|
Муниципальное образовательное учреждение «Мамоновская основная общеобразовательная школа» Пронского района Рязанской области
Муниципальное образовательное учреждение
«Мамоновская основная общеобразовательная школа»
Пронского района Рязанской области
С.А. Соина
Муниципальное образовательное учреждение
«Мамоновская основная общеобразовательная школа»
Пронского района Рязанской области
С.А. Соина
В помощь учителю
Мамоново 2012
Рецензент: Куксова О.Л., учитель русского языка и литературы
МОУ«Мамоновская основная общеобразовательная школа»
Соина С.А., учитель русского языка и литературы Технология развивающего обучения в процессе изучения сложного предложения: Из опыта работы/ Муниципальное образовательное учреждение «Мамоновская основная общеобразовательная школа». – Мамоново, 2012.
Сборник отражает опыт работы учителя по реализации технологии развивающего обучения в процессе изучения сложного предложения в школе. В сборнике содержатся методические рекомендации к изучению сложного предложения, описание методов, форм и средств по данному направлению, разработки уроков. Сборник окажет помощь учителю в реализации элементов развивающего обучения учащихся.
Технология развивающего обучения
в процессе изучения сложного предложения
в школе
В настоящее время принципы личностно-ориентированного образования приобретают новые формы. Развивающее образование требует новых методов и технологий обучения. В основу технологии развивающего обучения положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи. При такой форме обучения содержание, формы, методы должны максимально учитывать индивидуальные способности и особенности учащегося, а также предпочитаемые способы работы с учебным материалом. Она нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путём самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.
Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, формировать и далее развивать мотивацию обучения, а также направлена на обеспечение усвоения базовых и новых компонентов в содержании предмета. Исходя из опыта работы, элементы этой технологии могут с успехом применяться как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе с учащимися.
Особенности технологии:
Методы обучения – развивающие. Обучение ориентированно на развитие каждого ученика.
Выявление уровня развития каждого ученика на каждом этапе обучения.
Применение разнообразных методов, средств и форм обучения.
Применение общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы.
Создание специальных средств – развивающих заданий, которые формируют рациональные умения умственного труда.
Весь процесс обучения строится на отношениях партнёрства и сотрудничества.
3
Цели технологии:
реализация творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности;
актуализация личностно значимых мотивов учебной деятельности;
интеграция межпредметных знаний;
включение процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность;
создание условий для формирования учебной компетенции учащихся в области изучения и его развития как языковой личности;
развитие у учащихся такого необходимого социального навыка как коммуникабельность.
Актуальность данной технологии заключается в том, что каждый учащийся по мере своих возможностей должен стать комуникативно-способным человеком, владеющим в полной мере устной и письменной речью. Обучение русскому языку необходимо осуществлять с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативных компетенций.
Так как курс русского языка в 9 классе – завершающая ступень обязательного образования, то при изучении этого предмета в школе, и значит, при 3-х уроках в неделю необходимо:
o изучить раздел синтаксиса «Сложные предложения», а также сформировать учебные навыки учащихся при работе со сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями;
o повторить материал других разделов русского языка в связи с наличием пробелов у части учащихся;
o систематизировать изученный материал на завершающем этапе изучения курса основной школы;
o подготовить учащихся к экзаменам;
o и то, что важно лично для меня: развивать умение строить устное и письменное высказывание по ситуации общения.
4
Синтаксис – эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц – предложений.
Первый систематизированный опыт методической работы по синтаксису русского языка предложил Фёдор Иванович Буслаев в своей работе
«Преподавание отечественного языка». Прежде чем дать название методу, Буслаев во втором томе своей «Исторической грамматики» (1863) привёл «первый полный синтаксис в историческом развитии». В своём «Синтаксисе»
Буслаев впервые прочно установил в учении о предложении различие между логикой и грамматикой. Определяя отношения языка к мышлению, Буслаев говорит: «Язык к мышлению относится в двояком отношении: с одной стороны формы языка служат точнейшим выражением всех действий нашего мышления, так что, думая про себя, постоянно облекаем каждую мысль в слова; а между тем, с другой стороны, опыт каждого говорящего и пишущего свидетельствует, что мысль развивается в голове не зависимо от форм языка
и что весьма часто случается встречать затруднения в приискании слов
для выражения мысли.
Такое противоречие в отношении языка к мышлению объясняется существом самого языка. Язык образовался в эпоху незапамятную, в ближайшей связи с раскрытием умственной деятельности целого народа, но независимо от личного мышления одного или нескольких людей. Потому логика языка точнее, строже и совершеннее логики отдельных лиц, сколько бы проницательны и глубокомысленны они ни были».
Золотова Г.А. по вопросу синтаксиса пишет: «В речи получает выражение все содержание жизни человека, все представления об окружающем мире, о предметах, категориях и связях действительности, наблюдаемых и осмысляемых, обобщённых и расчленённых, так или иначе национальным языковым сознанием.
Человек высказывает сообщения о фактах и событиях или реакции на них, чувства и желания, формирует понятия, мысли и умозаключения в процессе познавательной деятельности, вступает в коммуникативные контакты, побуждает собеседников к действию. Всё это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Единицы других уровней языковой системы – фонемы, морфемы, лексемы – участвуют в формировании речи только через синтаксис. Отсюда – роль синтаксиса как «организационного центра грамматики» (по определению Виноградова В.В.)
