Главная страница

Исследовательская работа по изобразительному искусству влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества c одержание


Скачать 0.57 Mb.
Название Исследовательская работа по изобразительному искусству влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества c одержание
страница 1/4
Дата 11.02.2016
Размер 0.57 Mb.
Тип Исследовательская работа
  1   2   3   4

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ВЛИЯНИЕ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

НА АКТИВИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

CОДЕРЖАНИЕ
Введение ________________________________________________ 1
1. Общие понятия акварельной живописи _____________________3
1.1 Пейзажная живопись____________________________________4
1.2 Из истории акварели ____________________________________5
1.3 Роль акварельной живописи в передаче состояния при работе

на пленэре ______________________________________________ 8
1.4 Основы живописи акварелью ____________________________10
2. Активизация детского творчества средствами акварели_______13
2.1 Учебные и творческие работы над этюдами , их задачи и

особенности _____________________________________________19
2.2 Художественно-дидактические игры и упражнения _________24
2.3 Требования к проведению художественных экскурсий и

восприятию художественных произведений __________________26
2.4 Результаты экспериментально-исследовательской работы

по формированию художественного видения и активизации

детского творчества при работе над пейзажем акварелью_______ 29
Заключение.
Литература.

ВВЕДЕНИЕ.
Тему исследовательской работы я выбрала не случайно, она является актуальной на сегодняшний день, и решение ее благодатная почва для

введения новых методик в учебном процессе преподавателями ДХШ и

выпускниками художественных школ.

Тема над которой я работаю, взаимосвязана, я знаю, что большой интерес к ребенку, к его духовному миру, к его творческим проявлениям, и особенно к художественным – является типичным явлением современности. Ни одна эпоха не знала той широты и научной глубины, с какими ставится ныне перед обществом задача воспитания ребенка .


Я сделала вывод, что в последнее время художественное развитие и

творчество детей стало привлекать особое внимание. Интерес к детскому

рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту художественного детского творчества становится все более общим, и дети как драгоценный материал для формовки будущих носителей новой, возможно, более удачной и целостной культуры должны являться предметом нашей исключительной заботы.

Богатые возможности для развития личности ребенка заключены в

изобразительной деятельности. Занятия рисованием активизируют мысль

ребенка, дают ему возможность выразить свое отношение к окружающему

миру языком художественных образов.

Предпосылкой к созданию образа в рисунке является овладение ребенком выразительными средствами : формообразующей линией, цветом, колоритом, композицией и так далее. Учащиеся детской художественной школы

используют при создании образа различные изобразительные материалы:

акварель, гуашь, масляные краски , сангина , тушь.

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально

проверить возможности влияния акварельной живописи на активизацию

детского творчества посредством пейзажа на пленэре.

Объектом исследования выступает воспитательно – познавательная

работа детской художественной школы в ходе обучения изобразительной грамоте и деятельности учащихся.

Предметом исследования является использование акварели как средство активизации детского творчества при работе над пейзажем на пленэре.

Актуальность. Искусство формирует целостную личность . Отсюда

я делаю вывод, что ребенка необходимо учить художественно, творчески

мыслить, видеть и уметь эти мысли отображать.

Опыт отношения к миру, сообщаемый искусством, дополняет и расширяет реальный жизненный опыт личности , в данном случае ребенка . Это

дополнение не только имеет характер количественного умножения реального опыта, но и обладает качественными особенностями.

Восприятие вообще, окружающей действительности. В частности зависит от личных факторов развития личности . На наш взгляд, детей необходимо учить воспринимать окружающую их действительность с художественной

точки зрения, с пониманием истинной сути предметов или событий через

1
внешние выражения, с пониманием красоты и гармонии.

Социологические исследования показывают: чем в более раннем

возрасте формируется интерес ребят к изобразительному искусству, а

следовательно и обостренный художественный интерес к окружающей

действительности , тем более стойким он оказывается на протяжении всей жизни человека . Развитие у учащихся эмоциональной памяти , эстетического

чувства , формирование пространственных представлений и творческого

воображения является одним из актуальных вопросов в системе

дополнительного образования.

