|
Методическая разработка внеклассного мероприятия Коллективное творческое дело «Посиделки хороши, от души и для души»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Старицкий колледж»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Коллективное творческое дело
«Посиделки хороши, от души и для души»
Авторы работы: Чигнева Наталья Павловна
Иванова Галина Ивановна
Иванова Лариса Николаевна
Г. Старица, 2012
Вступительный очерк
Любое образовательное учреждение не мыслит себя без воспитательной работы. Общеизвестно, что воспитание является приоритетным направлением в современном образовании.
В учебном заведении педагогического профиля воспитательная работа рассматривается в одном ряду с учебной, ибо предназначение учителя – воспитывать и обучать.
Предлагаемое КТД «Посиделки хороши, от души и для души» актуально, так как знание своих истоков души, русских корней, народных традиций позволяет обучающимся глубже познакомиться с прошлым своей страны и воспитать любовь и уважение к своей малой родине, так и к истории России в целом.
В данной методической разработке предлагается описание мероприятия, простроенного по технологии коллективного творческого дела (КТД), которое позволяет сделать каждого члена детского коллектива активным участником организуемой творческой деятельности.
Общее дело, его общественная и культурная значимость способствуют сплочению коллектива, развитию самостоятельности и инициативы ребят, раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося.
Предлагаемое мероприятие, на наш взгляд, и с это разделяют приверженцы КТД,- развивает интерес к историческому прошлому нашей Родины, способствуют воспитанию патриотизма, повышает познавательную активность обучающихся, учат их жить и работать в коллективе, быть креативными и толерантными.
Методика КТД не предполагает готового сценария. Он рождается в ходе творческой работы участников (взрослых и детей), - и в этом особенность и новизна предлагаемого сценария. Представленная разработка – один из вариантов проведенного дела.
Сведения об авторах
Чигнева Наталья Павловна, директор , преподаватель русского языка и литературы Старицкого колледжа; Отличник народного образования; педагогический стаж – 30 лет.
Иванова Галина Ивановна, заместитель директора по УМР, преподаватель педагогики Старицкого колледжа; Почетный работник среднего профессионального образования; педагогический стаж – 29 лет.
Иванова Лариса Николаевна, преподаватель русского языка и литературы Старицкого колледжа, Отличник народного образования; педагогически
стаж – 33 года.
Справка: Методика КТД предполагает следующую обязательную технологическую цепочку: песенное поле, знакомство с законами однодневного сбора, объявление темы и целей дела, деление на творческие группы, работа пресс-центра, планирование и подготовка КТД, общее действо (показ результатов работы творческих групп), коллективный анализ, «орлятский круг», мини-педсовет.
КТД «ПОСИДЕЛКИ ХОРОШИ, ОТ ДУШИ И ДЛЯ ДУШИ»
ЭТАПЫ СБОРА
Песенное поле.
Цель: эмоциональный настрой на предстоящее дело (разучивание и исполнение песен «Ребята, надо верить в чудеса», «Во горнице во новой», « При долинушке калинушка стоит», «Ты да я, да мы с тобой»).
Тема, цели, законы сбора.
- Нет уголка на всем мире, где бы не происходили по вечерам собирания молодых людей, состоящие в приятной беседе с любимыми особами, и эти собирания известны у нашего народа под именем « посиделки». Садятся молодые девушки и женщины, чтобы поговорить между собой кое о чем или с шитьем, с пряжью и вязаньем для охотнего времяпровождения. Девушки недолго занимались работой, ибо они увлекались рассказами, потом незаметно переходили к играм, пению и пляскам.
Молодые люди пользовались на посиделках приятным случаем – свободно сидеть подле своей милой, говорить с нею о своей любви.
Посиделки не продолжались долее полуночи. Мужчины провожали своих девушек домой и расставались с ними.
Давайте представим , что и сегодня, как и в старину девушки собрались в избу и там работают: они прядут лен, конопель.
С начала вечера до ужина все занимаются усердно, чтобы в ужин показать матушке свою работу. Но после ужина пропадает вся охота к работе, и начинаются игры. Мало-помалу появляются парни. Они любезничают с девушками.