5
Отсюда – сложность устройства синтаксической системы языка как научного объекта.
И хотя у синтаксической науки многовековая история, законы синтаксического строя языка и теперь ещё не познаны в полной мере. Можно только надеяться, что каждое новое описание синтаксиса, каждое исследование в этой области приближает нас к искомому.
Синтаксис – эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц – предложений.
Итак, синтаксису в современной лингвистике уделяется огромное значение, многие взгляды на вопросы синтаксиса, его места в грамматике, языке и речи, классификации синтаксических единиц пересматриваются. Хочется так же, чтобы и в технологии преподавания русского языка вопросам синтаксиса уделялось не менее внимания.
Сегодня синтаксис является одним из разделов учебного вузовского курса современного русского языка. В лингвистической науке подробно этим разделом занимались многие учёные, среди которых Белошапкова В.А. – преподаватель МГУ, выдающийся русский лингвист. Некоторые работы этого автора посвящены синтаксису. Вот что Белошапкова, в частности, пишет по этому вопросу: «наука о синтаксисе русского языка представляет собой сложное явление: в ней существуют (в состоянии непрерывных столкновений и споров) разные направления и концепции, так что в новых идеях дискуссионное явно преобладает над общепризнанным. В этих условиях чрезвычайно труден отбор идей (понятий, точек зрения)».
Итак, приведём некоторые из них. Белошапкова так определяет понятие синтаксиса:
«…синтаксис изучает, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой стороны, те единства, в составе которых эти правила реализуются»
Синтаксис рассматривается «как высший грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим»
Выделяются следующие синтаксические единицы «объекты синтаксиса: словосочетание, предложение и сложное предложение.
6
Традиционное для русской синтаксической науки понимание синтаксических объектов характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение. Сложным предложением называется синтаксическая единица, компонентами которой являются предложения, связанные между собой синтаксической связью.
Авторы другой книги дают следующие понятия в разделе «Синтаксис»:
«Сложное предложение обладает как свойствами, общими с простым предложением, так и своими специфическими свойствами, отличающими его от простого предложения. Подобно простому предложению, сложное предложение представляет собой синтаксическую конструкцию, предназначенную быть сообщением: как и простое, оно получает в речи интонационное и слово порядковое оформление».
Сложное предложение отличается от простого, прежде всего характером образующих его компонентов. Компонентами, образующими простое предложение, являются определённые классы словоформ или лексически не заменяемые словоформы. Таким образом, синтаксическая природа компонентов простого предложения радикально отличается от синтаксической природы образуемого ими синтаксического построения. Сложное предложение состоит из компонентов, которые в большей или меньшей степени обладают свойствами простых предложений и, таким образом, по своей синтаксической природе не противостоят так резко образуемому ими целому – сложному предложению.
Общность синтаксической природы компонентов и образуемого ими целого сближает сложное предложение со словосочетанием, которое выполняет ту же функцию, что и его компоненты – слова или словоформы – и по своей синтаксической природе не противостоит им.
Обязательным и конструирующим признаком компонентов сложного предложения является то, что они обладают категорией предикативности, соответственно, предикативными единицами.
7
Структурная схема сложного предложения включает следующие четыре класса необходимых характеристик: потенциальный количественный состав сложного предложения (или открытость/ закрытость его структуры); синтаксическая связь между компонентами и средства её выражения; порядок компонентов, т.е. их расположение относительно друг друга; особенности семантического наполнения, строения и лексического состава компонентов.
Всё сказанное позволяет определить сложное предложение как сочетание предикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве целостной единицы сообщения.
Разнообразие взглядов в филологии делает задачу методистов сложной: необходимо выбрать наиболее походящее научное понятие (и современное, и общепризнанное), и применить его в курсе русского языка средней общеобразовательной школы. Поэтому существует несколько точек зрения на принцип преподавания темы «Сложное предложение» в школе и классификацию придаточных в сложноподчинённом предложении.
После Октябрьской революции 1917 года и последующее за тем советское время в методике разрабатывались новые научные понятия, т.к. новая власть пролетариата не могла перенять буржуазную науку, культуру и т.д. Таким образом, сложилась определённая точка зрения, общепринятые научные суждения, методы и приёмы преподавания родного языка. Такой взгляд на методику отразился в стандартной (по сегодняшнему определению) программе.
Итак, сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции).
Интонационный (сопоставление структуры и интонации) и морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи). Синтаксические упражнения, которые включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, это:
отграничение одних синтаксических структур от других;
8
определение структуры данной синтаксической единицы;
нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
составление схем предложений;
составление предложений по схемам;
составление предложений указанной структуры;
полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.
Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом речевых умений. Основная цель по методике Баранова в преподавании русского языка – освоение учениками средней общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации.
В методике Текучёва основной принцип изучения темы «Сложное предложение» такой же, как и у Баранова, но первый в своём учебнике предлагает некоторые практические рекомендации по проведению уроков. Текучёв на примерах показывает, как вводиться понятие по теме, он пишет: «Повторение сведений о составе простого предложения осуществляется в связи с разбором нескольких простых предложений по членам предложения. Следующая часть урока должна быть посвящена выяснению понятия «сложное предложение» как сложное целое, выяснению тех условий, при каких простые предложения могут образовывать сложное, и тех грамматических правил, которые необходимо при этом соблюдать». Далее выясняются те условия и правила, при которых образуются сложные предложения.
