Работа над пейзажем, нельзя его просто « срисовывать». Пейзаж требует
от художника взволнованного, поэтического отношения к действительности.
Живописец передает не только видимый « предметный сюжет» красоту пейзажа, но и то настроение которое вызвал в его душе изображаемый мотив. Если же он оставил художника равнодушным, то это неизбежно проявится и в этюде, который будет пустым , холодным , хотя внешне, в техническом отношении, может быть исполнен достаточно уверенно .
С чего начинать работу над пейзажем? Прежде чем начать рисовать или писать пейзаж, надо хорошо его знать в целом и в деталях. Ни в коем случае нельзя пренебрегать изучением так называемого микропейзажа ( малых форм ) т.е. надо обязательно рисовать и писать травы, кустарники, цветы, камни, ко
ряги, стволы и кроны деревьев, облака в их естественном состоянии. Далее возможны задания, в которых ставится цель изучить и передать , допустим, характер, « портрет» всего дерева- его пластику , цвет ствола и веток, характера
кроны. Здесь не исключается требование передачи пространства, материальности предметов, задача цельности изображения.
В следующих заданиях можно писать отдельные предметы- транспорт,
деревья, растения с каким- либо планом ( фоном) пейзажа: небом, лугом ,косогором, рекой и. т. д. Так , следует идти от изучения отдельных малых форм, предметов к изображению группы предметов, объектов в их взаимосвязи между собой, с окружающей средой, пространством, освещением. Дале- живопись пейзажа с многоплановым пространством, передача состояния освещенности, световоздушной среды и влиянии всего этого на предметный мир пейзажа. Разумеется , выполнение таких упражнений не исключает параллельной работы над различными видовыми этюдами ( мотивами или этюдами на состояние) .
В природе имеется бесчисленное множество различных пород деревьев, кустарников, трав, цветов и другой растительности. Их формы, размеры, характер пластики, цвет веток , стволов, листьев и кроны в целом бесконечно разнообразны. В то же время они имеют характерные признаки, по которым мы легко отличаем их как зимой, так и летом (например, березу от клена или акации,
6
сосну от ивы, лопух от полыни). В свою очередь каждое отдельное растение или дерево имеет свои отличительные признаки, свое « лицо» среди родственных ему видов. И вот эти особенности растительного мира художник должен уметь подмечать и передавать в своих работах.
Особого внимания требуют к себе вести деревьев – их общее очертание, характер, пластика, взаимное положение в пространстве.В этюдах учащихся ветви изображаются, как правило, фронтально, « распластанными» на плоскости, редко в глубь условного пространства или идущими вперед на зрителя.
Рисование облаков также необходимо, как и рисование наземных предметов. облака бывают различной формы, величины, светлоты, цветовой окраски. Их цвет зависит от рефлекса неба, от того над каким пейзажем на земле они
проплывают, от состояния атмосферы вечернего или дневного освещения. Характер облаков может быстро изменятся, как они не только движутся по ветру , но одновременно изменяются по очертаниям. Поэтому необходимо запоминать
первоначальный вид облаков и иногда по памяти дописывать этюд, стараясь выдержать его в том состоянии, с которого начиналась работа.
Не меньше внимание надо уделять изображению воды и отражениям в ней предметов, неба в различную погоду. Подобно изучению малых форм микропейзажа, надо учиться рисовать и писать форму, пластику, цвет, движение одной или даже части волны. Такие этюды следует делать в графическом и цветовом выражении. Затем полезно написать несколько этюдов водной поверхности с волнами.
Особого внимания требует живопись городского пейзажа. Если эмоциональный строй, допустим, горного , морского или просто « видового « пейзажа создается естественной природной гармонией форм, цвета , величин предметов, то в городском, индустриальном или сельском пейзаже многое зависит от умения людей создавать эту гармонию, « вписывать» в пейзажа. Местности город, село , кварталы, улицы, дома художественно-декоративное Оформление и .т.д. Город наполнен большим количеством транспорта с различной окраской , людей в разноцветной одежде, всевозможным оформлением: световыми рекламами, лозунгами, плакатами , афишами, дорожными знаками, светофорами и т. д. Все это создает своеобразный образ того или иного города его эмоциональный настрой и вместе с тем очень большие трудности в выборе мотива и его изображения.
