Главная страница

«Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»


Скачать 374.68 Kb.
Название «Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»
Коршунова Е.А
Дата 09.03.2016
Размер 374.68 Kb.
Тип Реферат


МОУ Верхнедонская гимназия


Творческий отчёт:
«Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»


Работу выполнила Коршунова Е.А., учитель истории и обществознания

ст. Казанская, 2008-2009 уч.год

Содержание:


  1. Введение 3 - 6

  2. Использование информационных технологий

в преподавании истории и обществознания

2.1. Информационные технологии 7 - 8

2.2. Урок истории с применением информационных 8 - 12

технологий

2.3. Роль информационных технологий в процессе 12 - 15

обучения

2.4. Опыт использования ИКТ в учебно- 15 - 26

воспитательном процессе

  1. Заключение 27 - 28

  2. Список литературы 29

  3. Приложения 30


Если бы компьютер не был изобретен как универсальное

техническое устройство, его следовало бы создать

специально для целей образования.

Энтони Маллан, английский педагог

- Что вы хотите от школы?

- Нам нужны люди, которые умеют

учиться самостоятельно.

Филипп С. Шлехти «Школа для XXI века.

Приоритеты реформирования образования»

Творческий отчёт:
«Использование информационных технологий

в обучении истории и обществознанию»
1. Обоснование актуальности работы.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества . В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.

Использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Увеличение объема информации увеличивает нагрузки на ребенка и заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, позволяет организовать дифференцированное обучение.

Опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самостоятельных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.
В связи с этим профессиональная деятельность школьного учителя претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности.

Применение компьютера – это необходимый, но недостаточный признак. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная подготовка специалистов в области образования не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Целью данной работы является обобщение и систематизация собственного педагогического опыта по применению информационных технологий в преподавании истории и обществознания. Мой интерес к новым образовательным технологиям не случаен. Долгое время, как учитель истории, я работала над проблемой активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся и пришла к выводу ,что на современном этапе преподавания именно применение ИКТ( которые вызывают живой интерес у учащихся) может в полной мере активизировать данные виды деятельности, повысить мотивацию к изучению предмета.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «информационные технологии»

2. Представить информационно-коммуникационные технологии, наиболее часто

используемые в учебно-воспитательном процессе;

3. Показать роль информационных технологий в обучении истории и обществознанию,

в профессиональной подготовке учителя к работе.

4. Представить собственный опыт использования ИКТ в процессе преподавания

5. Определить возможности практической реализации способов оптимизации учебного
процесса при использовании средств ИКТ.
Условия возникновения и становления опыта:

1. Повышенный интерес учащихся к учебной деятельности, видам работы с

использованием ИКТ.

2. Ориентация учебного процесса на активизацию познавательной деятельности, развитию

творческих способностей учащихся и учителя.

3. Наличие оборудования в

- кабинете истории ( компьютер, видеопроектор, интерактивная доска)

- кабинете информатики ( компьютеры, видеопроектор, Интернет)
Объектом данного исследования является процесс преподавания истории и обществознания

Предметом исследования являются педагогические технологии использования ИКТ в процессе обучения учащихся.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.

Гипотезой работы выдвигается идея качественного изменения усвоения учебного материала, активизации познавательной деятельности, повышение интереса к предмету в связи с использованием информационных технологий, при этом открывается широкий спектр возможностей для самореализации творческого потенциала как ученика так и учителя.

Для решения задач данного исследования использовались следующие методы исследования:

1. Всеобщие: изучение работ отечественных педагогов, учителей-предметников по использованию информационных технологий в преподавании;

2. Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования;

3. Частные: изучение влияния использования ИКТ в процессе обучения на изменение мотивации изучения истории и обществознания, активизации познавательной деятельности, наблюдение.

Источниковой базой послужил, как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме:

  1. Роберт И.В. , Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М:Школа-Пресс, 2002

  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином, 2005

  3. Свириденко С.С. Современные информационные технологии

  4. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире М., Наука, 2003

  5. Иванова Е.В. Формирование информационной компетентности – важнейшая задача профессиональной подготовки учителя / Конгресс конференций «Информационные технологии и образование»

Специфика данной темы заключается в том, что исследуется применение информационно-коммуникативных технологий ( компьютерных, мультимедийных, интерактивных) способствующих качественному изменению процесса преподавания и обучения.