Текучёв показывает так же, каким образом необходимо вводить понятия: интонация, место союзов и союзных слов в сложных союзных предложениях, бессоюзное сложное предложение, роль интонации в таких предложениях, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные), главное и придаточное предложения, сложноподчинённые с одним придаточным (определительные, изъяснительные, обстоятельственные), сложноподчинённые с несколькими придаточными (подчинение параллельное, последовательное, однородное).
9
На уроке изучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление сводной таблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определением смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с данным учителем началом и по придумыванию учащимися предложений с использованием всех союзов, приведённых в таблице.
Текучёв выделяет типичные ошибки, на которые учителю необходимо обратить внимание:
а) пропуск запятой перед союзом и, когда сложносочинённое предложение ошибочно принимает учащимися за простое с однородными членами;
б) постановка запятой перед распространённым однородным членом, когда последний принимается учеником за целое простое предложение;
в) речевая синтаксическая ошибка выражается в так называемом
«многосоюзии», когда учащийся без видимой причины вводит в свою речь лишние союзы;
г) а также в излишней (с точки зрения стиля и фактической необходимости) повторяемости наречий, употребляемых в роли союзов и обозначающих последовательность действий».
Для устранения ошибок предлагаются различные приемы: синтаксический и пунктуационный разбор предложений списанных с различных источников (доска, карточка, учебник), творческие работы (составление новых или обработка вариантов), обучающие диктанты, грамматический анализ. Знакомство со сложноподчиненными предложениями необходимо проводить в сравнении со сложносочинёнными и выявлении разницы между подчинительной и сочинительной связью, «путём анализа устанавливается, что каждое из придаточных поясняет какое-либо слово главного предложения». Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов.
При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видах сложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока». Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить
10
внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений.
При изучении сложных синтаксических конструкций (Текучёв такого термина не вводит! Использует другое название «сложные предложения с различными видами связи») особое место уделяется интонации: «Предложения такого типа представляют благодатный материал для анализа с точки зрения синтаксической и пунктуационной. Разнообразие конструктивных элементов даёт возможность на одном примере повторить материал, показать большое разнообразие возможных сочетаний синтаксических элементов в одной сложной конструкции, показать, как в подобных условиях применяются основные пунктуационные правила.
Нельзя упустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобных предложений, как упражнения в выразительном чтении. Дело в том, что при чтении таких сложных конструкций по иному, чем в менее распространённых предложениях распределяется и запас воздуха у читающего, и паузы (в отношении их длительности), меняется в ряде случаев и характер интонации. Потому учитель должен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разбора предложений было бы прочитано учащимися выразительно.
Смысловой анализ сложных предложений с различными видами связей и составление к ним схем содействуют и развитию логического мышления.
На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечивается индивидуализированный подход к учащимся).
В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочного их использования». Так же Текучёв даёт подробное описание методики проведения синтаксического разбора: «Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью».
11
Как в простом предложении член предложения является такой единицей, которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые члены предложения в особом положении), так и в сложном каждое простое предложение, входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой его частью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собой тоже предложение. В простых предложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разбор является по членам, а не по составу предложения». Наряду с различными видами разборов необходимо использовать приём грамматического конструирования (составление предложения по схеме).
Хотелось бы сказать несколько слов по поводу практического применения некоторых приёмов и упражнений по изучению темы «Сложное предложение». Так, в частности, известный советский методист Текучёв А.В. предлагает при изучении предложений с различными видами связи разбирать удачные и не удачные конструкции сложных предложений, используя собственные сочинения учеников.
Современные исследования психологии подростков позволяют сделать вывод о частичной неправильности такого приёма. Лучшие работы можно брать для примера, а с неудачными – следует быть осторожнее, так как ненароком можно нанести травму ещё не окрепшей психике взрослеющего человека. Указывая на ошибки, учитель должен применить всё своё чувство такта. Для работы по редактированию сложных предложений в 9 классе можно брать для примера работу вымышленного горе-ученика или учителю самому допустить ошибку, но так умело, чтобы в то же время не потерять авторитет в глазах подопечных. Всё это требует большого профессионального мастерства учителя. В работе необходимо так же давать ученикам возможность самостоятельно мыслить, больше делать выводов, пусть даже путь к индивидуальному лежит через коллективное познание. Все синтаксические понятия, пунктуационные правила необходимо рассматривать сначала на примере. Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами, что они увидели необычного и нового в приведённом учителем предложении. И только затем открыть и прочитать учебник.
12
Русский язык и его правила необходимо учить, как таблицу умножения, несмотря на гуманитарность (неточность) дисциплины, на большое количество нюансов и исключений из правил. Когда понятие укорениться в голове каждого ребенка, тогда можно приступить к рассмотрению частностей. А потому не будет лишним каждому (в зависимости от количества человек в классе) повторить вслух по очереди изучаемое правило. Сначала, или если ученики не приучены к такой работе, будет казаться смешным неоднократное повторение. Но, однако, в сочетании с самостоятельной проработкой примеров можно получить хороший результат.
