МКОУ Буерак – Поповская СОШ
Из опыта работы по теме
«Развитие коммуникативных компетенций учащихся при обучении немецкому языку через использование проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе».
Учитель немецкого языка
Леонтьева Елена Алексеевна
Цель: развитие коммуникативных компетенций учащихся в области немецкого языка через использование проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе.
Задачи:
развивать у учащихся умения и навыки иноязычной речи в различных коммуникативных ситуациях
учить размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию, работать с новыми средствами коммуникации;
воспитывать толерантное отношение к собеседникам, умение взаимодействовать друг с другом, дать возможность учащимся реализовать свои творческие способности
Актуальность опыта
Наметившийся в последние годы личностно – ориентированный подход к обучению иностранным языкам, который рассматривается в настоящее время «как стратегия обновления школы», позволяет активно внедрять в учебный процесс результативные технологии, которые дают высокий эффект обучения.
В этой связи актуальным становится использование инновационных технологий, таких как технология интерактивного обучения, языковой портфель ученика, проектная деятельность , ИКТ и др.
Именно поэтому я отдаю предпочтение в обучении своих учеников немецкому языку методу проектов с использованием ИКТ, так как с каждым днём ИКТ становятся неотъемлемым средством общения для всё большего и большего количества людей. По данным всемирного центра Интернет–статистики около полутора миллиарда людей, т.е. каждый четвёртый житель планеты, принимает участие в образовательном, профессиональном и личном общении посредством ИКТ на повседневной основе. Эти цифры свидетельствуют о том, что в современном мире уже практически невозможно полноценно осуществлять профессиональную и межличностную деятельность без ИКТ, выстраивать профессиональные и личные отношения, позиционировать свои интересы и представлять себя. От того, насколько эффективно им это удастся, во многом и будет зависеть их личное благополучие и процветание всей страны.
В связи с этим и придаётся большое значение информатизации школьного образования, включая и языковое образование, так как владение иностранным языком выступает сегодня важнейшим атрибутом успешного самоопределения и самореализации личности.
Разнообразные формы подачи учебного материала в рамках метода проектов стимулирует развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальную самостоятельность учащихся, толерантное отношение к другой культуре.
Новизна и оригинальность опыта
Работая над проектом с использованием ИКТ, ученик или группа учеников приобретает необходимые информационно – коммуникативные умения, связанные с получением и обработкой информации, её презентацией, дистанционным общением, что помогает подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Типология проектов, которые я использую в своей работе
В соответствии с доминирующей в проекте деятельности:
ознакомительно – ориентированные или информационные;
ролевые;
творческие;
исследовательские.
В соответствии с предметно – содержательной областью:
По количеству участников:
По продолжительности выполнения:
краткосрочные;
среднесрочные;
долгосрочные.
Общие подходы к структурированию проекта
Учитель выбирает тему проекта, его тип,
количество участников.
Учитель продумывает возможные варианты проблем, но проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака).
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования,
поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.
Промежуточные обсуждения полученных данных.
Подготовка к защите, оппонированию.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Этапы выполнения проекта
-
Подготовительный этап: планирование проекта в рамках тем программы, выдвижение и обсуждение идей
Организационный этап: формирование пар, групп; распределение заданий.
Практическая деятельность учащихся: поиск, исследования, разработка тем.
Промежуточный контроль (при длительном проекте)
Этап- обсуждение способа оформления проекта, документирование, презентация результатов
Этап практического использования результатов проекта.
При работе над проектами я предлагаю в помощь учащимся памятки.
Вместе веселее и полезнее!
Очень часто на уроках немецкого языка ты будешь выполнять задания с кем – то из одноклассников или в группе. Это, конечно, веселее, но главное – полезнее. Хотя работать так, чтобы получилось лучше, чем в одиночку, - не просто! Вы – разные. И подготовка у вас может быть разная. Что же делать?
Если ты видишь, что твой одноклассник справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, тактично и доброжелательно исправляй их.
Если твой напарник справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, но не злоупотребляй этим. Не обижайся, если он исправит тебя.
Если вы приблизительно равны по силам, то разделите работу поровну, помогайте друг другу, тактично исправляйте ошибки.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему однокласснику.
Ты в ответе за него, он – за тебя!
Памятка работы над проектом
Помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение включено в контекст другой деятельности. Поэтому успешность этой деятельности зависит от того, насколько легко и свободно вы можете общаться при её обсуждении и выполнении, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения. А также усердие и желание сделать проект интересным.
