Чем объяснить, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве
таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить
обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей истории, и в частности
— рук, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном. Т.е. можно заключить, что
если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даме если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками.
Если в возрасте 4—5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы
— невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка; кроме усвоений новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
К
развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это —
интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы,
которые запомнятся на всю жизнь
К 1—1,5 годам детей очень интересуют всякие дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные пуговицы-шнуровки (пуговицу размером в 10 см не проглотишь). Как играть в эти игрушки?
Во-первых, они не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия» а после прячьте. Так интерес у ребенка не иссякнет.
Во-вторых, следует помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время-
Поэтому, в-третьих, это шнурование — совместная игра, здесь необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в дырочку.
И четвертое, ребенок не проявил интереса к игрушке
— значит это ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп разбития. Предложить игрушку следует чуть попозже— через месяц, через два.
Для детей старшего возраста (3—4 года) Существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности. Например, те, где всего по 2—3 дырочки и порядок прикрепления элементов не имеет значения, относятся к разряду простых.
Но есть и сложные, где у каждой из деталей есть определенное место. И ребенку требуется найти нужное место, сосчитав количество дырочек на игрушке и на пришнуровываемой детальке. Еще задача — разместить детали таким образом, чтобы они не мешали друг другу, т. к. расположены они очень тесно.
Кроме шнуровок на протяжении всего дошкольного возраста актуальна пальчиковая гимнастика. Существуют хорошие книжки по пальчиковым играм на любой возраст от 1 года до 7 лет.