Новизна работы заключается в том, чтобы конкретизировать теоретические положения других исследователей, используя их в данной теме Так же автор видит новизну в том, что практическую часть данной работы можно использовать в практической деятельности учителя.

Автор считает, что прогресс в сфере образования происходит только за счет нововведений, инновационного поиска. В наше время, когда объем нформации увеличивается дидактическая функция учителя основывается не на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала ученикам, а подготовка ученика к жизни, познанию мира, к творческой работе и взаимосвязи с другими людьми.

2.1.Информационные технологии
Под информационными технологиями традиционно принято понимать комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, разрабатывающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации. Такое определение предложено ЮНЕСКО.

В практике обучения информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные информационные средства (компьютерные, аудио-, видеоустройства и соответствующие материалы). Однако с началом активной компьютеризации образования появился термин «новая информационная технология обучения», которую можно назвать компьютерной технологией.2 («Первое сентября».История. 2007 год, № 22, 16-30 ноября., с.39)В данной работе речь пойдет именно об этих технологиях.

В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин:

1.Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой:


  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, предназначенные для формирования новых знаний и умений.

  • Диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний и умений.

  • Тренажеры и имитационные программы, предназначенные для формирования практических навыков.(интерактивные карты)

  • Базы данных и базы знаний по различным областям знаний (электронные энциклопедии и справочники)

  • Прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и т.д.)


2.Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей CD

  • интерактивные доски,


3.Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.
4.Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции
5.Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие реализовать доступ к мировым информационным ресурсам.
2.2.Урок истории с применением информационных технологий.
Урок – это зеркало

общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский

«Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства обучения, но какие бы не совершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа….. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основания для будущего».3 (С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина Современный урок.Часть1,М., 2002г. С.4-5) Современный, актуальный урок невозможно представить без использования информационных технологий.

Урок есть системно организованный процесс взаимодействия преподавателя и обучаемых, т.е. он интерактивен по своей организации. Любой урок отвечает своему назначению в том случае, если в нем заложено:

- взаимодействие преподавателя с обучаемыми;

- наличие устойчивого эффективного управления познавательным процессом; - устойчивая мотивация к познавательной деятельности.

В том случае, когда обучение проводится при поддержке или преимущественном взаимодействии с компьютером, функционал технологической системы реализуется посредством обучающей среды, отражающей именно информационные технологии.

По мнению Алексеевой И.В.(МЦИО) информационные технологии на уроке должны рассматриваться:

- не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенка;

- как источник дополнительной информации по предмету;

- как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся;

- как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;

- как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на четыре группы:

1) Уроки демонстрационного типа (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование); Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока

2) Уроки компьютерного тестирования (компьютерный класс); Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

3.) Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.

4.) Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и учитель информатики.
Проведение уроков второго и третьего типа ограничено в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики, отсутствием необходимого количества ноутбуков – альтернативы стационарным компьютерам, отсутствием возможности выхода в Интернет вне кабинета информатики.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков третьего типа компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.
.

Рассмотрим возможности применения информационных технологией на каждом этапе урока.

Таблица 1. Информационные технологии на уроке истории.

Этап урока

Применение ИТ

Формы работы

1.Организация начала занятия, проверка выполнения домашнего занятия

1.Выполнение разминочных или контрольных тестовых заданий.

2.Использование тренажеров

3.Выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций.

4.Электронные домашние задания

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

2.Усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания.

1.Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала;

2.Слайд – сопровождение урока; 3.Урок-презентация;4.Учебный проект;5.Творческое задание

6.Демонстрация видеофильма

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

3.Закрепление знаний и способов действий.


1.Выполнение тестовых заданий.

2.Творческое оформление темы

3.Мини–исследовательская работа

Индивидуальная, групповая.

4.Обобщение и систематизация знаний.

