Главная страница

«использование лучших традиций семейной педагогики в процессе духовно нравственного воспитания дошкольников»


Скачать 46.72 Kb.
Название «использование лучших традиций семейной педагогики в процессе духовно нравственного воспитания дошкольников»
Дата 16.02.2016
Размер 46.72 Kb.
Тип Документы


Для вас, родители!

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ

СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В ПРОЦЕССЕ

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ »

 

Продолжая разговор о духовно-нравственном воспитании детей -дошкольников, давайте вспомним о традициях, заложенных нашими мудрыми предками, бабушками и дедушками.

Народная педагогика - ценнейший пласт национальной культуры, который и сегодня смело можно назвать основой нравственного здоровья подрастающего поколения.
До чего же похожи на нас наши дети! Еще в младенческом их возрасте мы частенько вытираем умильные слезы, подсмотрев у ребенка наш жест, поступок или услышав совсем-совсем взрослую фразу. А через десяток лет, утирая холодный пот со лба, многие пытаются понять, как же смогло проявиться в нем не только то, что есть в нас лучшего, но и то, о чем мы предпочитаем молчать….?

  

Спросите любого 5-6- летнего ребенка в детском саду, кто для него является самым главным и самым важным человеком в жизни? Все дети ответят- мама и папа, потому что они самые умные, красивые , самые любящие и самые любимые.Они первые и главные воспитатели и учителя на всю жизнь. И это истина.

А теперь зададимся вопросом: способны ли современные родители не только накормить и одеть свое чадо, но и всеми своими делами и поступками каждую секунду подавать ребенку пример нравственной достойной жизни?
Вот типичная картина . В парке, сквере, на площади молодые, хорошо одетые, красивые мамы и папы прогуливают своих детей. Над нарядными колясками гуляет сигаретный дым, замечательные и пока еще наивные 2х-3х -летние дети с удовольствием рассматривают пивные бутылки , грызут сухарики, которыми их угощают или с удовольствием разгоняют прутиком стайки голубей, вдыхая сигаретный дым с детства. Их родители весело общаются, вставляя в речь для убедительности брань. Все счастливы и веселы.

Современный культ жизненного успеха, материального благополучия, привел к катастрофическому падению значения семейного воспитания . А ведь именно традиционный семейный уклад издавна помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и включаться в нее по мере сил и способностей.

Козьма Прутков когда-то сказал простые , но очень емкие слова:

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители-пример ему.»
Действительно , дети впитывают как губка все то, что видят и слышат, даже тогда когда мы не хотим этого и не думаем об этом. Еще не зная науки под названием « психология», наши предки толково подмечали:

«Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели». Не для простого развлечения мудрый народ создал пестушки, поговорки, колыбельные. Слушая которые ребенок подсознательно закладывал себе программу на всю жизнь, еще не умея говорить, учился правилам нравственного поведения .

«Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», или, как говорит современная психология капризы трехлетнего ребенка оборачиваются капризами 16-летнего подростка.
« Ребенка воспитывают приучением» - говорит народная мудрость. Приучение начинается в семье с раннего детства и на протяжении всего периода дошкольного детства родители должны заботиться о содержательности жизни своих детей – общения, игр, увлечений, досуга и т.д.

Главное - воспитать в ребенке избирательное отношение к той разной информации, которую он получит из многочисленных источников, научить его отличать плохое от хорошего, истинные ценности от их заменителей. При этом нужно помнить, что принцип « делай, как я» будет работать только тогда, когда в основу семейного воспитания будет положен авторитет родителей, а во главе всех внутренних отношений будут любовь и уважение, основанные на взаимопонимании .

Хочешь воспитать доброго , ответственного ребенка – научи его любить, беречь и заботиться о живом существе, о тех, кто слабее, меньше, кто нуждается в тебе. Своим примером научи чувствовать чужую боль, чужую беду. Научи помогать и беречь все живое. Отсюда – заботливое отношение к окружающей природе, животным, растениям.
И, конечно, за любое хорошее дело, поступок следует хвалить.

Устная похвала и одобрение родителей – это главное поощрение в русской семье. Зная роль похвалы , наши предки примечали :

«Ласковое слово матери дорогого стоит.»

В русских семьях с раннего детства детей приучали с уважением относиться к старшим: «Не смейся над старым, и сам будешь стар». Почитание родителей, мамы и папы, бабушки и дедушки , послушание им всегда было необходимым условием благополучного взросления детей. Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений.

Бабушка и дедушка и поучительную сказку расскажут ( а дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга), лакомство припасут и игрушку смастерят, украсят, да с ребенком поиграют. А в игре помогут внукам осознать важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя требовать от родителей то, что они дать не могут.

Но не в каждой семье есть бабушки и дедушки, посвящающие внукам все свободное время. А родители озабочены решением экономических вопросов. Кто же сформирует интересы и потребности маленького ребенка?

Многочисленные исследования показывают, что детей в большей степени интересуют статичные виды деятельности ( настольные игры, ТВ, видео, компьютер). Это не может способствовать гармоничному развитию ребенка, укреплению его здоровья. Недостаток общения с родителями ,неудовлетворенная потребность в родительском сочувствии, понимании, содействии ведут к тому, что дети не всегда могут « построить» общение со сверстниками, их кругозор и речь скудны. Образовавшиеся «пустоты», конечно, со временем будут заполнены, но тем ли содержимым? Возможно ли будет применить к нему понятия « нравственность» и « духовность».
Наше будущее зависит от нас. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям и внукам. В этом наше спасение, в этом наше будущее.

.