|
• Подготовьте ответы на вопросы, предложенные учителем, учениками или представленные в учебнике
Методический прием «Диалог Ривина».
Бывают ситуации, когда нужна очень внимательная и тщательная работа с текстом. В этом случае пригодится методический прием «Диалог Ривина». Возможно, он покажется слишком сложным и накрученным, но для того мы и наделены такой чертой, как критическое мышление, чтобы взять из него то, что нам нужно. Умная и критическая фильтрация - это просто необходимое условие учительского труда. Мы с вами разные, имеем разные способности и опыт, мы учим разных детей, поэтому нельзя автоматически переносить в жизнь все, что предлагается в педагогических методиках.
Диалог Ривина. Работа по методике Ривина предусматривает чтение или изучение текста абзацами. Под абзацами следует понимать текст до 12 строк, который имеет законченную мысль и смысл которой можно передать одним предложением (до 10 слов). Для изучения абзаца необходимо сначала выяснить его суть. Для выделения главной мысли каждого абзаца рекомендуем следующее:
• Найдите в тексте новые слова и словосочетания.
• Объясните их значение своими словами или прочитайте по тексту, при необходимости воспользуйтесь дополнительной литературой.
• Составьте предложения с новыми словами, убедитесь, что вы правильно их поняли.
• Найдите основное слово или словосочетание абзаца.
• Устно объясните, почему вы его считаете основным.
• Составьте предложения с основным словом, чтобы передать идею абзаца, придумайте второе предложение, выберите, на ваш взгляд, лучшее.
• Лучшее предложение запишите в тетрадь.
• Основным словом могут быть предметы, явления, персоналии, события, упомянутые в абзаце.
• Установите связи, зависимость между этими объектами.
• Составьте предложение, которое выражает суть абзаца, придумайте второе, выберите лучшее.
• Подготовьте ответы на вопросы, предложенные учителем, учениками или представленные в учебнике.
• Составьте вопросы для товарища.
• Придумайте опору для объяснения смысла абзаца другу ученику. Уточните перспективу развития идеи, проблемы, признаки, сферу применения новых понятий.
• Свяжите усвоенную информацию с ранее изученным или прочитанным материалом.
Эту методику педагоги расценивают как мостик для формирования более сложных умений: чтения пункта, страницы раздела.
|
|
|