1.Электронное творческое задание (создание презентации, веб - страницы)

2.Подготовка доклада, сообщения, реферата

3.Исследовательский проект

Индивидуальная, групповая.

5.Контроль и самопроверка знаний.

1.Исследовательский проект

2.Контрольное тестирование

3.Творческие задания.

Индивидуальная



Таблица 2. Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств

Традиционные методы обучения

Традиционные средства и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж

Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.

Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация

Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов


2.3. Роль информационных технологий в процессе обучения
Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:

- принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;

- принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;

- принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;

- принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;

- принцип авторского участия в учебном процессе;

принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;

принцип мультимедийного представления учебной информации;
Можно выделить два главных достоинства компьютера - интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия обучающегося, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть,

возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

С началом внедрения в систему образования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в самом, пожалуй, трудном положении оказались учителя-предметники социально-гуманитарного профиля, в том числе и я. Не имея физико-математического или технического образования и не обладая достаточным уровнем компьютерной грамотности, мне пришлось за короткий срок освоить фактически новую для себя специальность, причем в двух смежных областях. Первая область — это овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя. Вторая — применение ИКТ для решения прикладных учебных задач по своему предмету. За последние два года гимназия, в которой я работаю, была снабжена компьютерным, мультимедийным оборудованием, что конечно же открыло широкие перспективы для кардинального изменения системы работы, специфики преподавания, творчества как учителей, так и учащихся.

В марте 2009 г. я прошла обучение по курсам Microsoft «Партнерство в образовании» на базе учебного центра Microsoft «Академия учителей» при Ростовском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, что конечно же повысило мой профессиональный уровень в области работы с ИКТ.
Наукой доказано, что 80% информации человек получает с помощью органов зрения. Поэтому все, что можно показать учащимся, необходимо показывать, т. е. визуализировать. Справедлива народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Информационные технологии помогают:

1. Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств).

2. Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств. Опыт и практика показывают, что при подготовке к урокам-практикумам, урокам-семинарам, урокам-конференциям дети сами используют видеофильмы, информацию из Интернета, компьютерные программы.

3. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником.

4. Учителю в:

- проверке знаний, умений и навыков;

- организации закрепления полученных на уроке знаний;

- экономии времени;

- придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;

- возможности эмоционально и образно подать материал.
Прежде всего, информационные технологии позволяют оптимизировать труд учителя.
Таблица 3. «Оптимизация труда учителя при использовании информационных технологий»

Направления деятельности

Возможности

Программное обеспечение

Подготовка к уроку, самообразование

1.Доступ к электронным учебникам, электронным библиотекам, электронным базам данных.

2.Использование мультимедийных готовых пособий.

3.Создание мультимедийных презентаций

4.Создание интерактивных фильмов

5.Создание Веб -страниц

6.Тестовые оболочки


Internet Explorer

CD – ROM
Microsoft Power Point

Macromedia Flash MX

Язык HTML или Мacromedia Dream Wearver MX

На основе использования объектно-ориентированных языков Delphi ,Visual Basic

Подготовка дидактических материалов

1.Набор тестовых заданий, проблемных задач

2.Подготовка раздаточного материала (графические изображения, исторические карты, тексты документов, тексты научных исследований, статистических данных)

Microsoft Office Word

Microsoft Office Exile

Повышение квалификации

1.Дистанционное обучение; 2.Работа в сетевых сообществах учителей истории;

3.Распространение собственного педагогического опыта

Internet Explorer


Создание электронной методической базы

1.Хранение собственных методических и дидактических материалов на электронных носителях; 2.Возможность постоянного обновления; 3.Многократное использование

CD – ROM

Microsoft Office Word

Microsoft Office Exile



Таким образом, использование информационных технологий в работе учителя дает возможность более эффективной подготовки к уроку, возможность осуществлять некоторые операции быстрее, расширить информационное пространство традиционного урока.

2.4 Опыт использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе
Первоначально компьютер дал мне возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.

В работе я использую готовые электронные учебники, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, и т.п., в конструкторе тестов составляю тестовые задания по отдельным темам, а также привлекаю обучающихся, которые используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд - шоу

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.

