Главная страница

Элективные курсы и проверка результативности их изучения


Скачать 417.03 Kb.
Название Элективные курсы и проверка результативности их изучения
страница 1/3
Дата 12.02.2016
Размер 417.03 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

Подборка материалов. Паначёва И.Е.


Элективные курсы и проверка результативности их изучения


В последние несколько лет наблюдаются активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе. Учёными - дидактиками, учителями, психологами - разработаны педагогические технологии, которые направлены на достижение данной цели. Большинство из них стремится приблизить процесс обучения к личности учащихся. Действительно, дифференциация обучения - важнейшее средство улучшения результатов учебного процесса. Нет необходимости говорить о нужности и важности данных разработок.

Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение

каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности и познавательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Основные направления модернизации общего образования:

  • обновление содержания образования и совершенствование механизмов

контроля качества образования;

  • введение внешней оценки знаний учащихся (ЕГЭ, ГИА);

  • принятие государственных стандартов общего образования;

  • введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.


Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения.

Цель элективных курсов в системе профильного образования:

Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору будущей профессиональной деятельности.

Методы и формы обучения ЭК:


  • методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие

познавательную активность учащихся, тренинги, лабораторный эксперимент, реферативные и экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

  • интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры);

  • самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации,

включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии, практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов и др.)

Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.


Контрольная работа, итоговая конференция, зачет, отчет об исследовании, итоговое тестирование, зачетный практикум, защита творческих проектов, итоговый контроль в форме презентации образовательных достижений (самостоятельно подготовленных рефератов, докладов, сообщений и т.д.), отчет о выполненной практической работе, выполнение исследовательской работы, портфолио как набор образовательных достижений учащихся.

Один из вопросов, который возникает при организации и проведении элективных курсов, каким образом подводить результативность преподавания элективных курсов. У каждого ученика в зачетной книжке должна быть отметка о прохождении курсов по выбору («Зачёт», «Прослушал», качественная оценка творческих работ учащихся по теме курсов).

Формы отчёта учащихся:

  • Творческая работа (доклад, сообщение, реферат, альманах, историческая

справка и т.д.).

  • Самоотчёт учащегося.

  • Письменный анализ учащегося своей конкретной деятельности и её

результатов.

  • Резюме.

  • Автобиография.

  • Жизненные планы.

  • Исследовательская работа.

  • Характеристики отношения учащегося к людям, событиям, разным

видам деятельности.
Например:

Исследовательская работа Как выбрать тему исследования?
Проблема исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А это значит - найти проблему.
Как выявлять проблемы

Древнегреческое слово «ргошета» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение видеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же проблемы с разных точек зрения. Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют…
Вопросы в помощь при выборе темы

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь(например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  • Что изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  • Есть ли что-то такое, чем я горжусь?

Тему исследования надо записать…

Какими могут быть исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и

экспериментов;

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений и фактов, материалов,

содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Цель исследования

Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Например, вы сформулировали тему «Поведение ворон». Вас интересует проблема «как обычно ведёт себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон.

Запишем цель исследования….
Задачи исследования

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, вы, исследуя поведение вороны, ставите перед собой задачи выяснить:

  • Как ведёт себя ворона по отношению к своим собратьям?

  • Каково её поведение по отношению к людям?

  • Как ворона реагирует в случае возникновения опасности (например, появление хищника)?

  • Как меняется поведение вороны в зависимости от времени года?

Запишем задачи своего исследования…
Гипотеза исследования.

Гипотеза - это предложение, ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом догадка. Слово «гипотеза» от древнегреческого - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если..., то...».

Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез -предположений о том, как проблема может быть решена.

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если её опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Запишите свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее.
Организация и методика исследования
Как составить план исследовательской работы?

Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Доступные методы исследования:

  • подумать самостоятельно;

  • прочитать книги о том, что вы исследуете;

  • познакомиться с кино- и телефильмами;

  • найти информацию в сети Интернет;

  • спросить у других людей;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

Подумать самостоятельно

Можно задать себе вопросы:

    • Что я знаю об этом?

    • Какие суждения могу высказать по этому поводу?

    • Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

Прочитать книги о том, что вы исследуете

Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое! Начать можно со справочников и энциклопедий. Если энциклопедии недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления. Запишите всё, что вы узнали из книг.

Познакомиться с кино- и телефильмами

Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Запишите всё, что вы узнали нового из фильмов.

Найти информацию в сети Интернет

Компьютер - верный помощник современного исследователя. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки.

В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всём, что вас может заинтересовать.