Не забывайте, что вы должны работать с полной отдачей при создании проекта, помогать друг другу по мере необходимости, оказывать моральную поддержку, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.
Когда вы получите рекомендации, организуйте:
а) их прочтение всеми членами группы для выявления целей проекта, порядка выполнения действий и ожидаемого результата;
б) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;
в) распределение обязанностей и выполнение заданий, предлагаемых в рекомендациях, на уроке или дома;
г) обсуждение подготовленных материалов, внесение уточнений, исправлений, дополнений по мере необходимости;
д) презентацию проекта.
4. При подведении итогов работы над проектом будьте сдержанны, объективны, принимайте во внимание все точки зрения, взвешивайте всё «за» и «против». Чётко излагайте свои мысли.
Календарь работы над учебными проектами
-
№п/п
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Примеч.
|
1.
|
Установочное занятие: цели, задачи проекта, тематика. Мотивирование учащихся на проектную деятельность.
|
|
|
|
2.
|
Стендовая информация о проектной работе
|
|
|
3.
|
Выдача письменных рекомендаций учащимся (темы, сроки, график консультаций и проч.)
|
|
|
4.
|
Проведение консультаций по выбору тематики учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов.
|
|
|
5.
|
Формирование проектных групп, распределение задач, обязанностей между членами групп.
|
|
|
6.
|
Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации.
|
|
|
7.
|
Утверждение тематики проектов, планов работ. Установление критериев оценки проектов.
|
|
|
8.
|
Сбор и систематизация материалов.
|
|
|
9.
|
Промежуточные отчёты учащихся.
|
|
|
10.
|
Консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.
|
|
|
11.
|
Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов, формулировании выводов.
|
|
|
12.
|
Оформление результатов проектной деятельности.
|
|
|
13.
|
Репетиционно – консультационное занятие: «предзащита» проектов.
|
|
|
14.
|
Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
|
|
|
15.
|
Подготовка к защите проектов: определение даты и места; сценарий; подготовка класса, медиа-поддержка, фото- или видеосъёмка; приглашение гостей; стендовая информация о мероприятии; подготовка бланков оценки работ.
|
|
|
16.
|
Защита проектных работ.
|
|
|
17.
|
Подведение итогов, анализ , благодарности и оценки учащимся.
|
|
|
18.
|
Практическое использование результатов проектов.
|
|
|
Схема презентации проекта
Projekt „ …“
Unser Projekt heißt „ …“ .
Es hat von … , … , … gemacht.
Ziele: Wir wollten … … .
Arbeit an dem Projekt
Zuerst … … … .
Dann … … … .
Danach … … … .
Endlich … … fertig!
Wir präsentieren … .
Unsere Eindrücke
Unser Projekt gefällt uns.
Wir finden … interessant /inhaltsreich/ spannend.
Es hat uns Spaß gemacht, an diesem Thema zu arbeiten.
Спектр проектов:
Постер, коллаж, стихи, эссе, реферат, викторины, кроссворды, газеты;
сценарии, программы, видеозаписи учебных спектаклей;
Видеоинтервью, репортажи, опросы;
Заочные экскурсии и буклеты к ним;
Индивидуальные и коллективные веб-странички;
Дистанционное взаимодействие с классами других школ;
Мини-исследования и их вербальное или графическое представление; и т. д.
Практическое применение
Метод проектов я использую в работе с учащимися разных возрастных групп, дифференцируя задания в зависимости от уровня подготовленности, интересов, личных качеств учащихся, реализуя тем самым личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей.
Именно метод проектов помогает мне заинтересовать учащихся и превратить сухую зубрёжку в увлекательное познание и использование всех навыков и умений, полученных на уроках.
С опытом моей работы знакомы учителя нашей школы и района и могут использовать его в своей практике.
Источники:
1.Internet World Stats. Электронный ресурс http://www.internetworldsstats.com/
2.Новые современные образовательные стандарты по иностранным языкам. - М.:АСТ/Астрель, 2004.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1985.
4. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов. - Наука и школа. 1997, №4.
5. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка. – Иностранные языки в школе. 1998, №2.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7.Денисова Ж.А., Денисов М. К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический приём. – Иностранные языки в школе. 2008, №3.
8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: Аркти, 2003.
9. Кохендерфер Ю.В. Проектная методика с использованием информационно – коммуникативных технологий в обучении немецкому языку. - Иностранные языки в школе. 2008, № 4.
|