Главная страница

Методическая разработка внеклассного мероприятия Коллективное творческое дело «Посиделки хороши, от души и для души»


Скачать 117.13 Kb.
Название Методическая разработка внеклассного мероприятия Коллективное творческое дело «Посиделки хороши, от души и для души»
Дата 12.03.2016
Размер 117.13 Kb.
Тип Методическая разработка

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Старицкий колледж»


Методическая разработка внеклассного мероприятия

Коллективное творческое дело

«Посиделки хороши, от души и для души»

Авторы работы: Чигнева Наталья Павловна

Иванова Галина Ивановна

Иванова Лариса Николаевна

Г. Старица, 2012
Вступительный очерк

Любое образовательное учреждение не мыслит себя без воспитательной работы. Общеизвестно, что воспитание является приоритетным направлением в современном образовании.

В учебном заведении педагогического профиля воспитательная работа рассматривается в одном ряду с учебной, ибо предназначение учителя – воспитывать и обучать.

Предлагаемое КТД «Посиделки хороши, от души и для души» актуально, так как знание своих истоков души, русских корней, народных традиций позволяет обучающимся глубже познакомиться с прошлым своей страны и воспитать любовь и уважение к своей малой родине, так и к истории России в целом.

В данной методической разработке предлагается описание мероприятия, простроенного по технологии коллективного творческого дела (КТД), которое позволяет сделать каждого члена детского коллектива активным участником организуемой творческой деятельности.

Общее дело, его общественная и культурная значимость способствуют сплочению коллектива, развитию самостоятельности и инициативы ребят, раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося.

Предлагаемое мероприятие, на наш взгляд, и с это разделяют приверженцы КТД,- развивает интерес к историческому прошлому нашей Родины, способствуют воспитанию патриотизма, повышает познавательную активность обучающихся, учат их жить и работать в коллективе, быть креативными и толерантными.

Методика КТД не предполагает готового сценария. Он рождается в ходе творческой работы участников (взрослых и детей), - и в этом особенность и новизна предлагаемого сценария. Представленная разработка – один из вариантов проведенного дела.

Сведения об авторах

Чигнева Наталья Павловна, директор , преподаватель русского языка и литературы Старицкого колледжа; Отличник народного образования; педагогический стаж – 30 лет.

Иванова Галина Ивановна, заместитель директора по УМР, преподаватель педагогики Старицкого колледжа; Почетный работник среднего профессионального образования; педагогический стаж – 29 лет.

Иванова Лариса Николаевна, преподаватель русского языка и литературы Старицкого колледжа, Отличник народного образования; педагогически

стаж – 33 года.

Справка: Методика КТД предполагает следующую обязательную технологическую цепочку: песенное поле, знакомство с законами однодневного сбора, объявление темы и целей дела, деление на творческие группы, работа пресс-центра, планирование и подготовка КТД, общее действо (показ результатов работы творческих групп), коллективный анализ, «орлятский круг», мини-педсовет.
КТД «ПОСИДЕЛКИ ХОРОШИ, ОТ ДУШИ И ДЛЯ ДУШИ»

ЭТАПЫ СБОРА

Песенное поле.

Цель: эмоциональный настрой на предстоящее дело (разучивание и исполнение песен «Ребята, надо верить в чудеса», «Во горнице во новой», « При долинушке калинушка стоит», «Ты да я, да мы с тобой»).

Тема, цели, законы сбора.

- Нет уголка на всем мире, где бы не происходили по вечерам собирания молодых людей, состоящие в приятной беседе с любимыми особами, и эти собирания известны у нашего народа под именем « посиделки». Садятся молодые девушки и женщины, чтобы поговорить между собой кое о чем или с шитьем, с пряжью и вязаньем для охотнего времяпровождения. Девушки недолго занимались работой, ибо они увлекались рассказами, потом незаметно переходили к играм, пению и пляскам.

Молодые люди пользовались на посиделках приятным случаем – свободно сидеть подле своей милой, говорить с нею о своей любви.

Посиделки не продолжались долее полуночи. Мужчины провожали своих девушек домой и расставались с ними.

Давайте представим , что и сегодня, как и в старину девушки собрались в избу и там работают: они прядут лен, конопель.