На уроках изучения культуры в различные исторические эпохи для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью проектора. На уроках обществознания - динамические таблицы и схемы. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала предлагаю учащимся поработать с текстом электронного учебника, выполнить практикумы, интерактивные тесты. При этом использую групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм уроков

В своей практической деятельности я создаю и использую презентации нескольких видов. Среди них:
1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Логическое построение материала в слайдах способствует его лучшему усвоению. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги.
2) "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют ученикам ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий. Их я использую при индивидуальном обучении учащихся.
3) "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах.
4) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
Современные школьные учебники по истории, обществознанию, праву, страдают недостаточностью иллюстративного материала или низким качеством изображения. Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика. Презентация незаменима, когда нужно сгруппировать разрозненный материал, представить редкие материалы или небольшие объекты. Весь материал хранится на компьютере. Его можно корректировать и компоновать по своему усмотрению. И, что немаловажно, он не требует места в шкафу или лаборантской.

Примерный алгоритм создания мультимедийного урока включает в себя следующие этапы:

  1. Разработка урока (тема, план, разработка деталей).

  2. Определение объектов, которые можно визуализировать.

  3. Поиск и создание визуализированных объектов для урока: рисунки, музыка, фотографии, графики, фильмы, схемы, формулы, символы – все, что можно показать.

  4. Обработка визуализированных объектов с использованием офисных программ, графических редакторов, программ по созданию фильмов, обработке звуков и другого программного обеспечения.

  5. Создание и упорядочение интерактивных страниц урока.

Используя данный алгоритм, я разработала ряд уроков по темам: «Государственные реформы Петра I», «Новая экономическая политика», «Холодная война». (см. Приложение 1).

Уже несколько лет в практике преподавания я использую учебные электронные издания и мультимедийные пособия, такие как : «Всеобщая история» для 5,6,7,8 класса издательства «Кордис & медиа» и «История древнего мира» для 5 класса издательства «Просвещение».Настоящие электронные издания помогают дополнить наглядный и теоретический материал учебника. Специальные режимы позволяют рассмотреть детали изображений, а карты, в том числе и анимированные (в учебнике их вообще нет)дают полное представление о ходе исторических битв, о расположении того или иного государства. Экранные лекции и ролевые игры, сопоставительный анализ исторических источников дают возможность легко и наглядно запоминать сложный фактический материал.

А также компьютерный курс Т.С.Антоновой, А.А.Харитонова и А.Е.Коновалова «История России, XX век» (в 4-х частях), «Клио Софт», 1997-2001гг. Курс синхронизирован с учебником по истории России XX века А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной (9 класс), что делает его удобным не только при очной, но и заочной (дистанционной) форме обучения. К каждому из 54 параграфов учебника подобран лекционный и иллюстративный материал. Последний включает в себя не только изображения, но и кинохронику, анимационные карты, схемы, диаграммы, таблицы. Программа разработана в 2000-2001 году и теперь имеет 3 уровня: 9, 11 класс и повышенный уровень. Это позволяет использовать ее как одно из средств для подготовки к ЕГЭ по истории.

« Обществознание» (Практикум) «Просвещение»

1С: «Экономика и право» 10-11 класс

«Основы правовых знаний» 10-11 класс «Кирилл и Мефодий»

1С: Школа. «ИСТОРИЯ, 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ»
Мультимедиакурсы по истории и другим учебным курсам гуманитарного цикла имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными печатными учебниками и учебными пособиями:

1. Они дают возможность индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к индивидуальным особенностям учащихся. Это особенно важно при работе с детьми, имеющими разноуровневую подготовку.

2. Гипертекстовая организация мультимедиа курсов позволяет организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности. Модульная организация мультимедийных курсов основана на представлении о различных уровнях усвоения учебного материала детьми:

1-й уровень – иллюстративно-описательный,

2-й уровень – репродуктивный,

3-й уровень – творческий.

Модульная организация мультимедиа курсов позволяет компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной.

