Главная страница

Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха


Скачать 97.91 Kb.
Название Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха
Дата 07.03.2016
Размер 97.91 Kb.
Тип Доклад

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

школа-интернат №2 I и II вида г. Ейска Краснодарского края

Доклад на тему:

«Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха»

Учитель-логопед: Н.А. Димитриева

В последнее время в специальных школах для глухих и слабослышащих детей увеличивается количество учащихся с комплексными нарушениями в развитии. По данным Т.Розановой (2003 г.) у 20 - 35% глухих и слабослы­шащих отмечается первичная задержка психического развития; чаще стали поступать дети с нарушениями интеллекта, зрения, а также с ДЦП. Речевые нарушения таких детей носят системный характер и затрагивают все компо­ненты речи: фонетическую сторону, лексику и грамматический строй. У на­ших детей бывают несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Имеется слабость мотивации, снижение по­требности в речевом общении; нарушено смысловое программирование ре­чевой деятельности. У большинства детей в различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомо- торный, но наиболее неразвитыми оказываются смысловой и языковой уров­ни.

Особенностями работы над речью в школах для детей с нарушениями слуха являются максимальное включение анализаторов, актуализация ощу­щений, использование разнообразной наглядности. Например, при постанов­ке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя. Постоянно использую в своей работе схемы правильной артикуля­ции звуков, игровые упражнения.

Считаю, что важное значение имеет дифференцированный подход, не­обходимость учитывать особенности ребенка, его работоспособность, осо­бенности моторного развития, причины и механизмы речевых расстройств.

В свои занятия с детьми, особенно в младших классах, постоянно вклю­чаю упражнения для развития тонкой моторики рук, задания по оречевлению действий, элементы логоритмики.

Усвоенные на индивидуальных занятиях правильные речевые навыки нередко исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. Поэто­му, по возможности, стараюсь привлекать к закреплению полученных ре­зультатов воспитателей и родителей.

Учитывая быструю утомляемость детей, одним из залогов успеха в рабо­те над речью на индивидуальных занятиях считаю:

  1. Частую смену видов деятельности, переключение ребенка с од­ной формы работы на другую.

  2. Ясное понимание ребенком цели занятия, изложение цели заня­тия конкретно, в доступной для него форме.

  3. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков нужен умеренный темп работы.

  4. Постоянно поддерживать у ребенка интерес к работе над речью, воздействовать на его эмоциональную сферу, хвалить его за ма­лейший успех.

5. Несформированность самоконтроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи дефектолога, учите­ля, воспитателей и родителей.

Стараюсь, чтобы не только на индивидуальных занятиях, но и в классе, и во внеурочное время, и, по возможности, дома осуществлялось закрепление речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в процессе кор­рекции нарушений речевого развития у детей. Но надо отметить, что такой взаимосвязи удается достичь редко, хотя в идеале это необходимо. И еще было бы хорошо проводить коррекцию речевой патологии в тесной связи с медицинскими работниками. Думаю, что индивидуальная работа будет эф­фективней, если, например, при наличии у ребенка чрезмерной возбудимости коррекционная работа на индивидуальных занятиях проводится на фоне ус­покаивающей терапии. А некоторым детям необходимо лечение у невролога, психоневролога. Рекомендую мамам на каникулах посетить этих специали­стов, получить рекомендации и, при необходимости, систематически проле­чивать детей. Но, к сожалению, к таким советам прислушиваются далеко не все родители.

Отклонения в развитии словесной речи тормозят развитие всех познава­тельных процессов, затрудняют общение с окружающими, отражаются на формировании социальных потребностей. Поэтому так важна система коррекционной работы для неслышащих детей за счет сохранения анализаторов и обеспечения компенсаторного пути развития.

Работа по развитию устной речи строится дифференцированно на основе выявленных возможностей и резервов развития слухозрительного и слухово­го восприятия устной речи, произносительных навыков с учетом уровня ре­чевого развития, индивидуальных психофизических особенностей учащихся. Вся эта работа ведется при постоянном пользовании электроакустической аппаратурой в ходе всего учебного процесса.

Развитие речевого слуха активизирует речевое поведение ребенка, кото­рое проявляется в его желании и умение вступать в речевой контакт с помо­щью устной речи как со взрослыми, так и со сверстниками.

Задачи развития произносительной стороны устной речи у неслышащих школьников включают формирование фонетически внятного, членораздель­ного произношения, достаточно естественного звучания речи. Формируя умение говорить эмоционально и выразительно, активно использовать в ре­чевом общении естественные невербальные средства коммуникации облегча­ет общение глухих со слышащими.

От качества фонетического оформления речи глухого зависит в какой степени она доступна пониманию окружающих и станет ли базой владения языком, выполняет ли роль орудия мышления.

