Творческий поиск учащихся нередко проявляется в подражании приемам
и манере художников, а чаще всего в схематизации, утрировании и
деформации формы, нивелировке цвета , т.е. в стремлении внести в работу с натуры как можно больше надуманной живописно- пластической и технической условности. Начинающие считают, что это и есть якобы творческий подход, проявление « творческого самовыражения», «особого» видения, чувство
вания. Нередко крайне субъективную интерпретацию натуры они пытаются объяснить боязнью потерять порыв вдохновения и « засушить » этюд или рисунок.
С другой стороны, творческий порыв, вдохновение также важны и занимают не последнее место в творческой работе художника. Но они не могут служить поводом писать как попало, по принципу « вдохновения ради вдохновения ».
Вдохновение всегда связано с каким- либо замыслом идеей, которую нужно
реализовать (материализовать) в работе, что естественно, потребует от художника определенного мастерства .
22
2.2 ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
И УПРАЖНЕНИЯ.
Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. В педагогические практике такие игры используют с древних пор, на родоначальником их считается немецкий педагог 18 века Фридрих Фребель . Игру он стал рассматривать как педагогическое средство обучения и воспитания дошкольников и младших школьников .
Дидактические игры взяты на вооружение многими школьниками предметами . Есть художественно – дидактические игры, музыкально – дидактические и другие . Игры , связанные с изобразительной деятельностью и развивающие те же качества и свойства личности , что и изобразительная деятельность / зрительная память , глазомер , цветовое ощущение / , мы называем художественно – дидактическими играми.
Как и другие дидактические игры , художественно – дидактические игры должны соответствовать определенной структуре.
СТРУКТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННО – ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.
Составными компонентами дидактической игры являются : игровое действие , обучающая задача , правила и определенная педагогическая цель достигаемой игрой .
Если нет обучающей цели , то игра теряет своё дидактическое
направление .
При выполнение роли метода обучения художественно – дидактические игры должны отвечать основным принципами школьной дидактики .
Так же , как и во всех других дидактических играх , в художественно – дидактических должны действовать непременно два начала . Первое – это учебное , познавательное начало и второе – игровое занимательное .
При отсутствии в дидактической игре игрового начала игра становится дидактическим упражнением . Дидактические упражнения также квалифицируются в педагогической литературе как игровое обучение.
Дидактическая игра , как форма игрового обучения имеет смысл лишь тогда , когда дидактическое обучение задача скрыта от ребенка игровым , занимательным действием . Ребенок не видит явные цели игры , поставленные педагогом , благодаря присутствию в игре игрового элемента. В педагогической практике игрового обучения известны различные игровые элементы Применительно к художественно – дидактическим играм мы выделяем следующие
игровые элементы :
23
Элементы ожидания и неожиданности- появление , исчезновение , поиски и нахождение каких- то дидактически материалов , непредусмотренное повторение действий в игре и так далее.
Элемент загадки –интригует детей , стимулирует их творческую фантазию , мобилизует детский опыт. Этот элемент ярко выражает в различных вариантах игры « Что изменилось ?» и так далее.
Элемент движения . Движения доставляют детям большую радость . Опереться в игре на двигательную активность ребёнка очень важно. Нанизывать , вкладывать ,
вынимать , переставлять , смешивать , перекладывать – все эти движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей .
Элемент соревнования основан на принципе интереса к победе .
« Кто первый ?», « кто быстрей ?» – важные стимулы развития способностей .
Элемент поиска и находки . Задача искать и находить что – то неизвестное также увлекает детей , проявляющих в этом также свои творческие силы и использующих свой опыт .Это могут быть схожие по форме , цвету , величине предметы и их свойства.
Слова , лаконическая фраза также могут иметь большое значение в качестве игрового элемента , когда они произносятся живо , эмоционально , в определенный момент игры и в определенном темпе .
Естественно , что в одной игре не могут присутствовать одновременно все эти элементы , но один элемент может сочетаться с другим элементом .