С начала вечера до ужина все занимаются усердно, чтобы в ужин показать матушке свою работу. Но после ужина пропадает вся охота к работе, и начинаются игры. Мало-помалу появляются парни. Они любезничают с девушками.

Попробуем восстановить вышеизложенные действа.

Итак, тема сбора: « Посиделки хороши от души и для души». Законы сбора:

Закон «ноль-ноль».

Закон поднятой руки.

Закон человечности.

Закон территории.
Информация: «Что такое фольклор? Народные обряды»

Деление на группы (по выбору творческой группы).

Определение задания по группам ( выдаются комиссарам групп в конвертах).

Задание первой группе:

а) Представьте эмблему группы с учетом темы сбора и вашего задания.

б) Расскажите о русском свадебном обряде ( 3 ) мин, его традициях.

в) Представьте инсценировку свадебного обряда ( эпизода сватовства), используя народные игры, песни, загадки, заклинания.

Задание для второй группы:

а) Представьте эмблему вашей группы с учетом темы сбора и вашего задания.

б) Расскажите о «Празднике русской березки» (3мин.).

в) Представьте инсценировку эпизода данного праздника, используя народные песни, игры, заклинания, загадки, потешки, частушки.

Задание для третьей группы.

а) Представьте эмблему вашей группы с учетом темы сбора и вашего задания.

б) Расскажите об обряде гадания.(3 мин)

в) Представьте инсценировку обряда гадания.

Задание для четвертой группы.

а) Представьте эмблему вашей группы с учетом темы сбора и вашего задания.

б) Расскажите о народном празднике Солнца , о традициях празднования (3мин).

в) Представьте инсценировку эпизода праздника Солнца.

Работа в пресс-центре № 1.

Работа в группах.

А) Знакомство ( участники садятся (встают) в круг, проводятся игры).

«Имя и движение». Каждый называет свое имя и показывает любое движение при этом ( танцевальное). Вся группа участников повторяет это имя и движение. Затем следующий участник называет имя и свое движение, вся группа повторяет и т.д.

« Считаем до …». Ведущий называет число. Все остальные участники должны по очереди начинать счет от 1 до названного числа ( не по порядку стоящие и ли сидящие). Как только два или несколько участников произнесут число вместе, то все начинается сначала. ( Это упражнение желательно проводить в начале сбора или в конце). Сравнить сплоченность группы в начале и в конце сбора).

« У всех у нас есть…». Участники встают в круг. Ведущий говорит: « У всех у нас есть руки». После этого каждый участник бреет своего соседа справа за левую руку и с возгласами «У всех у нас есть руки» игроки двигаются по кругу, пока не сделают полный оборот. Потом ведущий говорит: «У всех у на с есть шея», и игра повторяется, только теперь участники держат соседа за шею и т.д. Заканчивается игра обычно фразой: «У всех у нас есть пятки».

Б) Правила работы в группе:

- ОБЩЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ « ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» ( не обсуждаем событие, случившееся с другими людьми, а говорим и обсуждаем то, что происходит в группе).

- ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ( только от своего имени «Я считаю…», «Я думаю…», « Я чувствую…».

- ИСКРЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ ( говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим).

- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО В ГРУППЕ ( все, что происходит во время работы, не выносится за пределы группы).

- ЗАКОН ПОДНЯТОЙ РУКИ ( хочешь сказать, скажи, подняв руку).

В) Выполнение полученного задания:

Деление участников на микрогруппы ( один из способов - «деление по цепочке»: руководитель группы вызывает 3 участников, которые встают в шеренгу, эти участники выбирают по одному участнику, с кем бы они хотели работать в группе, те встают за первыми, стоящие вторыми выбирают третьих и т.д.).

Чтение задания и проведение «мозгового штурма», в ходе которого появляется очертание предстоящего дела.

Распределение поручений.

Выработка окончательного варианта дела, распределение ролей, выполнение поручений, репетиция.

Общий сбор групп в зале, показ выполненных заданий (группа, отвечающая за пролог и эпилог, составляет сценарий, куда логично включаются придуманные другими группами выступления).

Работа в пресс-центре - №2.

Анализ КТД. «Огонек»

- участники по группам встают в общий круг;

- в центре круга зажигается свеча;

- Участникам предлагается в группах ответить на три вопроса: Что получилось? Ч то не получилось и почему? Что учесть на будущее?

