Главная страница

Подготовка к егэ по химии с использованием дистанционных образовательных технологий


Скачать 86.6 Kb.
Название Подготовка к егэ по химии с использованием дистанционных образовательных технологий
Дата 16.03.2016
Размер 86.6 Kb.
Тип Документы

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Яскевич Вера Алексеевна, учитель химии

МОУ «Кадетская школа «Патриот»

г. Энгельса Саратовской области
В современном обществе все большую значимость приобретает повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Наиболее широко и полно все обучающие возможности информационных технологий используются в системе дистанционного образования.

У дистанционного обучения есть свои положительные стороны. Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график обучения. Такое обучение дает возможность получить образование инвалидам.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.

Направления дистанционного обучения школьников:

  • углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным темам;

  • подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

  • дополнительное образование по интересам;

  • подготовка школьников к экзаменам.

В 2009 году Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации, инструментом, с помощью которого можно оценить знания обучающихся. По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.

Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям в ходе подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии, могут быть сформулированы следующим образом:

  • Отсутствие учебно-методических комплексов, учебных программ и календарно-тематических планирований с последовательной и методически правильно выстроенной концепцией подготовки к ЕГЭ.

  • Отсутствие часов в учебном плане для подготовки к ЕГЭ.

  • Обучающиеся непрофильных классов выбирают предмет для сдачи ЕГЭ.

Я работаю в общеобразовательных классах. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Бывают даже случаи, что, к сожалению, не редкость, когда родители ребёнка «хватаются за голову» за несколько месяцев до экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ использую возможности дистанционного обучения.

В МОУ «Кадетская школа «Патриот» организована муниципальная опытно-экспериментальная площадка «Формирование ИКТ-компетенций субъектов образовательного процесса школы с использованием технологий дистанционного обучения», в рамках которой предполагается построение системы дистанционного обучения для школы. Для реализации поставленных целей школа организовала сетевое взаимодействие в дистанционном режиме со специалистами Учебно-научного центра дистанционного обучения Педагогического института.

На базе портала обучения информатике и программированию Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского (кафедра Информационных систем и технологий в обучении) ведется работа по созданию дистанционных курсов с 2010 года.

Одной из наиболее распространенных в настоящий момент систем, позволяющих разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные и тестовые работы и даже образовательные курсы, является система Moodle.

Мооdle – модульная объектно-ориентированная динамическая среда- это свободная система управления обучением, распространяющаяся по лицензии. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки процесса очного обучения. Система Мооdle имеет развитую архитектуру, что позволяет разработчикам курсов вводить новые элементы курса, использовать различные системы оценок, создавать и использовать различные тестовые задания, и при этом сохранять индивидуальный подход к каждому из обучающихся, так как в системе предусмотрена обратная связь преподавателя с учениками (как в виде форума, так и в виде чата). В случае пропуска урока (болезнь, карантин, морозы) или с целью более глубокого изучения материала учащиеся используют дистанционный курс.

Это мощная система, с помощью которой все участники обучения получили доступ к необходимым им инструментам, которые:

  • Обеспечивают учащимся удаленный доступ к учебному контенту;

  • Предоставляют учащимся средства общения с преподавателем, а также между собой;

  • Осуществляют управление и контроль за процессом обучения;

  • Обеспечивают интерактивную проверку отправляемых решений.

Преимущества системы:

  • Учитель имеет возможность прямо в системе создавать тесты в различных форматах (либо с выбором единственного ответа, либо с выбором нескольких ответов, либо на соответствие и т.д.).

  • Помимо тестов имеется возможность размещать лекции, ссылки на полезные web-страницы, различные виды ЭОР.

  • Учитель имеет возможность контролировать действия учеников, писать комментарии.

  • Облегчается работа учителя по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения.

  • Каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю.

  • Ученики имеют возможность общаться между собой внутри системы.

  • В системе есть возможность вести электронный журнал, что позволяет отслеживать успеваемость, качество подготовки к ЕГЭ.

Содержание занятия представляет собой систему из следующих взаимосвязанных элементов: пояснительная записка, теоретическая часть, практическая часть, контрольная часть.

Учебный материал сопровождается заданиями, упражнениями, опросами, которые помогают закреплению излагаемого материала. Система Мооdle имеет возможность создания учителем интерактивных элементов курса (Тест, Задание, Рабочая тетрадь, Форум, чат, Опрос, Глоссарий, Урок, Анкеты, Семинар, Wiki).