Работа над этюдами городского пейзажа требует от учащихся умения рисовать дома ,транспорт ,улицы в соответствии с законами перспективы ;умения разобраться во всем многообразии цвета ,света, масштабности предметов и объектов ,увидеть во всем характерное ,привести изображение к цельности и единству.
Городской пейзаж требует глубокой и всесторонней подготовки. Надо делать этюды, а также зарисовки ,наброски архитектурных ансамблей, сооружений, отдельных зданий ,их частей , деталей ,декоративных украшений .В этюдах важно художественное постижение характера зданий, их живописно-
7
пластических качеств ,изучение стилевых особенностей архитектурных ансамблей .
Надо обращать внимание и подмечать ,как интересно сочетаются формы, объемы ,материал ,цвет ,масштабность зданий с легким ажурным плетением ветвей и листвы деревьев ,как выглядят в окружении архитектурных сооружений люди, транспорт ,как смотрится архитектура по отношению к небу , деревьям в различное время дня и в разных погодных условиях .
Каждый мотив интересен .Свои наблюдения, поиски надо стараться делать в различное время дня ,при разном состоянии погоды и точках зрения на
натуру . В поисках интересного мотива полезно походить по улицам,окраинам или выйти за город ,село , в поле ,в лес, на речку. Важно ,чтобы увиденный мотив заинтересовал художника.
1.2 ИЗ ИСТОРИИ АКВАРЕЛИ.
Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце 18-начале 19 века. К этому времени были выработаны определенные методы и технические приемы, обеспечившие ее расцвет и широкое признание. Акварельная живопись первой половины 19 века получает распространение как миниатюра на бумаге, сохраняя качества, присущие миниатюре на кости и эмали: тонкий рисунок, тщательную моделировку формы и деталей мелкими штрихами и точками, чистоту красок. В начале 19 века крупные матера акварели работали в Англии. Это – У. Тернер, Р. Бонингтон , Дж. Констебль и другие.Во Франции акварелью писали О.Домье, Т. Жерико и Э. Делакруа. Великолепные образцы искусства акварели и жанровой живописи, и в портрете в тот период оставлены русскими художниками: К.П. Брюлловым, П.Ф. Соколовым, П.А. Федотовым и др. В конце 19 века акварель приобретает новые качества в произведениях И.Е. Рерина, В.А. Серова, М.А. Врубеля. В работах этих мастеров техника исполнения становится более свободной и темпераментной. Мастера советского искусства – А.М. Герасимов, Кукрыниксы, О.Г.
Верейский и многие др. – продолжают лучшие традиции акварельной живописи, особенно в области книжной иллюстрации и в пейзаже. На прилагаемых
репродукциях с работ русских художников мы можем видеть не только возможности, которые заключает в себе акварель как материал живописи, но и разнообразие применяемых художником технических приемов. В картине Брюллова “Семья итальянца” раскрываются особенности художественной манеры, получившей в истории живописи наименование техники миниатюры. Здесь четкий классический рисунок, тщательная проработка деталей, тонкая
моделировка фактуры предметов и тканей.”Итальянский пейзаж” А. А. Иванова выполнен более свободно. Художник достигает совершенства в передаче естественного освещения, воздушности, глубины пространства. Возможности акварели в портрете раскрывает работа И.Е. Репина « Д.И. Менделеев» Портрет отличается интенсивностью цвета и характерной для репинской живопси силой и
8
материальностью. Пейзаж А.П. Остроумовой - Лебедевой «Пруд в Павловске» написан в широкой, композиция построена крупными объемами , краски, хотя и прозрачны, но взяты в глубоких, бархатистых тонах. Черная акварель М. А. Врубель « Демон и Тамара», выполненная как иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова « Демон, показывает, что при умелом использовании даже одного цвета можно достигнуть большой выразительности образов, богатства тона, многообразия в трактовке форм и фактуры предметов. Как видно, возможности и средства технического использования акварели безграничны. Что ни мастер, то свой художественный язык, свои приемы; они учат быть внимательным к передаче правды жизни , к точному рисунку, к материальным свойствам предметов условиям среды и характеру освещения.
1.3 РОЛЬ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ПЕРЕДАЧЕ
СОСТОЯНИЯ ПРИ РАБОТЕ НА ПЛЕНЭРЕ .
