|
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии
Содержание:
1
|
Введение
|
Стр. 3
|
2
|
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии
|
Стр. 5
|
3
|
Заключение
|
Стр. 16
|
4
|
Список использованной литературы
|
Стр. 18
|
Введение
Непрерывность образования, ярко проявившая себя в конце 80-х гг. XX столетия привела к изменению парадигмы образования. Принципиальное отличие концепции современной парадигмы образования состоит, прежде всего, в том, что образование рассматривается как деятельность, цель которой – развитие личности посредством воспитания и обучения. Именно поэтому на первый план выходит личностноориентированное обучение, обучение, основанное на использовании новых информационных технологий. Овладение новыми информационными технологиями является одной из задач модернизации современной школы.
Понятие "педагогическая технология" стало ныне настолько модным, что незнание его рассматривается едва ли не как признак профессиональной некомпетентности для учителей и управленцев. Пришедшее в педагогику из чисто производственной сферы слово "технология" стало расхожим в учительском лексиконе и как-то затенило давнее и привычное понятие "методика". Возникла терминологическая путаница, когда одно подменяют другим. Педагогическая методика – более широкое понятие, чем педагогическая технология. Методика отвечает на вопросы "чему, зачем и как учить", а технология только на последний из них. Поиски ответа на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.
Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами. Вот некоторые примеры определений педагогической технологии:
Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь)
Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов)
Система, включающая некоторое представление ПРО (планируемые результаты обучения), средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев)
Процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.М.Давыденко)1
________________________________________________________________________________
1. http://sdo.bsu.edu.ru/Edu/part3/M2.html
Вообще словосочетание "педагагогическая технология" является неточным переводом с английского educational technology – "образовательная технология".
Часто в педагогической практике понятия "педагогическая технология" и образовательная технология" являются синонимами. Но некоторые ученые разделяют эти понятия. Как отмечает В.В.Гузеев, под названием "педагогическая технология" в отечественной науке фигурируют работы по проблемам воспитания. Вместе с тем обзор материалов, в которых фигурирует понятие "образовательная технология", показывает, что оно употребляется чаще всего в контексте "технология обучения". Классификации образовательных и педагогических технологий, представленные разными авторами, показывают, что границы данных понятий весьма размыты и в основе прежде всего лежат технологии обучения.
За основу мы возьмем следующее определение:
Технология обучения - это система совместной деятельности субъектов образовательного процесса по его планированию, организации, ориентированию и корректированию с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам и учёте ограничений.1
Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Предполагается большая самостоятельная работа учащихся с фактическим материалом, с первоисточниками, формирование умений анализировать, синтезировать, обобщать полученный материал, делать выводы. Ученик должен уметь отстоять собственное мнение, проявить активную жизненную позицию. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенции в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом в содержании образования должна занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание (МСОО). Для достижения этой цели современный учитель также должен проявлять новую педагогическую позицию – учителя-управленца, в отличие от традиционного представления об учителе как источнике информации. Содержание образования, и его характер полностью определяются текущим состоянием общества и теми требованиями, которые общество предъявляет человеку. Сегодня человек если не в детском саду, то уж на пороге общеобразовательной школы попадает в условия компьютеризованного учебного процесса. Компьютерноориентированные методики обучения являются реализацией новых информационных технологий обучения.
________________________________________________________________________________
1. Питинова Т.Г. Образовательные технологии / Педагогическая технология: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – Белгород, 1998. – С. 157 – 186.
Использование ИКТ в образовательном процессе на примере преподавания экологии
Уже общепринят тот факт, что ИКТ являются катализатором преобразований в обучении и создает возможности для изменения средств и способов деятельности, пересмотра методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения. Преимущества ИКТ технологий, по сравнению с традиционными, многообразны. Они позволяют наглядно представить материал, дают возможность эффективной проверки знаний, расширяют многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
Информатизация образовательного процесса включает в себя:
компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;
медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.1
Способы внедрения современных технологий в учебно-воспитательный процесс различны. Среди них можно выделить создание информационного пространства школы через школьный сайт, использование электронных ресурсов в предметных областях, разработка и реализация межпредметных проектов и другие. Однако, как показывает практика, ИК-технологии в школе не получают должного распространения.
