|
Программа рассчитана на три года обучения ( для учащихся 2-4 классов)
Программа внеурочной деятельности «Книжкино царство»
Программа рассчитана на три года обучения
( для учащихся 2-4 классов)
Пояснительная записка.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы нами создана программа для учащихся 2-4 классов «Книжкино царство» в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности.
Цель программы – знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, используя внеурочные формы деятельности.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:
викторины,
конкурсы,
игры,
презентации,
литературный журнал,
литературный марафон,
литературное кафе
литературные встречи,
литературная гостиная и т.д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».
Ведущие принципы программы
«Книжкино царство».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное
установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Сроки и этапы реализации программы
Данная программа реализуется в течение 3 лет (102 часа) во внеурочной деятельности.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Тематическое планирование занятий
кружка «Книжкино царство»
2 класс (34 часа)
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Элементы содержания
|
Форма проведения занятия
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Стихи о школе и детях «Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»
|
|
1 ч.
|
С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц», А.Плещеев «Чему в школе учат»
Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.
|
Фотовыстав-
ка «Мой первый день в школе»
|
2.
|
Сказки о животных«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»
|
|
1 ч.
|
В. Сутеев «Мышонок и карандаш», Р. Киплинг «Слонёнок»
Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.
|
Разыгрыва-ние сказки по ролям.
|
3.
|
Загадки о животных. Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни.
|
|
1 ч.
|
Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки.
Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.
|
Составление классного сборника загадок
|
4.
|
Учись дружить.
|
|
1 ч.
|
Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»
Найти пословицы о дружбе и друзьях
|
Мозговой штурм «Учись дружить».
|
5.
|
Здравствуй, осень!
|
1 ч.
|
|
М. Пришвин «Листопадничек»
Подготовка рисунков «Осень в моём городе»
|
Устный журнал « Осень в моём городе»
|
6.
|
Худому делу - худой конец.
|
|
1 ч.
|
Итальянская сказка «Как осел петь перестал»,С.Баруздин «Кляксы»,В.Берестов «Змей – хвастунишка»
Придумать своё оригинальное продолжение сказки.
|
Разыгрыва-ние сказки С.Михалков «Аисты и лягушки»
|
7.
|
Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!...
|
|
1 ч.
|
Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.
Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»
|
Составление рисованного диафильма к произведе-нию «Сказка о громком барабане»
|
8.
|
Весёлые стихи.
|
|
1 ч.
|
Д.Хармс « Иван Торопышкин»,Э.Мошковская «Хитрые старушки», С.Маршак «Пудель», «Багаж»
Работа с иллюстрациями к произведениям, художники – иллюстраторы
|
Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравивше-мусяпроизведе-нию
|
9.
|
«На ярмарке»
|
|
1 ч.
|
Малые фольклорные жанры.
Выучить потешку, считалку,небылицу.
|
Конкурс на лучшего чтеца скороговорок
|
10.
|
Сказки о животных
Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце
|
1 ч.
|
|
В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»
Сочинение сказки о неживом предмете
( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)
|
Оформление и выбор сказок для создания классного сборника «Сказки о …»
|
11.
|
Рассказы о животных.
Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….»
|
1 ч.
|
|
М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса», К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»
Принести картинки, иллюстрации,
фотографии с изображением птиц нашего города.
|
Беседа и рассуждение по прочитан-ному, составление памятки «Учись наблюдать»
|
12.
|
Забавные стихи
Не любо – не смейся, а другим не мешай.
|
1 ч.
|
|
А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин», Э.Мошковская «Хитрые старушки»
Выбор отрывка для заучивания наизусть.
|
Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки «Бережного отношения к книге»
|
13.
|
Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Я ещё не волшебник, я только учусь.
|
|
1 ч.
|
Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Сочинить стихи о своих друзьях
|
Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей»
|
14.
|
Рассказы и стихи о подвигах
|
1 ч.
|
|
М. Зощенко «Самое главное», Емельянов «Храбрая девочка»
Характеристика поступка, героев.
|
Беседа-диспут.
|
15.
|
Тебе смешно, а мне до сердца дошло
|
|
1 ч.
|
Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».