В этой главе показано цветовое изменение пейзажа в зависимости от времени года , и одновременно предлагается знакомство с техникой рисования акварелью по мокрому грунту. На двух пейзажах изображены весна и лето в характерных для них цветах. В главе, посвященной технике рисования по мокрому грунту, мы отказались от зимнего пейзажа, так как, для того чтобы иметь возможность лучше изобразить белую поверхностью снега, должна использоваться негативная прочная краска. Каждая время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву небо. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой , о ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зеленый цвет, летние поля зерновых погружены в теплую желтизну, а осень сверкает сияющими красными, красно-коричневыми и желтыми тонами. Эти и другие краски должны использоваться и применяться вполне обдуманно. Сделанный с натуры карандашный набросок дает представление о характере ландшафта, деревьях на противоположном берегу озера и слегка структурированном переднем плане. Набросок является важным вспомогательным средством и канвой для разбивки вашей картины на части. Он проект ом во время работы. Если вы пишете акварелью,
использую технику нанесения красок по мокрому грунту, то должны отказаться от точного обозначения форм на картине, так как никогда нельзя точно предвидеть как будут расплываться краски, и слишком большая плотность форм на наброске вам бы только помешала. Поначалу может случиться так, что краски расплываются резко обозначенные края и размытые участки краски. Лучшие всего привести в соответствие размеры элементов, изображенных на картине. При данном относительно простом изображении пейзажа вполне достаточно слегка наметить карандашом линию горизонта. Работа с красками, вы можете ориентироваться по форме и размеру деревьев на наброске. После того как намечена карандашом линия горизонта, которая располагается примерно на уров
9
не нижней трети листа бумаги, нужно приготовить краски для картины. Используем небесную лазурь, индийскую желтую и прочный красный вулкан. Зеленые тона образуются прямо на бумаге в результате смешивания голубого и желтого тонов; более теплый желтый оттенок мы получаем , добавив немного красной краски, коричневый цвет можно получить, смешав на палитре или в коробке с красками голубую с небольшим количеством красной и желтой.
На этой картине бумага смачивается не чистой водой, с растворенной в ней небесной водой, а водой с растворенной в ней небесной лазурью. Для этого налейте в плоскую посуду много воды и добавляйте краску до тех пор, пока голубой цвет не приобретет нужную интенсивность. Краску готовьте в достаточном количестве, так как дополнительное смешивание краски с водой очень сложное занятие, причем едва ли удастся избежать легкого отличия цвета. Разбавленную небесную лазурь с максимальной размерностью наносим горизонтальными мазками на бумагу кистью из волоса крупного рогатого скота. Начинайте с верхней части неба. При этом кисть постоянно обмакиваем в раствор краски и не промываем в чистой воде. Только таким способом удастся равномерно нанести краску . Над линией горизонта должны работать с максимально возможной точностью и закончить прямым штрихом.
В каждом пейзаже , который мы пишем на пленэре , наблюдаем за состоянием неба . Рисование неба , покрытого облаками , кажется на первый взгляд очень сложным . Оно обладает многообразием форм и цветовых нюансов , которые могут к тому же постоянно изменяться . И несмотря на это , мы сталкиваемся здесь с меньшими проблемами , чем при черчении или создании перспективы . Небо может обладать всеми координатами цвета , а облака бесконечным разнообразием форм , и каждая из них - правильная . Поэтому нужно сконцентрироваться на совершенно ином : в какой последовательности нужно наносить краски ? И какую технику использовать ?
10
ПЛЕНЭР.
Учебная практика ( пленэр) является частью процесса обучения в детских художественных школах. Она проводится обычно после годовых экзаменационных работ, в начале лета, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции. На пленэр дети учатся изображать окружающую действительность , передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам ( рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой дальнейшего развития этих навыков. При обучении навыкам передачи световоздушной переспективы педагог должен учитывать индивидуальные качества ребенка, возрастные особенности его психики. Во время пленэра учащиеся материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы , равновесия, плановости. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы , городские и сельские пейзажи и т.п. При этом длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку.
В настоящей работе представлен подробной перечень заданий, определен характер каждого из них, также материал и время его выполнения. В первом разделе представлены общие задачи обучения, сводный тематический план занятий на пленэре и методические указания к заданиям. Во втором даны два варианта программы занятий. В третьем содержатся рекомендации по организации работы на пленэре.
1.4 ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ АКВАРЕЛЬЮ.
