с новыми произведениями.
Практическая часть.
Знакомство с песней «Едут степью казаченьки». Разучивание песни «Кабы мне вороного коня». Повторение песен «Кубанские казаки». Распределение инструментов в зависимости от изобразительного характера песни. Разучивание партии каждого инструмента. Соединение всех в ансамбль. Работа над своевременным вступлением каждого инструмента и окончанием звучания.
Занятие (30-33) Шуточные, плясовые песни линейных казаков.
Знакомство с новыми произведениями.
Практическая часть.
Знакомство с песней «Не ходи ты, хлопчик». Разучивание песен «Как решил казак осенью жениться», «Галушечки». Повторение песни «На горе-то калина». Импровизация танцевально-игровых элементов к шуточным песням. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения приемов игры на всех инструментах, Повторение всех ранее выученных
Занятие (34) Жанры кубанской песни.
Практическая часть.
Повторение и эмоционально-выразительное исполнение выученных песен.
Методическое обеспечение программы
Формы обучения:
теоретические (беседа, лекция, консультативные занятия);
практические занятия (применение на практике ранее усвоенных знаний);
традиционные, нетрадиционные формы обучения (экскурсии, выставки, просмотр видеофильмов, конкурсы;
вокальные упражнения, направленные на развитие звукообразования, расширение диапазона, артикуляцию, дикции;
музыкальные игры, развивающие голосовые возможности.
Методы обучения:
словесный метод;
наглядно-иллюстративный метод (используется на каждом занятии);
практический метод;
объяснительно-иллюстративный метод.
Методические приёмы:
создание проблемной ситуации (вопрос, задача);
коллективное обсуждение решений проблемной задачи.
Педагогические технологии реализации программы:
обучение работе в «группе»;
индивидуальное обучение;
создание положительно-эмоционального фона на занятиях, в коллективе;
выявление психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся;
создание ситуации успеха.
Дидактическое обеспечение программы:
видеозаписи казачьих песен;
аудиозаписи народных и казачьих песен;
видео коллекция выступлений «Ложкарей» и казачьих ансамблей;
отчетный концерт.
Материально-техническое обеспечение программы.
Музыкальные инструменты:
ложки- 50 шт.
трещетки-4 шт.
рубель -2 шт.
свистульки-2 шт.
колотушки-5шт.
барабан-1шт.
бубен-2шт.
металлофон-2шт.
ксилафон-2шт.
треугольники-5шт.
маракасы-5 шт.
Оборудование:
Фортепиано-1 шт.
Электропианино-1шт.
Проектор-1шт.
Экран-1шт.
Библиографический список:
Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.;
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985 г.;
Азбука психологии: психология познания. Учебно-метод. пособие./Сост.Е.И.Рогов.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997 г.;
Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, народном языке: Очерки. - М.Дет. лит.,1988 г.;
Библиотека русского фольклора: Былины./ Сост. Ф.М.Селиванов. - М.: Советская Россия, 1988 г.;
Бублей С.: «Детский оркестр». Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений (Ленинград «Музыка» 1983 г.);
Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.;
Ветлугина Н.А.«Художественное творчество в школе», 1974 г.;
Т.Н.Девятова. Программа «3вук - волшебник».(Линка-пресс Москва 2006);
Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989 г.;
Журнал «Дошкольное воспитание»;
Журнал «Музыкальная палитра»;
Журнал «Музыкальный руководитель»;
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.;
Тютюнникова. Программа. «Элементарное музицирование со школьниками.», 1988 г.;
Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2000 г.;
Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998;
Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.;
Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.;
Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.;
Науменко, Новлянский, фольклорный праздник «От зимы до осени», игры и забавы. 2000 г.;
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), 1998 г.;
Рытов Д.А.«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.;
Рякина «Народные праздники», 2002 г.;
Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инструменты», 2002
Рекомендуемая литература для детей:
Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.;
Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. «Праздник своими руками», - Ярославль 2001 г.;
Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
Мельников «Русский детский фольклор», 1987 г.;
Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.;
Сборник «Гармошечка-говорушечка»;
Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.
Рекомендуемая литература для родителей:
История мировой культуры /Под ред. Г.В.Драч. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.;
Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.;
Саульский Ю., Кио Э., Токмакова И. Литературно-музыкальный альманах «Зима-весна» - народный праздничный календарь (в песнях, сказках, играх, обрядах, фольклоре), 1999 г.;
Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.;
Бегство от скуки: Рассказы об интересах и увлечениях. - Ростов-на-Дону: Рост. кн. изд-во, 1989 г.;
Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. /Сост. Г.Науменко. - М.: Дет. лит,1980 г.
МКОУ СОШ №9 Воронкова Ю.В.
с.Воздвиженское «Учитель года 2014»
|