ИХ ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ
Между учебной работой начинающего живописца и картиной художника существуют большие различия. Картина художника отличается от учебной работы глубиной раскрытия темы. Сюжета, характера героев, сложностью и совершенством композиционно - пластического и цветового построения, мастерством исполнения и т.п. Различны также и рабочие установки учебной работы и творческой картины. В первом случае для всех учащихся группы или курса ставится определенная учебная задача , во втором - художник руководствуется личным творческим замыслом.
В процессе выполнения учебных работ начинающие художники последовательно, в определенной системе овладевают знаниями, умениями и
навыками, познают закономерности окружающего мира и картинной плоскости, приобретают культуру зрительного восприятия , воспитывают в себе умение выражать изобразительными средствами полученные впечатления от натуры и т.п. Разумеется, этих вопросов не исключает и творческая практика художника. Однако зрелый мастер решает все эти вопросы на более высоком уровне. И те задачи искусства, которые учащийся только начинает постигать, опытный мастер уже знает. В картине и в подготовительных эскизах ,
этюдах к ней художник ведет поиск наиболее полного воплощения своего
18
замысла. Вооруженный знаниями и оптом, зная конечную творческую цель, живописец решает задачи, ведущие к этой цели, уверенно, виртуозно. Причем используются изобразительные средства, технические приемы, присущие именно данному художнику. Но за всем этим стоят долгие годы учебы , труда штудирования натуры, глубокого, заинтересованного изучения жизни опыта мастеров прошлого и современников .
Для учебной работы характерны прежде всего познавательность, углубленное и всестороннее изучение натуры ( в связи с чем учащиеся
изображают иногда предметы со всеми подробностями). Нередко учебные этюды бывают излишне« засушены», « дробны», «фотографичны»,«протокольны», похожи друг на друга не только в сюжетно-тематическом плане ( все учащиеся пишут одну постановку), но и в техническом исполнении. Все это вполне естественно, и сухость, робость учебной работы нельзя считать признаками ее слабости или отсутствия у автора творческого дарования.
В то же время и вольное отношение учащегося к задачам этюда, некая
«лихость» не являются признаками творчества, как иногда считают. Учебные работы бывают недостаточно эмоциональны, свежи и оригинальны, потому они еще несовершенны в художественном отношении, так как учащиеся не имеют опыта, мастерства, не знают всего разнообразия средств для решения учебной задачи или воплощения замысла. Вот почему не следует пугаться « сухости», «сделанности» работ, перегрузки их деталями .Это неизбежно на первых порах в искусстве. С опытом придет свободное творческое овладение натурной и ее законами, а также техническое совершенство. Но этот путь в учебе избавит от преждевременной «мастеровитости» поверхности и манерности.
Конечно , все это не означает, что учебная работа обязательно должна быть « сухой». Ведь достоинство работы определяется не « сухостью» или добросовестным закрашиванием всей плоскости холста краски. Речь идет о том, чтобы в учебных работах последовательно и четко решались поставленные учебно-воспитательные задачи и во взаимосвязи с этим у учащихся воспитывались и развивались творческие дарования.
Самым распространенным видом учебных работ по живописи ( как, впрочем , по рисунку и скульптуре) является этюд с натуры ( в основном кратковременного характера).
Этюд – произведение вспомогательного характера и небольшого
размера. Он целиком выполняется с натуры ради тщательного ее изучения.
В этюде художник осуществляет глубокое и всестороннее изучение жизни в целях правдивого и живого воплощения творческого замысла в картине, разрабатывает отдельные детали будущей картины, разрешает те или затруднения, возникающие в процессе создания произведения (например композиционно-сюжетного, живописно-пластического характера). Посредством этюдов воспитывается культура зрительного восприятия,
приобретаются и совершенствуются профессиональные знания и живописное
мастерство во всех жанрах живописи. Это главное назначение различных форм этюдной работы. Игнорирование этих задач обедняет идейно-образное
19
содержание этюда, приводит к условно-вкусовому отображению натуры, снижает качество профессиональной подготовки учащихся.
Вот что писали о задачах этюда с натуры известные русские и советские художники, художники-педагоги. « В этюдах важнее всего достоверность, - подчеркивал художник-пейзажист В.В. Мешков .-Ничего от себя, все от природы! Этюд- это запись состояния природы, эффектов освещения, колористических особенностей, неожиданных композиций. Наблюдать и фиксировать, побольше наблюдать, побольше фиксировать. Обязательно сохранять взволнованность непосредственной встречи с природой.» Известный мастер советской пейзажной живописи Я.Д. Ромас говорил: « Повседневной работа над этюдами – это мое вхождение в жизнь природы и окружающей действительности. Ведь в этюдах отражены сотни наблюдений, записанных в них и , кроме того сохраненных в памяти. Постоянная работа над этюдами необходима и естественна для художника. Десятки написанных этюдов помогают по-настоящему войти в природу углубленно ее изучить и понять , и только тогда она – в результате упорного творческого труда художника – начинает по-настоящему раскрываться перед ним во всем своем многообразии.