Использование
игрового материала на уроках русского языка
Так как тема «Сложное предложение» изучается обзорно уже с 5 класса, но не вводятся типы придаточных, то, как раз здесь и должно использовать игровой материал, опираясь на эмоционально-экспресивное восприятие пятиклашек. Справиться с этой нелёгкой задачей поможет пособие Т. Угроватовой «Подсказки на каждый день». например, при введении понятия «Сложное предложение» можно предложить детям разобрать стихотворение Э Успенского «Память»:
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
«Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
13
Мыл старушку на окне…
Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на коне…
Знаю я, что говорю;
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок:
А чего хвалиться зрю?
Таких весёлых и в то же время полезных упражнений у Угроватовой много. Есть даже герои-помощники: Кот и Пёс, которые попадают в ситуации, где Кот представлен хитрецом и «грамотеем». В последнем упражнении предлагается написать диктант, в форме сказки, о том, как встретились различные типы сложных предложений. В игровой форме даётся весь материал в книге. Так интересно, используя игровые моменты, можно построить уроки по введению, так сказать, не основных тем 5 класса, и в то же время заложить прочные основы для понимания и углубленного изучения темы в 9 классе.
Психологами давно установлено, что эмоционально пережитые события на более долгое время остаются в памяти. Конечно, в старших классах уместнее использовать занимательный материал несколько иного характера.
14
Роль занимательных заданий
при изучении темы «Сложное предложение»
В 9 классе при изучении темы «Сложное предложение» можно использовать задания творческого плана. Это должна быть работа, направленная на развитие мыслительной деятельности. Например, можно организовать конкурс на лучший свод правил по синтаксису и пунктуации для проверки правописания в новой компьютерной программе или подобрать сложные предложения для обучения гуманоидов с соседней планеты. На заключительных уроках создать проблемную ситуацию: например, написать текст, состоящий только из простых предложений на любую или определённую тему. Возможно такое в живом языке? Как это влияет на смысл, остаётся язык так же богат и красив? И т.п. Для домашних упражнений можно использовать художественные произведения, изучаемые на уроках литературы. Пусть ученики самостоятельно выпишут сложноподчинённые с различными типами придаточных. Таким образом, можно вызвать интерес к изучению темы, однако, не забывая, играя, всё же учить.
Я работаю по базовой программе под редакцией Т.А. Ладыженской. Но вслед за развитием и изменениями в лингвистической науке и языке происходят изменения в методике. В школьной практике применяются новые научные теории, но делать это необходимо аккуратно, не перегружая школьную программу. И лучше, если будут применены уже проверенные и наиболее общепринятые точки зрения. В игровом материале и некоторых приёмах работы по изучению нового материала, закреплению, автоматизации навыков можно и нужно использовать новаторские разработки. Теоретический материал разумнее применять общепринятый, чтобы не вводить путаницу в систему понятий школьников. С интересующимися или сильными учениками при достатке времени следует рассмотреть различные взгляды, существующие в лингвистике.
Для детального и конкретного рассмотрения вопроса обратимся к учебно-методическому комплексу: учебник С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс» (под редакцией Ладыженской). Учебник по русскому языку для 9 класса С.Г.Бархударова (стабильная программа) представляет собой следующее: книга разделена на четыре основных раздела, второй из которых - «Сложное предложение». Он в свою очередь делится на темы и подтемы (аналогично программе). Под знаком даётся теоретический материал (то или иное правило).
15
Ниже приводится ряд упражнений для закрепления понятия, теории. Все правила подкрепляются примерами. Основные термины выделяются другим шрифтом.
Основные понятия: сложное предложение (союзное и бессоюзное), сложносочинённое, сложноподчинённое с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными (образа действия и степени, места, времени, условные, причины, цели, сравнительные, уступительные, следствия) и сложноподчинённое с несколькими придаточными, сложные предложения с различными видами связи. При классификации сложных предложений даётся таблица, а так же в теме «Сложноподчинённые предложения. Придаточные обстоятельственные». В учебнике также даётся материал для словарной работы: слова в рамках. Например, все задания практических упражнений сводятся в основном к расстановке пропущенных знаков препинания (в частности запятой) и определения типов предложения. Есть задания по составлению предложений (развитие речи), а также работа с союзами (в союзных сложных предложения). В некоторых упражнениях видим элементы стилистической работы. Материал для упражнений подобран на основе произведений русской классики.
16
Современная программа для средней общеобразовательной школы по русскому языку (Ладыженская Т.А.)
Тема «Сложное предложение» изучается в 9 классе в курсе русского языка по рассматриваемым и действующим в современной школе программам. Изучение темы идёт в следующем порядке:
Программа Ладыженской Т.А. и др.
Сложное предложение.
Союзные сложные предложения.
сложносочинённые (5 часов);
сложноподчинённые (17 часов).
Бессоюзные сложные предложения (6 часов)
Сложные предложения с различными видами связи (5 часов).
Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы:
умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения;
умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы;
умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями;
умение правильно употреблять в речи предложения с различными видами связи;
правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
17
К концу 9 класса:
производить все виды разборов (синтаксический, пунктуационный);
находить в предложения смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами;
находить и исправлять пунктуационные ошибки;
производить пунктуационный разбор предложения.