Большое значение в формировании этих качеств являются детские

художественные школы, где проходит обучение основам изобразительного искусства, которое предполагает не только развитие у учащихся умения

излагать свою мысль графически, понимать изобразительное искусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать и анализировать

явления окружающей действительности. Процесс рисования тесно связан с живой работой мысли ,с развитием образного мышления и художественного вкуса, наблюдательности и зрительной памяти, двигательных функций

руки и глазомера.

Одной из основных задач преподавания изобразительного искусства в школе является обучение детей основам изобразительной грамоты. Чтобы учащийся почувствовал , что может осуществить свой творческий замысел, воплотить его в рисунке , надо , научить его правильно видеть

окружающий мир. Это необходимо как при рисовании с натуры , так и по

памяти , по представлению. Следует также познакомить его со многими приемами работы карандашом, спецификой и разнообразием графических материалов и средств. Овладение техникой акварельной живописи придает знаниям оперативность, умение быстро работать над кратковременными этюдами. Также следует научить ребенка воспринимать художественные

произведения.

Необходимо со школьных лет развивать систематическое,

целенаправленное зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость,

образное мышление, пространственные представления, которые служат

основой формирования общих творческих способностей рисующих , все это вместе и составляет художественное видение .

Исследовательская работа состоит из введения , 2-х глав , заключения .

Первая глава рассматривает роль акварельной живописи, используемая при работе над пейзажем на пленэре.

Во второй главе данной работы я поставила задачу раскрыть пути формирования художественного видения и активизации детского

творчества средствами акварельной живописи.

Особое значение я уделила требованиям к восприятию художественных произведений и проведению художественных экскурсий, а также игровым формам развития художественных способностей.

2

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ .
Акварель как самостоятельная техника живописи появляется в 15 веке, хотя отдельные примеры ее использования можно встретить и в более раннее время . Слово « акварель » произошло от латинского « аква » - вода.

Акварель- это водяные краски .Несмотря на относительную молодость, акварель по своей популярности уступает лишь масляным краскам .

Основанная на взаимодействии воды , красящего вещества и

просвечивающей белой бумаги , живопись акварелью позволяет добиваться световых эффектов, прозрачности красочного слоя (главное качество

акварели ) и тонкости тональных переходов .Акварельные краски наносят на бумагу в определенной последовательности , от светлого тона к

темному .Работу начинают со светлых тонов , поскольку прозрачная

акварель не обладает кроющими свойствами и светлые тона не могут

«перекрыть» темные. Роль белой краски исполняют участки белой бумаги, не тронутые акварелью . Интенсивность цвета в акварельной живописи

достигается многократным нанесением красочных слоев . Краски можно смешивать на палитре или непосредственно на бумаге , накладывая одну поверх другой .В наши дни акварель - одна из основных техник живописи, едва ли не самая известная и высокооценимая. Работа акварелью доставляет большое удовольствие , поскольку открывает перед художником

возможность создавать работы , полные свежести , непринужденности и свободы. Хотя по своей природе акварель - материал достаточно хрупкий и для работы с ней требуется несложное оборудование , эта живописная техника позволяет создавать художественные произведения , полные

красоты и изящества . Овладение акварелью, как, впрочем , и другими

техниками , требует от художника упорной работы , постоянной практики и бесконечных упражнений . Со временем практические навыки позволят

усовершенствовать мастерство и развить воображение . Многое будет

зависеть от личного старания , силы

воли и постоянства . И если художник сумеет проявить твердость

характера в сочетании с основательным знанием особенностей техники

акварельной живописи, наградой ему будут прекрасные результаты.

1.1 ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ.
В пейзаже по сравнению с натюрмортом, интерьером, портретом

измерения пространства , масштабности. Перед живописцем открываются большие просторы, многоплановость ( глубина точки зрения), богатое

разнообразие форм , величин, цветов, необычность и постоянная смена

освещения, атмосферных явлений. Умение разобраться в своих впечатлениях

От пейзажа, найти в нем самое интересное, главное, отобрать нужные детали (а их в природе очень много) и подчинить их целому – задача трудная даже для опытного пейзажиста.