Попробуем восстановить вышеизложенные действа.
Итак, тема сбора: « Посиделки хороши от души и для души». Законы сбора:
Закон «ноль-ноль».
Закон поднятой руки.
Закон человечности.
Закон территории.
Информация: «Что такое фольклор? Народные обряды»
Деление на группы (по выбору творческой группы).
Определение задания по группам ( выдаются комиссарам групп в конвертах).
Задание первой группе:
а) Представьте эмблему группы с учетом темы сбора и вашего задания.
б) Расскажите о русском свадебном обряде ( 3 ) мин, его традициях.
в) Представьте инсценировку свадебного обряда ( эпизода сватовства), используя народные игры, песни, загадки, заклинания.
Задание для второй группы:
а) Представьте эмблему вашей группы с учетом темы сбора и вашего задания.
б) Расскажите о «Празднике русской березки» (3мин.).
в) Представьте инсценировку эпизода данного праздника, используя народные песни, игры, заклинания, загадки, потешки, частушки.
Задание для третьей группы.
а) Представьте эмблему вашей группы с учетом темы сбора и вашего задания.
б) Расскажите об обряде гадания.(3 мин)
в) Представьте инсценировку обряда гадания.
Задание для четвертой группы.
а) Представьте эмблему вашей группы с учетом темы сбора и вашего задания.
б) Расскажите о народном празднике Солнца , о традициях празднования (3мин).
в) Представьте инсценировку эпизода праздника Солнца.
Работа в пресс-центре № 1.
Работа в группах.
А) Знакомство ( участники садятся (встают) в круг, проводятся игры).
«Имя и движение». Каждый называет свое имя и показывает любое движение при этом ( танцевальное). Вся группа участников повторяет это имя и движение. Затем следующий участник называет имя и свое движение, вся группа повторяет и т.д.
« Считаем до …». Ведущий называет число. Все остальные участники должны по очереди начинать счет от 1 до названного числа ( не по порядку стоящие и ли сидящие). Как только два или несколько участников произнесут число вместе, то все начинается сначала. ( Это упражнение желательно проводить в начале сбора или в конце). Сравнить сплоченность группы в начале и в конце сбора).
« У всех у нас есть…». Участники встают в круг. Ведущий говорит: « У всех у нас есть руки». После этого каждый участник бреет своего соседа справа за левую руку и с возгласами «У всех у нас есть руки» игроки двигаются по кругу, пока не сделают полный оборот. Потом ведущий говорит: «У всех у на с есть шея», и игра повторяется, только теперь участники держат соседа за шею и т.д. Заканчивается игра обычно фразой: «У всех у нас есть пятки».
Б) Правила работы в группе:
- ОБЩЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ « ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» ( не обсуждаем событие, случившееся с другими людьми, а говорим и обсуждаем то, что происходит в группе).
- ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ( только от своего имени «Я считаю…», «Я думаю…», « Я чувствую…».
- ИСКРЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ ( говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим).
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО В ГРУППЕ ( все, что происходит во время работы, не выносится за пределы группы).
- ЗАКОН ПОДНЯТОЙ РУКИ ( хочешь сказать, скажи, подняв руку).
В) Выполнение полученного задания:
Деление участников на микрогруппы ( один из способов - «деление по цепочке»: руководитель группы вызывает 3 участников, которые встают в шеренгу, эти участники выбирают по одному участнику, с кем бы они хотели работать в группе, те встают за первыми, стоящие вторыми выбирают третьих и т.д.).
Чтение задания и проведение «мозгового штурма», в ходе которого появляется очертание предстоящего дела.
Распределение поручений.
Выработка окончательного варианта дела, распределение ролей, выполнение поручений, репетиция.
Общий сбор групп в зале, показ выполненных заданий (группа, отвечающая за пролог и эпилог, составляет сценарий, куда логично включаются придуманные другими группами выступления).
Работа в пресс-центре - №2.
Анализ КТД. «Огонек»
- участники по группам встают в общий круг;
- в центре круга зажигается свеча;
- Участникам предлагается в группах ответить на три вопроса: Что получилось? Ч то не получилось и почему? Что учесть на будущее?