Знания, которые должны получить ученики 9 класса по теме «Сложное предложение»:
сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными); запятая между частями сложносочинённого предложения;
главное и придаточное предложения; союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным; указательные слова в главном предложении; место придаточного предложения по отношению к главному; запятая между главным и придаточным предложениями;
основные виды придаточных предложений;
сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в них; знаки препинания;
смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения;
знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
различные виды предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них.
18
Цель:
Повторить и углубить знания о СПП и его строении.
Дать общее представление о группах СПП по их значению.
Совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.
1.Проверка домашнего задания. Представить свой вариант наглядного понимания сочинительной и подчинительной связи с помощью коллекции рисунков ClipArt.
- Зрительный образ - самый яркий. Сделайте теперь вывод о признаках подчинительной связи.
- Подкрепите свои знания теоретическими сведениями из учебника. Проговорите с соседом перечень признаков подчинительной связи и СПП. Составьте обобщенную схему СПП.
2.Изучение нового. У русского народа есть числа, имеющие особое символическое значение. Можете привести пример? Одно из них поможет вам сегодня запомнить группы СПП.
-На какие группы делятся сложные предложения в русском языке?
-Сколько второстепенных членов предложения мы знаем?
Задание: поставьте вопросы и найдите в предложениях дополнение, определение, обстоятельство. Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (чей?) Мой дом перестраивается. Мы добрались до Москвы (когда?) вечером. Сравните со сложноподчиненными предложениями Сердце предчувствовало, (что?) что случится что-то недоброе. Дом, (какой? )в котором я живу, перестраивается. Мы добрались до Москвы, (когда?) когда наступил вечер. 19
-Итак, СПП по своему значению делятся на 3 группы по аналогии с второстепенными членами предложения: изъяснительные, определительные, обстоятельственные. Обстоятельственные в свою очередь делятся тоже на группы, их 9.
Презентация.
Задание: Проанализировав предложения на доске, определим смысловой вопрос и средства связи в каждой группе СПП обстоятельственных. Заполним таблицу "Группы СПП по значению".
1.Иди, куда влечет тебя свободный ум. 2. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. 3. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду 4. В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. 5.князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. 6. Цель в жизни нужна для того, чтобы не разменивать свою жизнь по пустякам. 7.Будущее не придет само, если не примем мер. 8. Родиной мы зовем нашу страну потому, что в ней родились. 9.Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза. 10. Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет.
Тест.
Итог урока:
Прошу вас начертить в тетради схему «Группы СПП по значению».
Д/З: Подберите к каждой группе пример предложения из художественного текста, любого учебника.
20
|
Цели урока:
закрепить знания учащихся о структурных особенностях простого и сложного предложений: предложений с прямой речью, диалога; закрепить навыки синтаксического разбора предложений: простого с однородными членами, сложного, предложение с обращением; отработать пунктуационные навыки по теме; развивать пунктуационную зоркость; развивать монологическую речь и культуру речи учащихся.
Ход урока.
Слово учителя.
Сегодня мы путешествуем по стране Лингвиния. Совсем недавно мы изучали тему «Синтаксис» .
1.Терминологическая разминка.
( знаете ли вы жителей острова Синтаксис?)
Синтаксис изучает строение словосочетания и ________.
Правильно расставлять знаки препинания учит ________.
Словосочетание- это два слова, связанные ____________.
Однородные члены предложения отвечают ___________ и относятся к одному ___________.
Главные члены предложения - это ___________.
Они составляют ___________.
Второстепенные члены предложения _______________.
Обращение называет того, к кому ___________.
Членами предложения они ____________.
В простом предложении одна ____________.
В сложном предложении _______________.
Назвали мы жителей страны Синтаксис, а теперь посмотрим, на- сколько свободно мы с ними общаемся, отличаем их друг от друга.
2. Четвертое лишнее.
красный шар
пушистый снег
снег на земле
зелёный лес
21
Виды словосочетаний
Именные Глагольные
x x
прил.+ сущ. глагол + сущ.
x х
сущ. + сущ. глагол + наречие
Направляться к лесу, идти вперёд, безбрежное море, пение птиц, спуститься на палубу, внезапный порыв, порыв ветра, качаться на волнах, перемена погоды, плыл быстро, говорить громко, решил задачу, разгаданная тайна, объяснение правила.
Из предложения выписать словосочетания и разобрать их.
Быстро наступила морозная зима.
- Из скольких частей состоит словосочетание?
- Как они связаны между собой?
Самая большая область острова Предложение. Пройдём по нему.
Диктант.
Северное лето короткое. Мы ещё не успели согреться, а оно уже закончилось. Туман над деревней. Как будто белые облака спустились на землю. К обеду потеплело. Вышло солнце. Туман исчез. Воздух чист и прохладен.
Задания:
- выделить грамматические основы, определить, чем
выражено сказуемое;
- назвать простые предложения, сложные;
- чем они различаются?
- зачитать нераспространённые предложения;
- назвать предложения, основа которых состоит из одного
главного члена.
22
Конструирование предложений:
а) = и =;
б
1
2
) , .
Главное
в) , (придаточное).
г
1
2
) , и .
д) … , , … .
Целый день поёт жаворонок чтобы люди работали веселей.
Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез. Осень наступила высохли цветы. Не шуми ты рожь спелым колосом. Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку.
Составить сложносочинённые предложения:
Сейчас пройдёт дождь. Всё в природе освежится.
На берегу никого не было. Дорога была пуста.
Взошло солнце. Ожил каждый кустик.
Составить сложноподчинённое предложение:
Небо заволокло тучами. Началась гроза.
Составить предложение:
Парашютисты опустились в центре стадиона. (взять сказуемое)
Вдруг послышались лёгкие шаги. (взять определение)
На щеках тают снежинки. (взять подлежащее)
Тропинки в саду засыпали листья. (взять дополнение, употребив сущ. В вин. П. с предлогом на)
Итак, на острове Синтаксис живут словосочетания, предложения, все их члены. Но с синтаксисом мы не прощаемся. Всё ли мы в нём знаем? Все ли знаки препинания вы можете объяснить? Нет! Но если дружить с языком, он откроет свои тайны, хотя, как Вселенная, он никогда и никому до конца не раскрылся полностью! Он велик, безграничен, неисчерпаем.
23
Урок в 5 классе
"Повторение. Синтаксис"
ЦЕЛИ УРОКА:
1) Закрепить знания по теме "Словосочетание и предложение".
2) Повторить синтаксические характеристики простого и сложного предложений.
3) Продолжить работу над развитием орфографической зоркости учащихся.
Коррекционная: Продолжить работу над развитием логического мышления; над развитием связной речи учащихся.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся любовь к родному языку, воспитывать чувство уважения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Таблица с зашифрованной пословицей;
- Табличка с новыми словами;
- Индивидуальные карточки с предложениями;
- Таблица - помощница с теоретическим материалом;
- Картина с изображением "Королевства Синтаксис";
- 4 карточки с характеристикой предложений; - просмотр фильма.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Слово учителя: Сегодня, ребята, у нас урок необычный. Мы вновь отправляемся в сказочное путешествие по Королевству Синтаксис, где находятся разные, но дружные государства.
Вы помните, что первое наше путешествие в это королевство было нелегким. Но нас выручили знания и еще что?
- Дружба!
- Конечно же, дружба. Смелее в путь. Помогайте друг другу, выручайте друг друга.
II. Эмоциональная зарядка. (Дети встают, произносят хором)
24
Посмотрите вы на нас,
Перед вами, дружный класс
повернувшись, друг к другу, хлопают по рукам)
Я - с тобой, и я - с тобой,
Ну, тогда смелее в бой.
Слово учителю: Все настоящие путешественники ведут записи. И мы тоже будем все запоминать и записывать.
III. Запись темы урока.
Повторение.
Ребята, вспомните, как образовалось Королевство Синтаксис?
1 уч-ся рассказывает: "Синтаксис придумали древние греки. Они составили его из двух частей "син" и "таксис". "Син" - обозначает русскую приставку "со", а "таксис" употребляли древнегреческие воины, что означало "строй", "порядок".
Учитель: Ребята, вы мне сказали, что вам помогает дружба. А что такое дружба?
(Ответы детей). Подвожу итог, в словаре Ожегова дружба - это
Русская пословица гласит: …
Ребята, мы должны ее расшифровать.
На доске таблички с зашифрованной пословицей.
н
|
а
|
б
|
ж
|
о
|
а
|
д
|
я
|
а
|
е
|
г
|
т
|
о
|
д
|
д
|
в
|
о
|
с
|
р
|
р
|
о
|
с
|
б
|
т
|
а
|
у
|
р
|
я
|
о
|
в
|
н
|
ж
|
о
|
к
|
г
|
а
|
- Выберите способ чтения. (С нижнего левого угла вверх, с верху вниз)
IV. Работа с пословицей. 1 ученик записывает на доске. Остальные в тетради:
Народная дружба дороже всякого богатства.
- Обозначьте орфограммы.
- Объясните смысл пословицы. (Люди должны уважать друг друга независимо от национальности)
- У нас маленький класс, но у нас есть и русские, и мари, и татары, и узбеки.
- Как мы должны относится друг к другу? (С уважением)
25
- Пусть эта пословица будет для вас девизом.
V. Распределительный диктант:
На страже Королевства Синтаксис стоят добрые, но хитрые человечки - слова. Что они на сей раз придумали. Игра "Угадай букву" и распредели по группам.
На доске слова:
Уд..вительный, про..ьба, мес..ность, выдер..ка, изд..лека, поз..но, загл..нуть, ни..кий, уча..ствовать, изре..ка, праз..ничный, р..дной.
- Прочитайте слова. Подумайте, как можно разделить слова?
(Дети предлагают разные варианты)
- Выбираю деление по виду орфограмм.
Безударные гласные Парные согласные Непроизносимые согласные
(3 ученика у доски. 1 с комментарием)
Остальные учащиеся работают в тетради, каждый со своим учеником от группы.
Проверка: 1 группа 2 группа 3 группа
VI. Словарно-орфографическая работа: У ворот Королевства нас поджидает новое слово
Таблица: Здравствуйте!
Дети записывают в словари после разбора.
1 ученик у доски ведет объяснение:
а) читаю слово
б) делю на слоги
в) определяю вид орфограммы
г) подбираю проверочное слово.