Обучение живописи , в том числе и живописи акварелью , должно следовать параллельно с занятиями рисунком и предполагает знание основ изобразительной грамоты . В искусстве , как и во всяком деле , путь , и для каждого , желающего стать художником , учеба продолжается в течении многих лет .
Основными знаниями начинающий будет овладевать на практике , приобретая опыт в упорном труде , наблюдая и познавая жизнь во всех ее многообразных проявлениях .
Только через работу с натуры , через усвоение определенных правил , технических приемов и технологии применяемых живописных материалов приобретаются практические знания и навыки , позволяющие впоследствии видеть и самостоятельно , по- своему , выражать виденное .
11
Работа с натуры должна непременно подкрепляться изучением лучших произведений искусства . Тогда мы не только обогащаем себя духовно , развиваем свой ум и эстетический вкус , но одновременно постигаем и основы профессиональных знаний .
Каждый начинающий имеет обычно своего любимого художника , которому он старается подражать в приемах , в технике исполнения , в выборе мотивов . Это вполне естественно .Но только необходимо при этом помнить , что мастерство художника является результатом его многолетнего творческого опыта , обусловлено его творческим дарованием и темпераментом . За техническими приемами , как говорят , за манерой мастера , стоят долгие годы учебы и пристального штудирования натуры .
2. АКТИВИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СРЕДСТВАМИ АКВАРЕЛИ.
Художественное образование занимает сегодня прочное и значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества, государства. Оно призвано не только помочь формированию творческой личности, понимающей произведения искусства, обладающей художественным вкусом, но и выработать профессиональные знания, умения и навыки.
Начальное художественное образование является важным этапом социально-профессионального становления личности. С него начинается путь формирования творца, оно закладывает азы профессионального мастерства, содействует развитию духовного, нравственного их гражданского потенциала молодого художника.
Базовыми предметами для художественного образования на всех его уровнях являются рисунок, живопись и композиция. Причем, особенно важным является то , что нельзя в полном объеме усвоить каждый их этих предметов, не изучив предметов смежных с ним.
Творчество- это проявление личного начала человека в какой – либо деятельности. Психологи творческий процесс характеризуют, как активную психическую деятельность, в которой особенно мобилизуются интеллект, эмоциональная и волевая сфера личности. Творческая деятельность проявляется в оригинальном решении композиции, в поиске нужных средств выражения и применении соответствующей техники, в расширении своих знаний и навыков.
В педагогическом аспекте, творчество - это повышенная активность ученика, в результате которой он открывает много нового для себя - в своих возможностях, в познании мира. Педагог имеет возможность влиять на творческий процесс ученика, расширять и указывать ему перспективу его развития. Педагог не имеет права полагаться на стихийное вызревание творческих сил ученика
он обязан формировать художественное мышление начинающего рисовальщика, направлять его и постоянно активизировать его творческую деятельность.
12
Так же нельзя забывать о том, что знания в изобразительном искусстве ученики воспринимают не только задействуя слух, но и зрительный аппарат, что в свою очередь ведет к формированию художественного образа о любом предмете окружающей нас
действительности .Художественный образ формируется постоянно в процессе внимательного наблюдения и изучения, переработки непосредственно воспринимаемых предметов. Способность образно мыслить редкостно – это признак большого таланта и подлинного вдохновения. Природа художественного образа в том, что типическое проявляется в характерном, общее в единичном. Художественный образ хорошо формируется непосредственно работая на пленэре.
Это своего рода дает колоссальный толчок к развитию наблюдательности и внимательному изучению природы. Если вспоминать работы таких замечательных художников как : Саврасов « Грачи прилетели», « Золотую осень « Левитана или Березовую рощу» Куинджи, «Зеленый шум» Рылова , «Облако» Дубовского .То каждый из этих пейзажей не только прекрасный, незабываемый мотив, но и практически в каждой работе присутствует типический образ природы России, - любой русский человек тысячи раз видел подобные пейзажи, они на каждом шагу. И « Грачи прилетели» , и « Золотая осень « и « Березовая роща» , « Зеленый шум», и « Облако « – художественные образы русской природы , сгусток бесчисленных жизненных впечатлений, и поэтому появление их на свет воспринималось как большое художественное событие. Их не
забудешь, однажды увидев, Художественный образ- это как бы капля, в которой отражается мир. Композиционная точность дает силу образному обобщению, увеличивает его художественное воздействие. Особое значение имеет образная трактовка пространства, как каждого « количества « в композиции. При наивном решении пространство , как и любое количество, например многолюдность, передаются целиком, так как они существуют в жизни. Но в результате такого решения получаются картины инертные. Всегда ярче и выразительнее оказывается раскрытие целого через часть. Тот же закон искусства -типическое в характерном, общее в единичном. Картина « Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? » В.А. Серова, выполненная темперой и углем на желтом картоне, вся заполнена массой фигур, обстановка фактически обусловлена, а ощущение пространства в ней огромное и совершенно достаточное для замысла. То же самое ощущение пространства присутствует и в работе. Г.Верейского « Москва . Кузнецкий мост » выполненная тушью .Работа « На сенном рынке » А.Г. Венецианова, выполненная итальянским карандашом, создает впечатление многолюдности- скопление народа, а фактически фигур не так уж много, это результат композиционного приема, передающего количество образно, а не буквально.