Основной проблемой в использовании компьютерных программ для учителя является неадекватность программ по отношению к «своему» учебнику и трудность их адаптации к конкретным методикам, ученикам, урокам. Экология является ярким примером этого. Мы работаем по региональной программе по экологии, учебники по федеральной программе, компьютерные программы представляют что-то среднее между разными федеральными программами, а иногда мы вообще используем компьютерные материалы по биологии. Преподавателю приходится подстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот. Эти проблемы решаются, если преподаватель имеет в своем распоряжении открытые программно-инструментальные среды для подготовки учебных заданий. Наиболее доступным средством для создания собственных обучающих продуктов является программа Power Point для подготовки презентаций. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др.
Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:
информационной поддержки;
иллюстрирования;
использования разнообразных упражнений;
экономии времени и материальных средств;
______________________________________________________________________________
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
построения канвы урока;
расширения образовательного пространства урока.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
концентрация внимания;
включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
-
более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
повышение интереса к изучению предмета;
возрастание мотивации к учебе.
Презентация, разработанная по теме какого-либо урока, помогает воплотить в жизнь один из дидактических принципов — наглядность. Кроме того, создание презентации учащимся предполагает работу по отбору содержания, вычленение самого главного из изучаемого вопроса, составление плана и пошагового рассмотрения отдельных составляющих, овладение приемами графического оформления.
Освоить технику создания презентаций довольно просто, как учителю, так и учащимся. В нашей школе практикуется подготовка презентаций учащимися в качестве домашнего задания по различным предметам. Учащиеся при работе находятся в комфортной психологической обстановке, они уверены в себе, в своих силах, что придает их работе особую значимость и обеспечивает дружественную среду обучения. Для этого используются анимационные фрагменты, сцены с объяснениями, которые выводятся на экран монитора в случае неверного ответа обучаемого в блоке самоконтроля. Для её реализации необходимы лишь минимальные навыки работы с устройством ввода «мышь» и с клавиатурой. Информационные презентации на уроках экологии в 11-х классах заключаются в том, что каждый ученик готовит сообщение по различным темам охраны окружающей среды. Для того чтобы выступить с докладом на аудиторию, готовится презентация, которая помогает ученику в процессе выступления. Старшеклассники, которые хорошо владеют компьютером и предметом, готовят презентации, которые учитель может использовать во время лекции по различным темам. Создание презентации учащимися включает 3 этапа: подготовительный, основной и завершающий.
На подготовительном этапе происходит выбор темы презентации, обсуждается ее структура и содержание.
Основной этап предполагает реализацию проекта и включает в себя работу с разными источниками информации, в том числе Интернет, подбор иллюстраций, компьютерную обработку. Учащиеся классифицируют собранный материал, анализируют его (представляя в виде схем и графиков), обобщают полученные данные.
На завершающем этапе проводится защита презентации, осуществляется анализ, обсуждение и оценка результатов работы.
Информатизация образования в первую очередь должна способствовать решению педагогических проблем. Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: Если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. К сожалению, использование презентаций учителями во время учебного процесса часто сводится к замене ею школьной доски. Учитель забывает, что главными достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе являются интерактивность, повышенная эффективность восприятия, возможность тиражирования и распространения. Используя различные виды упражнений, анимацию при создании слайдов, учитель может сделать презентации интерактивными, т.е. способствующими включению учащихся в диалог друг с другом, преподавателем, компьютером. Красочное оформление, игровые моменты, элементы мультипликации способствуют быстрому запоминанию и стимулируют детей к активной работе на уроке.
Внедрение ИКТ на занятиях рассматривается:
Не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенком.
Как источник дополнительной информации по предмету.
Как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащегося.
Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя.
Как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.1
Работа по внедрению ИКТ в процесс преподавания экологии включает в себя следующие этапы информатизации преподавания предмета:
Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.
Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.
-
Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.
Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
Данная работа будет максимально плодотворной при наличии в образовательном учреждении информационного центра. Сейчас такая возможность есть во многих школах, в том числе и в МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева городского округа ЗАТО Светлый. Одной из задач создания школьных информационных центров является обеспечение возможно полного и быстрого доступа к информационным ресурсам, сбор, накопление и систематизация имеющихся источников, Интернет-ресурсов. Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Основное содержание элементов информационных технологий и информатики рассматривается сегодня в мире как составляющие общей грамотности, базовой компетенции. Информационная компетенция предполагает умение самостоятельно работать с информацией: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать ее. При широком внедрении ИКТ в образовательный и воспитательный процессы, формируются культурные, учебные, коммуникативные, исследовательские, проектировочные, рефлексивные, интеллектуальные и другие компетентности учащихся.
