|
Кружка по русскому языку для учащихся V класса
Министерство образования Российской Федерации
МОУ Травкинская основная общеобразовательная школа
кружка по русскому языку
для учащихся V класса
учителя русского языка и литературы
« Утверждаю»
С.Травкино
Богучарский район
Воронежская область
2010 год
Пояснительная записка.
Прочные знания по русскому языку жизненно необходимы каждому образованному члену общества. Однако в настоящий момент в рамках изучения курса русского языка в учебных заведениях явно не хватает времени для всестороннего полного овладения знаниями по предмету. Данная программа предназначена для дополнительного углублённого изучения русского языка учащимися V класса. Наряду с новыми сведениями по русскому языку в ней содержатся и известные ранее. Программа предполагает повторение пройденного и изучения нового материала в форме деловых игр, практических занятий, викторин, тестов, традиционных упражнений, а также в виде работы с компьютером.
Курс рассчитан на 34 часа в V классе и направлен на углубление и расширение знаний по теории и практике русского языка.
ЦЕЛИ:
1) повторение учащимися изученного в учебное время материала;
2) оказание практической помощи в расширении и углублении знаний учащихся;
3) формирование языковых и речевых умений учащихся.
ЗАДАЧИ:
1) наиболее прочное овладение обучающимися основами знаний о родном языке;
2) формирование у учащихся орфографических и пунктуационных умений и навыков;
3) овладение нормами русского литературного языка;
4) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи Учащихся в пределах курса V класса;
5) совершенствование умения связно излагать свои мысли;
6) упрочнить знания учащихся о науке « Русский язык», её разделах.
Учебно – тематический план.
№
п/п
|
Тема.
|
Вид деятельности.
|
Коли-
чество
часов
|
1
|
Язык и мышление. Язык и человек.
|
Слово учителя, беседа.
|
1
|
2
|
Знаем ли мы основные разделы русского языка?
|
Слово учителя, работа с таблицей, деловая игра.
|
1
|
3
|
Что такое орфограмма?
|
Работа с учебником, соревнование, практические упражнения.
|
2
|
4
|
Что мы знаем о тексте?
|
Беседа, работа с текстом.
|
1
|
5
|
Знакомимся с типами речи.
|
Слово учителя, работа с учебником, распознавание текстов разных типов.
|
1
|
6
|
Знакомимся со стилями речи.
|
Слово учителя, работа с учебником, распознавание текстов разных стилей.
|
1
|
7
|
Комплексный анализ текста.
|
Работа с текстом.
|
2
|
8
|
Учимся писать сочинение по картине.
|
Практикум.
|
1
|
9
|
Занимательный синтаксис.
|
Беседа, практические упражнения, викторины, игра – соревнование.
|
2
|
10
|
Хорошо ли мы знаем пунктуацию?
|
Практикум, выполнение заданий по компьютеру.
|
1
|
11
|
Учимся строить прямую и косвенную речь, диалог.
|
Работа с учебником, практикум, составление диалогов в парах.
|
1
|
12
|
Фонетика – это интересно!
|
Составление таблиц, практикум, игра «Кто быстрее?»
|
1
|
13
|
Вспоминаем алфавит.
|
Соревнование « Кто лучше знает алфавит?», беседа.
|
1
|
14
|
Овладеваем орфоэпией.
|
Слово учителя, практикум, работа по карточкам.
|
1
|
15
|
Многообразие словарей.
|
Работа со словарями, слово учителя.
|
1
|
16
|
Прямое и переносное значение слов.
|
Беседа, работа с текстами по распознаванию метафор и олицетворений.
|
1
|
17
|
Научись правильно определять смысл слов.
|
Беседа, деловая игра, работа в группах и по карточкам.
|
1
|
18
|
Таинственные синонимы, омонимы, антонимы.
|
Беседа, работа с учебником, соревнование.
|
1
|
19
|
Игра «Забавная лексикология».
|
Игра.
|
1
|
20
|
Что мы знаем о морфемике?
|
Беседа, работа с учебником, практикум.
|
1
|
21
|
Куда «убегают» беглые гласные?
|
Слово учителя (о беглости гласных и чередовании звуков), работа с учебником, практикум.
|
1
|
22
|
Деловая игра «Увлекательная морфемика».
|
Игра, индивидуальная работа по карточкам.
|
1
|
23
|
Эта сложная орфография.
|
Работа с учебником, компьютером, практикум.
|
2
|
24
|
Научись правильно писать трудные слова.
|
Работа с орфографическим словарём, компьютером, викторина.
|
1
|
25
|
Знаешь ли ты, что такое морфология?
|
Слово учителя, работа по учебнику, игра « Узнай часть речи».
|
1
|
26
|
Учимся правильно определять грамматические признаки имени существительного.
|
Слово учителя, работа по учебнику, практикум, игра.
|
1
|
27
|
Вспоминаем падежные окончания существительных и прилагательных.
|
Беседа, практикум, работа по карточкам.
|
1
|
28
|
Что мы знаем о спряжении глагола?
|
Беседа, работа по учебнику, практикум.
|
1
|
29
|
Викторина по теме «Морфология».
|
Беседа, викторина.
|
1
|
30
|
Путешествие по стране «Русский язык».
|
Беседа, деловая игра.
|
1
|
Список литературы.
1. Введенская, Л.А., Колесникова, Н.П. От собственных имён к нарицательным / Л.А.Введенская и др.- 2-е издание.-М.: Просвещение, 1989.- 143 с.
2.Гвоздарёв, Ю.А. Язык есть исповедь народа / Ю.А.Гвоздарёв.- М.: Просвещение, 1993.- 143 с.
3. Граник, Г.Г.,Бондаренко, С.М.,Концевая, Л.А. Секреты орфографии / Г.Г.Граник и др.- М.: Просвещение, 1991.- 222 с.
4.Григорян, Л.Т. Язык мой – друг мой/ Л.Т.Григорян.- М:Просвещение, 1976.-224с.
5. Крамаренко, Н.О. Дидактический материал. Разрезные карточки. 5 класс/ Н.О.Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2003.- 128 с.
6. Кривоплясова, М.Е. Русский язык и литература. 5-9 классы. Средства и приёмы выразительной речи / М.Е.Кривоплясова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 78 с.
7. Мордес, Е.М. Искать, пробовать, обучать. / Е.М.Мордес.- Волгоград: Учитель, 2002.- 104 с.
8. Панов,Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку / Б.Т.Панов.- М.: Просвещение, 1980.- 208 с.
9. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку / А.А.Позднякова.- 29-е издание.- М.: Экзамен, 2004.-270 с.
10. Постникова,И.И., Подгаецкая, И.М. Фонетика – это интересно / И.И.Постникова и др.- М.:Просвещение, 1992.- 96 с.
11. Преображенская, Е.П. Кружок русского языка в школе / Е.П.Преображенская.- М.: Просвещение, 1966.- 204 с.
12. Пташкина,В.Н. и др. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы/ В.Н.Пташкина и др.- Волгоград: Учитель,2009.- 238 с.
13. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – 36-е издание.-М.: Просвещение, 2009.- 317 С.
14. Текучева, В.И. Тесты по русскому языку / В.И.Текучева.- 2-е издание.- М.: Экзамен, 2004.- 93 с.
15. Филипченко, М.П. Загадки – шарады. И не только… / М.П.Филипченко.- Волгоград: Учитель, 2008.- 110 с.
|
|
|