Дидактические игра базируются на таких основах как методической , психологической и общественно – нравственной . Исследователи в области дидактической игры предлагали понимать под методической основой – опору на
программу и учебный план школьного учебного предмета , под психологической основой понималось постепенное усложнение умственных задач в дидактических играх , а под общественно – нравственной основой – всестороннее воспитание и развитие детей в коллективной игровой деятельности.
Художественные – дидактические игры в этом плане не должны быть исключением и в первую очередь должны опираться на программу по изобразительному искусству , постепенно развивая у детей такие психологические качества и свойства личности как наблюдательность , зрительную намять ,
глазомер , цветовое ощущение и так далее , осуществляя тем самым развитие ребёнка .
Художественно – дидактические игры можно классифицировать исходя из
задач , которые должны решать изобретательным искусством как общеобразовательным школьным предметом. Они будут составлять определенную систему игр и упражнений:
по отработке технических навыков ;
по развитию наблюдательности и зрительной памяти;
- по развитию глазомера , чувства пропорций и величины;
по развитию чувства цвета ;
- по развитию чувства формы .
24
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Невозможно описывать весь материал и оборудование , которое могут использовать различные тренажеры . Ими могут быть различные линолеумные доски разных размеров для коллективного и индивидуального пользования. На этих досках можно нанести краской или процарапать различные линии и геометрические фигуры. Часть игр по развитию наблюдательности и зрительной памяти проводится на улице , для этого используются окружающая природная среда и различные сооружения.
В школьных помещениях удобно использовать предметы быта , плоские и объемные геометрические фигуры и так далее. Все это будет являться
дидактическим материалом . Дидактический материал является потому дидактическим , что содержит в себе определенные дидактические задачи , на выполнение которых и рассчитан . Этим он существенно отличается от других наглядных пособий , которые содержат в себе решенные задачи. Дидактический материал отличается от пособий еще и тем , что он динамичен , подвижен и потому дает простор детской фантазии , воображению ,активности и поэтому вызывает в себе интерес . Дидактический материал – это , в основном , материал раздаточный . Он может раздаваться индивидуально каждому ученику и может быть в виде нескольких комплектов для групповых коллективных игр- соревнований .
Часто возникает надобность крепления наглядного дидактического материала к вертикальной поверхности доски . Для этих целей можно использовать магнитную доску .
2.3 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЭКСКУРСИЙ , И ВОСПРИЯТИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Конечно ,не только собственная творческая практика ребенка влияет на его способность воспринимать акварельные произведения , но и наоборот : общение с большим искусством может и должно развивать творческие способности ученика . Ведь , допустим , в акварельных произведениях он видит замыслы несравненно более глубокие и воплощение их гораздо более совершенное , чем в его собственном творчестве . Но чтобы общение детей с акварельными произведениями , изучение истории искусства было максимально плодотворным для их творческого развития нужно специально организовать занятия по восприятию художественных произведений . Главное - чтобы ребенок научился воспринимать картину как выражение человеческого отношения к жизни , испытывать непосредственное эмоциональное воздействие произведения , в том числе и его цветового решения .
25
Организация художественного восприятия - неизбежный процесс , сопровождающий акты творчества . Эта организация налицо у ребенка в
очень раннем возрасте . Уже к концу первого периода детства у него пробуждается радость восприятия художественной вещи , радость творческого преодоления и в этом восприятии художественного содержания и формы .
Отличным методом воспитания культуры восприятия является общение с произведениями искусства .
Как это делать с детьми ?