Стремительно обновляющаяся информационная составляющая культуры социальной среды меняет традиционные представления о сущности образования как управляемом извне процессом обучения, воспитания и развития ребенка в строгих рамках доминирующих отношений «учитель-ученик», «педагог-воспитанник». Совершенствование системы доступных учащимся источников социокультурного опыта и изменения масштабов информационного обеспечения образования в совокупности с процессами его ________________________________________________________________________________
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
демократизации убеждают нас в том, что основы образовательной практики в ближайшем будущем будет полновесно представлять более широкий спектр социальных отношений. Суть этих отношений определяется иной схемой взаимодействия, а именно «индивид информационно – образовательная среда», а их содержание составляет инициативная образовательная деятельность субъекта учения в глобальной информационной системе.1
Учитель как источник информации, ранее лидирующий на «информационном поле» системы образования, постепенно вытесняются со своих привычных позиций. Новые тенденции в развитии информационной культуры общества никоим образом не исключает учителя из системы образования, но влекут за собой изменения в соотношении его функций–
функции организатора обучающегося взаимодействия учащихся с разнообразными источниками информации и формирования у учащихся умений и навыков самостоятельного информационного потребления. Современный учитель должен будить и поддерживать образовательную инициативу учащихся, создавать необходимые условия учащимся для самостоятельного учения (и научения) в широкой информационно-образовательной среде, оказать квалифицированную помощь в определении значимых направлений, осуществлять корректировку успешности процесса учения и научения и оптимизировать его с точки зрения средств и способов достижения результата.
Компьютер прочно завоевывает место в среде обитания современного подростка, поэтому его использование в учебном процессе может способствовать развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Наверное, самым большим плюсом ИКТ является безграничность информации, которую могут получить учащиеся. Состав источников информации среды учения на современном этапе развития общества существенно обогатился за счет становления и быстрого развития в сфере образования компьютерной информационной сети. Среди источников информации выделяют электронные мультимедийные издания:
электронные учебники;
электронные энциклопедии;
электронные справочники;
электронные каталоги рисунков, фото, иллюстраций, моделей, видеоматериалов, таблиц, схем, тематических презентаций и т.д.;
электронные библиотеки (каталоги и соответствующие им коллекции: электронных версий учебников, учебных пособий…)
обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия – мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях: сценарии и моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования)
электронные тренажеры;
электронные тесты.
Виртуальная информационная среда обладает специфическим материалом. Его составные части:
аппарат представления учебной информации;
аппарат ориентирования;
аппарат усвоения учебного материала.2
В содержательном плане направления, формы и методы такого образования направлены на ________________________________________________________________________________
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998.
2. http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,3744/Itemid,0/
решение проблем создания особой дидактики и методологии воспитания, когда с использованием современных ИКТ, средств мультимедиа появляется необходимость построить для каждого учащегося свою индивидуальную образовательную траекторию в
кибернетическом режиме, т.е. в режиме оптимального удобства, эффективности, корректности и успеха.
Применение компьютера, мультимедиа, ИКТ на уроках экологии позволяют сделать занятия более интересными и наглядными. Презентации способствуют превращению урока в интерактивное действие. По утверждению Н.Суворовой, старшего научного сотрудника Института общего образования Министерства образования РФ, кандидата педагогических наук: «Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения».1 От учителя зависит как организовать учебный процесс с помощью презентаций таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Основное затруднение, с которым сталкиваются учителя при организации на уроке коммуникативного взаимодействия, связано с недостатком времени для того, чтобы выслушать точку зрения каждого ученика. В результате в обсуждении участвуют только наиболее активные ученики, в то время как остальные, а их большинство, довольствуются ролью пассивных слушателей. Для преодоления возникшего затруднения появляется возможность оставить свой ответ на сайте, у педагога появляется средство организации коммуникативного взаимодействия, позволяющие быстро получать и обрабатывать информацию от каждого ученика. Там же ученики могут оставить свои пожелания, если они стесняются сказать их лично педагогу.
Многие экологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Тем более всем хорошо известно, что наглядных пособий по экологии практически нет. Развитие абстрактного мышления школьников происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину экологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. С помощью компьютера можно смоделировать сложные экологические процессы и закономерности. ИКТ помогают в проведении контроля знаний, организации самостоятельной работы учащихся, объяснении и закреплении нового материала.
