|
Использование в работе педагога-психолога сетевых и дистанционных технологий
Использование в работе педагога-психолога сетевых и дистанционных технологий
Важным компонентом образования в современном обществе является воспитание зрелой социализированной личности, способной креативно мыслить и свободно ориентироваться в условиях динамично меняющейся жизни. Применение информационно-коммуникационных технологий дает возможность намечать реальные задачи подготовки и адаптации обучающихся к взрослой жизни, с учетом индивидуального психологического профиля обучающегося через отслеживание динамики его развития. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
Создала и внедрила систему использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию обучающегося, просветительской и консультативной деятельности. В своей работе выделила следующие направления использования ИКТ, которые доступны для работы с обучающимися:
использование интерактивной доски;
создание и использование собственных мультимедийных продуктов;
использование Интернет-ресурсов;
использование компьютерных диагностических методик;
использование компьютерных игр;
дистанционное консультирование;
ведение персонального сайта и странички на сайте техникума.
Интерактивная доска помогает мне находиться на занятии в постоянном взаимодействии с обучающимися; дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств; позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу обучающихся во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь обучающийся – преподаватель.
Использование, практически на каждом занятии, мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов; с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.). Создала единую базу методических и демонстрационных материалов.
Занятия, проводимые мною, с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждают обучающихся к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет (самостоятельно или вместе с родителями).
Мною проведен опрос обучающихся об эффективности использования мультимедиа. Результат был следующим: 91% обучающихся положительно относятся к применению информационных технологий на занятиях педагога-психолога, у 9% нейтральное отношение. Отрицательного отношения не было ни у одного рецензента.
В своей диагностической деятельности я систематически использую психодиагностические тесты «ИМАТОН»: «Сигнал», «Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека (Методика М.П. Мороз)» отвечающие требованиям международных стандартов по уровню точности. Они предназначены для индивидуальной работы и снабжены программами обработки (ключами). Я создала и веду компьютерную базу данных обследований.
Использование новых приёмов, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание обучающихся, помогает развить произвольное. Высокая динамика занятия с использованием ИКТ способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества обучающихся, дополнительные возможности работы с обучающимися, нуждающиеся в особом педагогическом внимании. В нашем техникуме находятся 9 обучающихся с ярко выраженной чувствительностью к психотравмирующим ситуациям, для которых мною были адаптированы задания, дидактические игры, учебно-познавательный материал. Обучающиеся с удовольствием занимаются с интерактивной доской, за компьютером, выполняют упражнения онлайн. ИКТ способствует возникновению у них эмоционального всплеска, они охотно включаются в работу, проявляют интерес к занятию, познавательную активность.
Провожу дистанционное консультирование (ссылка электронной почты Ireha44444 @ mail.ru размещена на страничке сайта КАТТ в рублике «Психологическая служба» и на персональных сайтах http://psiholog-katt.ucoz.ru), "http://nsportal.ru/khramova-irina-ivanovna" , которое обеспечивает практически полную анонимность и конфиденциальность. Это важно не само по себе, а с точки зрения возникновения чувства защищенности, уверенности. Я отметила для себя, что многим людям рассказывать о своих проблемах в режиме «невидимки» гораздо проще, они становятся более открытыми в обсуждении проблемных вопросов, связанных с воспитанием и обучением обучающихся. Данный вид деятельности пользуется популярностью среди родителей. Количество обращений родителей за год увеличилось на 9%.
Мой персональный интернет-сайты http://psiholog-katt.ucoz.ru, "http://nsportal.ru/khramova-irina-ivanovna" , и страничка «Психологическая служба» на сайте техникума является эффективным средством связи с педагогами, обучающимися и их родителями. Это реклама деятельности педагога-психолога, информационное обеспечение: новостей психологической службы, объявлений, рекламы акций, мероприятий, и т.д. На сайте создана база данных методических материалов с целью оказания методической помощи педагогам-психологам в овладении новыми теоретическими знаниями, методиками и психолого-педагогическими технологиями.
