|
Методические материалы «Практика на уроках окружающего мира через деятельностный подход». Автор: Юдина Елена Павловна, учитель начальных классов
Методические материалы
«Практика на уроках окружающего мира через деятельностный подход».
Автор: Юдина Елена Павловна,
учитель начальных классов
Одна из основных задач педагога – это формирование умений и навыков исследовательского поведения. Главное научить применять полученные учеником знания на практике. Исходя из этого, роль учащегося в учении становится активной, деятельностной. В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Постепенно формируются регулятивные универсальные учебные действия, которые отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Хочу поделиться своим опытом в достижении вышесказанного. Методический материал проведения практических и лабораторных работ на уроках окружающего мира во втором классе поможет учителю начальных классов в организации развивающего пространства младшего школьника.
Практическая работа № 1 «Знаешь ли ты органы чувств?»
Цель: обобщить и систематизировать знания об органах чувств.
Оборудование и материалы: таблицы, схема «Строение глаза», схема «Строение уха», таблица «Кто как слышит»;
гвоздь, карандаш, лук, камень, бумажная салфетка, монета.
Примечание: работа организуется в трех группах.
Инструктивная карточка (1 группа)
1.Прочитайте:
Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.
В данной работе вам предстоит заполнить таблицу «Органы чувств».
2.Рассмотрите схему «Строение глаза»
Заполни в таблице нужную графу.
3.Проверте свое зрение с помощью таблицы «Разные буквы»
Заполни в таблице нужную графу.
3.Вспомните советы офтальмолога.
Заполни в таблице нужную графу.
Таблица
№
|
Орган чувств
|
Строение
|
Отклонение от нормы
|
Коррекция
|
Это интересно
|
1
|
ГЛАЗ
|
*_________
*хрусталик
*роговица
*сетчатка
|
*сплюснутая форма ____________
яблока
*вытянутая форма
____________
яблока
|
|
*утомляет -______________
*успокаивает –
______________
|
4.Сделай вывод
5.Составьте правило «Как беречь зрение», добавляя нужные слова и словосочетания:
* после часа занятий ______________________________________________________;
* не ___________________ к книге во время чтения;
* не читай, когда _________________________________________________________;
* не читай, когда _________________________________________________________;
* не читай, когда _________________________________________________________;
* выполняй ________________________ для отдыха глаз.
Слова и словосочетания: дай глазам отдых, книга трясется, нагибайся близко, лежишь, плохое освещение, упражнения.
Справка
Упражнение для отдыха глаз: у тебя устали глаза, отведи их в сторону, поморгай ими, повращай глазами так, чтобы стало всем страшно, закрой глаза, откинься на спинку стула и расслабься.
Предполагаемые ответы:
Таблица
№
|
Орган чувств
|
Строение
|
Отклонение от нормы
|
Коррекция
|
Это интересно
|
1
|
ГЛАЗ
|
*зрачок
*хрусталик
*роговица
*сетчатка
|
*сплюснутая форма глазного
яблока
*вытянутая форма
глазного
яблока
|
Выполнение рекомендаций окулиста
|
*утомляет - красный
*успокаивает –
зеленый
|
Правила «Как беречь зрение»:
* после часа занятий дай глазам отдых;
* не нагибайся близко к книге во время чтения;
* не читай, когда плохое освещение;
* не читай, когда книга трясется, например, в маршрутке;
* не читай, когда лежишь;
* выполняй упражнения для отдыха глаз.
Инструктивная карточка (2 группа)
1.Прочитайте:
Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.
В данной работе вам предстоит заполнить таблицу «Органы чувств».
2.Рассмотрите схему «Строение уха»
Заполни в таблице нужную графу.
3.Проверте свой слух так: шепотом товарищ проговорит слово на небольшом расстоянии от тебя, затем проделает то же, удаляясь. Отметьте точкой своего цвета на схеме, на каком расстоянии вы перестали воспринимать речь.
__________________________________________________________________________
1м 2м 3м 4м
Количество точек разного цвета будет соответствовать количеству детей в группе.
Сделайте вывод.
4.Вспомните советы офтальмолога.
Заполните таблицу.