3. Использование при создании мультимедиа курса различных технических возможностей позволяет учесть индивидуальные особенности детского восприятия. Как известно, большая часть школьников имеет визуальное восприятие в сравнении с аудиальным. Именно поэтому зачастую прослушанный на уроках материал остается не усвоенным. Включение в мультимедиа курс статической и динамической графики, иллюстраций, карт дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

4. Мультимедиа курсы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, так как основаны на интерактивности. Использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении истории.

5. Встроенные в мультимедиа курсы, тестирующие программы разного уровня усиливают контролирующие функции учебного курса, облегчают деятельность учителя и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы учащиеся могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Более того, игровые компоненты, включенные в мультимедиа курс, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают усвоение материала.

В кабинете истории, в школьной медиатеке имеется большая коллекция различных компьютерных, учебных пособий, но применяя их в работе я столкнулась с некоторыми проблемами:

- не для всех учебников создаются электронные учебные пособия, а имеющиеся не совсем

подходят к тем учебникам, по которым работают;

- многие электронные пособия представляют собой видеоряд, сопровождающийся лекцией

диктора довольно продолжительной по времени, что не вызывает интереса у детей и

быстро утомляет;

- пособия содержат мало материала деятельного характера, который можно использовать при закреплении, обобщении, итоговом повторении;

Поэтому я пришла к выводу о необходимости создания электронных пособий, подготовки материала самим учителем в рамках предлагаемых Microsoft Office программ

Важное значение в моей работе имеют Интернет-ресурсы.(cм. Приложение 2)

Именно глобальная сеть (WWW) позволяет органично интегрировать информационные технологии в практику традиционного урока. Под услугой Интернет понимается комплекс средств, продуктов и деятельности, удовлетворяющей некоторую потребность пользователя.

Все услуги Интернет подразделяют на: вещательные, интерактивные, поисковые.

В этой части работы я попытаюсь раскрыть возможности Интернет в работе учителя истории и обществознания.

Таблица 4 «Дидактические возможности Интернет»

Услуги

Возможности Интернет

Вещательные

1.Реклама новых методических пособий;

2.Доступ к юридическим базам данных;

4.Электронные покупки методической литературы, учебных пособий;

5.Электронные газеты и журналы;

6.Электоронные библиотеки;

7.Электронные информационные коллекции;


- использование дидактических возможностей открытой информационной среды

- организация познавательной, поисковой деятельности учащихся

- возможность углубленного изучения материала

- тематический подбор ресурсов (документы эпохи, фотографии, архивы)

- создание атмосферы погружения в контекст изучаемой эпохи

-подготовка обзора литературных новинок

- подготовка тематического обзора новостей из области обществознания, права, экономики

- организация виртуальных экскурсий и музеев

Интерактивные

1.Электронная почта

- отправка и прием электронных писем.

- получение и отсылка материалов телеконференций

-информационное обслуживание (например, рассылки обзора сайта «Преподавание истории в школе»

- рекламное обслуживание

2.Телеконференции

3.Дистанционное обучение

- расширение информационного пространства урока

- участие и организация телекоммуникационных проектов

- организация и участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах

- повышение профессионального мастерства учителя

- возможность общения, получения консультаций коллег, методистов

- публикации в электронных изданиях.

Поисковые

1.Работа в поисковых системах

2.Знакомство с ресурсами Интернет

-организация познавательной, поисковой деятельности учащихся

- возможность углубленного изучения материала

- повышение информационной культуры педагога и учащихся



Таким образом, ресурсы Интернет предоставляют огромные возможности для учителя, и работа с ними диктует быть учителю компетентным в этом вопросе.

Конечно же, на уроках истории невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов. Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий – интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на уроке. Это виртуальная коллекция произведений искусств – www.abcgallery.com, виртуальные путешествия по Петергофу, Крыму, Парижу и тд. www.kulichki.com, виртуальные путешествия по странам мира http://rurotour.narod.ru

Для уроков обществознания раздела «Право» использую следующие сайты: законодательство и права человека www.memo.ru, институт прав человека www.un.org, информация органов государственной власти: Госдума РФ и Конституционный Суд РФ www.akdi.ru .