Создание тестов для контроля знаний. Модуль «Тест» состоит из 2-х компонентов: теста и вопросной базы. Тест состоит из различного типа вопросов, добавленных из вопросной базы. Каждая попытка автоматически фиксируется. После прохождения теста ученику доступны правильные ответы на вопросы теста. Кроме того, в модуль входят инструменты для выставления оценок учителем. Вопросная база состоит из вопросов различного типа: с одним вариантом ответа, с множеством вариантов ответа, с возможность вписать ответ. Можно задать условия интерактивного прохождения теста: ограничение времени, случайный порядок вопросов, количество попыток, метод оценивания, штрафы за неправильные ответы.

В разработанном курсе имеются элементы, которые позволяют оценить самостоятельную деятельность учеников (Элементы курса. Тесты. )

Чтобы проверить и оценить полученные ответы необходимо открыть ссылку Доступные группы. В открывшемся списке указаны ФИО ученика и его оценка за выполненное задание. Чтобы посмотреть деятельность каждого ученика, открываем ссылку Участники. В блоке Управление – Оценки можно посмотреть сводную ведомость успеваемости. Родители также могут контролировать работу ребёнка.

Разработанный мною дистанционный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» размещен на сайте http: //spi.sgu.ru. и рассчитан на весь учебный год (30 ч) и предназначен не только для учащихся 11 класса, курсом могут пользоваться и обучающиеся 8-10 классов. Обучение проходят 6 учеников.

Основой для информационного наполнения курса явились материалы учителей сети Интернет, собственные наработки, демонстрационные версии ЕГЭ, учебные пособия по подготовке к экзамену, материалы единой коллекции ЦОР, Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

Темы занятий представлены в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по химии 2010, 2011 года.

План последовательного изучения материала дистанционного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии»:

1. Строение атома.

2. Периодическая система химических элементов. Закономерности изменения свойств по периодам и группам.

3. Химическая связь.

4.Степень окисления и валентность химических элементов.

5. Типы кристаллических решеток.

6.Общая характеристика металлов IA-IIIA групп.

7. Общая характеристика неметаллов IVA-VIIA групп.

8. Характеристика переходных металлов.

9. Классификация неорганических веществ.

10. Химические свойства основных классов неорганических веществ.

11. Классификация органических веществ.

12. Теория строения органических соединений.

13. Углеводороды.

14. Кислородсодержащие органические вещества.

15. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

16.Скорость химической реакции.

17.Химическое равновесие.

18. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена.

19. Гидролиз солей.

20. Окислительно-восстановительные реакции.

21. Электролиз

22.Качественные реакции

23.Принципы химического производства.

24. Решение задач по ТХУ. Расчеты объемных отношений газов.

25. Решение задач на растворы.

26. Решение задач по уравнению реакции.

27. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

28. Взаимосвязь различных классов органических веществ.

29. Нахождение молекулярной формулы вещества.

30. Тренировочные экзаменационные работы.

Каждое занятие состоит их теоретического материала по теме, заданий и тестов. По окончании подготовки учащимся предлагается итоговый тест, являющийся аналогом ЕГЭ.

Данная схема уже была апробирована мной при подготовке к ЕГЭ выпускников 2010-2011 года и показала хорошие результаты. Средний балл ЕГЭ по химии в школе в прошлом году составил 63.

Таким образом, новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса дают дополнительные возможности для освоения стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении в старшей школе учебного времени, отводимого для изучения химии.

Современные технологии (ДОТ, ИКТ) могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи.

На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет школьникам, наиболее интересующимся химией, работать по самостоятельному плану, имея при этом возможность дополнительных консультаций, анализа выполненных работ, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по химии.

Несмотря на то, что введенная технология является только экспериментом, нет сомнений, что она дает не только положительные результаты, но и будет развиваться дальше, так как является актуальной, удобной и современной.

 

Список литературы
1. Подкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения //Педагогика.- 1999 г., №6.

2. Храмова М.В., Александрова Н.А., Голубцов Н.В. Разработка дистанционных курсов в системе «Мооdle» .- Саратов, ИЦ «Рата», 2009 г.

3. Сборник трудов участников конференции «Информационные технологии в общем образовании» Саратов-2010.Саратов: изд-во ГОУ ДПО»СарИПКиПРО», 2010 г.

4. Теория и практика дистанционного обучения /Под ред. Е.С. Полат. – М. «Академия», 2004 г.