Перспектива в композиции должна быть не догмой, а средством идейного, образного решения задачи, требующего не только знаний, но и творческой изобретательности. Знать надо все , что возможно изучить, но нельзя допускать ,
чтобы знания традиции тормозили творчество. В нем один закон: все, что помогает с наибольшей силой и выразительностью воплотить идею, - хорошо; все,
13
что мешает этому , плохо. В искусстве нужно не только владеть опытом прошлого, но и смело изобретать в интересах задуманного художественного образа. И наконец, последняя проблема-« новизна «. Ее также следует считать законом композиции. Жизнь состоит не только из бесконечного многообразия, но бесконечно движется, создавая все новое и ново «. Реалистическое искусство не просто правдиво запечатлевает действительность, не только « зеркало» ее, пассивно отражающее все , что перед ним находится. Реалистическое искусство –
это эстетическое « открытие» жизни. Стимулом искусства является восторг , увлечение художника внезапно открывшимся ему и удивительным в окружающей обыденности. И все действительно выдающееся в искусстве отличается этой чертой – неожиданностью впервые созданного. Что больше примелькалось нам, чем бесконечные пейзажи И.И. Шишкина. И тем не менее, когда встречаешься с ними, поражаешься ощущению их нестареющей новизны. И наоборот, бывает, что видишь только что законченное произведение, и с первого взгляда кажется, что это где- то уже не раз встречалось. В основе такого произведения не художественное « открытие», а шаблон или компиляция. Новизна- драгоценнейшее качество композиции .Но тут же нужно сказать, что нечего нет хуже в искусстве, чем новизна как самоцель. Это приводит лишь к кривлянью, к «кокетству». Композиция картины Давида « Смерть Марата» была настоящим открытием по неожиданности, невиданности и смелости решения. Но это было пластическое воплощение мощного гражданского чувства великого художника. « Нарочно» выдумать такую оригинальную композицию, без глубокого стимула, невозможно.
Настоящим новатором может быть человек, открытый к восприятию « нового» в жизни, полный любопытства к этому « новому « и страстного желания утвердить это новое, запечатлев его, обратив на него внимание современников, и поэтому так важна для художника его идейная сущность, его пафос. Скептицизм же, душевная опустошенность творчески бесплодны
Необходимо наиболее важным уловить, как эти « законы природы», использованные в процессе художественного творчества, принимают формы « законов композиции» . Сознательно или интуитивно следуя им, художник создает « некую вторую природу » - произведение искусства. Композиция –закономерно устроенный организм, все части которого находится в неразрывной связи и взаимозавимости. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея , свойственная природе замысла, дает пластическую основу композиции.
Ничто в композиции не должно повторяться. В первую очередь – силуэты. Композиция должна объединять в единое, нерасторжимое целое бесконечное разнообразие деталей.
Выразительность композиции зависит от контрастов, лежащих в ее основе. В композиции сочетаются не только разнообразные, но и контрастные противоположные элементы: объем и плоскость, свет и тень, большое и малое, близкое и далекое, цвета холодные и теплые, а также контрасты положений, на которых строится сюжет. Детали композиции должны быть только разнообразны и выразительны, но и динамичны, ибо жизнь – это движение. Через один изо-
14
браженный момент композиция должна передавать тол, что предшествовало ему что может последовать. Художник должен воспринимать и передавать жизнь в ее движении, развитии.