В раннем детстве экскурсия в область искусства взрослых , да еще в художественные современные музеи , сковывающие живой дух искусства и его жизненную силу , совершенно недопустима ; она не только бесполезна - она весьма вредна . Дети воспринимают неимоверный по обилию
поток разрозненных впечатлений , совершенно чуждый детской душе художественный мир с такими же чуждыми и непонятными в своей условности способами выражения . Между тем , каракули и символы сверстников им близки и понятны до конца . Они легко читают символическое письмо диких и глухих к языку самого простого , с нашей точки зрения , художественного рассказа в формах современного и старого нашего искусства . Но не следует вызывать к искусству взрослых нарочитого
внимания .То , что нужно , ребенок заметит и примет , мимо ненужного ему он просто пройдет . При этом , если в некоторых областях воспитания и обучения приходится иногда прибегать к иллюстрации и нельзя ее заменить реальным предметом , наконец , фотографией , то лучше всего пользоваться реалистически - натуралистическими произведениями , так как в них больше приближения к эмпирической объективности , психофизиологической общеобязательности восприятия . На вопросы ребенка в отношении к искусству взрослых следует отвечать точно , прямо и искренне . Ибо эти вопросы всегда внутренне обусловлены . Чаще всего это - первые вопросы об отношении художника к действительности , о том , например , почему на картине одни люди очень большие ,а другие маленькие , почему одно на картине ясно и разглядишь , а другое неясно ( вопросы перспективы ) ? Почему на картине ничего не разберешь ( обычно это
связано с разнообразием техник существующих в акварели ) ? На все это следует отвечать понятно и обстоятельно .
Экскурсия должна знакомить в этом возрасте не с механически-мертвой группировкой художественного материала, а вводить в переживание его органических соединений, находящих в то же время отклик в детской душе. Экскурсия может быть применима в разных стадия художественно-творческого процесса у детей, в зависимости от его характера и течения. Иногда в детском творчестве ( а также и у взрослых ) образуются заторы, происходят остановки, наблюдается как бы некое искание творческих сил. Случается это в разные моменты: в начале, в середине; иногда не хватает энергии для последнего нужного
26
обобщения. Вот тогда экскурсия может выполнить очень большую и целесообразную роль толчка, вызывающего прилив творческих сил. Выбор момента, материала и способа его обработки в экскурсии, построение общего плана последней зависит от педагога, от того, насколько полно и непосредственно он ощущает творческие потребности детей в их естественно развертывающемся порядка. Во всяком случае, он не должен ничего навязывать. Чем свободнее совершается группировка и усвоение материала впечатлений , чем больше они проявляют самостоятельности и собственного почина , тем больше экскурсии им на пользу, тем ор войдет в последующие творческие ряды душевной жизни детей все добытое во время экскурсии.
Всякая удачная художественная экскурсия вообще, - а с детьми в особенности,- есть совместная с педагогом творческая коллективная обработка впечатлений. Ее радость- всегда художественной импровизации. Этим художественная экскурсия в основном типе – переживании принципиально отличается от всякий иной. В педагогике восприятия вообще следует отправляться от психологии зрителя. Насилие или будет скучно и отвратительно, или вызовет лживое, неискреннее отношение зрителя к своему восприятию, а детей может прямо извратить. Все должно быть обращено к синтезу. Поэтому - как можно меньше расчленения, анализа. Как можно меньше слов и навязывания педагогом собственной точки зрения. Анализ формы и техники может здесь быть крайне вредным и грубо, болезненно сорвать глубокое и тихое рождение ответного художественного образа в душе маленького зрителя. Такова в основном педагогическая гигиена самого ценного типа общения зрителя ребенка с произведениями искусства. Тип художественной познавательной работы с детьми над произведениями искусства для педагога скрывает в себе меньше всяких опасностей: эта работа не затрагивает глубин душевой жизни ребенка и не вызывается обычно или запросами художественно- техническими( в связи с интересом детей к какому-либо художественному материалу и способом его обработки), или привлекает детей как средство ознакомления с внешним миром и его содержанием: картина, например, экопомизует впечатления и , обособляя
их дает возможность на них больше сосредоточиться. Эта последняя разновидность - один из моментов общего восприятия образования.
Нужно быть, несомненно, достаточно грамотным, то есть уметь удовлетворительно, понять выразить, оформить собственный художественный замысел в доступных детям материалах и средствах, уметь грамотно разобраться и в произведении искусства, выполненном другими. Иначе, говоря, педагогу в этом деле необходима техническая подготовка. Эта подготовка , как и всякая добросовестная техническая подготовка, не может быть, короткой летучей.