Таблица
№
|
Орган чувств
|
Строение
|
Отклонение от нормы
|
Коррекция
|
Это интересно
|
2
|
УХО
|
*_________
раковина
*наружный
_______________
проход
*желёзки
*______________
перепонка
|
|
|
*дельфины – чемпионы
_____________
|
4.Сделайте вывод
5. Рассмотрите таблицу «Кто как слышит»
Летучая мышь _________________ в темноте по _____________ .
Сова _____________ добычу ____________.
Она очень хорошо ____________________.
Уши у совы _________________________.
Добавьте нужные слова: ночь, охотится, перья, ловит,
эхо, слышит.
Предполагаемые ответы:
№
|
Орган чувств
|
Строение
|
Отклонение от нормы
|
Коррекция
|
Это интересно
|
2
|
УХО
|
*ушная
раковина
*наружный
слуховой
проход
*желёзки
*слуховая
перепонка
|
плохой слух
|
Выполнение рекомендаций ЛОР - врача
|
*дельфины – чемпионы
слуха
|
Инструктивная карточка (3 группа)
1.Прочитайте:
Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.
В данной работе вам предстоит заполнить таблицу «Органы чувств».
2.Проверь себя! Завяжите глаза товарищу и подносите поближе к его носу по очереди три предмета. Пусть он угадывает, что это такое. Результаты занесите в таблицу.
Имя
|
Количество
|
проверяемых предметов
|
угаданных предметов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод: _____________________________________________________________
3.Вспомните советы ЛОР - врача.
Заполни таблицу.
Таблица
№
|
Орган чувств
|
Строение
|
Отклонение от нормы
|
Коррекция
|
Это интересно
|
1
|
НОС
|
|
|
Тренировка
___________
___________
___________
|
*если лошадь боится, она
_____________, чтобы _______
|
4. Сделайте вывод
Предполагаемые ответы:
№
|
Орган чувств
|
Строение
|
Отклонение от нормы
|
Коррекция
|
Это интересно
|
3
|
НОС
|
|
Постоянная заложенность
|
Выполнение рекомендаций ЛОР - врача
|
*если лошадь боится, она
фыркает, чтобы
прочистить себе нос
|
Инструктивная карточка (4 группа)
1.Прочитайте:
Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.
В данной работе вам предстоит определить органы чувств.
2. Разгадайте предметы с завязанными глазами (гвоздь, карандаш, лук, камень, бумажная салфетка, монета).
3.Запишите: - Какие органы чувств работали?
__________________________________________________________________________
4. Сделай вывод
Практическая работа №2 «Остров сокровищ»
Цель: расширить представление учащихся об ориентировании в пространстве, формирование умения пользоваться компасом.
Оборудование и материалы. Компас, карта с обозначением места спрятанных сокровищ.
Инструктивная карточка
1.Прочитайте:
Всем понятно, что очень важно уметь ориентироваться в пространстве. Ориентироваться в пространстве помогают знания народных примет, а также умение пользоваться специальными приборами. Сегодня вам предстоит путешествие за сокровищами Рутта. Рутт - морской пират, который 100 лет тому назад оставил свои сокровища на острове одинокой пальмы. Если вы бесстрашны и знаете способы ориентирования, то вперед, к сокровищам!
с
2. Прочитайте внимательно карту
пиратов. з в
3.Перед вами компас. ю
Вспомните, как пользоваться компасом.
4.Начните искать сокровища:
- начало пути ( ) – пальма,
- 4 шага на север,
- 10 шагов на восток, Условные обозначения: 1 шаг – 1 клетка,
- 2 метра на юг, 1 метр – 2 клетки,
- 1 прыжок на восток, 1 прыжок – 3 клетки
- встань лицом к восходу солнца, вытяни руки в стороны, посмотри влево, сундучок с сокровищами через три метра,
- сундучок можно открыть, если пройти лабиринт вопросов, тогда ключ у вас в руках!
5. Пират Рутт приготовил лабиринт вопросов, чтобы тем, кто найдет сундук с сокровищами, не смог открыть его. Чтобы найти ключ в лабиринте вопросов, надо правильно на них ответить.
Лабиринт:
С какой стороны на коре дерева вырастает мох?
Какой край у муравейника с южной стороны?
Из каких частей состоит компас?
Какой компас используют птицы, возвращаясь в родные места из теплых краев?
6.Откройте сундучок и получите сокровища!