Сеть Интернет – это богатый источник сведений об экономической деятельности человека, фирмы, государства, об экономике России и других стран: Министерство экономического развития и торговли РФ www.economy.gov.ru , Россия и Всемирная торговая организация www.wto.ru , торгово-промышленная палата России www.tpprf.ru

Огромную помощь в подготовке уроков оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru , который обеспечивает доступ к центральному хранилищу образовательных ресурсов. В каталоге на портале ФЦИОР находятся электронные учебные модули открытых мультимедиа – систем по многим предметам, в том числе и по истории и обществознанию. Так, например, практическая творческая работа «Искусство России XVIII века» для закрепления темы «Художественная культура Нового времени.» 10 класс; ряд модулей для изучении темы «Художественная культура Нового времени (Россия XIX и XX века)» - лекции по религиозной и светской живописи; лекции по символизму; расцвет русского кинематографа. Удобство заключается в том, что можно скопировать нужный модуль на свой компьютер, и использовать на уроке либо целиком, либо какую-то часть его.

Настало время, когда сложно представить себе школу без компьютеров. Но наличие «чудо-техники» не решающий фактор - необходимо его правильно использовать.

Ведь компьютер это не замена учителя, и как бы мы не компьютеризировали урок, ничто не заменит живого и интересного рассказа учителя. Компьютер надо рассматривать как одну из составляющей урока, как еще одну методическую единицу.

Это новый подход к процессу обучения.

Интерактивное оборудование позволяет создавать многообразные схемы, таблицы, выстраивать материал по разным позициям, интенсифицируя процесс обучения, делая его наглядным. Огромную роль в использовании интерактивных технологий играет деятельностный подход, чего нам, историкам, иногда не хватает. Очень увлекательно и познавательно как пятиклассникам, так и выпускникам, превратить белую доску в контурную карту или в поле битвы, картинную галерею или проектное бюро. Естественно, старшеклассники (учащиеся 9-11 классов) требуют иного подхода к созданию образовательного пространства. Им необходимо больше не наглядного материала (хотя и его должно быть достаточно), а фактов, схем, логических цепочек, нуждающихся в комментарии, анализе:

- работа с особого вида контурной картой с целью определения принадлежности страны к группе;

- выстраивание фактов по типу «причина-следствие» (так называемые логические цепочки) с целью воссоздания определенного процесса;

- решение проблемы урока с использованием такого приема как «фишбоун», что делает процесс работы над задачей более увлекательным и наглядным;

- работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной, если предложить учащимся ее в виде наглядной «линии времени», это вовлечет всех учащихся в решение задачи, что позволит избежать пассивности на уроке;

- ознакомление учащихся с набором задач, поэтапная работа над которыми приведет к решению проблемы урока с привлечением многочисленных источников и с «публикацией» своих доказательств на интерактивной доске ;

- проведение диспутов по наиболее острым вопросам отечественной и зарубежной истории без фиксации высказанных идей лишает оппонентов опоры: без знания аргументов «противника» невозможно выстроить стратегию защиты своей позиции;

- распределение разнородных данных с использованием цветового кода гораздо продуктивнее и эффективнее составления простой таблицы, кроме того, что подобный прием позволяет значительно сократить время выполнения задания ;

- публичное высказывание своих предположений по означенной проблеме с последующим использованием их в решении проблемы урока ;

Так, используя возможности интерактивной доски можно вывести на экран текст и предложить учащимся выполнить следующие задания:

1. Закончи предложение.

7 класс, история России, урок “Образование и культура в XVII веке”. “XVII век стал веком ...Были открыты сибирские и дальневосточные земли не только для России, но и для…Сибирский казак …начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера России. Он предпринял попытку пройти на реку Анадырь морем, но не смог, так как…В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыл пролив…Русский землепроходец …впервые проник в бассейн реки…Он был первым, кто совершил плавание по…”

10 класс, обществоведение, урок “Трудовая деятельность”. “Работник индустриального труда рассматривается как…Это нарушает гармонию труда с основными….и ….чертами. Этот результат индустриального производства называется…труда. Она проявилась в системе американского инженера Ф.У. Тейлора. Он разработал систему организационных мер. Совершенствование трудовой среды, культура взаимоотношений между участниками труда, осмысление ими трудовой деятельности – это компоненты…”

2.Приведите в соответствие таблицу “Программа политических партий”.

