|
«Роль учебного опытного участка в учебно воспитательном процессе школы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большекрупецкая средняя общеобразовательная школа
Выгоничского района Брянской области
Опыт работы по теме:
«Роль учебного – опытного участка
в учебно – воспитательном процессе школы»
Директор школы:
Круговых Анна Васильевна
Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.
Более чем когда - либо актуальны сегодня слова А.С. Макаренко: «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое, когда «словесное формирование нового человека» оборачивается криминальной статистикой, молодёжной наркоманией, аморальной развязанностью, когда не стыдно любыми средствами (даже преступными) делать деньги, а стыдно их не иметь. Это, во-первых. Во-вторых, значимость этих слов актуальна сегодня и потому, что школа в условиях бюджетного дефицита и утраченной роли шефов должна учиться жить самостоятельной экономической жизнью, учиться зарабатывать деньги, вести хозяйственную деятельность. И, в-третьих, именно трудовая подготовка – это подготовка к самостоятельной жизни молодого человека. Ведь труд – основа, основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом себе, основа развития, основа человеческого счастья. Социально, духовно и морально зрелая личность – это личность с высоким уровнем культуры, с качествами гражданина, патриота, семьянина, труженика.
Труд – основа человеческой жизни. Человек трудится не только для того, чтобы заработать, а потому что сознательное отношение к труду определяет его природную сущность. Приобщение к труду – важная часть воспитания в школе. Но труд не рассматривается нами как некоторое универсальное средство, во внимание принимается нами не только физический труд. Труд, на наш взгляд, воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, включен в воспитательную систему. Мы ставим перед собой задачу одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям труда, учить благотворительности, бескорыстию. Труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, развивает и реализует потребности ребенка, когда он общественно значим. В трудовом воспитании мы исходим из того, что кто – то из учеников продолжит обучение в высших учебных заведениях, а кто – то вольется непосредственно или через учебные заведения в сферу народного хозяйства. Неважно кем станут выпускники в жизни – учителями, агрономами, рабочими, врачами, но они уже познали вкус труда, успешного, коллективного, увидели его плоды.
Как реализовать технологию с гарантированным результатом, дающую на выходе человека ответственного за свои поступки, порядочного и дисциплинированного, работающего в меру склонностей и способностей в век нежелания трудиться ни в школе, ни за её пределами, в условиях сокращения и отсутствия часов на трудовое обучение, необязательности летней трудовой практики, в рамках прав ребёнка, в мире противоречий? Решению этой задачи способствует грамотная организация работы на пришкольном учебно-опытном участке. Учебно-опытный участок служит базой для реализации тех практических заданий, которые требуют дополнительные исследования. Опытный участок – это место, где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений, изучают влияние на них различных экологических факторов и многое другое.
Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.
Задачами трудового образования и воспитания при работе на учебно-опытном участке являются следующие:
Обеспечение школьной столовой сельскохозяйственной продукцией, с целью уменьшения стоимости школьных обедов. Для реализации этой задачи каждый год мы выращиваем: картофель, свёклу столовую, морковь, лук, капусту, огурцы, зеленные культуры;
-
повышение уровня теоретических знаний учащихся и освоение трудовых навыков в сфере современного непрерывного цикла учебно-воспитательного процесса в системе обучения учащихся;
совершенствование непрерывного круглогодичного цикла учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного обучения учащихся;
развитие творческих, аналитических способностей учащихся, склонных к исследовательской работе;
формирование и подготовка социально-ориентированной личности выпускника в сфере сельскохозяйственного производства;
формирование гармоничной, разносторонне развитой и профессионально ориентированной личности выпускника сельской школы.