7.Составьте отчет по таблице «Умею ориентироваться в пространстве» (индивидуальная работа)
Таблица «Умею ориентироваться в пространстве»
№
|
Вопросы
|
Ответы
|
1
|
Какие части света ты знаешь?
|
|
2
|
Какие профессии требуют хорошего знания компаса?
|
|
3
|
Какие ориентиры помогут грибнику? (выбери)
|
а) солнце
б) река
в) дерево
г) муравейник
|
Лабораторная работа №3 «Превращения воды»
Цель: расширить представление учащихся о свойствах воды, учить отгадывать тайны вещества, спрашивать и отвечать на возникающие в ходе опытов вопросы.
Оборудование и материалы: по 3 стаканчика для каждой группы (1 с водой, 2 с молоком, 3 пустой), 2 палочки, щепотка сахара, соломинка для каждого.
Инструктивная карточка
Прочитайте:
Самое привычное вещество для каждого человека – вода. Мы пьем воду, согреваемся с помощью нее и охлаждаемся, поддерживаем чистоту. У воды много свойств. В данной работе вам предстоит с помощью опытов объяснить, какая бывает вода. После проведения опытов заполнить таблицу «Свойства воды»
1. Проведем опыты и результаты запишем в таблицу.
Опыт 1
- Рассмотрите два стаканчика (в одном вода, в другом молоко).
- В оба стаканчика положите палочки.
- В каком из стаканчиков палочка видна, а в каком нет?
- Запишите вывод в таблицу.
Опыт 2
- Перед вами стаканчик с водой.
- Попробуйте ее через соломинку.
- Есть ли у воды вкус?
- Запишите вывод в таблицу.
Опыт 3
- Понюхайте воду.
- Есть ли у воды запах?
- Запишите вывод в таблицу.
Опыт 4
- Перед вами два стаканчика (в одном вода, другой пустой).
- Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой.
- Почему вода льется или течет?
- Запишите вывод в таблицу.
Опыт 5
- Перед вами стаканчик с водой и щепотка сахара.
- Всыпьте сахар в стаканчик с водой.
- Размешайте и попробуйте через соломинку получившийся раствор.
- Что произошло с сахаром?
- Запишите вывод в таблицу «Свойства воды»
Таблица «Свойства воды»
-
-
№ опыта
|
Свойства воды
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
7.Подведем итоги: рассказы детей о проделанной работе.
Лабораторная работа №3 «Игры с воздухом»
Цель: расширить представление учащихся о свойствах воздуха, учить отгадывать тайны воздуха, спрашивать и отвечать на возникающие в ходе опытов вопросы.
Оборудование и материалы: по 1 пустому стаканчику для каждой группы, миска с водой для каждой группы, 4 стеклянные бутылочки с узким горлышком для каждой группы (1 пустая, 2 с кусочком апельсина, 3 с кусочком лука, 4 с ароматизированной салфеткой), по 2 шарика, чашечные весы, карточки для каждой группы с научной информацией.
Инструктивная карточка
Прочитайте:
Большое значение для всего живого на Земле имеет воздух. Под действием воздуха и воды формируются погода и климат. В данной работе вам предстоит с помощью опытов объяснить, какие свойства воздуха имеют место. После проведения опытов заполнить таблицу «Свойства воздуха»
1.Проведем опыты и результаты запишем в таблицу.
Опыт 1
-Перед вами обычный стакан.
Внимательно рассмотрите, есть ли в нем что-нибудь? ___
-Переверните стакан. Из него что-нибудь высыпалось ли или выпало? ____
-Поднесите перевернутый стакан к прозрачной миске с водой. Медленно опускайте его по очереди, держа стакан прямо. Попадает ли в стакан вода? ____
-Вывод запиши в таблицу «Свойства воздуха»
Опыт 2
-Опускайте по очереди стакан в миску с водой, но теперь держите его не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? ______________________
-Откуда это взялось? _______________________
-Дополни:
________________ выходит из стакана, а его место занимает ____________________ .
Опыт 3
-Перед вами 4 стеклянные бутылочки с узким горлышком (первая пустая, вторая с кусочком апельсина, третья с кусочком лука, четвертая с ароматизированной салфеткой).
-Передавая по очереди каждую из бутылочек (начните с первой), почувствуйте запахи.
-Имеет ли воздух собственный запах? _____
-Вывод запиши в таблицу «Свойства воздуха»
Опыт 4
-Возьмите два шарика. Один надуйте для проведения опыта.