Название

Национальный вопрос

Аграрный вопрос

1. “Союз русского народа”

А) Неделимость России, автономия Финляндии

1.Неприкосновенность земельной собственности

2. “Союз 17 Октября”

Б) Право наций на самоопределение, федеративное устройство государства

2Конфискация частновладельческой земли, национализация земли

3. Кадеты

В) Право безусловного самоопределения всех наций

3.Проведение переселенческой политики

4.РСДРП (большевики)

Г) Единая и неделимая Россия, Россия для русских

4.Социализация земли, раздел земли по трудовой и потребительской норме

5.РСДРП (меньшевики)

5. Муниципализация земли – передача земли в собственность местных органов власти при сохранении крестьянской собственности на землю

6. Эсеры

Д) Право наций на культурное самоопределение

6.Частичное отчуждение частновладельческих земель по “справедливой цене”

Ответ: …….. 1Г1; 2А3; 3Д6; 4В2; 5В5; 6Б4.

3.Заполните таблицу:

Цели и итоги аграрной реформы:

Цели

И т о г и

Положительные      

Отрицательные

Социально-политические:

1. создать социальную опору самодержавия – крепких крестьян общинников(собственников)

10,3% всех крестьянских хозяйств - фермерские

 

Социально-экономические:

2. сохранить (ликвидировать) крестьянскую общину

Из общины выделилось 50 % (25%) крестьянских хозяйств, с/х верхушка давала 50 % рыночного хлеба

 

3.решить проблему малоземелья крестьян

 

На крестьянский двор приходилось 2 - 4 десятины, при норме 6 (8 или 10,5) десятин

Экономические:

4. обеспечить подъем с/х и индустриализацию страны

Хлебный экспорт увеличился на 1/2 (1/3)

Урожайность пшеницы повысилась: она составила 157 пудов с десятины (55, 157 – в Германии).

 



Так же как и в учебной информационные компьютерные технологии можно использовать и во внеурочной деятельности. Второй год в нашей школе работает организованный мной политический клуб «Юность». Клуб работает по программе «Я – гражданин», срок её реализации 2 года. На занятиях ребята просматривают видеофильмы, созданные Избирательной комиссией Ростовской области, изучают историю становления демократии на Дону, играя в интерактивную игру «Мир демократии». На практических занятиях мы работаем в сети Интернет, знакомясь с материалами сайтов:www.roctov.izbirkom.ru, www.realpravo.ru. Накануне выборов президента РФ, ребята взяли интервью у учащихся нашей школы и результаты оформили в виде видеоролика «Каким должен быть президент РФ», а также принимали участие в районном конкурсе агитационных материалов на который представили презентацию «Сегодня вы выбираете наше завтра» о реализации нац.проектов на Верхнем Дону. Вооружившись цифровой камерой, диктофоном ребята брали интервью, делали фотографии, а собрав материал на практических занятиях создали и сами озвучили

данную презентацию.

Как классный руководитель, я использую презентации при проведении различных мероприятий с классом. Так при беседе о вредных привычках демонстрирую презентацию о том, какой вред это наносит организму. Вид фотографий с анатомическими изменениями в организме курильщика, конечно же оказывает на учащихся необходимое воздействие.

После походов ребята составляют презентации о природе родного края («Верхний Дон, Тихий Дон…», «Каменный лес»), о нашей жизни «Выпускной на природе», «Наш 9-«В»», которые мы с удовольствием потом смотрим сами и показываем родителям.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения.

Используя информационные технологии, я
— повысила уровень профессиональной культуры;

— снизила трудоемкость процесса контроля и консультирования;

— развила плодотворное сотрудничество с учащимися;

— повысила уровень функциональной грамотности в сфере информационных технологий;

— получила возможность самореализации и самоутверждения;

— повысила авторитет среди учащихся, коллег.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
Считаю что применение ИКТ, активизировало учебно-познавательную деятельность учащихся, способствовало развитию интереса к учёбе, мотивации на достижение более высоких учебных результатов.