С помощью компьютерных технологий я успешно осуществляю следующие виды работы:
составляю отчеты, фиксирую и храню результаты работы;
распечатываю стимульный материал для занятий, бланки заданий;
создала электронную библиотеку психологической литературы, книг, периодических изданий, диагностических и развивающих программ, стимульного материала;
совершенствую профессиональную компетентность и повышаю профессиональный уровень с помощью Интернета:
читаю и анализирую электронные книги;
-
получаю рассылки с сайтов «Завуч.инфо», «Учительская газета», «1 сентября», о новейших технологиях в области образования;
изучаю работу коллег по оформлению и наполнению сайтов по психологической тематике;
общаюсь с коллегами-психологами на форумах и сетевых сообществах:
http://nsportal.ru, UMK-SPO.BIZ, социальная сеть работников образования (nsportal.ru), ассоциация увлеченных педагогов (www.pedagogass.ru)
Приложение №1
Применение педагогом – психологом сетевых технологий
в жизнедеятельности ГБПОУ КК «КАТТ»
Деятельность движения обучающихся ГБПОУ КК «КАТТ» - «Молодежь для молодежи. Остановим наркотики!» (руководитель движения - педагог – психолог И.И. Храмова) осуществляется как с помощью традиционных профилактических мероприятий, так и с использованием сетевых и дистанционных технологий.
В последние годы в числе пользователей Интернета становится все больше людей. Интернет – вполне состоявшееся явление, существующее уже не первый год. Он привлекает возможность узнавать много нового. Современные студенты увлекаются онлайн играми, пользуются электронной почтой, посещают web-ресурсы, связанные с их увлечениями, а также общаются в чатах, форумах, пробуют себя в различных видах творчества, находят друзей по интересам. На специальные сайты подростки присылают стихи, отзывы о фильмах, телевизионных программах, свои наблюдения и комментарии о событиях техникума и общественной жизни, создают собственные web-странички. Для множества студентов возможность общаться в социальных сетях становится предпочтительнее телефонных звонков. С помощью такого общения назначают свидания, признаются в любви и даже спасают жизнь. О растущей популярности свидетельствует, что сайт Одноклассники универсальное средство для коммуникации и поиска людей, которым ежедневно пользуются десятки миллионов человек.
Ц
ели: Содействовать развитию мобильных и неформальных форм общения для личностного профессионального самоопределения молодежи и формирования осознанного выбора жизненного пути.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Обновление и дальнейшее развитие системы студенческого самоуправления, формирование чувства ответственности, самостоятельности, инициативы.
Качественное улучшение индивидуальной работы студентов группы риска.
Для удобства общения с сокурсниками мы пришли к идее создания группы в одноклассниках, которую назвали открытое сердце «КАТТя»
Создавая группу, мы не ясно сначала представляли, какие же дополнительные возможности открываются, как для нас самих, так и для других участников и читателей их.
Это:
прекрасная возможность самовыражения;
возможность поместить информацию о жизни техникума.
овладение новыми навыками владения современными информационными технологиями,
обмен опытом и оперативная связь с сокурсниками;
возможность обсуждения разных проблем, получение консультаций, советов;
создание сетевого студенческого сообщества;
-
обмен полезными ссылками на ресурсы Интернета;
возможность сбора информации учащимися по определенной теме;
возможность координации групповой работы.
Для нас группа – это попытка создания собственной информационной среды.
Благодаря группе можно узнать, какие проходят мероприятия в нашем учебном заведении обсудить удачные моменты конкурсов.
В нашей группе мы проводим разные социологические опросы
Наболевшие темы для нашего техникума Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Мы попытались донести до сокурсников о важности закона в виде соц. Опроса «Давайте жить по Закону, чтобы в нашем общем доме всегда был порядок!!!» «На Кубани закон такой – 22.00 – пора домой!» С вопросом как вы к этому относитесь.
Где выявили, что 95% положительно 5% отрицательно
Немаловажную роль в достижении эффективности антинаркотической пропаганды играет и отношение аудитории к получаемой информации.
Попытались сформировать потребность в здоровом образе жизни и профилактики вредных привычек посредством социологических опросов, видеоклипов о «вреде курения» и «вы против наркомании».
Мы считаем, что успешному результату нашей работы будет способствовать вовлечение большого количества студентов для самореализации и самораскрытия, формирования у студентов норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия, и сформировать образ жизни, достойной человека. Ведь развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Приложение №2 Интернет – акция Молодежного движения КАТТ – «Молодежь для молодежи! Остановим наркотики!»
АКЦИЯ студентов"КАТТ"
30 октября 2013 г.
|
|
|