VII. Мы подходим к Королевству Синтаксис.
Путь был нелегкий. Вы устали?
Физкультминутка (под музыку)
VIII. Вот и Королевство Синтаксис. (наглядное пособие) Приветствуем его.
Дети хором говорят: "Здравствуйте!"
- А как это слово звучит на марийском языке? (Дети здороваются по-марийски, затем по-татарски…)
- Право открыть ворота мы дадим девочкам (2). Здесь находятся два государства.
- А кто знает какие? (Словосочетание. Предложение)
- Заглянем в государство "Словосочетание"
26
На доске:
Праз..ник цветы, уса..ствовать беседа, ненес..ный погода.
1 и 2 группа самостоятельно составьте из записанных слов словосочетания.
3 группа (слабые учащиеся) запишите с доски словосочетания: Крепкая дружба, рассказать другу.
- Обозначьте главное слово. Поставьте вопрос от главного к зависимому.
- Проверяю 1 и 2 группу запись словосочетаний. 2 учащихся идут к доске производят разбор словосочетаний:
Праздник цветов (имен) Участвовать в беседе (глаг)
- 3 словосочетание разберете самостоятельно.
- Проверяю у 3 группы.
- У 1 и 2 групп спрашиваю тип словосочетания?
Подводим итог:
- Что такое словосочетание?
- Из каких двух частей оно состоит?
- Какие типы словосочетаний существуют?
IX. Повторение о предложении. - Отправляемся в государство "Предложение"
- Вспомним секреты предложения.
Работа по таблице:
Предложения по цели высказывания бывают …, …, ….
По интонации - …, ….
В конце предложения ставится …, …, ….
Главные члены предложения - это …, и ….
По наличию второстепенных членов, предложения бывают … и ….
По количеству грамматических основ … и …
- Какие еще предложения знаете?
(с однородными членами, с обращением, с прямой речью)
- Итак, нас встречают предложения
(У каждого ученика лежат карточки, с записанными предложениями)
- Знаки препинания не расставлены. На доске записаны те же предложения.
А) В нашей республике проживают разные народы марийцы русские татары чуваши мордва удмурты.
Б) разные дети живут на планете но мам своих любят все дети на свете.
В) Здра..ствуй, Родина моя!
27
- Задание: Прочитайте предложения. В каждом предложении расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков в каждом предложении.
- В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. К каждому предложению подберите соответствующую характеристику.
Самостоятельно
(На доске висят таблички с характеристиками предложений)
Сложносочиненное
предложение
|
Предложение
с обращением
|
Предложение с
однородными членами
|
- Дети заполняют в своих карточках, объясняют с места, учитель заполняет на доске.
- Затем, 1 ученик идет к доске и расставляет карточки с характеристикой.
- Ребята, у кого так же, как на доске?
- А у кого по-другому?
- Выпишите сложное предложение.
X. Синтаксический разбор сложного предложения. Разные дети живут на планете но мам своих любят все дети на свете.
1 учащийся у доски:
Алгоритм:
1) читаю предложение в целом
2) читаю до запятой, нахожу грамматическую основу
3) читаю после запятой, нахожу грамматическую основу
4) определяю простое или сложное, сколько в нем простых предложений и чем они соединены.
5) Даю характеристику (Повеств., невоскл., сложн., союзн., сложносоч., 1 пр - распр., 2 пр- нераспр.)
XI. Повторение диалога. Просмотр фильма "Сказка о царе Султане" (Если останется время)
(выходят 2 ученика к доске и ведут диалог по отрывку)
Вывод: Что такое диалог? Что такое реплика?
XII. Итог урока: - Ребята, как вы поняли, что изучает Синтаксис?
28
Хором: Вот и кончился урок,
Подведем всему итог.
Повторили словосочетания,
Обобщим знания,
Сложные, простые предложения
Вызывают восхищение,
Обращение, диалог, прямая речь.
Так же учимся дружить,
С детства дружбой дорожить.
29
Урок в 5 классе
«Запятая в сложносочиненном и простом предложениях с союзами и, а, но»
Цели урока:
• Научиться различать простое и сложное предложения с союзами и, а, но.
• Уметь сравнивать простое и сложное предложения.
• Уметь наблюдать, сопоставлять, видеть, в чем различие простого и сложного предложения.
• Развивать орфографическую зоркость, воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям. Выразительно читать предложения.
Ход работы:
I. Организационный момент.
•Приветствие детей, знакомство с гостями, присутствующими на уроке.
•Запись домашнего задания (на доске заранее): упр.469. Составить текст «Зима в городе», употребив ССП с однородными глаголами.
•Запись числа, темы.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну «Синтаксис»! А вы знаете жителей этой страны? (словосочетание, простое и сложное предложение и т.д.)
Молодцы, ребята! Я надеюсь, что мы станем с ними большими друзьями. А пока мы должны подготовиться к путешествию. Подумайте, какие цели мы будем ставить перед собой на уроке? Какие трудности нам встретятся?
30
Учащиеся: Мы должны уметь различать простое предложение с однородными членами и сложное с союзами и, а, но. А чтобы сравнивать простое и сложное предложения, мы должны быть внимательными. Будем произносить предложения с правильной интонацией, выразительно. Развивать орфографическую зоркость. Развивать свою речь.