-Положите на одну чашу весов надутый шарик, на другую ненадутый.
-Какая чаша перевесит? ___________________
-Вывод запиши в таблицу «Свойства воздуха»
Таблица «Свойства воздуха»
-
-
№ опыта
|
Свойства воздуха
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5. Рубрика «Это интересно»
- Перед вами научные новости из энциклопедии «Что такое. Кто такой».
- Расставьте на месте пропусков знак , если пропущено слово воздух,
и знак , если пропущено слово вода, а также заполните пропуски окончаний слов.
Выберите те, которые расширяют ваши знания о воздухе.
а) «____ имеет вес. В литровой бутылке, например, больше одного грамма _____. Своим весом ____ давит на нас и на все предметы вокруг нас. Если, например, откачать ____ из консервной банки, то она сплющится»
б) «Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на картах изображают ____, без которо не обойтись никому»
в) «Огромную роль в очистке ____ играют растения – легкие планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ и выделяют кислород»
г) «Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже ____? Таково свойство:. бывает жидк , тверд , и газообразн »
Ответы на задание из рубрики «Это интересно»
а) «Воздух имеет вес. В литровой бутылке, например, больше одного грамма воздуха. Своим весом воздух давит на нас и на все предметы вокруг нас. Если, например, откачать воздух из консервной банки, то она сплющится»
б) «Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому»
в) «Огромную роль в очистке воздуха играют растения – легкие планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ и выделяют кислород»
г) «Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода? Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой, и газообразной»
7. Подведем итоги: рассказы детей о проделанной работе.
Практическая работа №5 «Задачки растений»
Цель: систематизировать знания учащихся о растениях нашего края ранней весной, формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, воспитывать любознательность.
Оборудование и материалы. Пронумерованные образцы спилов деревьев (липа, осина, клен, сосна, рябина, береза), таблица «Деревья и кустарники», справочная литература.
Примечание: работа организуется в группах.
Инструктивная карточка (1 группа)
1.Рассмотрите внимательно образцы спилов деревьев, определите их названия.
Отгадать название вам помогут следующие направления:
- цвет коры, ее степень шершавости,
- цвет на спиле, особенности расположения годовых колец.
липа
|
осина
|
клен
|
сосна
|
рябина
|
береза
|
№
|
№
|
№
|
№
|
№
|
№
|
2.Рассмотрите внимательно веточки с деревьев, определите их названия.
Отгадать название вам помогут следующие направления:
- цвет коры на веточке, особенности расположения на ней почек,
- форма почек и их цвет,
- запах от веточки и возможное наличие клейкости
липа
|
осина
|
клен
|
сосна
|
рябина
|
береза
|
№
|
№
|
№
|
№
|
№
|
№
|
3. Угадай по описанию.
Высокое дерево (20-40 м). В верхней части кора красновато – бурая и отслаивается тонкими пластинками. Ближе к земной поверхности кора имеет глубокие трещины у взрослых деревьев. Молодые побеги зеленоватые, с возрастом становятся желтовато – серыми. Крона у молодых деревьев конусовидная, у старых – широкая, округлая, иногда зонтиковидная. Хвоя темно – зеленая, жесткая, с колючим острием, длинная, около 6 см. Шишки серо – коричневые.
Название: __________________________
Для остальных групп задание №1 и № 2 остаются прежними. Заменяем только задание №3.
Материалы для задания №3
( для 2 группы):
Дерево высотой до 30 м. Молодые ветви имеют темно – серую окраску. Они гладкие. Ствол покрыт черной корой с продольными трещинами. Листья, которые скоро появятся, пятилопастные с шиловидным окончанием и округлыми выемками между лопастями. Цветки имеют зеленовато – желтую окраску и распускаются до появления листьев.
Название: __________________________
(для 3 группы):
Ствол у этого дерева серовато – зеленый, высотой до 25 м. Жесткие округлые листья, которые скоро появятся, от малейшего ветерка будут вздрагивать и приходить в движение. Зацветает в конце апреля, когда листовые почки только набухают.
Название: __________________________
(для 4группы):
Небольшое дерево, высотой до 25 м. Имеет серовато – коричневую гладкую кору и ажурную крону. Скоро появятся листья, которые состоят из 9-15 листочков на одном черешке.
