|
Сценарий деловой игры "Земля наш общий дом"
Сценарий деловой игры “Земля – наш общий дом”
(для учащихся 5-7 классов).
Пояснительная записка.
Игра предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ. Также игра может проводиться и для учащихся объединений дополнительного образования любой направленности, а также для учащихся коррекционных ОУ. В игре принимают участие 4-6 команд по 5-6 человек в каждой. Игра не требует специальной подготовки, за исключением варианта с домашним заданием (см. примечание в сценарии).
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к проблемам экологии.
Условия проведения игры. Игра проводится в достаточно большом помещении. Столы для команд размещаются полукругом. В центре должно быть достаточно места для выступления детей.
Необходимое оборудование. Доска, мел, музыкальный центр, запись песни «Прости, Земля» в исполнении группы «Земляне», лирическая инструментальная музыка.
Ход игры.
(Фоном звучит музыка П. И. Чайковского из цикла “Времена года”).
Ведущий: В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубравам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут года,
Так же будут, вечным строем,
Течь и искриться река,
И поля дышать на зное.
Звучит 1-й куплет песни “Прости, Земля” (группа «Земляне»).
Ведущий: – Прошло сто с небольшим лет, но разве мог предположить поэт, что всё так изменится. И вместо стихов, воспевающих красоту родной природы, мы всё чаще будем говорить о проблемах экологии. Именно проблемам экологии и посвящена наша игра. Но для начала давайте сформулируем, что же такое экология.
Командам предлагается 2 минуты на обсуждение. После этого каждая команда даёт своё определение.
Ведущий: – Всё, что вы сказали, верно. Сейчас я зачитаю вам определение слова “экология”, а мой помощник раздаст вам его на столы. (См. приложение).
Итак, мы с вами определили, что такое экология. Почему же в последнее время мы всё чаще говорим о проблемах экологии? (Ответы детей) Сейчас я предлагаю вам обсудить и записать, какие проблемы экологии существуют в современном мире. (Время на обсуждение 2 мин. После этого, команды называют проблемы, дополняя друг друга, а ведущий записывает их на доске.)
Ведущий: – Вот перед вами основные проблемы экологии. Как вы считаете, какие проблемы наиболее актуальны для нашего региона, почему? (Ответы детей.)
Ведущий: – Сейчас я предлагаю вам следующее задание. Вы должны будете за 5 минут составить небольшой экологический рассказ, Он должен включать в себя ключевые слова, которые вы сейчас получите. (Капитанам команд предлагается взять карточки с ключевыми словами).
По истечении времени дети зачитывают рассказы.
Ведущий: – Мы с вами до сих пор говорили с позиции человека. А что же чувствуют растения, животные? Попробуйте представить себя на их месте. Итак, сейчас каждая команда возьмёт по две карточки с изображениями животных (карточки могут быть заменены элементами костюмов, масками). За 5 минут вы должны придумать диалог между этими животными, а потом его разыграть. Не забудьте, что в этом диалоге животные должны “обсуждать” проблемы экологии. (Обсуждение и выступления команд.)
Ведущий: – Когда мы с вами говорили о том, что более актуально для нашего района, мы говорили о мусоре. Действительно, и в лесу, и на побережье Финского залива мы встречаем горы мусора. Чего там только нет: и коробки из-под сока, и полиэтиленовые пакеты, и банки… Конечно же, нужны специальные заводы по переработке мусора. Но пока их слишком мало, мы попробуем найти новое применение отслужившим вещам. На карточках – названия предметов, наиболее часто встречающихся среди мусора. За две минуты вы должны придумать и записать как можно больше вариантов нового использования этих предметов. (Дети выполняют задания, потом зачитывают их)
Ведущий: Все вы знаете, что есть дорожные знаки, которые указывают нам, как вести себя на дорогах. Есть знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие и т.д. А я предлагаю вам придумать знаки, которые будут регулировать поведение людей в природе. Возможно, вы видели знаки или плакаты, запрещающие вырубку леса или разведение в лесу костров. Хочется, чтобы вы придумали такой знак, которого еще не было. Вспомните все, о чем мы с вами сегодня говорили, и приступайте к выполнению задания (Время на выполнение – 5 минут, затем команды представляют свой знак).
Примечание: вместо этого задания можно дать детям домашнее задание (заранее) – нарисовать и защитить плакат «Земля – наш общий дом».
Ведущий: – Ну что же, как мы сегодня увидели, проблем экологии много. Их пытаются решить правительства многих стран, ООН, борцы за охрану природы. Кто из вас может сказать, что в мире делается для того, чтобы сохранить природу? (Ответы детей)
Ведущий: – А сейчас я предлагаю обсудить каждой команде, что можете сделать вы для охраны природы? (Время на обсуждение 5 минут.) После обсуждения дети зачитывают свои ответы. При необходимости, ведущий добавляет следующие пункты:
будете в лесу – не оставляйте непогашенным костер, не бросайте мусор;
помыли руки – закройте кран; помните, что чистой, пресной воды на земле не так уж много;
уходите из комнаты – погасите свет, и вы сэкономите электроэнергию;
соберете и сдадите макулатуру – из нее опять сделают бумагу, сохраняя деревья.
Ведущий: – Космонавты говорят, что из космоса наша планета голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи, зелёные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и у ваших детей было будущее (звучит припев песни “Прости, Земля»).
Приложение.
Раздаточный материал:
карточки с изображением животных и растений или элементы костюмов и маски (лиса, заяц, рыба, жук, гриб, цветок, птица, еж, бабочка, божья коровка и т.п.);
карточки со словами для составления рассказа:
лес, турист, костер, свалка, птица;
залив, нефть, мусор, сети, рыба;
город, машины, мусор, завод, человек;
химические удобрения, гусеница, кислотный дождь, гриб, фермер;
карточки с названиями предметов: консервная банка, коробка из-под сока, пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет, перегоревшая лампочка, стержень от шариковой ручки.
- определение слова «экология» - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой. Название этой науки происходит от греческих слов: «эко» - дом, жилище и «логос» - учение;
- листы бумаги;
- карандаши, ручки, фломастеры.
Примечание: по итогам игры все команды получают сертификат участника.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Зеленогорский дом детского творчества
Курортного района Санкт-Петербурга
«Земля – наш общий дом»
(сценарий деловой игры для учащихся 5-7 классов)
Автор:
Иванова Марина Геннадьевна,
Методист
2013 год
|
|
|