|
"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя биологии МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Конаковой Е.С.
Педагогическая проблема –
"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"
Актуальность
Современному обществу, все больше нужны образованные инициативные и предприимчивые люди. Люди могущие принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так для общества и страны.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе -
уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии,
использовать технологии оценки,
использовать современные технологии проектирования образовательной среды»
Теоретическое обоснование.
Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, а так же характеризующийся результативностью. Такому Виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Практическая значимость.
В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и , тем самым, активизировать познавательную деятельность.
Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Последние несколько лет это и стало темой моей педагогической деятельности.
"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся".
Ведущая педагогическая идея - активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие ученика через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, получаемого с применением разнообразных методов и приемов, как важного источника собственного развития.
Концептуальность
Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.
Цели и задачи
Цели:
расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;
Задачи:
расширение и углубление знаний в отношении разных образовательных технологий;
овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
выявление наиболее эффективных образовательных технологий в условиях современной малокомплектной школы;
-
учет результативности отдельных этапов процесса обучения;
создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для возможности использования ими приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;
укрепление здоровья и физического развития школьников;
повышение общекультурного уровня; использование приобретенных знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
-
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биоисследований;
Теоретическая база
Этапы накопления и систематизации опыта
Работа по данной теме началась в 2011-2012 у.г. после прохождения курсов повышения квалификации «Современные технологии в обучении биологии и химии» на базе МРИО. Данные курсы повышения квалификации придали импульс в выборе направления работы над методической темой.
1 этап - подготовительный.
Изучение литературы по данной теме.
Консультации со специалистами в данной области.
Выбор образовательных технологий приемлемых для применения в условиях нашей школы.
2 этап - внедренческий
Апробация и внедрение.
Подведение итогов.
3 этап - завершающий
Обобщение, внедрение и распространение опыта.
4 этап - Анализ и прогнозирование
Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе.
Проектно - исследовательская технология
В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся. Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. По определению А.А. Хромова, метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.
Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться.
В современном обвозовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися. В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Так проект «Покормите птиц зимой» был выполнен группами и индивидуально. Лучшие работы были отправлены на межрегиональный конкурс и работа Фатькина Р. И Трушкова А. высоко оценена организаторами конкурса (2 место), Исследовательский проект Тютьковой О. «Солдатская родословная» учавствовал в муниципальном конкурсе ЦДО, а исследовательский проект Конаковой Зои, который она выполняла в рамках ГПД отправлен на Всеросийский конкурс «Грани науки».
Технологии ИКТ
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.
Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание и использование собственных образовательных ресурсов (презентации к урокам и внеурочной работы, тесты в тестовой оболочке), вовлечение обучающихся в создание ИКТ проектов, использавание электронных учебников и лабораторных практикумов, возможности сети интернет для дистанционной работы с обучающимися – мой персональный сайт kes.edurm.ru, сайт «Решу ЕГЭ», ГлобалЛаб –виртуальная обучающая среда - сайт www.globallab.ru, дистанционные конкурсы, олимпиады и др.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение - по И.Я. Лернеру - это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода:
проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:
при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
-
при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
при контроле знаний (творческое применение знаний).
Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:
создание проблемной ситуации;
формирование гипотез разрешения;
проверка решения с систематизацией полученной информации.
Главное условие – наличие мотивации учащихся.
Примеры используемых проблемных вопросов:
В спальне не рекомендуется разводить много комнатных растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Но известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не противоречат ли эти факты друг другу? Почему?
Развитие с полным превращением гораздо более длительное, чем с неполным превращением. Почему так много насекомых имеет розвитие с метаморфозом?
На тему «Развитие животных с превращением и без превращения» мной был дан открытый урок в рамках районного конкурса «Учитель года» в апреле 2014г.
С проблемного вопроса так же началось публичное выступление - «Самый большой орган человека» в рамках того же конкурса.
Оптимальность и эффективность средств
Эффективность практического применения разнообразных форм и методов образовательных технологий, позволяет добиваться поставленной цели, позволяет активизировать внимание обучающихся и их познавательную активность, способствует развитию и формированию творческих способностей детей.
Результативность
Краткосрочные результаты:
Приобретение знаний в отношении применения образовательных технологий в малокомплектной школе;
Выявление и внедрение наиболее эффективных образовательных
технологий в условиях современной малокомплектной школы;
создание методических разработок;
знакомство с краеведческим материалом;
создание проектов учащимися;
Долгосрочные результаты:
совершенствование профессионального педагогического мастерства;
повышение эффективности образовательного процесса.
-
развитие социальных и коммуникативных компетенций учащихся, через внеурочную деятельность, а также проектную деятельность.
достижение уровня экологической образованности, соответствующего потенциалу учащихся, через развитие интереса к краеведческому материалу, повышения природоохранной мотивации;
овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности;
укрепление здоровья и физического развития школьников;
повышение общекультурного уровня; использование приобретенных
знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
убежденность в возможности познания закономерностей природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
повышение уровня заинтересованности предметом, уровня и качества знаний;
победы и призовые места учеников на конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов. Результаты анкетирования:
ставят своей целью узнать новое – 72% учащихся;
узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» - 32%;
хотят получить хорошую оценку – 80%;
хотят проявить себя и проверить свои возможности – 32% учащихся. .
|
уровень бученности
|
|
|
качество
|
На протяении 3 последних лет нет снижения качества знаний.