4

При работе над натюрмортом , интерьером натура все время остается

неподвижной, освещение и световоздушная среда в помещении относительно постоянны ( особенно если окна выходят на север), объекты натуры находится рядом с художником изображаемое пространство неглубокое, хорошо видны форма, пропорции, цвет, материальность предметов, отдельные детали. В этих жанрах внимание и живописный интерес художника в основном

сосредоточиваются на характере формы, материала тонально-цветовой

моделировке, цветовой рефлексной взаимосвязи предметов. Задача передачи

световоздушной среды, перспективных эффектов не исключается, но и не

главенствует. В живописи пейзажа, напротив, внимание художника направлено главным образом на решение задач передачи пространства, состояния

освещения, атмосферных явлений и влияния всего этого на предметный мир пейзажа. Разные времена года, части суток, солнечный или лунный свет, ветер

( слабый или сильный)- и все это оказывает огромное влияние на вид природы и способно очень быстро преобразить пейзаж до неузнаваемости ( например, быстро надвигающаяся гроза , вспышки молнии, ураган, восход или закат солнца).

Природные явления, влияя на общее состояние пейзажа вызывают у нас

ответные чувства - тревогу, страх, печаль, радость и т. п. Поэтому в

пейзажной живописи важно верно передать состояние освещенности,

атмосферные явления, пространство и вызвать тем самым у зрителя

соответствующие чувства. Им пейзаж, как никакой другой жанр, способен

пробудить горячее, пронзительное чувство любви к Родине родной земле. Он играет огромную роль в патриотическом, нравственном, эстетическом

воспитании человека.

В живописи пейзажа художник имеет относительную свободу в

колористических поисках, трактовке эмоциональных переживаний при

восприятии пейзажа. Однако, по выражению К.Ф. Юона, в злоупотреблении этой относительной свободой скрыта « опасность творческого оскудения или безответственности искусства». В «Заметках пейзажиста» В.В. Мешков

отмечал , что работая над картиной, он всегда заботился о материальности формы. Камень должен быть камнем, пишет он- а не просто цветовым

обозначением , и хорошо, когда зритель может понять, гранит это известняк или песчаник. Надо заметить , что в молодости, не без влияния определенных художников, я считал понятием по счастью , я скоро отказался от этого вредного утверждения. Обобщить в картине- не значит отказываться от

стремления к совершенству формы. Работа над пейзажем, как и работа над

фигурой, портретом, требует от художника умения свободно рисовать и писать

красками. В противном случае затруднения в передаче

живописно-пластических качеств натуры

вынуждают художника изображать предметы приблизительно,

декоративным пятном. Так иногда в этюдах изображаются облака, деревья, дома, животные , люди и т.д. Однако изображение в пейзаже названных предметов и объектов – это не только живописная задача. Это органичная

задача по созданию образа природы. Да и живописную задачу трудно

решить , если, например , плох предварительный рисунок.

5

Вместе с тем рисунок в пейзаже не следует понимать и как стремление к графичности ,жесткости изображения. Например, картины И.И. Левитана

« Свежий ветер» , « Березовая роща » не графичны, но нарисованы очень

убедительно. Вот почему пейзаж надо не только учиться писать ,но и рисовать – графитным и цветными карандашами, пером, углем , сангиной, работать в гравюре и т.п. Разнообразие техник, материалов в работе над пейзажем широко приняли И.И. Шишкин, И.И.Левитан. Начинающие живописцы должны

изучать природу во всех ее проявлениях, постоянно развивать и накапливать запас наблюдений и представлений о ней. Надо всесторонне анализировать различные явления, объекты , детали элементы пейзажа, как в отдельности , так и во взаимодействии с окружающими предметами, освещением, средой. Надо изучать гармонию цвета, форм , деталей окружающего мира, писать длительные и кратковременные этюды в различное время года, дня и состояния погоды, делать наброски и зарисовки как с отдельных элементов пейзажа, так и с панорамных, картинных видов.
  1   2   3   4