Можно использовать следующие методические приемы:
Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
________________________________________________________________________________
1. Голубин Д.В., Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов// статьи конференции (3июня2003 года, г. Москва)-М.: Издательство МЭСИ, 2003. –96 с.
Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Для работы с учащимися, начиная с 5 класса, я использую презентации, подготовленные специально для включения учащихся в различные виды деятельности, направленные на вовлечение учеников в предмет. Презентация с красочными видами природы может стать декорацией для создания и разыгрывания учебных ситуаций: экскурсий, диалогов, сцен. Наблюдая сначала за красотой окружающего мира, а затем за последствиями негативного влиянием человека на наш мир учащиеся самостоятельно делают вывод о хрупкости нашей планеты.
В преподавании предмета экология есть еще одна сложность – излишняя теоретизация некоторых тем. Например, в 11 классе это тема «Экологические последствия военных действий». Учащиеся не могут увидеть подтверждение теоретического материала. Понимание этого привело меня к рождению замысла проведения зачета после выполнения проекта. Процесс создания и реализации модели зачета можно условно разделить на 5 этапов.
1-й этап - анализ содержания с целью выделения ключевых моментов, требующих практической отработки, закрепления. На этом этапе учащимся предлагается просмотреть видеоматериалы, имеющиеся по данной тематике. Целью этапа является выделение идей и определение тем.
2-й этап - проектный. На этом этапе основные идеи проекта и темы курса обсуждались в групповой, а затем коллективной работе с учащимися, определялась их позиция, их взгляд на возможность оказаться в подобной ситуации, на условия проведения, на критерии оценки. Для наглядности, доказательности использовались отдельные моменты видеоматериала и проектных работ зачета прошлого года. Последнее, на мой взгляд, было необходимым для повышения мотивации учащихся к участию. Принятое решение о коллективном участии в зачете всей параллели 11 классов добавило дух состязательности в зачет. Форма проведения тоже согласовывалась со старшеклассниками. Такой подход к созданию модели зачета определял его успех, поскольку появлялась возможность внести собственные коррекции в предстоящее событие, наполнить смыслом отдельные элементы зачета.
3-й этап - согласование с администрацией, для того, чтобы придать зачету легитимный характер. Результатом последнего стало проведение защиты проекта (зачета) во время проведения в школе недели биологии и экологии.
4-й этап – практическая реализация зачета.
5-й этап – аналитический. На этом этапе учащиеся проводят анализ своей работы. Подобные работы проводятся по разным темам экологии. Иногда, такая работа является элементом работы над экзаменационным рефератом.
Проблема в преподавании экологии встает также при осуществлении обучения учащихся, находящихся на надомном обучении по состоянию здоровья. Из-за ограниченности часов, невозможности ребенком посещать школу ученик поневоле ощущает свою неспособность заниматься нормально и страдает от этого. Чтобы ликвидировать этот пробел учитель в обучении использует ИКТ сам и предлагает это ученику. При этом процесс обучения для ребенка проходит интереснее, легче и плодотворнее, ведь составив презентацию по заданной теме, ученик изучит широкий круг литературы, на освещение которого у учителя просто нет времени.
Как в самом начале освоения процесса использования ИКТ в обучении и воспитании, так и сейчас я стараюсь оптимально и органично ввести новые технологические средства в традиционный урок, придав ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.
Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Вообще это процесс творческий. Но когда такой урок готов, то работа на нем становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.
Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика»1.
ИКТ очень широко применяется во внеурочной деятельности учащихся (конференции), а также интегрируется в другие предметы. Вот уже много лет в нашей школе традиционно проводится экологическая конференция, посвященная Дню Земли 22 апреля. Все желающие занимаются разработкой и изготовлением различных проектов, особая ценность которых (помимо ценности вообще, поскольку продуктивная, креативная деятельность ценна сама по себе, тем более по инициативе детей, заключается в следующих «ключевых словах»:
Междисциплинарность – проект включает несколько разных дисциплин и требует от ребенка поиска и соединения различных знаний;
Оригинальность – в основе проекта - нестандартная идея, оригинальный способ решения проблемы, применение новых инструментов;
-
Технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, фото- и видео-камеры, электронные коммуникации), то интересно воспользоваться ИТ для оформления и реализации проектов;
Завершенность – проект интересен в «готовом виде», ребята индивидуально или мини-командами должны пройти все стадии разработки проекта и готовый продукт представить на обсуждение аудитории.