Сочинить рассказ о случае с вашей кошкой.
|
Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями
|
16.
|
Сказки о настоящей дружбе.
|
|
1 ч.
|
Афганская сказка « Волк – ябедник», Африканская сказка «Вот так дружба!»
Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам.
|
Оформление плаката «Настоящий друг
|
17.
|
О героизме и трусости Слава греет – позор жжет
|
1 ч.
|
|
С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова «Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня»
Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.
|
Составление советов для тех, кто хочет быть храбрым.
|
18.
|
Жизнь дана на добрые дела.
|
|
1 ч.
|
Б. Житков «Помощь идет» Е. Пермяк « Пичугин мост»
Составление рассказа о своём добром поступке.
|
Разгадывание кроссворда
« О героях храбрецах»
|
19.
|
Произведения о ребятах – сверстниках.
|
1 ч.
|
|
Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу», Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»
Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.
|
Оформление выставки книг «Товарищам детям»
|
20.
|
Родину – мать учись защищать.
|
|
1 ч.
|
А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»
Подобрать пословицы и поговорки о Родине.
Выделение для себя нравственных качеств.
|
Инсценирование отрывка
из сказки А.Гайдара овоенной тайне
|
21.
|
Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
|
|
1 ч.
|
Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме», Панькин « Легенда о матерях», Трутнева « Проталинки»
Сочинение стихов о маме и для мамы (буриме)
|
Подготовка к празднику
|
22.
|
Книги о ребятах и их делах.
|
|
1 ч.
|
А.Барто « Было у бабушки 40 внучат», С.Маршак «Чижи»
Выбор для себя роли в инсценировке
|
Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице»
|
23.
|
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.
|
|
1 ч.
|
Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный», Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»
Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ
|
Литературная игра «Почемучка»
|
24.
|
Басни дедушки Крылова.
|
|
1 ч.
|
Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни.
|
Игра – «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрирована)
|
25.
|
Весна, весна на улице, весенние деньки!
|
1 ч.
|
|
Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?», Э. Шим «Чем пахнет весна».
Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин.
|
Составление устного журнала «Весна, весна на улице…»
|
26.
|
Знай и люби родную природу!
|
1 ч.
|
|
Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку», Снегирев « Про пингвинов», Г.Скребицкий «Колючая семейка»
Пересказ по плану.
|
Работа с толковыми словарями Ожигова, Даля
|
27 - 28
|
Произведения о растениях
Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом.
Э.Шим «Неслышные голоса», Н.Павлова« Живая бусина»
|
|
2 ч.
|
Выделение ключевых эпизодов произведений.
|
Создание рисованного диафильма «Живая бусина»
|
29.
|
Сказки народов моего города.
|
1 ч.
|
|
Татарские, чувашские, русские народные сказки.
Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформлением.
|
Составление «сказочного словаря».
|
30.
|
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
|
|
1 ч.
|
Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»
Составление вопросов по произведению.
|
Игра «Вопрос-ответ»
|
31.
|
Габдулла Тукай для детей
|
1 ч.
|
|
Книги и произведении Габдуллы Тукая
Особенности оформления книг татарского писателя.
Выбор стихотворений для выразительного чтения.
|
Оформление выставки книг. Выбор стихотворений для выразительного чтения.
|
32.
|
Обобщающее занятия
|
|
1 ч.
|
Подготовка к КВН
|
Подготовка к театрализовн номупредставле-нию
|
33.
|
Обобщающее занятие с родителями
|
|
1 ч.
|
Проведение праздника с обобщением полученных знаний.
|
КВН «Папа, мама, я – читающая семья»
|
34.
|
Итоговое занятие
|
1 ч.
|
|
Подведение итогов. Оценка деятельности
Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений.
|
Оформление уголка летнего чтения.
|
|
|
|