|
Использование игр с предметами в логопедической работе
Использование игр с предметами в логопедической работе
Наряду с традиционными настольно – печатными и словесно – дидактическими играми следует использовать на занятиях игры с природным материалом, игрушками, предметами обихода, спортивным инвентарём.
Такие игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
Позволяют вносить дополнительное разнообразие в занятия.
Развивают общую и мелкую моторику.
Развивают фонематический слух.
Совершенствуют навыки звукового анализа.
Игры с прищепками:
Цель: Проводить звукобуквенный анализ слогов и слов, обучать дифференциации звуков в слогах.
«Цвет – звук» - ребёнку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Например: слог ма – звук м – твёрдый согласный (прищепка синяя), а – гласный (прищепка красная).
«Определи, какой звук в слове» - ребёнку нужно определить, твёрдый или мягкий звук М на картинке и прикрепить нужную прищепку.
«Составь схему» - с помощью прищепок определённого цвета, составить схему слова.
«Звуковые домики» - ребёнку нужно назвать картинки, где слышится заданный звук и определить, где он находится( в начале, середине, конце слова).
Игры с игрушками:
Цель: Выработать умение различать дифференцируемые звуки.
«Красный - синий» - в коробке лежат игрушки с дифференцируемыми звуками. Взрослый показывает красный карандаш, ребёнок выбирает игрушки со звуком «Ш», показывает синий - со звуком «С»
«Волшебная коробочка» - из коробки ребенок достает, разные игрушки с дифференцируемыми звуками, называет их и раскладывает на две кучки.
«Два дома» - ребёнку предлагают две коробки "дома", которые нужно заселить предметами или игрушками с дифференцируемыми звуками. (например, «в дом З» и «дом Ж»).
Игры с мячом:
Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря, развитие воображения. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
«Перевёртыши» - (используем буквы разрезной азбуки), прокатывая мячик от одной буквы к другой, дети читают слово в одну и другую стороны. Слова: дед, кок, комок, заказ, топот, доход.
«Будь внимательным» - из цепочки звуков ребёнок должен выбрать заданный звук, стукнув при этом мячом об пол.
«Мяч передавай, слово называй» - ребёнок называет слово на заданный звук и перебрасывает мяч следующему игроку, тот придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше.
«Звуковая цепочка» - взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от игрока к игроку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего. Слон – нос – сова…
«Разноцветные мячи» - (используем мячи красного и синего цвета), взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный, если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно взрослому.
«Придумай слово» - ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если ловит мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука.
«Сколько звуков?» - определение последовательности и количества звуков в слове; Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и их количество.
Игры с пуговицами, карандашами:
Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.
«Ученик» – ребенок выкладывает из карандашей, ( пуговиц) заданные буквы, слова и слоги, а взрослый читает их. Можно сделать и наоборот взрослый пишет - ребёнок - читает.
«Буква потерялась» ребёнку предлагается выложить из пуговиц. (карандашей) короткое слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное слово. Можно сделать и наоборот взрослый выкладывает - ребёнок - угадывает.
Литература:
Воробьёва Т.А., Крупенчук И.О. «Мяч и речь». Издательство «Дельта». СПб., 2000.
Ж – л «Логопед» 2010, № 3. Отакулова Э.М. Игры с прищепками, с. 79 – 81.
Ж – л «Логопед» 2012, № 4. Гуцал И.Ю. Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.
|
|
|