Такую работу ученики делали и раньше, только называлась она не проектами, не использовались компьютеры, Интернет, мультимедийные проекторы. Ребята работали в библиотеке, оформляли все на бумаге. Теперь работать им стало куда интереснее и проще.
Повторюсь, важным условием для совершенствования процесса обучения (особенно в старших классах) является интеграция современных образовательных и информационных технологий. Это особенно актуально сегодня, когда в образовании на первое место ставится не обогащение учеников багажом знаний, а формирование у них ключевых компетенций. Тем более дети хорошо видят, что в нашей жизни трудно разграничить разные науки. Часто при изучении некоторых тем по экологии я использую готовые программные материалы по биологии (1С – репетитор, Биоэнциклопедия, Энциклопедия Кирилла и Мефодия и др). Самый простой способ, в ходе урока я ставлю перед детьми проблему и они при помощи компьютера ищут ответ. Экология интегрируется практически со всеми предметами: математикой, химией, географией, биологией, литературой и др. (Приложение ) ________________________________________________________________________________
http://www.kaliningrad.fio.ru
Но, на мой взгляд, самым важным в применении ИКТ в школе является Интернет.
В.В.Гузеев заведующий кафедрой образовательной технологии АПКиПРО, доктор педагогических наук, профессор Вячеслав Валерьянович Гузеев представляет классификацию образовательных технологий по 5 поколениям, оценивая их результативность единым набором параметров. В общем виде это выглядит следующим образом:
1 поколение - Традиционные методики – эффективность 40%
2 поколение – Модульно-блочные технологии – эффективность 45%
3 поколение – Цельноблочные технологии – эффективность 50%
4 поколение - Интегральные технологии – эффективность 60%
5 поколение – Технология образования в глобальном информационном пространстве (ТОГИС) – эффективность 70%
Технология пятого поколения – это новейшая технология, которая ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами.
В.В. Гузеев пишет: «Аббревиатура ТОГИС расшифровывается просто: Технология Образования в Глобальной Информационной Сети. Это разработанная мною образовательная технология пятого поколения, являющаяся развитием моей же Интегральной образовательной технологии»1.
В.В. Гузеев отмечает, что в технологиях ранних поколений есть серьезные достижения в разных направлениях. И если бы эти достижения удалось бы объединить в нечто единое целое, интегральное, получилась бы мощная и эффективная, хотя и сложная технология, для которой характерно групповое обучение с постоянным отслеживанием и корректировкой результативности, объединение уроков в большие блоки по темам, планирование многоуровневых результатов обучения, компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом. К этому поколению технологий Гузеев относит Технологию проектного обучения и Интегральную технологию.
В последнее время часто можно услышать термин современные педагогические технологии. Какие из представленных технологий можно считать современными? Если подходить к вопросу с общепринятых позиций, то современным считается то, что создано при жизни действующего зрелого поколения. Поскольку считается, что смена поколений происходит каждую четверть века, то современными следует называть технологии, родившиеся не более 25 лет назад. Например, таковыми оказываются ТОГИС, когнитивная, технология. (В.М.Монахова)2 Ученые, отвечая на вопрос, какие технологии следует считать современными, говорят следующее: Если педагогическая технология позволяет сформировать у учащихся такие социально адекватные ценности, как:
потребность в получении знаний;
умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний;
-
выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач;
планирование своей образовательной деятельности;
позитивная самооценка;
Такая технология будет считаться современной.
Значительная часть работ в области применения Интернета в образовании состоит в обучении самому Интернету. В своей работе учителя используют коммуникационные ________________________________________________________________________________
1. http://gouzeev.nm.ru/TOGIS.htm
2. http://sdo.bsu.edu.ru/Edu/part3/M2.html
возможности сети и практически не используют её неограниченные информационные ресурсы. Использование собственно информационной сути Интернета сводится чаще всего к поиску информации учителем, что, несомненно, очень важно.
Но еще важнее поиск информации учениками. Однако случаи использования информационных ресурсов Сети для обучения весьма редки и в большинстве своём имеют демонстрационный характер. Всё еще преобладают обращения к Интернету для убеждения в полезности подобных обращений. Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл состоит в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов.