Особо отрицательной оценки заслуживает самоотравление учительства тем суррогатом, который носит название «педагогического рисования». В самом деле, в течение недели, двух-трех происходит обычно натаскивание педагогов на усвоение ряда изобразительных схем, технических шаблонов. Любой трафарет без профессиональной свободы свежесть и непосредственность восприятия и его передачи. Если нет серьезной технической подготовки, пусть лучшие не будет никакой. Целесообразнее предоставить детей их художественному
27
инстинкту, сильному в этом возрасте, чем впечатлять в их сознание почти не вытравляемое клеймо.
Вполне известен унылый шаблон елочек, березок , зайчиков, свинок, домиков и кораблей, впечатляемый в детское воображение старательными усилиями обученных премудрости педагогического рисования руководителей школ и детских домов. Освобождение детей от такого шаблона всегда крайне трудно. Притупляющее действие его очень велико , и отрицательные следствия неисчислимы.
2.4 Результаты экспериментально - исследовательской работы по формированию художественного видения и активизации
детского творчества посредством использования акварели , на примере пейзажа .
Для данной экспериментальной работы , были взяты учащиеся детской художественной школы , 3 год обучения . В общем - то , достаточно ровные ,способные и талантливые дети .Среднего и выше среднего умственного развития . Экспериментальная работа велась в течении года и была разделена на три этапа .Самый большой этап - это формирующий элемент .
1 . ЭКСПЕРИМЕНТ - КОНСТАНТИРУЮЩИЙ.
На предложенном формате А 3 , учащиеся должны были изобразить
задание - пейзаж по представлению с ярко выраженным эмоциональным состоянием .
Так как первый этап проходит в начале учебного года , то пейзаж выполняется осенний .
Для примера были показаны различные репродукции картин художников на данную тематику. Было дано краткое разъяснение, что такое пейзаж. Образцов выполнения задания другими учащимися или учителем представлено не было.
Учащиеся должны были по представлению составить, и в цвете выполнить пейзаж на выбор , веселый , злой.
1 ЗАДАНИЕ - пейзаж акварель.
Уч-ся было дано краткое разъяснение, что такое пейзаж, кто или что является героем данного изображения. Без образцов выполнения, уч-ся
28
должны были придумать и изобразить пейзаж ( по выбору, тушью, фломастерами или карандашами.)
Целью данного эксперимента, являлось, выявление базовых знаний которые имели уч-ся на начальном этапе. Из всего класса, на мой взгляд, три мальчика и две девочки имели ярко выраженные изобразительные способности, и задатки художественного видения. Остальные учащиеся, имели средние способности ( но не ниже среднего).
2. ЭКСПЕРЕМЕНТ - ФОРМИРУЮЩИЙ .
На данном этапе, перед нами стояла задача формирования художественного видения учащимися окружающей среды посредством пейзажа. Формирования новых знаний, умений и навыков.
Здесь является методика, которая была предложена во втором параграфе второй главы. Особенное внимание уделяем развитию художественного видения посредством игровых форм направленных на развитие у учащихся таких познавательных способностей как наблюдательность, внимание.
Раздел эксперимента « Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» включала следующие учебные задачи- изучение образного языка искусства;
- способность выразить свое отношение к искусству;
- расширение объема знаний и представлений об искусстве;
- развитие эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Как пример привожу задания по теме « Эстетическое восприятие действительности», и задания по теме « Восприятие искусства».
Раздел эксперимента посвященный отображению реального мира учащимися, т.е. практической работе ( рисованию) включал такие учебные задачи, как:
- формирование мировоззрения и активного образного восприятия жизни;
- развитие зрительной памяти;
- умение посильно выразить сюжет, согласовать предметы и персонажи по величине, форме, цвету и пространственному расположению.
Как пример, привожу урок по акварели рассчитанный на два занятия .