Воспитывающий, хорошо организованный труд, имеющий моральные и материальные стимулы реализуется в учебно-воспитательной системе нашей школы через:
уроки сельскохозяйственного труда с 1 по 11 класс, которые мы выделяем из вариативной части учебного плана;
проведение уроков базисного учебного плана с использованием ресурсов учебно-опытного участка, школьного сада;
систему школьных, воспитательных мероприятий;
обязательную летнюю трудовую практику (по графику ребятам разных классов предлагается отработать её в течение лета, а также по индивидуальному графику ребята приходят наблюдать и фиксировать результаты своих опытов);
работу производственной бригады старшеклассников;
функционирование летнего оздоровительно-трудового лагеря из числа учащихся начальных и средних классов;
участие всех работников школы в трудовых делах.
К счастью, в нашей школе есть условия для того, чтобы предотвратить инфантильное отношение к труду. Этому способствует ряд факторов:
Школьный коллектив единомышленников, понимающий важность задач трудового воспитания и имеющий возможности для их решения.
Под школьным коллективом мы понимаем не только педагогов и учащихся, но и технический и обслуживающий персонал. Такой коллектив не валится с неба, не возникает из ничего, сам по себе. Он создаётся, конструируется, постепенно, шаг за шагом, как самое сложное устройство.
Преемственность в трудовом воспитании (дошкольная группа – начальная школа – среднее звено – старшеклассники). Привитие трудовых навыков начинается в дошкольной группе. Каждая возрастная группа детей в школе имеет свои трудовые обязанности и поручения. Учащиеся начальных классов уже способны участвовать в самообслуживании, выращивать комнатные растения, ухаживать за посожженными деревьями и растениями, наводить порядок на пришкольной территории, собирать семена цветов и растений. Учащиеся 5-8 классов на уроках труда, во время летней трудовой практики работают на пришкольном участке, участвуют в благоустройстве и озеленении школьной территории. Старшеклассники помимо работы на УОУ работают в хозяйстве, выполняя разнообразные работы от сортировки зерна до уборки соломы.
Положительное отношение родителей к труду детей и поддержка преобладающего их большинства.
Хорошая материально-техническая база (кабинет обслуживающего труда, комбинированная мастерская по трудовому обучению, пришкольный учебно-опытный участок, теплица).
Традиции школы по трудовому воспитанию. Это и связь с «ООО Малфа», производственная бригада из числа старшеклассников, встречи с тружениками села, популяризация опыта семейного воспитания и т.д.
Воспитание юного, подрастающего поколения в духе любви и уважения к земле, которая во многом обеспечивает всем необходимым, является источником дохода и вообще символом и смыслом жизни сельского человека, давно является традицией нашей школы.
Все виды работ, совершаемые на участке, имеют под собой глубокое научное и методическое обоснование. Всё чаще в работе УОУ используется проектная технология. Большое внимание в работе на пришкольном участке уделяет опытнической работе. Каждый учащийся нашей школы, в процессе труда на пришкольном участке проводит за всё время обучения не менее 10-15 опытов с различными видами сельскохозяйственных культур и декоративных растений.
Целью данной работы является - формирование навыков разумного землепользования у учащихся и получение гарантированных урожаев экологически чистой с/х продукции. Эта работа представляется нам как результат объединения биологических и с/х знаний с разумно организованной практической деятельностью.
это выглядит следующим образом:
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - уроки природоведения, уроки сельскохозяйственных трудов, экскурсии на пришкольный участок, выполнение проектов. С 1 класса учащиеся знакомятся с пришкольным участком, выполняют элементарные работы по выращиванию сельскохозяйственных культур в двухпольном севообороте. В курсе природоведения получают понятие о сообществе поля, сада, знакомятся с видовым составом животных и растений, о их взаимосвязях. Рассматриваются взаимосвязи живой природы и человека, вопросы охраны искусственного природного сообщества.
СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА - уроки биологии, уроки сельскохозяйственных трудов, летняя учебная практика, исследовательская работа, подготовка к областной эколого-биологической выставке «Юннат». В целом в курсе биологии и сельскохозяйственных трудов последовательность изучения взаимодействия общества и природы включает несколько этапов.