Динамика результативности деятельности
Показатели
|
Значения показателей
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2013-2014
|
Кол-во уч-ся
|
%
|
Кол-во уч-ся
|
%
|
Кол –во уч-ся
|
%
|
Уровень обученности
|
23
|
100
|
21
|
100
|
22
|
100
|
Качество знаний учащихся по предмету
|
13
|
56
|
13
|
62
|
14
|
64
|
Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах школьного уровня (свод проводится без учета учащихся 5 кл.)
|
8
|
42
|
10
|
53
|
13
|
76
|
Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах муниципального уровня
|
2
|
9
|
3
|
14
|
3
|
14
|
Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах регионального уровня и российского уровня
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Кол-во уч-ся, принимавших участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах российского уровня
|
10
|
43
|
10
|
47
|
13
|
60
|
Кол-во творческих работ уч-ся по предмету (проектов, исследований и др.)
|
31
|
25
|
31
|
30
|
36
|
38
|
Достижения во внеурочной работе по предмету.
Мероприятие
|
Учебный год
|
Фамилия, имя
|
Уровень мероприятия
|
Результат
/подтверждающие документы
|
Проектная деятельность в сотрудничестве с ФГБУ «Мордовский государственный заповедник им.Смидовича П.Г.
|
Конкурс презентаций «Покормите птиц зимой!» - ФГБУ «Мордовский государственный запо-ведник им.Смидовича П.Г.»
|
2011-2012
|
Фатькин Роман
|
Межрегиональный
|
II место/
Грамота
|
Конкурс презентаций - Покормите птиц зимой! ФГБУ «Мордовский государственный запо-ведник им.Смидовича П.Г.»
|
2011-2012
|
Трушков Алексей
|
Межрегиональный
|
II место/
Грамота
|
Конкурс - Покормите птиц зимой! ФГБУ «Мордовский государственный запо-ведник им.Смидовича П.Г.»
|
2011-2012
|
Конакова Зоя
|
Межрегиональный
|
Участие/
Диплом
|
Конкурс - Зимний лес. ФГБУ «Мордовский государственный запо-ведник им.Смидовича П.Г.»
|
2012-2013
|
Четырев Александр
Лисина Елена
Тютькова Оксана
|
Межрегиональный
|
Участие/
Дипломы
|
Конкурс - Зимующие птицы Мордовии. ФГБУ «Мордовский государственный запо-ведник им.Смидовича»
|
2013-2014
|
Четырев Александр
Тютькова Оксана
|
Межрегиональный
|
Участие/
Дипломы
|
Проектно-исследовательская деятельность
|
Конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки» ЦДПУ Академия педагогики
|
2014-2015
|
Еонакова Зоя
|
Всероссийский
|
Участие
|
Конкурс проектно-исследовательских работ
|
2010
|
Тютькова Оксана
|
Муниципальный
|
Участие/грамота
|
Дистанционная международная олимпиада
|
«Инфоурок»
|
2014-2015
|
Конакова Зоя
Трушкова Екатерина
Елисеева Анастасия
Ивахин Надежда
Топазова Анастасия
|
Международный
|
Победитель /Диплом
I степени
Победитель /Диплом
I степени
Победитель /Диплом
I степени
Победитель /Диплом
I степени
Призер/ Диплом
III степени
|
Всероссийские игровые конкурсы
|
«Человек и природа » по предмету Естествознание
|
|
Конакова Зоя
Тютькова Оксона
|
Всероссийский
|
3 место / Диплом
2 место / Диплом
|
Дистанционная всероссийская олимпиада
|
«ФГОС тест»
по предмету биология
|
2013-2014
|
Конакова Зоя
Трушкова Екатерина
|
Всероссийский
|
1 место в регионе
8 место в РФ/ Диплом
4 место в регионе
29 место в РФ/ Диплом
|
«Олимпус»
по предмету биология
|
2013-2014
|
Конакова Зоя
Трушкова Екатерина
|
Всероссийский
|
4 место/Диплом
9 место/Диплом
|
Обобщение и распространение опыта
Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном уровне:
Принимала активное участие в работе районных семинаров учителей предметников.
Открытый урок «Развитие животных с превращением и без превращения» в рамках районного конкурса «Учитель года» апрель 2014г.
Выступление на круглом столе в рамках районного конкурса «Учитель года» апрель 2014г.
Публичная презентация - «Самый крупный орган человека» в рамках районного конкурса «Учитель года» апрель 2014г.
Обобщение и распространение опыта на республиканском уровне
Публикация на Педагог13ру (soc.edurm.ru/users/kes)
Публикация на персональном сайте (kes.edurm.ru) и сайте школы (kushki.edurm.ru)
Обобщение и распространение опыта на всероссийском уровне
Являюсь активным членом сетевых педагогических сообществ
http://nsportal.ru; http://www.prodlenka.org, pedsovet.org, pedakademy.ru
размещаю публикации на сайтах этих сообществ.
Учитель биологии __________________ Конакова Е.С.
МБОУ «Кушкинская ООШ»
|
|
|