На этом этапе учащиеся работали очень активно, очень быстро определились склонности детей к тому или иному виду изобразительной деятельности. К той или иной способности эстетического восприятия действительности.
3. ЭКСПЕРЕМЕНТ - КОНТРОЛЬНЫЙ
Целью этого эксперимента, являлось, выявление уровня и крепости знаний, полученных при формирующем эксперименте.
Это занятие проводится по окончанию учебного года и означает , что на улице весенне – летнее настроение . Занятие проводится на улице , чтобы
29
дети могли передать увиденное вокруг себя с творческим энтузиазмом , насыщенными эмоциями.
Перед выходом на пленэр необходимо настроить ребят на серьезную , увлекательную работу , создать творческую атмосферу : провести небольшую беседу с показом этюдов из методического фонда , репродукций работ мастеров акварельной живописи , графики ( например : этюдов Т.Остроумовой - Лебедевой , В. Серова , М.Врубеля , В.Сурикова , рисунки И.Шишкина )
Учащимся также как и в первом эксперименте были предложены задания.
1. ЗАДАНИЕ- нарисовать по представлению пейзаж с ярко выраженным эмоциональным состоянием ( материал по выбору учащихся).
В задании, необходимо было показать насколько хорошо развито абстрактно-логическое мышление. При помощи пейзажа необходимо было создать определенное настроение, которое будет хорошо читаться. А также колористическое решение пейзажа , передача состояния : пасмурно ,солнечно , вечер , утро , и т. д. Изучение особенностей выбора характерных мотивов , их тематическая направленность . Совершенствование техники работы: выполнение ала прима коротких этюдов на состояние, многослойной живописи с лессировками, с подробной проработкой деталей ).
Решение зелени как отражение сложного взаимодействия различных оттенков зеленого, обусловленного световоздушной средой. Изучение воздушной перспективы, технических приемов решения травы ,деревьев, неба , воды и т.д
Решение больших цветовых и тоновых отношений неба, земли, зелени, воды и т. д. Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения. Совершенствование техники работы акварелью. Решение пространственных задач. Выполнение зарисовок архитектурных архитектурных построек, набросков животных в движении.
Для развития навыков работы на пленэре в Ш классе следует уделять большое внимание композиции листа, выявлению пространства в этюдах и зарисовках пейзажей. Большое значение следует придавать четкости линейно-конструктивного построения и изображения, понятию тональности, колористическому решению и учиться последовательно вести работу.
От учащихся Ш класса следует требовать точной передачи глубины пространства , плановости. При этом они должны пользоваться различными техническими приемами работы акварельными красками и другими художественными материалами.
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя тему можно сделать следующие выводы.
Задача развития способностей у детей видеть и отображать мир средствами акварели, обуславливается общими требованиями всестороннего развития личности. Источником развития формирования способностей является деятельность.
В детской художественной школе у детей способности приобретают целенаправленный и активный характер. Для успешного формирования у учащихся как общих, так и специальных способностей необходимо развить, прежде всего, интерес к окружающему их миру, действительности. Научить видеть их особенное – в обычном, праздничное – в обыденном. Так же, очень полезно для ребенка, если он сумеет это сам сообразить. Понятно, что у ученика, который пассивен во время работы, который не испытывает эмоционального настроя, состояния удовлетворения от художественной работы, не делает умственных и волевых усилий, формирование способностей будет неудовлетворительным.
Невозможно рассматривать роль пейзажа в формировании художественного видения, не определив что же такое пейзаж, его виды и характер. Ведь именно на основе его вида и характера складываются определенные принципы построения, которые неразрывно связаны с содержанием и темой каждого определенного пейзажа. Изменение какого-либо из принципов, (например изменение построения ритма в пейзаже), влечет за собой изменение настроения и самого строя картины.
При создании определенного настроения в пейзаже очень важен грамотный подбор акварельной бумаги и самой акварели, т.к. их взаимное влияние друг на друга огромно, и в совокупности они могут дать поразительный эффект. Так, при создании какой-либо композиции, бумага может помочь наиболее точно передать то или иное состояние природы.