На первом этапе формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интересы к познанию объектов природы и явлений живой природы. Здесь зарождается познавательная потребность и интерес к экологии, характер отношения школьников к живой природе: к растениям, животным, природным сообществам в целом, здоровью самого человека; определяется глубиной экологических знаний, степенью развития потребности и привычки соблюдать моральные и правовые нормы и предписания, усвоением народных природоохранных традиций.
На втором этапе необходимо формулировать экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. Прогнозируются возможные изменения природных систем на основе деятельности человека как экологического фактора.
На третьем этапе школьниками осознаются причины возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения.
На четвертом этапе раскрываются научные основы взаимодействия человека и общества с экологическими системами на основе идей охраны природы. Учащиеся выполняют практические исследования на учебно-опытном участке, активно выступают на городских, районных и областных конференциях, занимают призовые места.
Пятый этап - практический. На этом этапе обеспечивается реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами рационального природопользования.
Методы и приемы формирования экологической ответственности на каждом этапе направлены на переведение во внутренний, мировоззренческий план внешне заданных экологических ориентиров: научных понятий, моральных и правовых принципов и правил, этических категорий, конкретных научных идей, выражающих познавательное отношение человека к природе.
Данным поэтапным изучением мы руководствуемся в изучении курсов биологии и сельскохозяйственных трудов.
Вводные уроки (экскурсии на пришкольный участок) имеют особую роль в формировании мотивации к предмету. В процессе беседы выявляются накопленные учащимися знания и жизненные впечатления о взаимосвязях человека с природой. Здесь мы приводим сведения, которые вызывают удивление и волнения у учащихся. Проводя экскурсию на пришкольный участок, на конкретных примерах (посевах, урожайности культур) ученики не могут не понять, что все это результат большого труда, и что им тоже придется поработать. Надо только соблюдать правила, которые будут сообщаться перед началом каждой новой операции. Во время экскурсии ребятам уже в общих чертах ясно, чем они будут заниматься на пришкольном участке. Например, в 1 классе первые два урока мы проводим экскурсию "Наш пришкольный участок" со следующим содержанием: знакомство с отделами и их предназначением, правила поведения, знакомые "незнакомцы", достижения старших ребят по выращиванию различных культур. После экскурсии проводим рефлексию, где выясняем, а как у них дома.
При самостоятельной работе с сельскохозяйственными культурами, их агротехникой, в опытнической работе ученики видят конкретные факты воздействия человека на растения (улучшая среду обитания добивается повышения урожайности, используя знания о фенологии защитить урожай от болезней и вредителей).
Изучение нового материала, необходимого для практической самостоятельной работы, мы проводим на демонстрационной грядке в зеленом классе. Здесь моделируются приемы и технологии некоторых агротехнических работ (например, черенкование и рассаживание флоксов, пересадка многолетников, виды посева, обрезка и пасынкование и т.д.). При изучении нового материала используем данные исследовательских работ старших ребят, проводя линию преемственности обучения. Часто на уроках проходит интеграционная связь с другими предметами, например на уроке по разбивке опытных делянок используются знания ребят по математике, геометрии, географическое картирование становится необходимым при планировке или реконструкции отдела участка.
Некоторые особенности содержания учебной работы.
В учебный комплекс уроков сельскохозяйственного труда и биологии (разделы ботаники и зоологии) мы включаем такие виды работ, которые бы максимально востребовали у учащихся применения экологических знаний, а следовательно первоначально их накопили путем самостоятельного поиска, из уроков, наблюдений, опытов, исследовательских работ. Например, для учащихся 5-6 классов даем следующие темы наблюдений:
1."Виды насекомых-опылителей в школьном саду".
Наблюдения проводятся на пришкольном участке во время массового цветения плодовых деревьев и ягодных кустарников (яблонь, крыжовника, малины, смородины).В результате данной работы учащиеся делают выводы о видовом составе, а поэтому и о необходимости охраны полезных насекомых-опылителей(шмелей, бабочек, пчел, мух и т.д.) и значении индивидуальных частных пасек в жилом массиве нашего поселка.