Композиция должна быть не только содержательной и умелой, но и новой. Искусство не просто фиксирует то ,что видит в жизни художник. Искусство есть постоянное открытие прекрасного в обыденном. Способность видеть новое в жизни и находить ему соответствующую пластическую форму – основа новаторства. Итак, легко увидеть , что основными законами искусства являются всеобщие законы жизни природы, мышления, истории, своеобразно выраженные в специфической области, законы диалектики. Основа художественного образа – зрительное восприятие, и чем больше у учеников знаний и представлений об архитектуре и пейзаже , тем богаче и выразительнее будут их рисунки. И эмоционально- чувственные впечатления в процессе формирования художественного образа играют важную роль. Психологи утверждают, что когда ученик способен использовать ранее усвоенные знания, способы и навыки для решения новой задачи, то он, безусловно, проявляет свою творческую инициативу, иначе говоря, творит. Умение ученика комбинировать и преобразовывать ранее известные ему способы деятельности при решении поставленной задачи говорит о его творческом подходе к делу. На занятиях изобразительным искусством ученик всегда должен подходить к решению учебных задач. Например ,приступая к рисованию композиции архитектурного пейзажа, он творчески и
использует свои знания и навыки о человеческих пропорциях, которые возможно будут размещаться в данной композиции, о законах линейной и воздушной перспективы. Т.е. ученик творчески использует свои знания и навыки. Рисуя с натуры или по представлению ученик активно включает свои навыки, знания и воображение, а это уже творческий процесс. Занимаясь изобразительной деятельностью , ученик в своей работе создает воображаемое пространство, что требует от него активного творческого мышления. Творческая активность здесь проявляется в самостоятельности мышления.
Творчество вообще является двигающей силой, которая развивает и формирует способности к изобразительной деятельности. Этого нельзя забыть, обучая детей ИЗО искусству. И основываясь на общие дидактические принципы, педагог должен стимулировать творческие ростки и личности ребенка. Чтобы более полно рассмотреть их влияние формирование творческого мышления и взаимосвязь между ними – надо шире ознакомиться с дидактическими принципами. О них речь пойдет далее.
Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, имеет важное значение в воспитании учащихся. Занятия изобразительным искусством вооружают школьника основами научных знаний, способствуют познанию детьми окружающего мира и содействуют их идейному, нравственному и эстетическому воспитанию.
В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развивается мышление , зрительная память, творческое воображение, художественные способности, эстетические чувства, играющие немаловажную роль в формировании мировоззрения. Все это находит свое решение при реализации систему
15
учебно- воспитательных задач, постановленных перед предметом « Изобразительное искусства». Их успешное выполнение возможно лишь при строгом соблюдении дидактических принципов в процессе преподавания, которые приобретают конкретное выражение и содержание в зависимости от специфики преподаваемого предмета.
Принципы воспитывающего обучения; научности обучения, систематичности и последовательности; прочности усвоения учебного материала; наглядности обучения; создания проблемных ситуаций , все они играют важную роль в учебно- воспитательном процесс. Надо отметить ,что принципы сознательного и активного обучения, также чрезвычайного важны в обучении изобразительному искусству. Пребывание сознательности и активности обусловлено необходимостью осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу. Особенно важным самостоятельность, творческое отношение учащегося к процессу изображения во время рисования на темы и декоративного рисования.
Специфика этих видов работы обуславливает необходимость самостоятельного творческого решения рисунков и заданную тему- акварельный пейзаж, иллюстрации к сказке, басне , стихотворению и т.п. для того , чтобы ученик творчески подошел к выполнению заданий, учитель должен подробно проанализировать цели и задачи урока, объяснить последовательность работы, указать материал, в котором следует выполнять рисунок, заинтересовать ученика заданием. В этом случае процесс познания будет отличатся активностью, глубиной и последовательностью.
Еще один принцип, который позволяет развивать, формировать, обучать в процессе учебы- это принцип доступности. Он основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей. При этом правильно определенная посильность обучения способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, содействует ускорению их общего развития.
Так изучение и передача в рисунке формы предметов действительности во фронтальном положении без передачи объема, перспективного сокращения формы (1-2 классы постепенно завершается анализом и изображением в рисунке предметов в различных пространственных положениях с передачей объема, перспективного сокращения формы ( 3-4 классы ). Все принципы опираются на психологические основы обучения, развития и формирования творческих способностей и художественного мышления.