Технология ТОГИС рождена в России и полностью соответствует традиционной ментальности россиян. Свойственный ей отказ от акцента на передачу информации заставляет учителя быть менеджером образовательного процесса и экспертом. Целесообразно подобранная система задач обеспечивает развитие учащихся в открытом информационном пространстве, учит взаимодействовать с окружающим миром, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума.1
Использование Интернета в своей работе позволило мне решить еще одну проблему, часто возникающую при обучении учащихся – проблему мотивации. Часто бывает, что констатация учителем того или иного факта воспринимается как «навязывание» учителем той информации, которая интересна только ему, как предметнику, которая, по мнению учащихся совсем не важна и не нужна ребятам в будущем. И ученики на подсознательном уровне отторгают предложенную информацию. Спланировав работу таким образом, чтобы ребята нашли нужную информацию в сети Интернет, учитель исподволь показывает важность информации, ее связь с жизнью, проблемность. Ярким примером этого является изучение темы «Биотические связи» при изучении экологии животных в 7 классе. Это достаточно сложная тема для восприятия детьми 12 лет. Я с учениками предварительно провела работу в сети Интернет. Выписала основные термины по данной теме на доске, учащиеся при использовании разных поисковых систем находили информацию. Те ребята, у которых это получалось не очень хорошо, могли воспользоваться моими подсказками – электронными адресами некоторых источников информации. Найдя информацию, учащиеся отвечали на вопросы, предложенные мной. Они нашли определения, примеры, значение, картинки разных типов биотических взаимоотношений, которые смогли использовать при работе на следующем уроке. Желающие ребята приготовили презентации по данной теме.
Фундаментальное отличие этой технологии состоит в том, что ТОГИС реализует деятельностно-ценностный подход к образованию, в то время как Интегральная технология строится на основе информационно-деятельностного подхода. Функции учителя в ТОГИС не являются информационными и надзирательскими. Это - постановка целей и планирование результатов, организация деятельности обучающихся, управление ею и экспертиза полученных результатов на предмет их соответствия планировавшимся. Соответственно, и преобладающие методы обучения в этой технологии - проблемный и модельный. Главный элемент учебного процесса в интегральной технологии и в технологии ТОГИС - решение учебной задачи. Напомню, что ТОГИС - технология деятельностно-ценностная. Поэтому акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Соответственно, учебная задача включает, помимо собственно познавательной задачи (то есть содержания-условия и цели-требования) ещё компоненты информационной задачи и указания к коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей (компоненты ________________________________________________________________________________
1. http://gouzeev.nm.ru/TOGIS.htm
коммуникационной задачи). Это те источники, в содержании которых наиболее чётко прослеживается соответствие образовательному стандарту.
Хотя поиск информации по ключевым словам является частью задачи, мне представляется полезным небольшое количество информационных источников указать явно. Что я и делаю на уроках. Наконец, важно, чтобы ученики сравнили свои решения задачи с тем, как эта же задача решалась раньше, какие решения общеприняты в культуре (культурные образцы). Таким образом, учебная задача имеет трёхкомпонентную структуру, представленную в следующей схеме:
Учебная задача
|
Познавательная
|
Информационная
|
Коммуникационная
|
Условие
|
Выделение ключей для информационного поиска
|
Обсуждение решения
|
Требование
|
Поиск информации
|
Сопоставление решения с культурным образцом
|
Возможные справочные данные
|
Систематизация и анализ информации
|
Формулирование заключительных выводов
|
|
Формулирование выводов
|
|
Вырисовывается дополнительный список заданий в задаче, подводящий к её решению и подталкивающий к выводам. В результате типичный внешний вид задачи получается следующим:
Текст условия задачи:
Выделите ключевые слова для информационного поиска.
Найдите и соберите необходимую информацию.
Возможные информационные источники.
Книги;
Компакт-диски,
Web-сайты.
Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
Сделайте выводы.
Сравните Ваши выводы с выводами известных людей.1
Разумеется, это не означает, что такими должны быть все задачи. Разнообразие их видов и типов может быть весьма большим. И даже в этом виде задачи какие-то компоненты могут отсутствовать. Например, вполне допустимы задачи, требующие полностью самостоятельного поиска информации, а потому не содержащие списка возможных источников. Или результатом работы над задачей окажется новая информация, не имеющая культурных аналогов.