I Этап путешествия: «Минутка каллиграфии».
Игра «Пианино» (хором):
Тетрадку правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За осанкою слежу,
На отлично напишу!
Учитель: Мы прописываем слово – термин, которое является главным средством выражения мысли. Кто назовет это слово термин?
(Предложение). Проявите орфографическую зоркость.
Назовите орфограмму (правописание -лаг-, -лож-).
II Этап путешествия: «Словарный диктант».
(I, II, III варианты). Листочки с заданием у каждого ученика на парте. На доске схема: «5»- 0 ош. «4»- 1 ош. «3»-2 ош.( ключи ответов- за доской) Самопроверка. Оцените ответ. Сдайте листы (подписать фамилию).
III Этап путешествия: игра «Телевизионное интервью».
Ведущая телеигры: Блохина Анна
Она представляет ребятам жителей страны «Синтаксис». Это Белан Настя и Горбатов Сергей в роли однородных членов предложения. Они читают стихи, а ведущая задаёт вопросы о роли однородных членов предложения. Жители страны «Синтаксис» желают ребят отличной учёбы!
31
Учитель:
-Ребята, что мы знаем об однородных членах предложения? -отвечают на один вопрос; -относятся к одному слову; -могут быть главными и второстепенными членами предложения; -соединяются союзами и, а, но или интонацией перечисления; -Молодцы, ребята! Вы уже подружились с жителями страны «Синтаксиса». -А что главное мы упустили в интервью с однородными членами? (Учащиеся: - Не спросили про союзы а, но.)
Задание: на доске 2 пословицы:
1. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
Найдите предложение с однородными членами, обоснуйте постановку знаков препинания, постройте схему предложения (сильный ученик работает за доской).
Учитель: в стране «Синтаксиса» живут не только простое предложение и однородные члены, но и сложные предложения.
(Проблемный вопрос): Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного? Как связаны части сложного предложения? (Монологический ответ «ученого-лингвиста», составление алгоритма).
В это время класс выполняет самостоятельную работу (упр.472). Задание: выписать сложные предложения, найти и подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания.
Рецензия на монологический ответ.
(3П…Полно? Последовательно? Правильно?…)
Работа с текстом. («Зимняя сказка»)
Как прекрасна березовая роща зимой! Веточки покрываются хлопьями пушистого снега, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. Снег так засыпал деревья, что они стали походить на снеговиков. Блестит и переливается на солнце их золотой наряд.
Задание: озаглавить текст, определить тему, стиль, тип речи.
32
Учитель: Чему учит нас этот текст? (любить родную природу).
Выпишите слова, которые вы считаете трудными, проверьте орфограммы. (Работа со словарем: золотой- стр.293.)
Найдите предложения, соответствующие схемам и выпишите их:
I вариант II вариант
Веточки… Блестит и … (Учащиеся делают вывод).
Физминутка!
Встать, сделать глубокий вдох, задержать дыхание. Руки вытянуть вперед. Выдохнуть. Сесть. Руки на столе, расслабиться. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Медленно посчитать до 5! (Повторить 2 раза)
Домашнее задание
Прочитайте в учебнике правила на стр.158. Дома проработайте, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.
Итог урока
Учитель: Подведем итоги нашего путешествия.
-Что больше всего понравилось на уроке? (учащиеся отвечают)
- А теперь ответим на наш главный вопрос: Чему мы научились сегодня на уроке? (Сравнивать простые и сложные предложения с союзами и, а, но).
-А как их различать? (По грамматическим основам).
Оценки: Сегодня очень хорошо работали:…(6 оценок)
Оценки за словарный диктант вы узнаете на следующем уроке. В следующий раз мы проведем работу с тестами.
-Ребята, вы молодцы сегодня! Урок окончен.
33
Литература
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченко П.Ф., Методика преподавания русского языка. - М., Просвещение, 1990.
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А., Русский язык 9 класс. - М., Просвещение, 1994.
Белошапкова В.А., Современный русский язык, синтаксис. - М., Просвещение, 1997.
Буслаев Ф.И., Преподавание отечественного языка.- М,1992.
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю., Коммуникативная грамматика русского языка.- М., 1998.
Грамматика современного русского литературного языка; АНС, Институт русского языка, под ред. Шведовой Н.Ю. - М., 1970.
Текучёв А.В., Методика русского языка в средней школе.- М., 1980.
Угроватова Т.Ю., Подсказки на каждый день. - М., 1995.
34
Оглавление
Технология развивающего обучения
в процессе изучения сложного предложения в средней школе…………………………………………………..………3-13
Использование игрового материала
на уроках русского языка…………………………………13-14
Роль занимательных заданий
при изучении темы «Сложное предложение»……..……15-16
Современная программа для средней
общеобразовательной школы по русскому языку
(Ладыженская Т.А.)……………………………….….…….17-18
Вводный урок в 9 классе
«Сложноподчиненное предложение и его виды»………19-20
Урок в 5 классе «Синтаксис и пунктуация»……………21-23
Урок в 5 классе «Повторение. Синтаксис»……………...24-29
Урок в 5 классе «Запятая в сложносочиненном
и простом предложениях с союзами и, а, но»..………….30-33
Литература……………………………………………….…….34
С.А. Соина
|
|
|