Анализ качества знаний по истории и обществознанию за три последних учебных года показывает позитивную динамику учебных достижений:


Для того, чтобы выяснить как относятся учащиеся к применению учителем ИКТ на уроках, какие виды работы, задания вызывают у них интерес я провела анкетирование среди учащихся старшей ступени обучения.

Опрошено – 70 человек

Вопросы анкеты:

1. Интересны ли для вас уроки с применением ИКТ?

А) да -100%

Б) нет- 0

В) затрудняюсь ответить-0

2. Какие виды работ вызывают у вас повышенный интерес?

(лекция эл.учебника, презентация, работа на интерактивной доске, компьютерное тестирование)

Результаты:

А) лекция эл. учебника – 57%

Б) презентация – 61%

В) работа на интерактивной доске – 93%

Г) компьютерное тестирование – 75%
3. Всегда ли урок, с использованием ИКТ будет интересным? ( можно прокомментировать ответ)

А) да – 58%

Б) нет- 39% (задания должны быть интересными)

В) затрудняюсь ответить- 3%
4. Какие домашние задания вам интереснее выполнять?

А) обычные( по учебнику)- 15%

Б) проекты, презентации, слайд-шоу- 73%

В) затрудняюсь ответить- 12%
Из результатов опроса видно, что использование ИКТ в обучении вызывает у учащихся повышенный интерес, причем именно те виды работу, где ученик не будет просто слушателем, а примет активное участие в работе.

Считаю необходимым продолжить работу по использованию информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения т.к. это предоставляет большое поле деятельности для учителя, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, а следовательно по новому использовать различные педагогические технологии,

повышать интерес и мотивации у учащихся к учебной деятельности


3. Вывод:

Таким образом, подводя итог данной работе можно сделать вывод , что использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок. А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!

Сегодня уже совершенно очевидно, что программы повышения качества школьного обучения, предусматривающие использование ИКТ, приносят положительные результаты и для обучающихся, и для преподавателей. Еще большие надежды вселяет расширение масштабов применение самых последних и зарождающихся технологий. Преподаватели получают большие возможности для того, чтобы помогать обучающимся усваивать сложные концепции, и вовлекать их в активное участие в учебном процессе; предоставлять обучающимся доступ к информации и ресурсам; полнее удовлетворять индивидуальные потребности детей. Если мы сможем воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает применение ИКТ, нам удастся повысить и качество учебного процесса, и уровень знаний каждого обучающегося.

Важнейшими проблемами остаются:

  1. Недостаточная разработанность методик по использованию ИКТ в конкретных учебных областях. Отсутствие инновационного взаимодействия педагогических и информационных технологий.

  2. Недостаточная разработанность использования ИКТ во внеклассной работе и в дистанционном образовании.

  3. Наличие достаточно устойчивого мнения о негативных последствиях влияния ИКТ на здоровье и культурное развитие учащихся.

. При организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать – для учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–7-х классов – 20 минут, 8–9-х классов – 25 минут, 10–11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут .

Поиск эффективных путей решения этих сложных проблем обеспечит педагогическую целесообразность процесса информатизации образования.
Конечно же нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания

Школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".


Список используемой литературы:


  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином, 2005

  2. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире М., Наука, 2003

  3. Иванова Е.В. Формирование информационной компетентности – важнейшая задача профессиональной подготовки учителя / Конгресс конференций «Информационные технологии и образование»

  4. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина Современный урок.Часть1,М., 2002г.

  5. Информационные технологии. Под редакцией В.В.Цехановского.-М.:2003г.

  6. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина Современный урок.Часть1,М., 2002г.



  1. Роберт И.В. , Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М:Школа-Пресс, 2002

  2. Свириденко С.С. Современные информационные технологии

  3. «Первое сентября».История. 2007 год, № 22, 16-30 ноября

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. под редакцией Полата Е.С. – М., 2002г

  5. Санитарные Правила и Нормы 1996г; СанПиН 2.2.2.542– 96