Название: __________________________
(для 5 группы):
Дерево высотой до 25 м. Кора молодых деревьев темно – серая с красноватым оттенком и гладкая. Когда дереву исполняется 30 – 40 лет, кора у него становится бурой, глубоко бороздчатой. Листья, которые скоро появятся, будут иметь сердцевидную форму.
Название: __________________________
Практическая работа №6 «Угадай меня!»
Цель: систематизировать знания учащихся о растениях нашего края поздней весной, формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, воспитывать любознательность.
Оборудование и материалы. Пронумерованные образцы растений (липа, осина, лещина, пастушья сумка, птичий горец, лебеда), таблица «Деревья и кустарники», гербарий «Травянистые растения», справочная литература.
Примечание: работа организуется в группах.
Инструктивная карточка (1 группа)
1.Рассмотрите внимательно растения, определите их названия.
липа
|
осина
|
лещина
|
пастушья сумка
|
птичий горец
|
лебеда
|
№
|
№
|
№
|
№
|
№
|
№
|
2.Распределите растения по группам.
-
-
деревья
|
№
|
кустарники
|
№
|
травы
|
№
|
3. Угадай по описанию.
Однолетнее травянистое растение. Встречается этот сорняк очень часто около жилья, у дорог, на пустырях, на полях и лугах, имеет тонкий стебель, листья у него темно-зелёные. Во время ВОВ эта травка использовалась в пищу. Отвар из неё пили для поддержания организма. Она была пищевой добавкой в приготовленную для выпечки лепешек массу из картошки. Оказывается, эта травка сопровождает человека на обрабатываемых почвах с начала каменного века не только как сорняк, но и как пищевое растение – семена использовались как пшено. В настоящее время она используется в животноводстве (листья и молодые побеги охотно поедаются животными), в лечебных целях (как противовоспалительное, обезболивающее, успокаивающее средство). № _____
Название: __________________________
Для остальных групп задание №1 и № 2 остаются прежними. Заменяем только задание №3.
Материалы для задания №3
(для 2 группы):
Однолетнее травянистое растение. Стелется на открытых местах зелёным ковром: тонкий стебель, листья мелкие вытянутые овальные. В народе это растение называют «травой муравой». Её охотно поедают птицы. № _____
Название: _________________________________________
(для 3группы):
Однолетнее травянистое растение. Встречается эта травка очень часто на открытых местах: тонкий стебель, листья снизу собраны в небольшую розетку, а к верху тянутся поочередно по стеблю, мелкие белые цветки собраны в щиток. По мелким треугольным плодам вы сразу определите название этой травки. № _____
Название: _________________________________________
(для 4группы):
Один из самых распространенных кустарников в лесу. Молодые тонкие веточки этого растения имеют опушение из оттопыренных жестких волосков оригинальной формы. Листья у этого кустарника крупные, округлой формы, резные по краю. Плоды этого кустарника вкусные и полезные. Они привлекают не только человека, ими питаются некоторые животные, обитающие в лесу,-белки, лесные мыши .№_____
Название: _________________________________________
(для 5 группы):
Это древесное растение широко распространено на территории нашей страны. Ствол этого дерева в нижней части тёмно-серый, выше он имеет красивую серовато-зелёную окраску. Одна из характерных особенностей этого дерева – очень подвижные листья, которые приходят в движение даже от слабого ветерка. Это объясняется тем, что листовые пластинки прикрепляются к концу длинного и тонкого черешка, а он плоский, сильно сплюснутый с боков. Благодаря такой форме черешок легко изгибается вправо и влево. На дрова это дерево совершенно не годится – мало даёт тепла. Древесина используется главным образом на спички. Кроме того из неё изготавливают кадки, бочки и другое. № _
Название: _________________________________________
(для 6 группы):
Это древесное растение широко распространено на территории нашей страны. Ствол тёмно-коричневый, листья серцевидной формы, причём заметно асимметричны: одна половинка листа несколько меньше, чем другая. Край листа мелко зазубрен, т.е. пильчатый. Цвести это дерево будет летом и привлекать своим ароматом пчёл. Древесина этого дерева в недалёком прошлом широко использовалась человеком на различные бытовые нужды. Из её мочалистой коры, богатой прочным волокном, получали лыко, необходимое для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Из мягкой древесины делали ложки, миски, скалки и другое. Древесина этого дерева сейчас используется для разнообразных поделок.
№ ____
Название: _______________________________________
|
|
|