Основные результаты применения технологии ТОГИС – осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. Дополнительный результат - умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания - побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции. Во многом ТОГИС ориентирована на создание учениками _____________________________________________________________________________
1. http://gouzeev.nm.ru/IOT.htm
собственного интеллектуального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами.
Деятельность учителя в технологии ТОГИС состоит из нескольких частей:
-
Подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник и перечень информационных источников, культурные образцы);
Проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков;
Управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых и экспертиза решений задач;
Анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока уроков.1
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: 2002). Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием осмысления специфики процесса обучения в условиях “экономики знаний”. Мы должны, прежде всего, воспитать личность, способную самостоятельно справляться с различными задачами, а не только обогатить ее багажом знаний. Технология Образования в Глобальной Информационной Сети и Информационно-коммуникативные технологии позволяют, как нельзя лучше решить поставленные задачи.
________________________________________________________________________________
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ.пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед.кадров /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
Заключение
Любое начинание, любое нововведение – это колоссальный труд. Особенно, если результаты нужны хорошие, а видно их не сразу. На первый взгляд может показаться вся бессмысленность внедрения ИК технологий в преподавание экологии. Количество часов на преподавание экологии уменьшается, возможность профильного обучения экологии невысока, особенно в небольших школах на периферии. Но эти трудности должны наоборот подстегнуть учителей к этой работе. Ведь в независимости от количества часов в школе всем хорошо известна зависимость человечества от экологии, ее важность при изучении других предметов. Именно благодаря технологиям ИКТ и ТОГИС учащиеся смогут сами ориентироваться в мире безграничной информации. Как бы трудно не было нам, учителям работать с компьютером, как бы нам не казалось, что ребята умеют это делать лучше, нам все равно придется шагать в ногу со временем. Ученики будут нас учить работать на компьютере, а мы должны их научить добывать информацию, анализировать ее, применять в новой обстановке, т.е. учиться.
В период процветания рыночной экономики встал вопрос и об “экономике знаний”. Мы должны прежде всего воспитать личность, способную самостоятельно справляться с различными задачами, а не только обогатить ее багажом знаний. Работа школы должна быть ориентирована на будущее, ребенок должен иметь возможность построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, он должен иметь возможность осуществлять выбор, исходя из оценки своих возможностей в конкретной ситуации. Т.е. вся работа школы с учеником связанна с мотивацией на непрерывное образование.
Роль педагога сегодня значительно возрастает, но не как источника информации. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание культуры, которое педагог передает ребенку, будет последнему неинтересно. Мы должны быть современными, знать, чем живут сегодняшние дети. Если педагог сумеет сформировать у учащихся такие социально адекватные ценности, как:
потребность в получении знаний;
умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний;
выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач;
планирование своей образовательной деятельности;
позитивная самооценка;
Такой педагог будет считаться современным, качественно выполняющим свою работу.
Тот факт, что ИКТ в современном образовании очень важны, подтверждается еще и списком ключевых компетенций, которые выработаны Советом Европы (Модернизация Российского образования):
политические и социальные компетенции, такие как способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов;
компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений;
компетенция в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.;
компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.;
компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.
Я считаю, и мой многолетний опыт доказывает это, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:
мне интересно то, чему меня учат;
мне интересен тот, кто меня учит;
мне интересно как меня учат.
Применяя ИКТ, ТОГИС технологии, я думаю, что выше названные три условия соблюдаются, и задачи образования решаются.
Список использованной литературы:
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
Голубин Д.В., Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов// статьи конференции (3июня2003 года, г. Москва)-М.: Издательство МЭСИ, 2003. –96 с.
Гузеев В.В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М, 2001.
Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. — М, 1995
Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. — М, 2001.
Курманалина Ш.Х. Электронная методическая система в педагогическом колледже. Школьные технологии №2, 2003 г.
Питинова Т.Г. Образовательные технологии / Педагогическая технология: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – Белгород, 1998. – С. 157 –186.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998.
Селевко В.Г. Современные информационно-технические средства в школе. М.: Народное образование, 2002.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
Интернет в гуманитарном образовании/Под. Ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, 2001.
http://www.kaliningrad.fio.ru
http://center.fio.ru
http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,3744/Itemid,0/
http://gouzeev.nm.ru/IOT.htm
http://gouzeev.nm.ru/TOGIS.htm
|
|
|