Автор: Бочарова Н.А.
Развитие познавательного интереса учащихся
через использование дидактической игры
на уроках русского языка
в начальной школе
Методические материалы
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание
Введение. 3
1. Цели и задачи дидактических игр в изучении русского языка в школе. 6
2. Происхождение и развитие игры как средство обучения детей. 7
§1. Понятие об игре и её видах 9
§2. Особенности использования игр в 1 классе. 11
3. Использование дидактических игр с целью повышения интереса к русскому языку 15
4. Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах. 17
§1. Фрагмент урока русского языка № 1. 18
§2. Фрагмент урока русского языка № 2. 22
§3. Фрагмент урока русского языка № 3. 25
§4. Фрагмент урока русского языка № 4. 28
§5. Банк игр 31
Вывод 36
Заключение 37
Список литературы 40
Введение.
Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.
В настоящее время проблема использования дидактических игр на уроках актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной
школе развить у учащихся интерес к предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но дети продолжают носить в школу игрушки. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через дидактические игры
можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.
Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице
«Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выгодского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры:
«Уже давно обнаружено, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они (игры) организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения,
требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил»[7].
«В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих.
Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений»[7].
«Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там, - где этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней,
протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя
организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение»[7].
«Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам,
чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи»[7].
Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов.
Таким образом, при
всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.