Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
школа-интернат №2 I и II вида г. Ейска Краснодарского края
Доклад на тему:
«Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха»
Учитель-логопед: Н.А. Димитриева
В последнее время в специальных школах для глухих и слабослышащих детей увеличивается количество учащихся с комплексными нарушениями в развитии. По данным Т.Розановой (2003 г.) у 20 - 35% глухих и слабослышащих отмечается первичная задержка психического развития; чаще стали поступать дети с нарушениями интеллекта, зрения, а также с ДЦП. Речевые нарушения таких детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетическую сторону, лексику и грамматический строй. У наших детей бывают несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Имеется слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности. У большинства детей в различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомо- торный, но наиболее неразвитыми оказываются смысловой и языковой уровни.
Особенностями работы над речью в школах для детей с нарушениями слуха
являются максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений, использование разнообразной наглядности. Например, при постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя. Постоянно использую в своей работе схемы правильной артикуляции звуков, игровые упражнения.
Считаю, что важное
значение имеет дифференцированный подход, необходимость учитывать особенности ребенка, его работоспособность, особенности моторного развития, причины и механизмы речевых расстройств.
В свои занятия с детьми, особенно в младших классах, постоянно включаю упражнения для развития тонкой моторики рук, задания по оречевлению действий, элементы логоритмики.
Усвоенные на индивидуальных занятиях правильные речевые
навыки нередко исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. Поэтому, по возможности, стараюсь привлекать к закреплению полученных результатов воспитателей и родителей.
Учитывая быструю утомляемость детей, одним из залогов успеха в работе над речью на индивидуальных занятиях считаю:
Частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Ясное понимание ребенком цели занятия, изложение цели занятия конкретно, в доступной для него форме.
Для эффективного усвоения правильных речевых навыков нужен умеренный темп работы.
Постоянно поддерживать у ребенка интерес к работе над речью, воздействовать на его эмоциональную сферу, хвалить его за малейший успех.
5. Несформированность самоконтроля, слабость волевых процессов
обуславливает необходимость тесной связи дефектолога, учителя, воспитателей и родителей.
Стараюсь, чтобы не только на индивидуальных занятиях, но и в классе, и во внеурочное время, и, по возможности, дома осуществлялось закрепление речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в процессе коррекции нарушений речевого развития у детей. Но надо отметить, что такой взаимосвязи удается достичь редко, хотя в идеале это необходимо. И еще было бы хорошо проводить коррекцию речевой патологии в тесной связи с медицинскими работниками. Думаю, что индивидуальная работа будет эффективней, если, например, при наличии у ребенка чрезмерной возбудимости коррекционная работа на индивидуальных занятиях проводится на фоне успокаивающей терапии. А некоторым детям необходимо лечение у невролога, психоневролога. Рекомендую мамам на каникулах посетить этих специалистов, получить рекомендации и, при необходимости, систематически пролечивать детей. Но, к сожалению, к таким советам прислушиваются далеко не все родители.
Отклонения в развитии словесной речи тормозят развитие всех познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, отражаются на формировании социальных потребностей. Поэтому так важна система коррекционной работы для неслышащих детей за счет сохранения анализаторов и обеспечения компенсаторного пути развития.
Работа по развитию устной речи строится дифференцированно на основе выявленных возможностей и резервов развития слухозрительного и слухового
восприятия устной речи, произносительных навыков с учетом уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей учащихся. Вся эта работа ведется при постоянном пользовании электроакустической аппаратурой в ходе всего учебного процесса.
Развитие речевого слуха активизирует речевое поведение ребенка, которое проявляется в его желании и умение вступать в речевой контакт с помощью устной речи как со взрослыми, так и со сверстниками.
Задачи развития произносительной стороны устной речи у неслышащих школьников включают формирование фонетически внятного, членораздельного произношения, достаточно естественного звучания речи. Формируя умение говорить эмоционально и выразительно, активно использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации облегчает общение глухих со слышащими.
От качества фонетического оформления речи глухого зависит в какой степени она доступна пониманию окружающих и станет ли базой владения языком, выполняет ли роль орудия мышления.
Поэтому главной и важной является задача формирование достаточно внятной речи у глухих детей.
Для этого произношения должно быть максимально членораздельным и возможно более полно отражать фонетическую систему языка.
Устная речь может быть сравнительно внятной, но при этом недостаточно членораздельной. Важной задачей является формирование более естественного звучания речи глухих детей. Это относится и к качеству звучания голоса, к умению соблюдать словесное ударение, правила орфоэпии, к соблюдению фразовой интонации, ее ритмико-мелодической структуры.
Обучение произношению начинается с комплекса упражнений по развитию речевого дыхания: формирование длительного выдоха, умению воспроизводить слитно, но на одном выдохе слова и короткие фразы.
Большое внимание уделяется работе над голосом нормальной высоты, силы и тембра. Формирование произносительной стороны речи включает работу над словами и фразой: формируется умение произносить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и правила орфоэпии. Работа над фразой включает формирование умения
воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно, при необходимости деля фразу паузами на отдельные синтагмы.
Отработка элементов интонации проводится на речевом материале, звуковой состав которого дети воспроизводят правильно. Речевой материал для работы над произношением включает слоги, слогосочетания, звуки, а также слова, словосочетания, фразы. Нередко используются диалоги, применяются приемы обыгрывания ситуаций с фигурками, игрушками. Кроме этого, при обучении произношению для автоматизации и дифференциации звуков используются стихи, чистоговорки, пословицы, загадки, несложные тексты.
учетом характера нарушении речи работа над формированием произношения в школах для слабослышащих и глухих детей проводится над речевой системой в целом. На каждом индивидуальном занятии ставлю задачи коррекции нарушений не только фонетической, но и лексико-грамматической стороны речи.
Стараюсь связывать свои занятия, т.е. тот речевой материал, который используется на занятии, с программой по русскому языку и развитию речи, чтобы, закрепляя тот или иной звук, помочь понять ребенку лучше грамматические темы.
Приведу несколько примеров.
При автоматизации, например, звуков [л], [р], [л'], [р'] использую такие упражнения, задания:
1 измени слова