Главная страница

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста


Скачать 33.01 Kb.
Название Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Дата 14.03.2016
Размер 33.01 Kb.
Тип Документы

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с тех пор они практически не изменились: те же герои, те же сюжеты, понятные людям разных культур и всех возрастов. Универсальность волшебных сказок объясняется тем, что они являются продуктом коллективного воображения человечества, который тщательно оберегается и передается из поколения в поколение.

Сказки не просто рассказывают занимательные истории: они внушают нам некие установки, так как обращены непосредственно к подсознанию человека. Вместе со сказками, рассказанными на ночь или прочитанными при ярком солнечном свете, родители передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения, принятые в данной культуре.

Надо сказать, что наши предки к волшебным историям относились со всей серьезностью: вплоть до 18 века сказки принято было рассказывать не  только детям, но и взрослым. Похоже, что сегодня эта традиция возвращается… в виде новаторской психотерапевтической практики, именуемой сказкотерапией. Использование сказок в решении личных проблем – направление новое, но, как показывает опыт, крайне перспективное и интересное. Сказка изначально обладает психотерапевтическим эффектом, так как в ней неизменно находится выход из проблемной ситуации.

Метод сказкотерапии направлен на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказывать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, передавать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки.

Задачи, которые решаются на занятия с элементами сказкотерапии:

1.Развивать речь детей с помощью: пересказывания сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.

2.Выявить и поддержать творческие способности.

3.Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4.Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

Занятия также могут включать в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды и др.

Сказкотерапевтическое рисование, это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера гнома… В своих работах дети находят много разных существ и придумывают о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку нужна возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

Психодинамические медитации – это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта. Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Признак настоящей сказки- хороший конец. Это даёт ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

После комплексной работы с использованием сказкотерапии дети научаются думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.