Запишите всё, что вам помог узнать компьютер.
Спросить у других людей

Людей, с которыми надо побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. В школе их найти очень трудно. Но им можно позвонить или написать письмо.

Специалистам может быть и учитель. Например, учитель физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, что не входит в обычные школьные программы.

Специалистами могут оказаться и папа, и мама, и бабушка, и дедушка.

К неспециалистам относятся все остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то важное о том, что вы изучаете. Запишите информацию, полученную от других людей.

Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать, способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный человек, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и всё это использовать в ваших исследованиях.

Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений:
Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского и переводится на русский как «проба», «опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости; как быстро способен обучиться ваш котёнок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай, какие фрукты больше всего любит ваша черепаха. Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов


Подготовка к защите

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причём все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому учёные говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать. Для этого потребуется:

  • Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

  • Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

  • Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

  • Ранжировать основные идеи исследования;

  • Предложить сравнения и метафоры;

  • Выработать суждения и умозаключения;

  • Сделать выводы по результатам исследования

  • Указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

  • Подготовить текст выступления;

  • Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

  • Подготовиться к ответам на вопросы.


Как это сделать?
Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.
Как научиться давать определения понятиям?

Существуют приёмы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью не строгого различения его и сходственных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Характеристика предполагает лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Сравнение позволяет выявит сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, обращались к сравнению.

Различение даёт возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придаёт вашему мышлению строгость и точность. Классификация может быть как простой, так и многоступенчатой, разветвлённой.

Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. В тексте своего доклада о проведённом исследовании необходимо отметить все найденные вами парадоксы.
Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и так далее.

Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.

Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора - это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения.

Выработать суждения и умозаключения

Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведённого исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось. Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании. Сделать выводы по результатам исследования

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвёл итогов. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта

Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем. Подготовить текст выступления

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше составить по такой схеме:

  • Почему избрана эта тема;

  • Какой была цель исследования;

  • Какие ставились задачи;

  • Какие гипотезы проверялись;

  • Какие использовались методы и средства исследования;

  • Каким был план исследования;

  • Какие результаты были получены;

  • Что можно в дальнейшем исследовать в этом направлении


Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия. Делая наглядные материалы - макеты, схемы, чертежи, рисунки надо понимать, что могут не только показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в вашем исследовании.
Подготовиться к ответам на вопросы

В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответу на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов -свободное владение материалом вашего исследования.
От чего зависит успех

1. Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять
реальность, которая вас окружает


2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов.

3. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.

4. Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.

5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.

6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.

Формы представления исследовательских работ

Исследовательскую работу можно представить в различных формах

Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.

Доклад

Доклад — это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Всё это отмечается в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара).
Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая лёгкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1м2. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду с помощью булавок. В верхней части стенда крепится полоска 840*100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

Требования к стендовому докладу

  • Наглядность.

  • При беглом просмотре стенда у зрителей должно возникнуть представление о

  • тематике и характере выполненной работы.

  • Соотношение иллюстративного и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

  • Оптимальность.

  • Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты

  • Популярность.

  • Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.


Структура стендового доклада

  • Цели и задачи работы.

  • Описание сделанного в процессе исследования

    • Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности

  • Основные результаты и выводы

  • Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или в иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор - того, что это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются различные направления исследований, которые ведут различные учёные.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления - прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

  • Составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи

  • Выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с

  • точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Рецензия

Рецензия представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т. д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены попытки её решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

дальнейшем;

  • Ссылки на цитируемую литературу.


Научный отчёт

Научный отчёт - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно -исследовательской или опытно - экспериментальной работы. Назначение научного отчёта - исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определённый промежуток времени.

Структура научного отчёта

  • Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

  • Значимость проведённой работы, её исследовательская ценность и практическая

значимость.

Характеристика применявшихся методов исследования.

  • Описание результатов исследования.

  • Заключение, подводящее итоги исследования.

  • Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в

дальнейшем.
Реферат.

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. - докладывать, сообщать) представляет собой:

      • Краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.

      • Доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других

источниках.
Тема реферата и её выбор.

1.В зависимости от профиля изучения курса в качестве темы

реферата могут быть выбраны:

-теоретические вопросы, выходящие за рамки школьной программы (темы должны соответствовать проблемам современной науки и техники);

-вопросы истории предмета, посвящённые деятельности учёных или роли каких-либо исследований и открытий в развитии науки;

-фундаментальные научно-исследовательские задачи, требующие выдвижения гипотезы и постановки эксперимента;

-возможны и другие направления реферативного экзамена.

2. Тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения.

3.В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими.

4. Следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности , а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

Требования к написанию реферата.
  1   2   3