Очень четко и ясно задачу учебного этюда сформулировал И.Е.Репин «Этюд с натуры требует самой строгой, серьезной работы, спокойного
анализа предмета и скромной добросовестности и передаче его. Изучать- значит воспринимать, обогащаться познаниями с натуры, запоминанием ее. Можно ли тут что-нибудь прибавлять от себя ? Тут судья всякий. Это наука, это закон». От своего ученика В.А. Серова он требовал глубоко изучения и штудирования натуры. «Главным образом, - вспоминал И.Е. Репин, - строго штудировался тон каждого предмета: калач так калач, чтобы и в тени и в свету , и во всех плоскостях принимавших рефлексы соседних предметов, сохранял ясно свою материю калача: поливный кувшин коричневого цвета имел бы свой гладкий блеск и ничем не сбивался на коричневый кусок хлеба пористой поверхности и мягкого материала. « С.В. Иванов главную задачу этюда видел в непосредственном искреннем отношении к натуре, в передаче сущности изображаемого предмета, в стремлении перенести на полотно живую натуру, достичь правды и в передаче жизни, силы света – эти искания и придают необыкновенную прелесть и ценность этюду. «И если вы в этюде наврете ,- говорил своим ученикам М.В. Нестеров, - то в картине будет еще больше неправды.»
В этюдах надо стремиться к утверждению красоты и выразительности, подмеченных в самой природе, к раскрытию ее пластичности, живописности. Это есть суть « правды видения», в которой правдиво увиденное и верно переданное становится прекрасным утверждением действительности в ее собственной данности и в лирическом переживании художником.
Этюд не принадлежит к сложным композиционно -тематическим формам
изображения. Его композиционное построение обычно динамично,
темпераментно, экспрессивно. Этюд полон напряженной эмоциональной силы. Нередко он пишется в один сеанс, иногда в течение нескольких минут
экспромтом. Цель таких этюдов – как можно острее и непосредственнее
20
воплотить на холсте впечатления художника от натуры. В этюдах кратковременно характера возможно изучение каких – либо отдельных сторон натуры и явлений природы.
Этюды могут быть также и длительными, многосеансными, всесторонне разработанными. Известно, что В.А. Серов писал некоторые свои этюды в течение нескольких десятков сеансов. Иногда этюды пишутся в виде эскизов-набросков. В этом случае моделировка формы предметов может оставаться незавершенной . Художники иногда используют этот прием, чтобы подчеркнуть импульсивность, движение, изменчивость природы эмоциональность авторского чувства, рожденного от встречи с ней. В отличие от картины, где цветовое решение автором задумывается заранее.
В этюде оно строится на основе колористического состояния натуры в данный момент. Живописный мазок в этюде, как правило, активен и ясно выражен. Этюды, которые художник собирает для картины , как правило, не переносятся в нее целиком. Правда, в практике имеют место факты, когда тот или иной этюд почти буквально переносятся на окончательное полотно( например, этюд головы, рук, костюма, натюрморта в жанровой картине и т.п.) надо сказать, что и картина не есть увеличенный в размере этюд. Увеличение этюда до картины обычно заканчивается . по выражению В.К.Бялыницкого –Бируля, « мертворожденными произведениями», и картина бывает, как правило, слабее этюда. Не переносятся буквально в картину и впечатлении этюда. В творческой работе их следует расширить , развить, не нарушив ее образность.
Продолжительность работы над этюдом зависит от характера изображаемой натуры , погодных условий. Не всякую натуру можно написать за один сеанс, чтобы с необходимой полнотой воссоздать все своеобразие ее форм, цвета, материальных качеств, особенностей освещения. Так, утренний восход или вечерний восход или вечерний закат солнца быстро и неузнаваемо меняет тонально- цветовое и эмоциональное состояние природы. Чтобы передать эти непродолжительные мгновения , нужны беглые, но четкие и верные этюды-эскизы. В то же время городской мотив изображение человека и деревьев и др. объектов требует длительных форм этюдной работы.
Каждый учебный этюд наряду с решением задач грамотности живописи решает и творческие задачи – композиционного и цветового построения , отображения характера натуры ,техники исполнения и т.п. Творческое отношение учащегося к задачам этюда должно проявляться на каждом этапе его выполнения в организации постановки , выборе мотива , точки зрения на натуру, формата и размера этюда/ компоновке/ , в умении изображение к целостности и
единству, в стремлении передать в этюде эмоциональность, непосредственность впечатлений от натуры и т.д. Работа над этюдом требует, чтобы учащийся постоянно находился в активном творческом поиске .
21
Успешная работа над этюдом обеспечивается следующими условиями :
профессионально-художественным восприятием натуры и мастерством
ее отображения, взволнованным, поэтическим отношением к явлением
действительности;
содержательным характером натуры, жизненно правдивой интересной и
- красивой постановкой, мотивом пейзажа, сюжетом окружающей
действительности и т.п.
- установкой педагога на задание и программными требованиями, а
также личными целевыми установками;
- правильной методикой работы над этюдом;
- необходимым качеством материалов, инструментов и оборудования для
работы, состоянием рабочего места.
|