- выступление представителей от групп со своими суждениями и предложениями;

- обобщение сказанного организатором КТД;

- «Орлятский круг» - участники, стоя в кругу, кладут руки на плечи стоящих рядом, покачиваясь, исполняется песня «Изгиб гитары желтой…».

Работа в пресс-центре № 3 ( «Забор пожеланий»)

Мини-педсовет

Используемая литература:


  1. Иванов И.П.  Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989 г.

  2. Терещенко А.Быт русского русского народа. М.»Русская книга».1999

  3.    Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

  4. .Виноградов Г.С. Детский фольклор. В издании: Из истории русской фольклористики. Л., 1978.

  5. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях.// Символический язык традиционной культуры. Балканские чтения-II. М., 1993.

  6. .Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.

  7. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994.

  8. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки. Заметки по общей теории клише. М., 1970.

  9. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.

  10. Топорков А.Л. Домашняя утварь в обрядах и поверьях Полесья (ХIХ - начало ХХ в.). Дисс. канд. истор. наук, М., 1986.

  11. Пушкина С. Троица (Театрализованная композиция по мотивам русских народных праздников)/ Воспитание школьников 6,2003


Приложение

  1. Примерный текст пролога


1ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие!

  1. ведущий: Давно уж вас мы поджидаем, без вас

речей не начинаем.

1 ведущий: Для каждого найдется глоток водицы из колодца.

2 ведущий: Подарки есть на каждый вкус: Кому сказка, кому-быль, кому песенка в прикус.

  1. ведущий: И хлеб-соль, как в старину.

  2. ведущий: За хлебом к солью всякая шутка хороша. Ведущий:

В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, устраивал посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто^зд вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, молодежь поет да танцует. Весело было! И мы сегодня собрались в нашей горнице на посиделки.

(Поют медленную песню). Стук в дверь входят молодцы.
Молодцы: Разойдись честной народ, Не пыли дорожка! Добры молодцы идут, Погулять немножко!

(танец)

Ведущий: А теперь давайте поиграем.

(пословицы и поговорки) Ведущий: А какие посиделки без частушек?

(частушки с залом)

  1. Эй, девчушки-хохотушки, Начинайте петь частушки! Начинайте веселей, Чтоб порадовать гостей.

2.Чтобы печка разгоралась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

3. Мы веселые ребята,

Веселее не найдешь:

Мы такое можем сбацать

Что от смеха упадешь.

4. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова, Одевает сапоги.

5. На трубе сидит корова

Зычным голосом орет:

«Отморозила копыта,

Никто замуж не берет».

6. Из богатых я невест,

Не волнуйся маленький:

У меня в приданном есть

Самовар красивенький.

7. Мы не пляшем, не читаем,

Мы частушки напеваем,

Приходите в гости к нам

Мы споем спляшем вам.

Ведущий: Ой, посмотрите пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку 3 раза. Ну-ка, кто лучший?

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Прокоп украл укроп.

  • Ребята малы - семигодовалы.

  • Бобры добры - для бобрят добро.

  • Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

  • Вставай, Архип, петух охрип!

- Бык тупо губ, тупогубенький бычок У быка бела губа была тупа.

Ведущий: А теперь мы попробуем отгадать загадки!

Не лает, не кусает, И в дом не пускает.

(замок).

Четыре брата под одной Крышей живут.

(стол).

Стоит копна, посреди двора: Спереди вилы, сзади метла. (корова).

Сидит девица в темнице, А коса на улице. (морковь).

В воде купался, А сухой остался.

(гусь).

Хоть не огонь, а жжется. (крапива)

Какой колокольчик не звенит? (цветочек).

Кто на себе дом носит?

(черепаха)

Без рук, без ног, А ворота откроет. (ветер).

Входит бабушка Матрена сказка «Репка».

Ведущий: Обычно на посиделках играли. Мы поиграем в «Ручеек».

(Игра «Ручеек»).

Песня (потешки).

Ночь пришла,

Темноту привела.

Замолчал петушок,

Затрещал сверчок,

Все ребята спят, поспят,

Всему миру спать велят

ЭСКИЗЫ ОФОРМЛЕНИЯ СЦЕНЫ И ПРЕСС-ЦЕНТРА