Поэтому главной и важной является задача формирование достаточно внятной речи у глухих детей.

Для этого произношения должно быть максимально членораздельным и возможно более полно отражать фонетическую систему языка. Устная речь может быть сравнительно внятной, но при этом недостаточно членораздельной. Важной задачей является формирование более естественного звучания речи глухих детей. Это относится и к качеству звучания голоса, к умению со­блюдать словесное ударение, правила орфоэпии, к соблюдению фразовой ин­тонации, ее ритмико-мелодической структуры.

Обучение произношению начинается с комплекса упражнений по разви­тию речевого дыхания: формирование длительного выдоха, умению воспро­изводить слитно, но на одном выдохе слова и короткие фразы.

Большое внимание уделяется работе над голосом нормальной высоты, силы и тембра. Формирование произносительной стороны речи включает ра­боту над словами и фразой: формируется умение произносить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и правила ор­фоэпии. Работа над фразой включает формирование умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно, при необходимости деля фразу паузами на отдельные синтагмы.

Отработка элементов интонации проводится на речевом материале, зву­ковой состав которого дети воспроизводят правильно. Речевой материал для работы над произношением включает слоги, слогосочетания, звуки, а также слова, словосочетания, фразы. Нередко используются диалоги, применяются приемы обыгрывания ситуаций с фигурками, игрушками. Кроме этого, при обучении произношению для автоматизации и дифференциации звуков ис­пользуются стихи, чистоговорки, пословицы, загадки, несложные тексты.

учетом характера нарушении речи работа над формированием произ­ношения в школах для слабослышащих и глухих детей проводится над рече­вой системой в целом. На каждом индивидуальном занятии ставлю задачи коррекции нарушений не только фонетической, но и лексико-грамматической стороны речи. Стараюсь связывать свои занятия, т.е. тот ре­чевой материал, который используется на занятии, с программой по русско­му языку и развитию речи, чтобы, закрепляя тот или иной звук, помочь по­нять ребенку лучше грамматические темы.

Приведу несколько примеров.

При автоматизации, например, звуков [л], [р], [л'], [р'] использую такие упражнения, задания:

1 измени слова



а. Ед. ч

Река

Мн. ч

Реки


Перо

Пример

Словарь

Журнал

Грелка

б. Один Много (чего?)

Лист Листьев

Ручка

Карандаш

Дерево

Правило

Зверь

Стрела

в. Горная река – горные реки

Орлиное перо

Теплая грелка

Земное дерево
2. Образуй прилагательные
а. Что? Какой

?

Море морской Добро

Зеркало

Клен

Лиса

Правда

Орел

б. Образовать прилагательные и прочитать словосочетани


е


Боль - больной ребенок

Спорт - игры

Гора - река

Хитрость - _______ лиса

Клен - __________листья

Класс - __________руководител


ь


  1. Составить словосочетания

Сладкий жители

Зеркальное слова

Лесные апельсин

Теплое отражение

Словарные белье

  1. Образовать глаголы

Что? Что делать? Что делал?

Крик кричать кричал

Пляска

Блеск

Зелень

Сторож

Грелка


  1. Подобрать слова, близкие по смыслу

Печальный дрожать

Мрачный быстрый

Проворный лодырь

Лентяй грустный

Трястись угрюмый


  1. Подобрать слова, противоположные по смыслу

Радость -

Горячий -

Длинный -

Потерял -

Ленивый -

Смелый -



  1. Измени по падежам

И.п. красное платье (горячая грелка, большой ребенок)

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.


  1. Измени по лицам

Я громко кричу Ты громко


горит фонари

журчит воробей



  1. Измени слова

Один (одно, одна) Серый воробей (проворная белка, спелое яблоко, белая береза, красный шар, про­зрачная льдинка)

Два

Пять

11.Определи род существительных: зеркало, фонарь, стекло, крик, кра­сота, прилагательное, глагол, наречие, клюв, радость, журнал, приро­да, ларек, Григорий, Лариса, боль, деревня, село, больница, дерево, орел, кровать.
У большинства глухих и слабослышащих детей недостаточно развито наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Поэтому на индивиду­альных занятиях наряду с развитием речи работаю над формированием на­глядно-образного и словесно-логического мышления: учу детей обобщать, исключать, подбирать предметы по их признакам, определять функциональ­ные свойства предметов (для чего нужен?); сравнивая два предмета, опреде­лять и выделять их существенные признаки.

При подготовке к занятиям стараюсь учитывать индивидуальные воз­можности восприятия учащимися фонетических элементов речи без аппарата (единичные случаи в нашей школе). Формирование умения произносить сло­ва слитно, на одном выдохе, определять количество слогов в слове, изменять

силу голоса в связи со словесным ударением, с повествовательной и вопро­сительной интонацией служит предпосылкой к выработке выразительной устной речи.