Главная страница

Сценарий деловой игры "Земля наш общий дом"


Скачать 51.12 Kb.
Название Сценарий деловой игры "Земля наш общий дом"
Дата 15.02.2016
Размер 51.12 Kb.
Тип Сценарий

Сценарий деловой игры “Земля – наш общий дом”

(для учащихся 5-7 классов).

Пояснительная записка.

Игра предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ. Также игра может проводиться и для учащихся объединений дополнительного образования любой направленности, а также для учащихся коррекционных ОУ. В игре принимают участие 4-6 команд по 5-6 человек в каждой. Игра не требует специальной подготовки, за исключением варианта с домашним заданием (см. примечание в сценарии).
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к проблемам экологии.
Условия проведения игры. Игра проводится в достаточно большом помещении. Столы для команд размещаются полукругом. В центре должно быть достаточно места для выступления детей.
Необходимое оборудование. Доска, мел, музыкальный центр, запись песни «Прости, Земля» в исполнении группы «Земляне», лирическая инструментальная музыка.


Ход игры.
(Фоном звучит музыка П. И. Чайковского из цикла “Времена года”).
Ведущий: В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут года,

Так же будут, вечным строем,

Течь и искриться река,

И поля дышать на зное.

Звучит 1-й куплет песни “Прости, Земля” (группа «Земляне»).

Ведущий: – Прошло сто с небольшим лет, но разве мог предположить поэт, что всё так изменится. И вместо стихов, воспевающих красоту родной природы, мы всё чаще будем говорить о проблемах экологии. Именно проблемам экологии и посвящена наша игра. Но для начала давайте сформулируем, что же такое экология.

Командам предлагается 2 минуты на обсуждение. После этого каждая команда даёт своё определение.

Ведущий: – Всё, что вы сказали, верно. Сейчас я зачитаю вам определение слова “экология”, а мой помощник раздаст вам его на столы. (См. приложение).

Итак, мы с вами определили, что такое экология. Почему же в последнее время мы всё чаще говорим о проблемах экологии? (Ответы детей) Сейчас я предлагаю вам обсудить и записать, какие проблемы экологии существуют в современном мире. (Время на обсуждение 2 мин. После этого, команды называют проблемы, дополняя друг друга, а ведущий записывает их на доске.)

Ведущий: – Вот перед вами основные проблемы экологии. Как вы считаете, какие проблемы наиболее актуальны для нашего региона, почему? (Ответы детей.)

Ведущий: – Сейчас я предлагаю вам следующее задание. Вы должны будете за 5 минут составить небольшой экологический рассказ, Он должен включать в себя ключевые слова, которые вы сейчас получите. (Капитанам команд предлагается взять карточки с ключевыми словами).

По истечении времени дети зачитывают рассказы.

Ведущий: – Мы с вами до сих пор говорили с позиции человека. А что же чувствуют растения, животные? Попробуйте представить себя на их месте. Итак, сейчас каждая команда возьмёт по две карточки с изображениями животных (карточки могут быть заменены элементами костюмов, масками). За 5 минут вы должны придумать диалог между этими животными, а потом его разыграть. Не забудьте, что в этом диалоге животные должны “обсуждать” проблемы экологии. (Обсуждение и выступления команд.)

Ведущий: – Когда мы с вами говорили о том, что более актуально для нашего района, мы говорили о мусоре. Действительно, и в лесу, и на побережье Финского залива мы встречаем горы мусора. Чего там только нет: и коробки из-под сока, и полиэтиленовые пакеты, и банки… Конечно же, нужны специальные заводы по переработке мусора. Но пока их слишком мало, мы попробуем найти новое применение отслужившим вещам. На карточках – названия предметов, наиболее часто встречающихся среди мусора. За две минуты вы должны придумать и записать как можно больше вариантов нового использования этих предметов. (Дети выполняют задания, потом зачитывают их)

Ведущий: Все вы знаете, что есть дорожные знаки, которые указывают нам, как вести себя на дорогах. Есть знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие и т.д. А я предлагаю вам придумать знаки, которые будут регулировать поведение людей в природе. Возможно, вы видели знаки или плакаты, запрещающие вырубку леса или разведение в лесу костров. Хочется, чтобы вы придумали такой знак, которого еще не было. Вспомните все, о чем мы с вами сегодня говорили, и приступайте к выполнению задания (Время на выполнение – 5 минут, затем команды представляют свой знак).

Примечание: вместо этого задания можно дать детям домашнее задание (заранее) – нарисовать и защитить плакат «Земля – наш общий дом».

Ведущий: – Ну что же, как мы сегодня увидели, проблем экологии много. Их пытаются решить правительства многих стран, ООН, борцы за охрану природы. Кто из вас может сказать, что в мире делается для того, чтобы сохранить природу? (Ответы детей)

Ведущий: – А сейчас я предлагаю обсудить каждой команде, что можете сделать вы для охраны природы? (Время на обсуждение 5 минут.) После обсуждения дети зачитывают свои ответы. При необходимости, ведущий добавляет следующие пункты:

  • будете в лесу – не оставляйте непогашенным костер, не бросайте мусор;

  • помыли руки – закройте кран; помните, что чистой, пресной воды на земле не так уж много;

  • уходите из комнаты – погасите свет, и вы сэкономите электроэнергию;

  • соберете и сдадите макулатуру – из нее опять сделают бумагу, сохраняя деревья.


Ведущий: – Космонавты говорят, что из космоса наша планета голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи, зелёные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и у ваших детей было будущее (звучит припев песни “Прости, Земля»).


Приложение.
Раздаточный материал:

  • карточки с изображением животных и растений или элементы костюмов и маски (лиса, заяц, рыба, жук, гриб, цветок, птица, еж, бабочка, божья коровка и т.п.);

  • карточки со словами для составления рассказа:

  • лес, турист, костер, свалка, птица;

  • залив, нефть, мусор, сети, рыба;

  • город, машины, мусор, завод, человек;

  • химические удобрения, гусеница, кислотный дождь, гриб, фермер;

  • карточки с названиями предметов: консервная банка, коробка из-под сока, пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет, перегоревшая лампочка, стержень от шариковой ручки.

- определение слова «экология» - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой. Название этой науки происходит от греческих слов: «эко» - дом, жилище и «логос» - учение;

- листы бумаги;

- карандаши, ручки, фломастеры.

Примечание: по итогам игры все команды получают сертификат участника.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Зеленогорский дом детского творчества

Курортного района Санкт-Петербурга


«Земля – наш общий дом»

(сценарий деловой игры для учащихся 5-7 классов)

Автор:

Иванова Марина Геннадьевна,

Методист


2013 год