2."Насекомые, питающиеся на сельскохозяйственных культурах".
Наблюдения начинаются после появления первых всходов и систематически ведутся во время всех фенофаз роста культурных растений (моркови, свеклы, лука, картофеля, капусты, огурцов). Наблюдая за повреждением сельскохозяйственных культур, учащиеся выясняют видовой состав насекомых, цикличность их развития, условия при которых возникает массовое поражение культуры. Эти знания помогают внимательнее относится к изучению сроков посадок и посевов, агротехническим приемам, позволяющих уменьшить количество насекомых. Ранней весной даем ученикам задание: внимательно осмотреть забор, стены построек и стволы деревьев, расположенных недалеко от капустных грядок, найти и собрать куколки бабочек. За собранными куколками устанавливаем наблюдения. Ребятам удается проследить за выходом бабочек из куколок, но иногда в некоторых экземплярах обнаруживается выход наездников - биологического вредителя капустной белянки. При содержании взрослых капустных белянок удается проследить кладку яиц. Ребята отслеживают вид и форму кладки (до 100 штук и более). Итоги наблюдений за гусеницами ребята оформляют в дневник наблюдений. Окончательные выводы о мерах ограничения капустной белянки ребята делают из своих практически полученных знаний. Эти выводы используются в дальнейшей работе по защите растений.
Следуя по основным направлениям работы: приблизить условия жизни растений и других организмов в агроэкосистеме пришкольного участка к условиям естественной экосистемы, необходимо доказывать учащимся в работе о способах этого решения. Отказ от пестицидов в работе с культурами не означает бездеятельность по борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Эта работа заменяется альтернативной, но не нарушающая экологического равновесия. Учащимся предлагается провести наблюдения при внедрении в плантации фитонцидных и инсектицидных растений.
3.Наблюдение "Как влияют посадки чеснока среди кустов смородины и земляники на развитие почкового клеща "
4.Наблюдение "Как влияют посадки ноготков на снижение заболеваемости гладиолусов фузариозом "
5.Наблюдение "Влияние посадок бархатцев на земляничного долгоносика ".
6.Наблюдение "Роль рудеральных группировок растений в формировании банка хищных насекомых".
Собранные материалы ребята оформляют в дневники наблюдений. Обычно это итоговая работа - летнее задание, которое ученики получают при окончании очередного курса биологии.
Более сложные и ответственные работы выполняют учащиеся 7-8 классов в урочное и внеурочное время. Им мы предлагаем следующие темы опытов:
1."Влияние мульчирования делянок с посевами лука торфом, перегноем, зерноотходами на скорость вегетации и урожайность"
2.Сортоиспытание картофеля, кабачков, астр.
3."Влияние разных субстратов на скорость вегетативного развития тюльпанов "
4."Влияние сроков посадки черенков черной смородины на их укоренение"
5."Внесение компоста для повышения урожайности овощных культур".
Опыты учащиеся закладывают в урочное время, а продолжают в период летней практики. Результаты и выводы представляются на итоговых школьных конференциях в виде докладов.
Долговременная деятельность учащихся в системе работы обеспечивается исследовательскими работами на пришкольном участке.
Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет. Полученные данные конечно же, обогащают запас знаний о рациональном землепользовании.
В свое работе мы не стоим на месте и не останавливаемся на достигнутом. На данный момент мы тесно сотрудничаем с фермерскими хозяйства ми А.Д. Ковтуна и В.В. Кастова.
Результаты нашей работы налицо. Учебно-опытный участок нашей школы неоднократно занимал призовые места в областной эколого-биологической выставке «Юннат».
Как видно, поле хозяйственной деятельности достаточно широкое, и это формирует необходимый опыт работы на земле, убеждает в том, что земля остаётся основным капиталом людей, матерью богатства и от того, что на ней происходит, зависит всё остальное. Мы убеждены, что на разъяснение этой истины не следует, жалеет ни сил, ни времени.
|
|
|