- выступление представителей от групп со своими суждениями и предложениями;
- обобщение сказанного организатором КТД;
- «Орлятский круг» - участники, стоя в кругу, кладут руки на плечи стоящих рядом, покачиваясь, исполняется песня «Изгиб гитары желтой…».
Работа в пресс-центре № 3 ( «Забор пожеланий»)
Мини-педсовет
Используемая литература:
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989 г.
Терещенко А.Быт русского русского народа. М.»Русская книга».1999
Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
.Виноградов Г.С. Детский фольклор. В издании: Из истории русской фольклористики. Л., 1978.
Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях.// Символический язык традиционной культуры. Балканские чтения-II. М., 1993.
.Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.
Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994.
Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки. Заметки по общей теории клише. М., 1970.
Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.
Топорков А.Л. Домашняя утварь в обрядах и поверьях Полесья (ХIХ - начало ХХ в.). Дисс. канд. истор. наук, М., 1986.
Пушкина С. Троица (Театрализованная композиция по мотивам русских народных праздников)/ Воспитание школьников 6,2003
Приложение
Примерный текст пролога
1ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие!
ведущий: Давно уж вас мы поджидаем, без вас
речей не начинаем.
1 ведущий: Для каждого найдется глоток водицы из колодца.
2 ведущий: Подарки есть на каждый вкус: Кому сказка, кому-быль, кому песенка в прикус.
ведущий: И хлеб-соль, как в старину.
ведущий: За хлебом к солью всякая шутка хороша. Ведущий:
В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, устраивал посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто^зд вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, молодежь поет да танцует. Весело было! И мы сегодня собрались в нашей горнице на посиделки.
(Поют медленную песню). Стук в дверь входят молодцы.
Молодцы: Разойдись честной народ, Не пыли дорожка! Добры молодцы идут, Погулять немножко!
(танец)
Ведущий: А теперь давайте поиграем.
(пословицы и поговорки) Ведущий: А какие посиделки без частушек?
(частушки с залом)
Эй, девчушки-хохотушки, Начинайте петь частушки! Начинайте веселей, Чтоб порадовать гостей.
2.Чтобы печка разгоралась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
3. Мы веселые ребята,
Веселее не найдешь:
Мы такое можем сбацать
Что от смеха упадешь.
4. На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова, Одевает сапоги.
5. На трубе сидит корова
Зычным голосом орет:
«Отморозила копыта,
Никто замуж не берет».
6. Из богатых я невест,
Не волнуйся маленький:
У меня в приданном есть
Самовар красивенький.
7. Мы не пляшем, не читаем,
Мы частушки напеваем,
Приходите в гости к нам
Мы споем спляшем вам.
Ведущий: Ой, посмотрите пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку 3 раза. Ну-ка, кто лучший?
От топота копыт пыль по полю летит.
Прокоп украл укроп.
Ребята малы - семигодовалы.
Бобры добры - для бобрят добро.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Вставай, Архип, петух охрип!
- Бык тупо губ, тупогубенький бычок У быка бела губа была тупа.
Ведущий: А теперь мы попробуем отгадать загадки!
Не лает, не кусает, И в дом не пускает.
(замок).
Четыре брата под одной Крышей живут.
(стол).
Стоит копна, посреди двора: Спереди вилы, сзади метла. (корова).
Сидит девица в темнице, А коса на улице. (морковь).
В воде купался, А сухой остался.
(гусь).
Хоть не огонь, а жжется. (крапива)
Какой колокольчик не звенит? (цветочек).
Кто на себе дом носит?
(черепаха)
Без рук, без ног, А ворота откроет. (ветер).
Входит бабушка Матрена сказка «Репка».
Ведущий: Обычно на посиделках играли. Мы поиграем в «Ручеек».
(Игра «Ручеек»).
Песня (потешки).
Ночь пришла,
Темноту привела.
Замолчал петушок,
Затрещал сверчок,
Все ребята спят, поспят,
Всему миру спать велят
ЭСКИЗЫ ОФОРМЛЕНИЯ СЦЕНЫ И ПРЕСС-ЦЕНТРА
|
|
|