Творческое сознание людей постепенно овладевало искусством отображения окружающего мира.
Менялось содержание, менялись задачи и требования, предъявляемые художником и зрителями пейзажу. Человек постоянно открывал все новые и новые стороны той природы, которая была объектом его наблюдений и претворении. Мастера акварелисты все более углублялись в неизведанные сферы различных состояний в жизни окружающей действительности. Они научились передавать пространство свет, воздух, окутывающий предметы. В природе художника привлекала то ее способность быть созвучной человеческим чувствам, то мощная сила стихий, безразличная к людям. Пейзаж отразил красоту нацио нального своеобразия местности. Действительность, измененная человеком, создание его рук – города и стройки – также стали источником творческого вдохновения. Пейзаж, тонкое, голубое, увлекательное искусство, возникшее много столетий назад, далеко не исчерпало себя.
Пейзаж завоевал одно из ведущих мест в акварели. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человека, в нем современник говорит о себе и узнает себя.
31
По отношению к пейзажу художников, можно определить отношение к родной или чужой земле. Посредством пейзажа воспитывается любовь к родной природе и окружающей среде. Воспитывается художественное видение как таковое. Раннее проявление способностей эстетического восприятия окружающей среды, часто служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения целенаправленного руководства со стороны взрослых, и прежде всего воспитателя, способности могут не развиваться и глохнуть. Этим объясняются факты, когда многие учащиеся проявляют незаурядные способности к рисованию, лепке, музыке, техническому конструированию, математике, а в старших классах становятся самыми средними учащимися.
Таким образом, всестороннее развитие способности к художественному видению посредством пейзажа у учащихся в процессе обучения в детской художественной школе обуславливает гармоническое развитие личности учащегося и во многом обеспечивает подготовку сознательных и творчески активных граждан.
Основная цель занятий изобразительным искусством в детской художественной школе духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя любящего искусство.
Все это должно проявляться, прежде всего, в деятельности самого учителя – творца и деятельности учеников, которые хотят научиться творить.
Список литературы .
1.Акварель. Советы начинающим . - М., 1991.
2.БакушинскийА.В.Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды - М.: Советский художник , 1981.
3.Барбара Айзенбарт . Полный курс акварели .- М., 1991.
4.Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами . - М., 1984.
5.Все о технике живопись акварелью .Арт – родник .- М., 1998.
6.Верейский Г.С. Акварели, рисунки – М.: Советский художник , 1973.
7.Вибер Ж.Е. Живопись и ее средства .- М.: 1998.
8.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусств .- М.: Изобразительное искусство , 1985.
9.Дерибе М. Цвет в деятельности человека .- М.: Издательство литературы по строительству ., 1964.
10.Деготь Е. Большой и малый мир в русском пейзаже романтической традиции . В сборнике статей : Пространство картины .- М.: Советский художник , 1989.
11.Кадыйрова Л.Х. Живопись .: Теоритические вопросы и практические занятия .- Набережные Челны , 2003.
12.Как писать акварелью .- М : ООО Издательство Астель , 2002.
13.Маслов И. Я. Пленэр .- М.: Просвещение , 1984.
14.Никашерова Н.П. Наглядные пособия для занятий изо . Искусством .- М.: Просвещение , 1975.
15.Никулина О.Р. Природа глазами художника .- М.: Советский художник , 1982.
16.Пушкарев В.А. Акварели и рисунки в государственном русском музее .- М.: Изо. Искусство , 1982.
17.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию .- М.: Просвещение , 1981.Пушкарев В.А. Акварели и рисунки в государственном русском музее .- М.: Изо. Искусство , 1982.
18.Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством .- М., 1985.
19.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство .Краткий словарь художественных терминов .- Обнинск : Титул , 1996.
20.Уильям Ньютон . Акварельная живопись .- Издательство Кристина – новый век- М., 2002.
21.Учебная практика . Пленэр – программа .- М., 1989.
22.Школа изобразительного искусства .- М.,1965 .
|