Рассмотрим , как осуществляется развитие и формирование зрительного восприятия, мышления, памяти, чувств и др. Психологических процессов на уроках тематического рисования с натуры. На уроках ИЗО ученик ДХШ, изображая тот или иной предмет, накапливает зрительные образы, т.е. отображает окружающую действительность через ощущение и восприятие, что в свою очередь выражается чувством отражения. При этом в процессе отражения действительности глубокое всестороннее познание ее возможно лишь при участии мышления, в ходе анализа и синтеза. С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные связи между ними, которые
недоступны непосредственному познанию . В ИЗО искусстве любой процесс
16
изображения построен на постоянном мышлении, т.е. мышлении, т.е. при участии: анализа, синтэза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации.
Одно из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству- развитие у школьников наблюдательности. Учитель должен все время помнить, что развитие наблюдательности является необходимым условием успешной творческой работой над рисунком. Занимаясь рисованием на тему « Архитектурный пейзаж, школьник проявляет наблюдательность, вспоминает свои впечатления и жизненные наблюдения. Также целенаправленное развитие внимание в зрительной мере на уроках ИЗО определяет успех познания учащимися окружающей действительности и дальнейшего творческого отражения в своих работах
Большую роль в развитии и формировании творческих способностей играет зрительная память. Специфика изобразительной деятельности требует довольно высокого уровня развития зрительной памяти. Изобразительное творчество школьников не мыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, которые в совокупности со зрительными образами, полученными непосредственно в процессе рисования с натуры, создают полноценный образ , необходимый школьнику для его реализации в тематическом рисунке. Конечно целью школьника является также знание предмета, которое давало бы возмож
ность владеть умением изображать его по представлению совершенно свободно. Необходимо у школьников развивать способности рисовать по памяти и по
представлению. Нередко в практике преподавания изобразительного искусства рисования по памяти и по представлению противопоставляется рисованию с натуры. Некоторые преподаватели считают, что рисование по памяти и по представлению не имеют точек соприкосновения с рисованием с натуры и , что успех в изобразительном творчестве достижим только в том случае, если художник будет все время рисовать по представлению и, как можно меньше с натуры , так как натура сковывает оперирование образами- представлений- однако это не так. Рисование по памяти и по представлению в изобразительной деятельности занимает важное место. Но представления, которые необходимые в художественном творчестве- представление обогащенные. Если представления не подкреплены восприятием натуры в процессе изображения или перед изображением, они носят, как правило, очень общий и расплывчатый характер . Например, занимаясь на занятиях изображением архитектуры и пейзажа, на уроках ИЗО ученик ДХШ не получивший навыка натурного изображения природы и различного облика отдельных зданий и ансамблей архитектуры, сталкивается с определенными трудностями, т.к. образы предметов носят расплывчатый характер. Внимание изучение натуры, постоянный анализ и синтез сравниваемых сравниваемых свойств и особенностей, изображаемых объектов , упражнения в рисовании по памяти и по представлению служат той необходимой базой, на основе которой развивается воображение школьника, и особенно творческое воображение.
Формированию творческого воображения и мышления детей способствует и рисование на темы . В процессе тематического рисования учащийся должен
самостоятельно раскрыть конкретную тему , сюжет , творчески решить ком-
17
позицию , продумать цвет, освещение . В рисунках на темы ярко проявляется самостоятельность , оригинальность мышления , умения рисовать от себя - выражать изобразительными средствами свои мысли и чувства .
Еще одна из центральных проблем методики изобразительного искусства - развитие творческих способностей учащихся . Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний , умений и навыков . Обучение и воспитание служат решающим фактором в формировании способностей . В школьниках необходимо формировать умение образно мыслить . Изобразительное творчество основано на содержании новых художественных образов. В сущности, любая композиция требует умения образно увидеть изображаемое. Нельзя создать сюжетную композицию, предварительно ясно не представив ее, причем по мере выполнения уточняются образы воображения, конкретизируется композиция в целом и в представлении учащегося. Вот почему способность образно мыслить, четко представлять изображаемое, особенно тесно связано с способностью компоновать. Развивать эту способность необходимо с первых занятий рисованием и на протяжении всей изобразительное деятельности. Умение учебника компоновать непосредственно проявляется на уроках иллюстрирования и на заданные темы. И играет важную роль , т.к. неумело закомпонованный рисунок не сможет правильно передать задуманный художественный образ и его смысл в работе ребенка.
|